Постатейный комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях. Общая часть. Раздел I. Общие положения. Глава 1. Задачи и действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Статья 1.1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Настоящий Кодекс является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права.

Комментарий к статье 1.1

1. Статья 1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь») к законодательным актам относит Конституцию Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Согласно статье 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Конституция Республики Беларусь — Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь — нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) — закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с КоАП.

Статьей 20 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» установлено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства Республики Беларусь — нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

2. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 31.12.2006 N 208-З «О введении в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» до приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с КоАП и ПИКоАП акты законодательства Республики Беларусь применяются в той части, в которой они им не противоречат, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. При этом согласно подпункту 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 N 116 «О некоторых вопросах правового регулирования административной ответственности» противоправность деяния и ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц определяются актами законодательства, действовавшими во время совершения этого деяния.

Статья 1.2. Задачи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

1. Задачами настоящего Кодекса являются защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, окружающей среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, а также защита установленного правопорядка от административных правонарушений.

2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях направлен на предупреждение административных правонарушений.

Комментарий к статье 1.2

1. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Защита прав и свобод граждан, их законных интересов опирается на экономические, политические, организационные и юридические гарантии. Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс национальной валюты, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. Политические гарантии прав и свобод гражданина, его законных интересов предусматривают приоритет личности гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом Республики Беларусь как гарантом Конституции Республики Беларусь, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию. Организационные гарантии прав и свобод граждан, их законных интересов представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, надзорных и других государственных органов и общественных организаций, которые осуществляют деятельность по реализации предоставленных гражданам прав и свобод и исполнению возложенных на них обязанностей, — это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел (милиция), органы юстиции, адвокатура, нотариат, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и др. Юридические гарантии, в которых изначальным и универсальным гарантом прав и свобод граждан, их законных интересов может быть только закон, можно разделить на два вида: внесудебные и судебные. Внесудебные гарантии гораздо шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному составу. По существу, вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц для того и создана, функционирует, а государственные служащие получают заработную плату, чтобы служить людям, обеспечивать защиту и реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей. Органы государственного управления и их должностные лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и другие необходимые условия для органов и организаций, занимающихся реализацией прав граждан, рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорной деятельности. Эти органы и должностные лица должны создавать необходимые условия и для свободного использования гражданами своих прав, своевременно пресекать их нарушения, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях. Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, то они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных организаций в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав и свобод. Как положительный момент и перспективную тенденцию необходимо отметить все более расширяющийся спектр административной юрисдикции судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Кроме того, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях независимо от подведомственности их решения, когда за их совершение в качестве одного из видов административного наказания предусмотрены лишение специального права, депортация, административный арест, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Таким образом, гарантии прав и свобод человека, его законных интересов — это различные способы и формы их обеспечения, охраны, защиты. Обеспечение прав и свобод человека, его законных интересов — главная цель правовых систем современных демократических государств. По характеру и уровню гарантированности прав можно судить о реальном состоянии правовой системы (как таковой, так и в ее соотношении с политической, экономической, культурной системами). Так, принципы социального государства предполагают его активное содействие обеспечению в максимально возможных пределах социально-экономических и культурных прав человека.

2. Основными принципами защиты прав юридических лиц являются:

  • презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
  • проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
  • соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
  • периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
  • возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, и т.д.

3. Защита окружающей среды включает в себя охрану лесного фонда, лесов и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, охрану атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетенции — охрану объектов животного мира и среды их обитания, охрану земель, контроль за соблюдением природоохранных требований при обращении с отходами и т.д.

4. Защита санитарно-эпидемического благополучия населения включает в себя:

  • осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • обеспечение безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
  • осуществление производственного контроля, включая проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе работы;
  • проведение работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разработке методов контроля за факторами среды обитания;
  • своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и т.д.

5. Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой определенную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Составной частью государственного механизма является орган государства, имеющий собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественных отношений и органически взаимодействующий с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое. Все органы государства образуются в законодательном порядке. Законодательство определяет их компетенцию. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главными задачами которого, в том числе, являются:

  • обеспечение нормального функционирования общества;
  • защита законных прав и интересов личности;
  • охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

В совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения, и финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг — медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д. Поэтому одной из основных задач КоАП является защита порядка осуществления государственной власти.

