Возмещение материального вреда, причиненного преступлением, имеет важное значение в борьбе с хищениями, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями и иными преступлениями, способствует воспитанию граждан в духе бережного отношения к государственной собственности, обеспечивает защиту имущественных прав и интересов государственных предприятий, учреждений, организаций, иных юридических лиц и граждан. Борьба с любыми отступлениями от норм права была и продолжает оставаться одной из актуальных проблем общества и государства. От ее эффективности зависит укрепление всех форм собственности, упрочение демократических прав и свобод личности.
Устранение вредных последствий преступлений, и в частности возмещение причиненного преступлениями вреда, — одна из важнейших задач, стоящих перед правоохранительными органами. Наступление вредных изменений в охраняемых уголовным законом общественных отношениях является результатом совершения большинства преступлений. Такие изменения в теории уголовного права называются преступным результатом, который по характеру может быть в том числе и в виде материального вреда.
Установление характера и размера причиненного преступлением вреда является не правом, а обязанностью органа, ведущего уголовный процесс. Следователи и дознаватели обязаны не только устанавливать характер и размер причиненного преступлениями вреда, но и принимать все меры к его возмещению в полном объеме.
При осуществлении действий по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлениями, необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
- Указом Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 N 330 «О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью»;
- Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК);
- Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь;
- Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь;
- Законом Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З «О борьбе с коррупцией»;
- Законом Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности»;
- постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.06.2004 N 8 «О практике рассмотрения судами гражданского иска в уголовном процессе»;
- Инструкцией по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 N 40.
В связи с тем что такие понятия, как «ущерб», «вред», в действующем уголовном законодательстве четко не определены, урегулирование вопроса соотношения указанных понятий подлежит разрешению следующим образом.
Под термином «ущерб», так как он является определяющим для квалификации многих видов преступлений, следует понимать только прямой, действительный ущерб, выраженный в денежной форме, причиненный совершением преступных действий, без какого-либо расширительного толкования. Причиненный же преступлением вред делится на физический, имущественный и моральный.
В главе 25 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) понятие «вред» упоминается в ст. 249 (дискредитация деловой репутации конкурента), ч. 2 ст. 250 (распространение ложной информации о товарах и услугах), ст. 252 (коммерческий подкуп) как вред деловой репутации конкурента, здоровью потребителей и интересам собственника или его клиентам.
В период с 2010 года по настоящее время органами предварительного расследования по фактам совершения преступлений, предусмотренных ст. 252 УК, возбуждено 1 уголовное дело. Уголовные дела по фактам совершения преступлений, предусмотренных ст. 249, ч. 2 ст. 250 УК, в указанный период в г. Минске не возбуждались и не расследовались.
Согласно указаниям Генеральной прокуратуры Республики Беларусь необходимо исходить из того, что имущественный ущерб (в уголовном законе используется термин «ущерб») как последствие совершенного преступления может быть прямым (при хищении, уничтожении или повреждении имущества (статьи 205 — 212, 218 — 220 УК), незаконном отчуждении вверенного имущества (ст. 217 УК), перерасходе материальных и финансовых средств, потерях в связи с гражданско-правовой ответственностью за ненадлежащее исполнение обязательств перед кредиторами (подобного рода прямой ущерб имеет место при злоупотреблениях, служебной халатности и др.)) либо заключаться в неуплате должного (причинение ущерба в значительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков хищения (ст. 216 УК), уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК), сумм налогов, сборов в объеме неуплаченных или неполно уплаченных платежей (ст. 243 УК) и др.).
В УК следует ввести понятие убытков и упущенной выгоды аналогично ст. 14 ГК, согласно которой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно разъяснениям Генеральной прокуратуры Республики Беларусь «Об определении стоимости (размера) похищенного имущества» неправильной признана практика исключения при определении стоимости имущества суммы налога на добавленную стоимость. Необходимо исходить из стоимости товара, указанной предприятием-продавцом на ценнике в торговом зале или другом месте, где лицо взяло этот товар, не намереваясь производить за него оплату.
С учетом того что цена — это выраженная в денежной оценке стоимость единицы товара, которая включает в себя себестоимость, НДС, акцизный сбор, транспортные расходы и торговую наценку, в нее уже заложена прибыль, которая по своей природе является упущенной выгодой.
Кроме того, в соответствии с п. 25 Положения о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 03.12.1994 N 250, одним из оснований для освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление, повлекшее причинение ущерба государственной собственности или имуществу юридического лица, доля в уставном фонде которого принадлежит государству, либо существенного вреда государственным или общественным интересам и не сопряженное с посягательством на жизнь или здоровье человека, является добровольное возмещение причиненного ущерба, включая расходы на восстановление нарушенных имущественных прав и неполученные доходы (упущенную выгоду) от оборота имущества.
Под вредом по уголовным делам указанной категории следует понимать негативные последствия совершенного общественно опасного деяния, которые выражаются в подрыве авторитета органов власти, государственных, общественных и других организаций, нарушении общественного порядка, а также в нанесении физического, имущественного и морального вреда, подлежащего денежному измерению.
Так, согласно указаниям Генеральной прокуратуры Республики Беларусь «О дополнительных мерах по возмещению имущественного ущерба, причиненного преступлениями» не относятся к имущественному ущербу такие предметы и объекты, которые определяют объем (масштаб) деяния, вследствие чего оно приобретает характер преступного (уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере (ст. 242 УК), незаконная предпринимательская деятельность, сопряженная с получением дохода в крупном или особо крупном размере (ст. 233 УК), приобретение, хранение или сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем в крупном размере (ч. 2 ст. 236 УК)).
Таким образом, при даче правовой оценки, квалификации действий и производстве предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности (глава 25 УК) полагаем, что правильным будет использование понятия «убытки», а не «ущерб».