Постановление экономического суда Гродненской области от 19.11.2015 (дело N 558-9Ап/2015) «О наложении административного взыскания». ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП РБ

Обстоятельства: Физическое лицо осуществляло розничную торговлю товарами с использованием глобальной сети Интернет без государственной регистрации в качестве ИП.

Решение: Физическое лицо подвергнуто штрафу с конфискацией полученного дохода.

Название документа: Постановление экономического суда Гродненской области от 19.11.2015 (дело N 558-9Ап/2015) «О наложении административного взыскания»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Судья экономического суда Гродненской области с участием должностного лица органа, ведущего административный процесс, — главного государственного налогового инспектора Г. и лица, в отношении которого ведется административный процесс, — гражданина С., адвоката Д., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, поступившие из ИМНС по району в отношении гражданина С., 14.11.1983 года рождения, проживающего в г. В., ул. Ф., женат, имеет одного иждивенца, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП),

Установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 30.10.2015 при проверке гражданина С. установлено нарушение, выразившееся в занятии предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, а именно: в период с 08.01.2014 по 18.03.2015 гражданином С. осуществлялась предпринимательская деятельность без государственной регистрации в сфере розничной торговли иными непродовольственными товарами с использованием глобальной сети Интернет (реализовывал модели военной техники через сеть Интернет с получением электронных денежных переводов через филиал РУП «Белпочта» с целью систематического получения дохода).

Как следует из сведений, представленных филиалом РУП «Белпочта», в период с 04.01.2014 по 19.05.2015 получил электронные денежные переводы на общую сумму 39 765 580 рублей.

Доход от занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации в период с 08.01.2014 по 18.03.2015 составил всего в сумме 13 206 000 рублей.

Факт получения дохода подтверждается протоколами опросов и пояснениями граждан М., Т., Ю., К., А., Е., Р., Ж., И.

Гражданин С. приобретал модели военной техники как единичными экземплярами, так и оптом и впоследствии реализовывал иным гражданам Республики Беларусь, а не использовал для собственного потребления, тем самым действия гражданина С. подпадают под признаки предпринимательской деятельности, так как направлены на получение систематического дохода.

Утверждение гражданина С. о том, что он занимается коллекционным сбором товаров, не может быть принято во внимание, так как указанные товары согласно Закону Республики Беларусь от 09.01.2006 N 98-З «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» не являются историко-культурными ценностями.

Таким образом, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, вменяется совершение правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 КоАП.

В судебном заседании гражданин С. вину в совершении вмененного административного правонарушения не признал, пояснив суду, что является коллекционером, коллекционирует модели военной техники определенного масштаба. Поскольку с 2013 года Союзпечать перестала реализовывать модели русских танков на территории Республики Беларусь, в социальных сетях появились лица, которые занимались поиском таких моделей и могли переслать их в Республику Беларусь. С. объединился с ними, так как это дешевле. Делали один общий заказ в РФ, модели высылались на адрес С., а впоследствии С. рассылал их другим коллекционерам в Республике Беларусь, прибыли не имел.

Адвокат Д. в судебном заседании указала, что в данном случае отсутствует состав вмененного административного правонарушения, нет направленности на получение прибыли, налоговый орган при расчете дохода должен был учесть понесенные затраты. Кроме того, пропущен срок наложения административного взыскания (шесть месяцев со дня обнаружения).

Исследовав приложенные к протоколу об административном правонарушении документы, суд пришел к выводу о наличии в действиях гражданина С. состава правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 КоАП.

Согласно части 1-1 статьи 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в установленном порядке является нарушением статей 1, 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь, пункта 2 статьи 19 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Для квалификации деяния на основании части 1-1 статьи 12.7 КоАП учитывается характер направленности действий лица на систематическое получение дохода. При этом его отсутствие не влияет на квалификацию, поскольку осуществление предпринимательской деятельности не обусловлено обязательным получением дохода.

Действия гражданина С. содержат признаки незаконной предпринимательской деятельности и направлены на получение дохода.

Суд признает доказанным факт получения гражданином С. дохода в размере 11 955 000 рублей (13 206 000 — 505 000 — 746 000 (за вычетом по протоколам опроса граждан М. суммы 505 000 рублей и Ю. суммы 746 000 рублей.).

Под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации, а равно полученным в результате осуществления предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, в статье 12.7 КоАП следует понимать всю сумму выручки в денежной или натуральной форме без учета затрат на ее получение. В этой связи не принимаются доводы лица, в отношении которого ведется административный процесс, относительно того, что налоговый орган должен был учесть при расчете дохода понесенные С. затраты.

Несостоятелен довод С. относительно пропуска срока привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7.6 КоАП административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения в области предпринимательской деятельности: не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

С. исчисляет шестимесячный срок с 25.04.2015. Вместе с тем днем обнаружения административного правонарушения в данном случае суд признает дату составления акта внеплановой тематической оперативной проверки (16.06.2015), таким образом, срок не пропущен.

Иные доводы, приведенные адвокатом в ходе судебного заседания, не влияют на квалификацию совершенного административного деяния.

При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:

  • Факт совершения административного правонарушения и вина гражданина С. подтверждены собранными по делу доказательствами;
  • Гражданин С. факт правонарушения и вину не признает; к административной ответственности привлекается впервые; имеет одного иждивенца;
  • Не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Поэтому руководствуясь принципами справедливости и гуманизма административной ответственности, с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения, степени вины, с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, личности привлекаемого к административной ответственности, необходимым и достаточным для его воспитания, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим лицом, совершившим административное правонарушение, так и другими лицами будет административное наказание, предусмотренное частью 1-1 статьи 12.7 КоАП в виде штрафа в размере 1 базовой величины в сумме 180 000 рублей с конфискацией полученного дохода в размере 11 955 000 рублей.

Суд конфисковал доход исходя из целей и задач административного процесса.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

Постановил:

Гражданина С. на основании части 1-1 статьи 12.7 КоАП привлечь к административной ответственности и подвергнуть штрафу в доход государства в размере 1 базовой величины в сумме 180 000 рублей с конфискацией полученного дохода в размере 11 955 000 рублей.

Штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа.

Документы, подтверждающие уплату административного взыскания, должны быть представлены в экономический суд Гродненской области не позднее 30.12.2015.

В случае непредставления лицом, подвергнутым административному взысканию, документа, подтверждающего его уплату, судом в территориальный орган принудительного исполнения будет направлено представление на принудительное взыскание.

При оформлении платежных документов в графе «назначение платежа» следует указать: «взыскано по постановлению экономического суда N 558-9Ап/2015».

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение десяти суток со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии постановления по делу об административном правонарушении, а при его вынесении в присутствии лица, в отношении которого ведется административный процесс, — не позднее десяти суток со дня его объявления в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.