6. Задачей КоАП является также защита общественного порядка — признанных государством моральных (нравственных) правил поведения граждан, соблюдение которых обеспечивается методами властного принуждения. Указанные в главе 17 КоАП административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность, представляют собой наиболее распространенную разновидность административных проступков (к ним прежде всего относится мелкое хулиганство).

7. Правопорядок — это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он предусматривает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью. Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия — общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и др.).

Правопорядок — необходимый элемент организации и функционирования государственной власти. Только сильная власть, базирующаяся на неуклонном исполнении закона, на «диктатуре» права, способна создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права. Правовой нигилизм, стремление чиновника обойти, проигнорировать закон, встать выше него, снизить его авторитет и социальную значимость — питательная почва для ослабления подлинного правопорядка в стране. Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существуют подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.

8. К задачам КоАП также относится и превентивная деятельность. Предупреждение административных правонарушений отнесено к ведению не только органов административной юрисдикции, эта деятельность обеспечивается всеми правоохранительными органами, участвующими в предупреждении, пресечении и раскрытии как уголовных, так и административных правонарушений. Целью превентивной деятельности является устранение неблагоприятных социально-экономических факторов, содействующих противоправным деяниям, тем самым обеспечивается не столько задача первичной превенции — предотвращение первого правонарушения, но и общая профилактическая задача предупреждения рецидивов проступков и преступлений. В последнем случае особое внимание уделяется мерам морального и физического принуждения, применяемым к асоциальным элементам при пресечении правонарушения, а также в процессе исполнения наказания.

Статья 1.3. Разъяснение отдельных терминов Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Для целей единообразного и точного применения терминов, используемых в настоящем Кодексе, принимаются следующие их определения:

  • вредные последствия — причинение имущественного, морального и иного вреда охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам;
  • должностное лицо — физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе;
  • заведомо — признак, указывающий, что физическому лицу, совершающему административное правонарушение, известны юридически значимые обстоятельства, предусмотренные настоящим Кодексом;
  • малолетний — физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста четырнадцати лет;
  • незначительный размер ущерба — размер ущерба на сумму до сорока базовых величин;
  • несовершеннолетний — физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста восемнадцати лет;
  • физическое лицо — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, если иное не оговорено в настоящем Кодексе.

Комментарий к статье 1.3

1. Вредом признается умаление субъективного права (интереса) или уничтожение блага. Вред может быть причинен личности или имуществу. В юридической литературе, судебной практике используются понятия «вред», «ущерб», «убытки». Вред и ущерб чаще всего рассматриваются в качестве синонимов. Понятия «вред» и «убытки» не совпадают. Вред — более широкое понятие, подразделяющееся на имущественный и неимущественный вред.

Имущественный вред — материальные (экономические) последствия правонарушения, имеющие стоимостную форму. Денежную оценку имущественного вреда называют убытками (реальный ущерб и упущенная выгода). К реальному ущербу относятся произведенные или будущие расходы, т.е. сумма, которую потерпевший (кредитор) вынужден затратить вследствие допущенного должником нарушения обязанности. Так, если вред причинен здоровью, то произведенные расходы могут выражаться в затратах на приобретение лекарств, усиленное питание, протезирование, санаторно-курортное лечение и т.п. Взыскание этих дополнительных расходов может быть произведено и на будущее время в пределах сроков, указанных в заключении медико-социальной экспертизы или судебно-медицинской экспертной комиссии. Реальный ущерб включает и утрату имущества, т.е. стоимость имущества, которое потерпевший (кредитор) имел и утратил вследствие нарушения обязательства должником. Реальный ущерб состоит также в повреждении имущества, т.е. в сумме, на которую понизилась стоимость имущества вследствие правонарушения. Упущенная выгода — неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Для организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, неполученные доходы принимают форму неполученной прибыли. В отношении граждан неполученные доходы могут выразиться в утраченной заработной плате, неполученном авторском гонораре. При взыскании упущенной выгоды следует исходить из того, что возможность получения прибыли существовала реально, а не в качестве субъективного представления. Именно поэтому закон требует при определении упущенной выгоды учитывать предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.

Под неимущественным вредом понимают такие последствия правонарушения, которые не имеют экономического содержания и стоимостной формы. Термин «моральный вред» раскрывается как физические и нравственные страдания. Но поскольку понятия «моральный» и «нравственный» являются синонимами, более приемлемо в законодательстве и на практике использовать термин «неимущественный вред», подразделяющийся на моральный и физический. Моральный вред выражается в причиненных нравственных страданиях и может заключаться в испытанным страхе, тревоге, унижении, беспомощности, стыде, в переживании иного дискомфортного состояния в связи со смертью родственников, раскрытием врачебной, семейной тайны, временным ограничением или лишением прав, распространением о потерпевшем порочащих сведений, не соответствующих действительности, и др. Физический вред состоит в испытании физических страданий, боли.

