Совершенствование порядка реализации права осужденных к лишению свободы на получение информации

Важным условием эффективности применения наказания и иных мер уголовной ответственности является осведомленность осужденных об их правах, обязанностях и законных интересах, особенностях устанавливаемых в связи с осуждением правоограничений. Ключевую роль в этом вопросе играет своевременность получения осужденными информации об их правовом положении, особенностях осуществления прав, свобод и законных интересов в зависимости от вида наказания, механизме исполнения обязанностей с учетом порядка реализации уголовной ответственности. И если достаточно ясное понимание содержания таких элементов правового положения осужденных, как права и обязанности, на сегодняшний день сложилось, то однозначного толкования сущности их законных интересов и механизма их обеспечения, к сожалению, до настоящего времени, на наш взгляд, нет.

Потребность в использовании категории «законные интересы» обусловлена необходимостью отражения в законодательстве фактически складывающихся общественных отношений и расширения арсенала юридических средств воздействия на поведение субъектов, формирования у них реальных стимулов правопослушного поведения как в условиях отбывания наказания, так и после освобождения их из мест лишения свободы.

Однако стоит согласиться с П.В.Тепляшиным, по мнению которого существующему механизму закрепления рассматриваемой категории в уголовно-исполнительном законодательстве в большей степени присущ декларативный характер, который проявляется в формальном соблюдении международных стандартов в области отправления правосудия и соблюдения прав человека, а не обусловлен реальными потребностями повышения исправительного эффекта уголовного наказания. Как нам представляется, ценностная установка уголовно-исполнительного права состоит в возвышении практической значимости законодательства и исправительного воздействия уголовного наказания, закреплении важности охраны законных интересов.

Для этого в первую очередь резонно было бы устранить различные мнения по вопросу отнесения тех или иных благ к числу законных интересов осужденных путем включения в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (далее — УИК) дополнительной статьи, содержащей их перечень, что позволило бы более эффективно реализовывать и защищать такие интересы как один из элементов правового положения лиц, отбывающих наказания.

Кроме того, как показало наше исследование, большая часть осужденных к лишению свободы затрудняется назвать законные интересы и не может их разграничить со своими правами и правами администрации исправительного учреждения (ИУ). А ведь знание осужденными своих прав, обязанностей и законных интересов является залогом их успешной адаптации к условиям отбывания наказания. Часть 1 статьи 10 УИК, закрепляя право осужденного на информацию, одновременно устанавливает обязанность администрации ИУ предоставлять осужденным указанные сведения, а также знакомить их со всеми изменениями последних. Действующее законодательство не содержит нормы, устанавливающей срок, в течение которого осужденный должен получить необходимую ему информацию. Фактически с момента прибытия осужденного в ИУ, его размещения в карантинное помещение и в течение всего последующего периода отбывания наказания осужденному по его просьбе предоставляется вся необходимая информация, также незамедлительно сообщается о принятых изменениях и дополнениях в законодательстве. Указанная информация постоянно сообщается осужденным путем проведения бесед уполномоченными сотрудниками, при осуществлении воспитательной работы, с использованием наглядной агитации, при помощи средств радиосвязи. Кроме этого, каждый осужденный с целью реализации своего права на получение информации в соответствии с требованиями главы 20 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.10.2000 N 174 (далее — Правила), может обратиться с ходатайством о личном приеме. Такой прием осужденных осуществляется руководством ИУ, а также начальниками служб по графику, утверждаемому начальником ИУ. Учет принятых на приеме осужденных с указанием вопросов, с которыми они обращались, а также результатов их рассмотрения производится в соответствующем журнале. Кроме этого, руководители инспектирующих органов либо специально уполномоченные на то лица проводят прием осужденных по вопросам, входящим в их компетенцию, при посещении ИУ. Учет осужденных, принимаемых этими работниками, ведется во второй части указанного журнала.

Обладание осужденными необходимой информацией, с одной стороны, ограничивает законодательными рамками предъявляемые к ним требования с позиции администрации органов и учреждений, исполняющих наказания, а с другой — позволяет лицам, отбывающим наказания, с уверенностью реализовывать или отстаивать свои права и законные интересы, выполнять обязанности в соответствии с требованиями закона. Предоставляемая осужденным информация, на наш взгляд, должна охватывать не только предписания и установления законодательных и иных нормативных правовых актов, но и локальные нормы и правила, регулирующие процесс исполнения наказания.

При проведении обследования осужденных, отбывающих наказание в ИУ Республики Беларусь и добровольно согласившихся принять участие в анонимном анкетировании, был задан вопрос об источнике получения информации о правах, обязанностях и законных интересах. Ответы распределились следующим образом:

  • знал до осуждения — 11,1%;
  • получил, услышал от заключенных под стражу в изоляторе временного содержания (ИВС), следственном изоляторе (СИЗО) — 10,8%;
  • был проинформирован администрацией СИЗО, ИУ — 17,7%;
  • изучил, находясь в карантине, ознакомившись со специальными стендами, — 10,3%;
  • узнал от других осужденных — 17,7%;
  • самостоятельно изучаю действующее законодательство и отслеживаю его изменения — 20,6%;
  • с требованиями законодательства, регламентирующего права, обязанности и законные интересы, не знаком — 3,3%.

Подобный «разброс» ответов приводит нас к выводу о целесообразности подготовки, издания и выдачи осужденным специальной памятки, содержащей их основные права, обязанности и законные интересы, что будет способствовать более полному уяснению ими своего правового положения. Следует подчеркнуть, что 84% сотрудников ИУ Республики Беларусь, согласившихся принять участие в анонимном анкетировании, полагают, что такое специальное издание позволит максимально использовать осужденными предоставленные законом возможности удовлетворения своих потребностей и улучшить условия отбывания наказания. Последние в своем большинстве (59%) также считают резонным получение специальной памятки, содержащей исчерпывающие разъяснения их прав, обязанностей и законных интересов. В связи с этим полагаем уместным п. 66 Правил изложить в следующей редакции:

«Администрация ИУ обязана разъяснить осужденному порядок и условия отбывания наказания, его права, законные интересы и обязанности. По результатам проведенной беседы осужденному вручается специальная памятка».

Такое дополнение позволит обеспечить реализацию требований ч. 1 ст. 10 УИК, согласно которой администрация органа или учреждения, исполняющих наказания и иные меры уголовной ответственности, обязана предоставить осужденным информацию об их правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенных судом наказания и иных мер уголовной ответственности, а также знакомить последних со всеми ее изменениями. Подобный подход в полной мере согласуется с п. 35 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30.08.1955, согласно которому в обязательном порядке при принятии в тюрьму каждому заключенному необходимо предоставлять письменную информацию, отражающую установленные правила обращения с ними в условиях изоляции, дисциплинарные требования учреждения по месту пребывания, а также разрешенные способы получения информации и подачи обращений, жалоб, а также по иным вопросам, что позволит заключенному отдать себе отчет в своих правах и обязанностях и приспособиться к условиям жизни в конкретном заведении.