Проблемы применения ответственности за нарушения законодательства о государственных закупках

Административная ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках установлена ст. 11.16 КоАП. Часть 4 названной статьи предполагает применение административной ответственности за нарушение порядка выбора поставщика, в том числе за не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков к участию в процедуре государственной закупки, либо за изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского или местных бюджетов, государственных целевых бюджетных или внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества.

Основные нормативные правовые акты, нарушение которых влечет административную ответственность по вышеназванной статье, — Указ Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 N 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» и Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 N 1987 (далее — Положение).

Меры административной ответственности применяются за необеспечение размещения плана государственных закупок на сайте ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет, за нарушение порядка размещения информации о процедуре закупки, осуществление закупок без проведения соответствующих процедур, несвоевременное заключение договора поставки и др. Вместе с тем одна из проблем применения мер административной ответственности в ряде случаев — нечеткость нормативных предписаний актов законодательства.

Так, непосредственно процедура закупки начинается с составления задания на закупку. Практика проверок показывает: именно включение в него условий, выполнимых только для определенного круга участников, лежит в основе отдельных криминальных схем, используемых в сфере государственных закупок. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на некоторые нормы, регулирующие вопросы подготовки такого задания.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что задание на закупку составляется на основании проведенных заказчиком исследований конъюнктуры рынка. Какие-либо требования к их проведению, а также к фиксации их результатов Положением не определены. В результате в ходе проверок работники проверяемых организаций не могут внятно объяснить, как выполнялось данное требование Положения и каким образом определялась ориентировочная стоимость закупки.

Кроме того, недостаточная проработка имеющихся на рынке предложений может повлечь приобретение товара по излишне высокой цене. Особенно представляется необходимым урегулировать вопрос исследования конъюнктуры рынка при применении процедуры закупки из одного источника.

Установление хотя бы общих требований, в том числе на уровне локальных нормативных правовых актов, к проведению указанных исследований способствовало бы, во-первых, более полному изучению имеющихся на рынке предложений, а во-вторых, препятствовало бы введению лицом, ответственным за подготовку задания на закупку, членов конкурсной комиссии (если она создавалась) либо руководителя заказчика в заблуждение относительно рыночной стоимости закупаемого товара путем представления искаженной информации.

Пунктом 10 Положения предусмотрено, что описание как технических, так и экономических характеристик закупаемых товаров (работ, услуг), включая количество, срок и место поставки, должно давать четкое представление о предмете закупки и определяться таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров только у одного участника. Следовательно, данные нормативные предписания направлены на недопущение лоббирования интересов конкретного участника.

Однако нередко цель криминальной схемы и соответственно составления задания на закупку — приобретение конкретного товара. Как правило, это касается дорогостоящего технологического оборудования. В таком случае описание предмета закупки составляется под характеристики конкретного товара, а необходимое количество участников, предлагающих его на конкурсе, создается искусственно, чтобы придать процедуре видимость соблюдения законодательства.

Для проверяющего представляет определенную сложность доказывание факта тождественности технических характеристик (либо иных условий) в задании на закупку исключительно характеристикам, указанным в предложении участника. Эту задачу можно решать с привлечением в ходе проведения проверки специалистов, экспертов, такая возможность предусмотрена п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Но даже в этом случае выводы специалистов могут быть неоднозначными.

Наибольшую проблему представляет определение и доказывание мотивов указания в задании на закупку технических и экономических характеристик, соответствующих исключительно одному товару либо участнику. Как следует из вышеупомянутой нормы Положения, описание предмета закупки должно исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг). Таким образом, в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности проверяющий фактически должен доказать умышленность осуществления лицом, составившим задание на закупку, действий, направленных на лоббирование чьих-либо интересов.

С практической точки зрения вывод о нарушении п. 10 Положения можно сделать, имея доказательства, полученные в ходе расследования уголовного дела.

В случае выявления нарушения требований актов законодательства в акте проверки должны быть указаны лица, действия (бездействие) которых повлекли данные нарушения.

Частью третьей п. 9 Указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 N 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» предусмотрена персональная ответственность (вплоть до освобождения от занимаемой должности) руководителей государственных органов (иных государственных организаций), их заместителей за необеспечение выполнения требований законодательства о государственных закупках. Вместе с тем нарушение требований актов законодательства, как правило, является следствием ненадлежащего выполнения возложенных обязанностей работниками организации, проводящей закупку.

Распределение обязанностей работников при проведении процедур закупок способствует установлению и привлечению к административной ответственности лица, непосредственно допустившего нарушение. Конкретные права и обязанности работников могут быть определены в должностных инструкциях, контрактах, разработанном заказчиком положении о конкурсной комиссии, графике проведения открытого конкурса.