Прекращение дела об административном правонарушении по факту осуществления незаконной предпринимательской действительности (оказание физическим лицом платных юридических услуг без государственной регистрации в качестве ИП и без получения специального разрешения (лицензии). ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП

Название документа: Постановление экономического суда Могилевской области от 30.12.2016 (дело N 270-4/Ап/2016) «О прекращении дела об административном правонарушении»

Обстоятельства: Физическое лицо осуществляло предпринимательскую деятельность в части оказания юридических услуг без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и без получения специального разрешения (лицензии) на оказание таких услуг.

Решение: Производство по делу об административном правонарушении прекращено, поскольку в деянии отсутствовал состав административного правонарушения.

Примечание

Постановлением Верховного Суда Республики Беларусь от 02.02.2017 (дело N 270-4ап/2016/12Жн) данное постановление оставлено без изменения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ

Судья экономического суда Могилевской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее от Комитета государственного контроля Могилевской области, по части 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении С. (1979 г. р., проживающей по адресу: г. М., пер. Б.) с участием представителей государственного органа: главного специалиста отдела контроля государственной собственности Н. по доверенности от 28.12.2016, главного специалиста управления экспертно-правовой работы и обращений граждан З. по доверенности от 17.12.2014, главного специалиста отдела контроля государственной собственности К., С., в отношении которой ведется административный процесс,

Установил:

По результатам изучения документов, представленных частным социально-педагогическим учреждением образования «S», Комитетом государственного контроля Могилевской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении С. от 14.12.2016.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 14.12.2016 С. в период с декабря 2013 года по август 2015 года ежемесячно осуществляла предпринимательскую деятельность в части оказания частному социально-педагогическому учреждению образования «S» платных юридических услуг (консультаций по семейно-бытовым вопросам с составлением документов правового характера для граждан, обратившихся в социальный кризисный центр для женщин) без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и без получения специального разрешения (лицензии) на оказание юридических услуг; полученный от указанной деятельности доход составил 3663,08 руб.

С. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснила, что она работала в частном социально-педагогическом учреждении образования «S» по гражданско-правовым договорам; услуги оказывались учреждением безвозмездно в рамках проекта по оказанию помощи женщинам, попавшим в тяжелое положение; учреждение образования удерживало из причитающегося ей вознаграждения подоходный налог и отчисления в пенсионный фонд; считает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о прекращении административного дела в отношении С. по следующим основаниям.

В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 22 ГК). Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования установлен Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (с изменениями и дополнениями).

Согласно пункту 340 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (далее — Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450, оказание юридических услуг относится к лицензируемому виду деятельности.

Абзацем шестым пункта 342 Положения предусмотрено, что юридические услуги (как составляющая лицензируемую деятельность услуга) — возмездное оказание услуг по составлению заявлений, жалоб, претензий, исков, договоров, соглашений, контрактов и других юридических документов, связанных с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридического лица, осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности физического лица; предоставлению устных и (или) письменных консультаций, разъяснений, заключений по юридическим вопросам, связанным с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридического лица, осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности физического лица; проведению правовой экспертизы документов и деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя; ведению правовой работы по обеспечению хозяйственной и иной деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя; ведению правовой работы по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь; представлению интересов перед третьими лицами от имени заказчика в процессе переговоров, при проведении собраний, заседаний и иных встреч и осуществлению иных действий юридического характера; представительству интересов заказчиков в третейских и международных арбитражных (третейских) судах; проведению работы по взысканию с должников задолженности, включая досудебную работу, сопровождение исполнения решений судов и иных юрисдикционных органов; ведению документации и осуществлению хранения документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что не исключает обязательств по сдаче документов в государственные архивные учреждения в случаях, предусмотренных законодательством.

