В статье рассмотрен порядок формирования электронных очередей в пунктах пропуска, а также электронного бронирования очередей.
В 2015 году Указом Президента Республики Беларусь от 02.07.2015 N 305 “О системе электронной очереди транспортных средств в пунктах пропуска” (далее – Указ N 305) (который вступил в силу в полном объеме с 08.01.2016) были созданы правовые основы для формирования электронной очереди на границе. Данная мера способствует оптимизации распределения потоков транспортных средств через границу, тем самым позволяя сократить время прохождения гражданами и транспортом субъектов хозяйствования таможенного и пограничного контроля, сократить очереди на границе и снизить риски возникновения конфликтов между гражданами, а также гражданами и государственными органами.
Отметим, что издание Указа N 305 было обусловлено в т.ч. и необходимостью выполнения Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 9 “О разделении транспортных потоков в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза и на подъездах к ним” (далее – Рекомендация N 9), которой рекомендовано государствам – членам Таможенного союза и Единого экономического пространства в целях разделения транспортных потоков в пунктах пропуска и на подъездах к ним применять систему электронного бронирования времени для въезда в пункты пропуска (“электронная очередь”) с целью регулирования транспортных потоков.
В свою очередь, в развитие норм Указа N 305 и в соответствии с Рекомендацией N 9 было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2015 N 1130 “О системе электронной очереди транспортных средств в пунктах пропуска и обеспечении пограничной безопасности” (далее – постановление N 1130), которое в полном объеме вступило в силу с 08.01.2016.
Рассмотрим основные положения этих документов более подробно.
1. Электронная очередь будет распространяться на всех выезжающих.
Положениями Указа N 305 установлено, что при выезде из Республики Беларусь очередность пропуска транспортных средств, пересекающих государственную границу, в автодорожные пункты пропуска через государственную границу (далее – пункты пропуска) может устанавливаться посредством использования системы электронной очереди из зон ожидания (подп. 2.1 п. 2). При этом въезд транспортных средств в пункты пропуска из зон ожидания может осуществляться в забронированное в системе электронной очереди время, в порядке очередности без предварительного бронирования времени въезда в пункт пропуска, а также с правом въезда в пункт пропуска вне очереди.
Справочно. Под зоной ожидания понимается специально оборудованная площадка, расположенная перед пунктом пропуска и предназначенная для регистрации транспортных средств в системе электронной очереди, их размещения на безвозмездной основе, а также направления для въезда в пункт пропуска в соответствии с очередностью, установленной системой электронной очереди.
Согласно Положению о порядке функционирования системы электронной очереди транспортных средств для въезда в автодорожные пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, бронирования времени въезда транспортных средств в данные автодорожные пункты пропуска, а также функционирования зон ожидания, утвержденному постановлением N 1130 (далее – Положение о порядке функционирования системы электронной очереди), система электронной очереди – это программно-аппаратный комплекс, представляющий собой совокупность программных и технических средств, обеспечивающих информационное взаимодействие между уполномоченными лицами оператора системы электронной очереди, операторов зон ожидания и пунктов пропуска и устанавливающий очередность въезда транспортных средств в пункты пропуска из зон ожидания.
Таким образом, въезд в зону ожидания будет обязательным для всех транспортных средств и исключительно после этого транспортное средство может попасть в пункт пропуска.
При рассмотрении вопроса об электронных очередях следует обратить внимание на то, что постановлением N 1130 также дополнено Положение о режиме в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2009 N 70 “О мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О Государственной границе Республики Беларусь” (далее – Положение о режиме в пунктах пропуска). Частью 1 п. 6-1 Положения о режиме в пунктах пропуска предусмотрено, что пропуск физических лиц и транспортных средств, пересекающих Государственную границу Республики Беларусь, в автодорожные пункты пропуска, в которых функционирует система электронной очереди, осуществляется после их выезда из зоны ожидания в соответствии с очередностью, установленной системой электронной очереди.
При этом въезд в зоны ожидания и нахождение в них не требует от лиц какой-либо оплаты.
Важный вывод: очевидно, что в тех пунктах пропуска, где будет установлена система электронной очереди, все лица (граждане и представители субъектов хозяйствования), выезжающие за пределы Республики Беларусь, на равных обязаны будут регистрироваться в системе электронной очереди.
Частью 2 п. 6-1 Положения о режиме в пунктах пропуска установлено, что освобождаются от въезда в зону ожидания, а следовательно, и от необходимости регистрации в системе электронной очереди:
– государственные, правительственные, парламентские делегации Республики Беларусь.