Согласно Инструкции о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24.03.2003 N 39/69 «Об утверждении Инструкции о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц», вред, причиненный государственному имуществу, выражается в фактической стоимости похищенного, поврежденного (испорченного), недостающего, уничтоженного имущества, либо в сумме, составляющей разницу между стоимостью государственного имущества до и после его повреждения, либо в стоимости восстановления (ремонта, необходимого комплектования и т.п.) поврежденной вещи в пределах возмещения реального вреда, определяемого в соответствии с указанной Инструкцией. В случае незаконного пользования денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения вред подлежит возмещению в размере указанных денежных средств и процентов, начисленных на сумму этих средств. Размер процентов определяется исходя из ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь и применяется с даты совершения вреда и по дату его обнаружения. Датой обнаружения вреда считается дата составления акта проверки (ревизии). В случае, если вред, причиненный организации незаконным пользованием ее денежными средствами, частично возмещен лицом, его причинившим, проценты, начисленные на сумму этих средств, исчисляются исходя из ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей на дату составления акта проверки (ревизии), в зависимости от количества дней, в течение которых лицо, причинившее вред, обязано было его возместить. В случае неосновательного получения денежных средств вследствие завышения объемов предоставленных коммунальных и других видов услуг вред подлежит возмещению исходя из тарифов, сложившихся в соответствии с законодательством на дату составления акта проверки (ревизии).

Размер вреда определяется при выявлении в ходе проверок (ревизий) следующих фактов:

  • хищения, повреждения (порчи), недостачи, умышленного уничтожения и утраты государственного имущества;
  • необоснованного временного использования денежных средств вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного их получения или сбережения в установленные законодательством или договором сроки;
  • необеспечения взимания арендной платы за сданные организацией в аренду, в том числе без заключения договора аренды, земельные участки, водные объекты, природные ресурсы, общественные, административные, переоборудованные производственные здания, помещения и сооружения, оборудование, транспортные средства, а также производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в государственной собственности;
  • неуплаты организации арендаторами или иными пользователями коммунальных и других видов услуг в случаях, если такая уплата предусмотрена договором аренды либо законодательством;
  • хищения, недостачи, расходования с нарушением законодательства и излишней выплаты денежных средств (в том числе иностранной валюты);
  • хищения или недостачи всех видов билетов, талонов, абонементов и других документов, предназначенных для расчетов за услуги;
  • хищения или иной недостачи ценных бумаг;
  • хищения, недостачи, умышленного уничтожения или порчи товарно-материальных ценностей, полученных государственным юридическим лицом в порядке иностранной безвозмездной помощи;
  • отчуждения государственного имущества ниже стоимости, определенной в соответствии с законодательством.

2. Статьей 5 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» установлено, что государственным служащим признается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З «О борьбе с коррупцией» к государственным должностным лицам относятся: Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам. К лицам, приравненным к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица), относятся: члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения. К иностранным должностным лицам относятся: должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

3. Согласно статье 8 Закона Республики Беларусь от 01.08.2002 N 136-З «О гражданстве Республики Беларусь» гражданами Республики Беларусь являются лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу данного Закона, а также лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с Законом.

Статьей 1 Закона Республики Беларусь от 03.06.1993 N 2339-XII «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» установлено, что к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства; к лицам без гражданства относятся лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Статья 1.4. Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в пространстве

1. Физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом физическое лицо, совершившее административное правонарушение на судне под флагом Республики Беларусь, находящемся вне пределов внутренних вод Республики Беларусь, или на воздушном судне, зарегистрированном в Республике Беларусь, находящемся в воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места их нахождения, а также на территории официального представительства Республики Беларусь, на которую распространяется административная юрисдикция Республики Беларусь.

4. Вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания, разрешается дипломатическим путем.

5. Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат административной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к административной ответственности в этом государстве. В указанных случаях административное взыскание налагается на лицо в пределах санкции статьи настоящего Кодекса, но не должно превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено правонарушение.

