Ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении

Прокурорский надзор за соблюдением законодательства, направленного на возмещение расходов по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, и усиление ответственности родителей за воспитание детей — одна из приоритетных сфер деятельности прокуратуры.

Основной целью прокурорского надзора за соблюдением законодательства, направленного на возмещение расходов по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, и усиление ответственности родителей за воспитание детей, является обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, функционирования действенной системы профилактики семейного неблагополучия, а также возмещения родителями расходов по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении.

Надзорная проверка является одним из эффективных правовых средств осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства, направленного на возмещение расходов по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, и усиление ответственности родителей за воспитание детей.

Деятельность по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законодательства, направленного на возмещение расходов по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, и усиление ответственности родителей за воспитание детей, прокурорами планируется, организуется и проводится в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь», Законом Республики Беларусь от 31.05.2003 N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 N 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и иными нормативными правовыми актами.

Одной из основных причин совершения преступлений, предусмотренных ст. 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), является асоциальное, не поддающееся исправлению и корректированию поведение лиц, ведущих аморальный образ жизни, их безразличие к судьбам детей вследствие злоупотребления спиртными напитками, а также низкий уровень их правосознания, культуры и социальной ответственности.

Существенной особенностью проведения проверок по анализируемой категории материалов является так называемый накопительный период формирования задолженности по алиментам, а также расходам, затраченным государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

При проведении проверок вызывает определенную сложность установление местонахождения лиц, в отношении которых проводятся проверки, поскольку большинство из них склонны к злоупотреблению спиртными напитками, многие ведут бродяжнический образ жизни, имеют ряд хронических заболеваний, что также может препятствовать привлечению к уголовной ответственности и подлежит тщательному исследованию в ходе проверки.

Предоставление материалов не в полном объеме является одной из причин, способствующих принятию незаконных процессуальных решений.

В случае выявления должностными лицами органов принудительного исполнения в действиях (бездействии) граждан признаков состава преступления, предусмотренного ст. 174 УК, полагается необходимым приобщать к материалам проверок копии судебных постановлений и исполнительных документов, расчет задолженности, копию акта о наличии либо отсутствии имущества, на которое может быть наложен арест, официальное предупреждение должника об уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов, а также объяснение должника о причинах уклонения от уплаты алиментов.

По фактам уклонения граждан от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, необходимо также приобщать сведения (справку) из учреждения образования, в котором находится (находился) ребенок, содержащую сведения о состоянии его здоровья, о периоде его нахождения, средствах, затраченных на его содержание и возмещенных обязанными лицами, и отношение учреждения образования, в котором находится ребенок, о необходимости привлечения должника к ответственности за уклонение от возмещения расходов, копию свидетельства о рождении ребенка либо иные документы, подтверждающие происхождение ребенка от обязанного лица, направление центра занятости в организации для трудоустройства обязанного лица, документ о трудоустройстве обязанного лица, заключении с ним трудового договора, контракта, табели учета рабочего времени обязанного лица, а также справку из бухгалтерии организации о заработной плате обязанного лица с указанием суммы средств, недополученных в результате прогулов.

В некоторых случаях основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и, как следствие, освобождения от уголовной ответственности является отсутствие в судебных постановлениях указания о периодичности производства выплат либо наличие ошибок в анкетных данных должника, взыскателя и несовершеннолетних детей.

При возникновении таких вопросов при проведении проверок в порядке ст. 174 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь и привлечении лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, следует учитывать, что в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 3 УК лицо подлежит уголовной ответственности только за те совершенные им общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, предусмотренные УК, в отношении которых установлена его вина, то есть умысел или неосторожность. Указанной нормой в уголовном законе закреплен принцип субъективного вменения.

В случае выявления при проведении проверок явных неточностей и описок в судебных постановлениях, влекущих невозможность квалификации действий виновных, органу дознания необходимо инициировать принятие судом дополнительных решений в целях исправления описок и явных счетных ошибок. При этом, если в ходе проверки установлено наличие умысла на уклонение лица от содержания детей и оно сознает общественную опасность своего действия (бездействия в форме неуплаты алиментов), предвидело их общественно опасные последствия и желало их наступления или не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично, соответствующие материалы необходимо направлять в следственные подразделения для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Также в ходе проверки в обязательном порядке необходимо выяснять отношение лица к общественно опасному деянию, принимать решение с учетом иных собранных при проведении проверки материалов (наличие судимости за аналогичное преступление и т.п.).

Таким образом, отсутствие указания в судебном постановлении о периодичности уплаты алиментов является основанием для освобождения такого лица от ответственности. Иные неточности (ошибки, описки в дате рождения, адресе, фамилии и т.п.) при осознании виновным лицом противоправного поведения, понимании сути судебного постановления таким основанием не являются.