Справочно. Согласно Положению о порядке направления в служебные командировки за границу, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2005 N 274, под:
- государственной делегацией Республики Беларусь понимается делегация, возглавляемая Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им должностным лицом;
- правительственной делегацией Республики Беларусь понимается делегация, возглавляемая Премьер-министром Республики Беларусь или должностным лицом, которое в установленном законодательством порядке наделено полномочиями выступать от имени Совета Министров Республики Беларусь;
- парламентской делегацией Республики Беларусь понимается делегация, возглавляемая руководителями Палаты представителей и (или) Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь либо должностными лицами, которые в установленном законодательством порядке наделены полномочиями выступать от имени одной или обеих палат Парламента;
– специальные транспортные средства медицинской помощи, пожарной охраны, аварийно-спасательных и иных служб, следующие для оказания скорой медицинской помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
– автобусы, выполняющие перевозки пассажиров в регулярном сообщении.
Справочно. Согласно ч. 8 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З “Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках” под автомобильными перевозками пассажиров в регулярном сообщении понимаются систематические автомобильные перевозки пассажиров, выполняемые согласно расписаниям либо интервалам движения транспортных средств с установленными началом и окончанием работы по определенным маршрутам с местами посадки и высадки пассажиров, оборудованными в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
В соответствии с подп. 2.1 п. 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 “О мерах по повышению безопасности дорожного движения”, автобус – это автомобиль с числом мест для сидения более девяти, включая место водителя;
– транспортные средства подразделений Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, таможен, республиканского унитарного предприятия “Белтаможсервис” и сопровождаемые ими транспортные средства и товары, находящиеся под таможенным контролем, – при наличии подтверждающих документов.
При этом в соответствии с ч. 3 п. 6-1 Положения о режиме в пунктах пропуска из зоны ожидания вне очереди пропускаются (однако они не освобождаются от необходимости регистрации в системе электронной очереди):
– физические лица, следующие по дипломатическим паспортам;
– главы и сотрудники дипломатических представительств и представительств, международных организаций, консульских учреждений, а также члены их семей, аккредитованные в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь, вне зависимости от типа паспорта их владельцев – при следовании на транспортных средствах с дипломатическими (консульскими) регистрационными знаками Республики Беларусь (серии CD и CC).
Справочно. Под международной организацией понимается межгосударственная (межправительственная) организация, созданная для выполнения определенных задач международного характера в соответствии с учредительным актом этой организации и обладающая международной правосубъектностью (абз. 10 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 N 421-З “О международных договорах Республики Беларусь”);
– физические лица, следующие по документам о смерти или тяжелом заболевании близких родственников.
Справочно. Такое понятие, как тяжелое заболевание, в нормативных правовых актах и словарях отсутствует. При этом согласно п. 1 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки;
– физические лица, имеющие пропуска на право внеочередного въезда на территорию автодорожных пунктов пропуска, выдаваемые Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь, а также следующие по решению Председателя Государственного пограничного комитета Республики Беларусь или его первого заместителя.
Справочно. Выдача этих пропусков регламентируется постановлением Государственного пограничного комитета Республики Беларусь от 10.07.2015 N 19 “О порядке выдачи и изъятия пропусков на право внеочередного въезда на территорию автодорожных пунктов пропуска”.
Для выдачи однократного пропуска на право внеочередного въезда на территорию автодорожных пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь гражданин в соответствии с п. 14.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 N 200 “Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан”, представляет в пограничные органы заявление, паспорт или документ для выезда за границу и документ, подтверждающий внесение платы;
– грузовые транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных, скоропортящихся грузов или животных, – при наличии документов, подтверждающих перевозку данных грузов или животных.
Справочно. В соответствии с абз. 6 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 06.06.2001 N 32-З “О перевозке опасных грузов” под опасными грузами понимаются вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых при перевозке может послужить причиной взрыва и (или) пожара, привести к гибели, заболеванию, травмированию, отравлению, облучению или ожогам людей и (или) животных, а также вызвать повреждение транспортных средств, коммуникаций, сооружений, технических устройств и иного имущества и (или) нанести вред окружающей среде.
В соответствии с абз. 10 п. 5 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970, к скоропортящимся грузам относят грузы, для сохранности которых при автомобильной перевозке требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов.
Так, например, в соответствии с абз. 12 п. 2 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов “Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации”, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.09.2010 N 119 “Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов “Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации” и признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. N 130″, к скоропортящемуся продовольственному сырью и пищевым продуктам (а следовательно, и к скоропортящимся грузам) относятся продовольственное сырье и пищевые продукты с ограниченными сроками годности (до 30 дней), требующие для сохранения качества и безопасности специальные температурные и иные режимы;
– транспортные средства, осуществляющие перевозку гробов с телами (останками) умерших.