Комментарий к статье 1.4

1. Действие административно-правовых норм в пространстве определяет территорию их распространения. По общему правилу данные нормы распространяют действие на всю территорию государства. Действие норм права, издаваемых государством, возможность их реализации на всей его территории являются одним из важных признаков государственного суверенитета.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь» к территории Республики Беларусь относятся суша, вода, недра и воздушное пространство. Таким образом, к территории Республики Беларусь относятся:

  • сухопутное пространство;
  • водные ресурсы, в которые включаются запасы подземных и поверхностных вод;
  • недра, которые являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;
  • воздушное пространство Республики Беларусь как часть воздушной сферы, расположенная в пределах территории Республики Беларусь.

Кроме того, к территории Республики Беларусь относятся:

  • гражданские судна Республики Беларусь, находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь;
  • военные корабли или военные воздушные судна Республики Беларусь независимо от места их нахождения;
  • дипломатические представительства Республики Беларусь (здания и земля, на которой они находятся, являются собственностью Республики Беларусь, но обладают иммунитетом, то есть помещения представительства неприкосновенны; власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства; на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства; помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий на основании статьи 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961).

2. Существуют различные исключения из территориального принципа действия КоАП, в том числе охватываемые термином «дипломатическая неприкосновенность», хотя такая неприкосновенность исчерпывается принадлежностью к дипломатическому персоналу представительств иностранных государств и межгосударственных (межправительственных) организаций.

Под дипломатической неприкосновенностью понимается ряд иммунитетов, в том числе от административной юрисдикции, и привилегий, предоставляемых в соответствии с национальным законодательством и международными договорами таким категориям иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Республики Беларусь (в том числе следующих транзитом), как сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, межгосударственных (межправительственных) организаций и представительств государств при таких организациях, члены специальных миссий, правительственных и парламентских делегаций, групп наблюдателей и инспекционных групп (например, по договорам об ограничении и сокращении вооружений), дипломатические курьеры, фельдъегери. В некоторых случаях дипломатической неприкосновенностью обладают члены семей таких лиц, эксперты межгосударственных (межправительственных) организаций, а также члены административно-технического и обслуживающего персонала дипломатических представительств и консульских учреждений, служащие межгосударственных (межправительственных) организаций. Согласно многим международным договорам Республики Беларусь иммунитеты имеют служебный характер, т.е. предоставляются только в отношении деяний, совершенных при исполнении служебных обязанностей.

3. Административное правонарушение считается совершенным на территории Республики Беларусь, если:

  • на территории Республики Беларусь были совершены действия (бездействие) и наступили вредные последствия;
  • на территории Республики Беларусь были совершены действия (бездействие), а вредные последствия наступили за ее пределами;
  • действия (бездействие) были совершены за пределами Республики Беларусь, а вредные последствия наступили на территории Республики Беларусь.

При этом гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат административной ответственности в соответствии с нормами КоАП, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к административной ответственности в этом государстве. В указанных случаях административное взыскание налагается на лицо в пределах санкции статьи КоАП, но не должно превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено правонарушение.

Статья 1.5. Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях во времени

1. Противоправность деяния и административная ответственность определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

2. Закон, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Со дня вступления в силу закона, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.

3. Закон, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет.

Комментарий к статье 1.5

1. Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения). Административная ответственность может быть установлена путем дополнения КоАП нормами, определяющими новые виды административных правонарушений, а также введена специальным законодательным актом, предусматривающим применение видов административных взысканий, указанных в главе 6 КоАП. Юридическую силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных актов (например, указов Президента Республики Беларусь), либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.

Усиление ответственности за административные правонарушения означает введение санкций, предусматривающих более значительные ограничения имущественных либо личных неимущественных прав нарушителя в сравнении с наказаниями, действовавшими прежде. Административная ответственность может быть усилена путем либо повышения размера денежного взыскания, либо внесения изменения в санкцию правовой нормы, предусматривающего замену имущественных административных взысканий взысканиями, ограничивающими свободу правонарушителя. Усиление ответственности означает внесение изменений и дополнений в действующий нормативный правовой акт. В отличие от этого установление административной ответственности, как правило, предполагает принятие нового законодательного акта.

Принятие акта, смягчающего ответственность, означает общую гуманизацию наказания, при этом возможно установление менее значимых размеров имущественных санкций либо сокращение сроков применения взысканий, ограничивающих право на свободу нарушителя. Смягчение ответственности происходит при внесении корректив в перечень обстоятельств, отягчающих ответственность за административные правонарушения, например в случае сокращения числа видов указанных обстоятельств, определенных КоАП.

2. В соответствии со статьей 67 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан. Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.