Постановление экономического суда Могилевской области от 18.03.2015 (дело N 64-17/Ап/2015) «О наложении административного взыскания». ч. 4 ст. 12.17 КоАП РБ

Обстоятельства: Организации вменялась транспортировка товаров без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов.

Решение: Организация подвергнута административному взысканию в виде штрафа с взысканием в доход государства стоимости предметов административного правонарушения.

Название документа: Постановление экономического суда Могилевской области от 18.03.2015 (дело N 64-17/Ап/2015) «О наложении административного взыскания»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ

Судья экономического суда Могилевской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее от таможни, по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении общества с ограниченной ответственностью «А» (далее — ООО «А»), с участием представителя таможенного органа, представителя лица, в отношении которого ведется административный процесс, — директора А.

Установил:

19.02.2015 в 11 часов 45 минут в ходе проведения специального мероприятия сотрудниками ОБК и АТП таможни в районе д. З. К. р-на М. обл. при выезде с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации было приостановлено движение транспортного средства марки «DAF» с полуприцепом марки «SCHWARZ MUELLER SPA 3/Е» под управлением водителя ООО «А» К.

При осмотре грузового отсека транспортного средства был обнаружен товар — «Спички формат четвертый 2/3 (средняя наполняемость 1 коробочки — 40 шт.)» в количестве 2544 картонных ящика предварительной стоимостью 209 320 320 белорусских рублей (согласно описи товаров от 20.02.2015)

Товар следовал от отправителя ЗАО «Х», Республика Беларусь, г. П., ул. И., в адрес получателя ООО «М», г. С., ул. К., по поручению ООО «Т», Российская Федерация, К. обл., Б. р-н, г. Б.

Водителю ООО «А» К. должностными лицами таможни было выставлено требование о предоставлении сопроводительных документов на товар.

По требование таможенного органа водитель ООО «А» К. представил CMR от 17.02.2015, копию ТН-2 от 17.02.2015, копию договора от 29.01.2015, копию транспортной карты для опасных грузов, письмо от 17.02.2015, копию декларации о соответствии ТС BY от 19.06.2012, копию письма о перевозке спичек. Иных товаросопроводительных документов перевозчик не предоставил.

В соответствии с частью третьей статьи 40, частью первой статьи 44 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная, а в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов, оформляются заказ-поручение или иные документы, определенные Правилами автомобильных перевозок грузов; при приеме к автомобильной перевозке груза товарного характера автомобильный перевозчик обязан проверить правильность оформления транспортных документов.

Пунктом 340 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970, предусмотрено, что водитель, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, должен иметь товарно-транспортную накладную, товарно-транспортную накладную «CMR», иные документы в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

Пунктом 353 Правил автомобильных перевозок грузов установлена обязанность автомобильного перевозчика по обеспечению наличия транспортных и грузосопроводительных документов при выполнении автомобильной перевозки грузов.

Ответственность за транспортировку товара без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов установлена частью 4 статьи 12.17 КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 12.17 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

Пунктом 3 части 2 статьи 6.12 КоАП предусмотрено, что взыскание стоимости предмета административного правонарушения может применяться, если в санкции статьи Особенной части данного Кодекса предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения, орудий и (или) средств совершения административного правонарушения, если имущество, являющееся предметом административного правонарушения, орудием или средством совершения административного правонарушения, не находится в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение.

По факту нарушения ООО «А» требований законодательства при транспортировке товара таможней составлен протокол об административном правонарушении от 27.02.2015.

В объяснениях, данных таможенному органу, водитель ООО «А» К. пояснил, что в отделе продаж ЗАО «П» ему дали на подпись документы, а именно доверенность на получение груза, CMR, ТТН. После подписи работник предприятия сложил документы в файл, передал ему. Документы водитель не просмотрел.

Факт нарушения ООО «А» законодательства подтверждается протоколом об административном правонарушении от 27.02.2015, материалами проведенной таможней проверки.

В судебном заседании представитель ООО «А» указал на то, что грузоотправитель ТУП «П» выдал копию товарной накладной (ТН-2), заверенную оригинальной печатью, которая присутствовала на момент задержания. Также в комплекте документов находилась международная товарно-транспортная накладная «CMR», на основании которой прежде всего выполняются все международные перевозки.

Основным международным документом, регулирующим единообразие договаривающихся сторон в условиях заключения договора международной перевозки грузов и, в частности, в условиях, касающихся требуемых для таких перевозок документов и ответственности транспортера, является Конвенция КДПГ CMR. Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ) призвана регулировать отношения, возникающие в процессе перевозки международных торговых грузов автомобильным транспортом. Согласно конвенции проверка правильности и полноты сопровождающих документов на груз не является обязанностью перевозчика. Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений. Осуществляемая перевозка по маршруту г. П. (РБ) — г. Б. (РФ) — г. С. являлась международной и способствовала, в том числе, укреплению торговых и международных отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. В настоящее время все недостающие документы ТУП «П» выданы, вины грузоперевозчика в данном деле нет.

Доводы ООО «А» не принимаются во внимание. Пунктом 340 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970, предусмотрено, что водитель, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, должен иметь товарно-транспортную накладную, товарно-транспортную накладную «CMR», иные документы в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

Правила автомобильных перевозок грузов действуют на территории Республики Беларусь и обязательны для исполнения субъектами хозяйствования Республики Беларусь.

Юридическое лицо несет ответственность за действия своих работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей. Водитель, осуществляющий международные перевозки, обязан владеть информацией о том, какие сопроводительные документы необходимо иметь при транспортировке того или иного груза.

Таким образом, по делу собрано достаточно доказательств для признания ООО «А» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП.

Смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

С учетом изложенных выше обстоятельств совершения административного правонарушения, вины ООО «А» в совершении административного правонарушения следует наложить на хозяйственное общество штраф в размере 10 базовых величин, что составляет 1 800 000 руб. Кроме того, в силу пункта 3 части 2 статьи 6.12 КоАП с ООО «А» подлежит взысканию в доход государства 209 320 320 руб. стоимости товара, транспортировка которого осуществлялась с нарушением требований законодательства.

Руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 6.12, частью 4 статьи 12.17 КоАП, статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

Постановил:

Наложить административное взыскание на ООО «А» (юридический адрес: г. М., ул. Т.) в виде штрафа в размере 10 базовых величин, что составляет 1 800 000 руб., с взысканием в доход государства 209 320 320 руб. стоимости предметов административного правонарушения.

Штраф и стоимость товара должны быть уплачены в срок не позднее 15 дней после вступления постановления в законную силу, в том числе штраф — в местный бюджет, стоимость товара — в республиканский бюджет. Платежные документы (подлинники) необходимо представить в экономический суд.

Снять арест с товара общей стоимостью 209 320 320 руб., поименованного в описи изъятого (арестованного) таможней имущества от 20.02.2015.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток лицом, привлекаемым к административной ответственности, в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление, в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

По истечении срока, установленного для добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа, если оно не исполнено либо не представлено в суд сообщение об исполнении постановления, постановление подлежит принудительному исполнению.