2. Пункты пропуска, в которых будет применяться система электронной очереди.
В соответствии с Перечнем автодорожных пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, в которых функционирует система электронной очереди транспортных средств для въезда в данные автодорожные пункты пропуска, и сроками внедрения в них этой системы (приложение к постановлению N 1130) определены пункты пропуска и сроки внедрения системы электронной очереди. В частности, данная система должна быть внедрена до 29.02.2016 в пункте пропуска Брест, до 31.12.2016 в пункте пропуска Новая Рудня, до 31.12.2017 в пунктах пропуска Домачево, Григоровщина, Новая Гута, Бенякони, Берестовица, Брузги, Котловка, Привалка, до 31.12.2018 в пунктах пропуска Козловичи, Мокраны, Песчатка, Урбаны, Каменный Лог. Отметим, что в данный перечень не вошли такие пункты пропуска, через которые возможно транспортное сообщение через Государственную границу Республики Беларусь, как Александровка, Верхний Теребежов, Веселовка, Глушкевичи, Комарин, Мохро, Невель, Олтуш, Томашовка.
3. Порядок функционирования системы электронной очереди.
Положение о порядке функционирования системы электронной очереди выделяет возможность электронного бронирования времени въезда транспортных средств в пункты пропуска, которое осуществляется за плату, и регистрации (в том числе и при электронном бронировании) в системе электронной очереди, которая осуществляется бесплатно.
Согласно ч. 1 п. 5 Положения о порядке функционирования системы электронной очереди время бронирования и количество транспортных средств, которым может быть предоставлена услуга электронного бронирования, определяются оператором системы электронной очереди (т.е. РУП “Белтаможсервис”) по согласованию с Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь для каждого пункта пропуска отдельно с учетом пропускной способности и иных особенностей пересечения Государственной границы Республики Беларусь в пункте пропуска.
Можно сделать следующий вывод: очевидно, что лица, которые заинтересованы в оперативном прохождении границы, будут пользоваться услугами электронного бронирования. При этом, по-видимому, бронирование будет производиться таким образом, чтобы сотрудники таможни и пограничной службы имели возможность производить оформление граждан, которые пользуются правом внеочередного проезда, а также прибыли в зону ожидания без бронирования.
Частью 2 п. 5 Положения о порядке функционирования системы электронной очереди установлено, что порядок оказания услуги электронного бронирования и ее отмены, в том числе возврата внесенной платы за услугу электронного бронирования в случае невозможности ее оказания (порядок оказания услуги электронного бронирования), устанавливается РУП “Белтаможсервис”.
Информация о порядке оказания услуги электронного бронирования, а также о времени бронирования и количестве транспортных средств, которым может быть предоставлена услуга электронного бронирования в пункте пропуска, размещается РУП “Белтаможсервис” на своем сайте на русском, белорусском и английском языках.
Справочно. В 2015 году проводился эксперимент по электронному бронированию, для этого даже был разработан сайт: https://belarusborder.by. В соответствии с информацией, приведенной на этом сайте, бронирование времени въезда в пункт пропуска пользователь (как физическое, так и юридическое лицо) может осуществить на этом сайте за 90 суток, но не позднее трех часов до желаемого времени.
Рассмотрим алгоритм бронирования.
Шаг 1. Подача заявки.
Производится заполнение заявки, которая рассматривается администратором сервиса. Авторизация в сервисе возможна лишь после того, как заявка одобрена администратором. После заполнения заявки на регистрацию юридического лица она администратором направляется на рассмотрение в РУП “Белтаможсервис”. Результат рассмотрения заявки сообщается на электронный адрес заявителя. В случае положительного ответа контактному лицу также сообщается логин и пароль для авторизации в сервисе. После входа в сервис представитель юридического лица может добавить других пользователей из числа сотрудников этого юридического лица. При добавлении пользователей им присваивается статус “Администратор” или “Ограниченный пользователь”.
Шаг 2. Заключение договора.
Для юридических лиц услуга бронирования предоставляется на условиях предоплаты после заключения договора. Для заключения договора представитель юридического лица должен войти в учетную запись и распечатать два экземпляра договора, используя функцию “Распечатать договор”, доступную в секции “Юридическое лицо” раздела “Мой профиль”. Подписанные оригиналы договоров в двух экземплярах, копию свидетельства о регистрации юридического лица, копию документа, подтверждающего полномочия подписанта, необходимо выслать оператору сервиса по адресу: Республика Беларусь, 220036, г. Минск, ул. Лермонтова, 27. После получения подписанных оригиналов договора администратор сервиса направляет второй стороне оригинал договора, подписанного сторонами. По поступлении предоплаты можно осуществлять электронные бронирования времени пересечения границы в республиканских пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.