Ответственность за занятие незаконной предпринимательской деятельностью установлена частью 1-1 статьи 12.7 КоАП, согласно которой предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Из содержания изложенных выше норм законодательства следует, что субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица — коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли и (или) распределение полученной прибыли между участниками в качестве основной цели своей деятельности (пункт 1 статьи 46 ГК); некоммерческие организации — в случаях, предусмотренных законодательными актами (пункт 3 статьи 46 ГК), и физические лица — граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом предпринимательская деятельность осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность; она направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Юридические услуги, как составляющая лицензируемую деятельность услуга, должны быть направлены на оказание различной помощи (письменной либо устной) при создании юридического лица, его деятельности и прекращении деятельности.

Собранные по данному делу письменные доказательства свидетельствуют о том, что осуществляемая С. деятельность по гражданско-правовым договорам, заключенным с частным социально-педагогическим учреждением образования «S», не содержит всех признаков предпринимательской деятельности в их совокупности.

Так, С. действительно в период с декабря 2013 года по август 2015 года систематически получала вознаграждение от частного социально-педагогического учреждения образования «S» в рамках заключенных гражданско-правовых договоров. Однако предметом заключенных договоров являлось безвозмездное оказание консультаций по семейно-бытовым вопросам женщинам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию; эти консультации оказывались женщинам не от имени С., а от имени кризисного центра частного социально-педагогического учреждения образования «S». При этом С. выполняла определенный кризисным центром вид работы, а именно: консультирование по семейно-бытовым вопросам, оказывала консультации только определенным лицам — тем, которые состояли в проекте. Такая деятельность не может быть квалифицирована как деятельность, осуществляемая физическим лицом в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Согласно представленной суду справке частного социально-педагогического учреждения образования «S» от 23.12.2016 в период с декабря 2013 года по август 2015 года С. оказывала учреждению услуги по гражданско-правовым договорам и в связи с этим ей выплачивалась заработная плата, из которой учреждением в полном объеме удержаны налоги и отчисления в Пенсионный фонд.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания полагать, что полученное С. от частного социально-педагогического учреждения образования «S» вознаграждение является доходом от предпринимательской деятельности.

Кроме того, имеющиеся в материалах дела договоры об оказании услуг и приложенные к ним акты, отчеты о проведенных консультациях свидетельствуют о том, что участники этих договоров действовали в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 N 314 «О некоторых мерах по защите граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее — Указ N 314).

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа N 314 предметом гражданско-правового договора является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности. Указ N 314 не содержит перечня видов работ и услуг, которые могут осуществляться по гражданско-правовым договорам, что не исключает возможности оказания юридических услуг по таким договорам.

Требования, предъявляемые Указом N 314, к содержанию гражданско-правового договора (наличие существенных условий, в том числе условий по уплате заказчиком обязательных платежей за граждан, которым предоставляется работа) участниками договоров, являющихся предметом исследования в рамках данного дела, соблюдены. То обстоятельство, что сторонами не определен конкретный размер ответственности за неисполнение договорных обязательств, а дана лишь отсылка к действующему законодательству Республики Беларусь, не может служить основанием для признания этих договоров незаключенными либо недействительными, поскольку законодательством предусмотрены иные последствия несоблюдения требований Указа N 314 при заключении гражданско-правовых договоров. Статьей 9.25 КоАП установлена административная ответственность заказчика — индивидуального предпринимателя или юридического лица, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам, за несоблюдение письменной формы договоров, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством.

В силу части 2 статьи 6.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) обязанность доказывания наличия оснований для административной ответственности, вины лица, в отношении которого ведется административный процесс, и обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении, лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9.6 ПИКоАП отсутствие в деянии состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим административный процесс в отношении физического лица.

Согласно части 2 статьи 11.10 ПИКоАП при наличии оснований обстоятельств, предусмотренных статьей 9.6 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Анализ приведенных участниками процесса доводов и собранных по делу доказательств в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что в действиях С. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 КоАП, дело об административном правонарушении подлежит прекращению по изложенным выше основаниям.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 9.6, частью 2 статьи 11.10 ПИКоАП,

Постановил:

Прекратить дело об административном правонарушении в отношении С. по части 1-1 статьи 12.7 КоАП.

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток руководителем органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение, в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление, в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 ПИКоАП.