Шаг 3. Бронирование очереди.
При осуществлении предварительного бронирования пользователь выбирает пункт пропуска и свободный желаемый промежуток времени длиной в один час, в течение которого он планирует въехать в пункт пропуска.
При бронировании пользователь указывает сведения о себе и транспортном средстве. В случае если грузовой автомобиль или автобус управляется посменно несколькими водителями, следует предоставить данные всех водителей.
Перед началом бронирования пользователь может сохранить данные о водителе и транспортном средстве в профиле пользователя и затем использовать их при бронировании времени въезда в пункт пропуска.
Все представители одного и того же юридического лица имеют общий профиль пользователя (за исключением раздела “Личные данные”) и могут использовать данные из профиля при бронировании времени въезда в пункт пропуска. Для представителей юридических лиц, имеющих при работе в сервисе роль “Ограниченный пользователь”, в профиле для редактирования доступен лишь раздел “Личные данные”.
Представители юридического лица, имеющие статус “Ограниченный пользователь”, могут работать только с созданными ими бронированиями. Для представителей юридического лица, имеющих статус “Администратор”, доступны все бронирования, выполненные сотрудниками этого юридического лица.
Важно
Бронирование времени въезда в пункт пропуска на одно и то же транспортное средство несколько раз не допускается. Добавить еще одно предварительное бронирование для того же транспортного средства можно только после пересечения им Государственной границы Республики Беларусь или отмены имеющегося предварительного бронирования.
Вносить изменения в предварительное бронирование возможно до трех раз и не позднее чем за три часа до начала забронированного интервала.
При внесении изменений в бронирование разрешается изменять время въезда в пункт пропуска. Пункт пропуска, а также данные о транспортном средстве изменять нельзя. Представители юридических лиц, зарегистрированные в сервисе, могут вносить изменения в сведения о водителях. Физические лица, зарегистрированные в сервисе, не могут изменять данные о водителе.
Пользователи, зарегистрированные как физические лица, могут выполнить не более одного бронирования в сутки. Для представителей юридических лиц, зарегистрированных в сервисе, нет ограничений по количеству выполняемых бронирований.
На создание бронирования отводится 30 минут.
Шаг 4. Прибытие транспортного средства в пункт пропуска.
Транспортное средство должно прибыть ко въезду в пункт пропуска по крайней левой полосе движения в забронированный промежуток времени, но не ранее начала забронированного интервала. В случае несвоевременного прибытия бронирование аннулируется, а транспортное средство въезжает в пункт пропуска в порядке живой очереди.
Пунктом 8 Положения о порядке функционирования системы электронной очереди установлено, что транспортные средства по прибытии в зону ожидания регистрируются в системе электронной очереди уполномоченным лицом оператора зоны ожидания:
- прибывающие в общем порядке – в соответствии со временем прибытия в зону ожидания;
- имеющие право на въезд в пункт пропуска из зоны ожидания вне очереди – в соответствии со временем прибытия в зону ожидания с указанием на право въезда в пункт пропуска вне очереди;
- лица, воспользовавшиеся услугой электронного бронирования, прибывшие в зону ожидания после начала времени бронирования, – в соответствии со временем прибытия в зону ожидания;
- лица, воспользовавшиеся услугой электронного бронирования, прибывшие в зону ожидания до начала времени бронирования, – в соответствии со временем прибытия в зону ожидания с указанием времени бронирования.
Справочно. Оператор зоны ожидания – юридическое лицо, определяемое облисполкомами в соответствии с законодательством в сфере инвестиций либо из числа подчиненных облисполкомам организаций, осуществляющее управление работой зоны ожидания и обеспечивающее ее функционирование, в том числе регистрацию транспортных средств в системе электронной очереди, их размещение на безвозмездной основе, а также направление для въезда в пункт пропуска в соответствии с очередностью, установленной системой электронной очереди.
Отметим, что в соответствии с ч. 1 подп. 2.7 и подп. 2.8 п. 2 Указа N 305 РУП “Белтаможсервис” и операторы зон ожидания, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь вправе собирать, хранить и использовать сведения о транспортных средствах и физических лицах, пересекающих Государственную границу Республики Беларусь, включающие:
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, телефонный номер, адрес электронной почты водителя транспортного средства либо наименование, адрес, телефонный номер, адрес электронной почты организации – владельца транспортного средства;
- видеозапись транспортного средства, въезжающего в зону ожидания и выезжающего из нее;
- пункт пропуска, в который предполагается въезд с использованием системы электронной очереди, и время пользования этой системой;
- размер произведенной оплаты за бронирование в системе электронной очереди времени въезда транспортного средства в пункт пропуска.
Указанные сведения не могут разглашаться, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, а лицо, ответственное за использование этой информации, несет ответственность за ее разглашение в соответствии с законодательством. Физическое лицо выражает свое согласие на сбор, хранение и обработку своих персональных данных для целей функционирования системы электронной очереди путем внесения платы за бронирование в системе электронной очереди времени въезда транспортного средства в пункт пропуска и (или) въезда в зону ожидания.
Справочно. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З “Об информации, информатизации и защите информации” к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится в т.ч. информация о частной жизни физического лица и персональные данные. Под персональными данными понимаются в т.ч. основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо. Ответственность за разглашение указанных данных предусмотрена в т.ч. ст. 22.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, которой определено, что умышленное разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны без согласия ее владельца лицом, которому такая коммерческая или иная тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если это деяние не влечет уголовной ответственности, влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.
Зарегистрированные транспортные средства размещаются в зоне ожидания на свободных или определенных оператором зоны ожидания местах, оборудованных для стоянки соответствующих транспортных средств. Въезд транспортных средств в пункты пропуска осуществляется из зон ожидания в соответствии с очередностью, установленной системой электронной очереди.
Важно
Тем самым исключаются конфликтные ситуации между гражданами, находящимися в очереди, а также ликвидируются различные серые схемы, касающиеся продажи мест в очереди.
В свою очередь, вызов транспортных средств лиц, воспользовавшихся услугой электронного бронирования, прибывших в зону ожидания до начала времени бронирования, для выезда из зоны ожидания и въезда в пункт пропуска осуществляется в соответствии со временем бронирования. Вызов других транспортных средств для выезда из зоны ожидания и въезда в пункт пропуска осуществляется в соответствии с очередностью, установленной системой электронной очереди.
Информация о вызове транспортного средства, а также о текущем состоянии системы электронной очереди отображается на главном табло, а также технических средствах, размещенных в пункте пропуска. В зоне ожидания в общедоступных местах могут быть оборудованы и размещены вспомогательные табло, дублирующие указанную информацию.
Справочно. Главное табло – это устройство, находящееся в зоне ожидания и применяемое для отображения текущего состояния системы электронной очереди.
В случае сбоя либо отказа программных и технических средств, обеспечивающих работоспособность системы электронной очереди, либо иной объективной невозможности оказания услуги электронного бронирования въезд транспортных средств, пересекающих Государственную границу Республики Беларусь, в пункт пропуска осуществляется в порядке очереди по мере их прибытия в зону ожидания с учетом права на внеочередной въезд в пункт пропуска, предоставленного отдельным категориям физических лиц в соответствии с законодательством.
Доступ юридическим и физическим лицам к информации, содержащейся в системе электронной очереди, предоставляется в части, касающейся бронирования ими времени въезда в пункт пропуска или его отмены.
4. Плата за бронирование.
Согласно абз. 7 раздела “Совет Министров Республики Беларусь” Перечня товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (приложение 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 “О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь”), тарифы платы за бронирование в системе электронной очереди транспортных средств для въезда в автодорожные пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь времени въезда транспортных средств в автодорожные пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь регулируются Советом Министров Республики Беларусь.
В свою очередь, подп. 3.1 п. 3 постановления N 1130 установлено, что размер этой платы составляет для:
- грузовых автомобилей, автобусов, тягачей, тракторов – 1 базовую величину;
- иных транспортных средств:
- в предвыходные, предпраздничные и выходные дни, государственные праздники или праздничные дни, установленные и объявленные в соответствии с законодательством нерабочими, – 1 базовую величину;
- в другие дни – 0,8 базовой величины.
Она взимается с физических или юридических лиц, являющихся собственниками (владельцами) транспортных средств, за каждое транспортное средство.
Справочно. С правовой точки зрения данную плату можно рассматривать как своего рода сбор, который предназначен для покрытия части государственных расходов и расходов операторов зон ожидания. Так, в соответствии с подп. 3.3 п. 3 постановления N 1130 РУП “Белтаможсервис” перечисляет операторам зон ожидания в порядке и сроки, установленные в договорах (соглашениях) между ними, 95 процентов прибыли, полученной от оказания услуг по бронированию в системе электронной очереди времени въезда транспортных средств в пункты пропуска, остающейся в распоряжении РУП “Белтаможсервис” после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, резервирования 50 процентов прибыли в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2009 N 278 “Об условиях дополнительного финансирования таможенных органов и органов пограничной службы”.