В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялась встреча белорусской делегации с руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в которой приняли участие Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, а также начальники структурных подразделений. В ходе встречи был выработан алгоритм взаимодействия органов прокуратуры России и Беларуси по проблемным вопросам в сфере экономики.
В Посольстве Республики Беларусь в Российской Федерации прошла встреча с руководителями субъектов товаропроводящих сетей, которые были проинформированы о возможных криминогенных рисках и рисках правового характера при работе с субъектами хозяйствования Российской Федерации. Обращено также внимание на достигнутые договоренности с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Можно с уверенностью констатировать, что достигнутые с российскими коллегами договоренности не остались декларацией о намерениях.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка представленных Генеральной прокуратурой Республики Беларусь сведений о неисполнении некоторыми российскими коммерческими и иными организациями обязательств по экономическим контрактам перед белорусскими предпринимателями.
Установлено, что факты неоплаты белорусским контрагентам поставленной продукции (товаров), иных нарушений контрактных обязательств российскими хозяйствующими субъектами распространены. В настоящее время около 250 решений арбитражных судов Российской Федерации и судов Республики Беларусь, рассматривающих экономические дела, указанной категории являются неисполненными.
Наибольшее количество должников зарегистрировано на территории г. Москвы (67), г. Санкт-Петербурга (27), Смоленской (23) и Новосибирской (9) областей, Краснодарского края (9). При этом более 30 из них находятся в различных стадиях признания их экономически несостоятельными (банкротами).
В ряде случаев прокурорами выявлены факты нарушений законодательства при осуществлении процедур признания экономической несостоятельности (банкротства) и ликвидации предприятий.
Так, одной из областных прокуратур (Российская Федерация) установлено, что ликвидатором коммерческой организации, несмотря на наличие перед кредитором задолженности в сумме 16,9 млн.рос.руб., меры к ее погашению либо обращению в арбитражный суд области с заявлением о признании общества банкротом не приняты. По данному факту ликвидатору вынесено представление об устранении нарушений законодательства.
По поручению другой областной прокуратуры областным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации инициировано привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП Российской Федерации) (неправомерные действия при банкротстве) бывшего конкурсного управляющего коммерческой организации ОАО «А», не обеспечившего погашение требований кредиторов при наличии в конкурсной массе денежных средств и не принявшего меры к возврату недвижимого имущества должника и регистрации на него права собственности.
В ходе проверки прокурорами в деятельности судебных приставов-исполнителей выявлены многочисленные нарушения законодательства, и прежде всего факты непринятия своевременных и достаточных мер по исполнению судебных актов.
Так, в ходе изучения исполнительного производства о взыскании с коммерческой организации (Российская Федерация) в пользу ОАО «М» (Республика Беларусь) долга в сумме 1407422,93 рос.руб. установлено, что указанное исполнительное производство возбуждено 01.07.2014. В нарушение требований ч. 7, 12, 17 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) исполнительный документ не был передан исполнителю в трехдневный срок со дня его поступления в подразделение судебных приставов, постановление о возбуждении исполнительного производства не направлено сторонам исполнительного производства. Вопреки требованиям ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», ст. 36, 64 Закона N 229-ФЗ запросы в регистрирующие органы и кредитные организации направлены судебным приставом лишь в феврале 2015 г., на момент проведения проверки ответы на запросы не получены.
По результатам проверки окружным прокурором (Российская Федерация) руководителю краевого Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (далее — ФССП России) вынесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства.
По фактам непринятия судебными приставами своевременных и исчерпывающих мер к исполнению судебных актов, ненадлежащего рассмотрения обращений взыскателей к руководителям региональных подразделений ФССП России также приняты меры прокурорского реагирования некоторыми республиканскими, краевыми и областными прокуратурами Российской Федерации.
Встречаются факты незаконного окончания судебными приставами исполнительных производств указанной категории.
Так, в районном отделе городского управления ФССП России находилось исполнительное производство от 08.09.2008 о взыскании с индивидуального предпринимателя (Российская Федерация) в пользу ОАО «Г» (Республика Беларусь) задолженности за поставленную продукцию. Данное исполнительное производство 15.01.2015 окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ в связи с невозможностью установления местонахождения имущества должника.
В ходе изучения исполнительного производства стало известно, что судебным приставом-исполнителем не приняты исчерпывающие меры по установлению имущественного положения должника, запросы в органы, осуществляющие учет и регистрацию имущества, кредитные учреждения повторно не направлялись. При этом должником осуществлялись частичные выплаты по исполнительному производству, что свидетельствует о возможности выполнить требования исполнительного документа.
По результатам проверки районной прокуратурой (Российская Федерация) на постановление судебного пристава-исполнителя от 15.01.2015 об окончании исполнительного производства принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.
На незаконные постановления судебных приставов об окончании исполнительных производств также принесены протесты некоторыми областными и городскими прокуратурами Российской Федерации.
Городской и областной прокуратурами Российской Федерации выявлены грубые нарушения законодательства, выразившиеся в утрате исполнительных производств территориальными органами ФССП России. В связи с этим руководителям соответствующих городского и областного управлений ФССП России прокурорами внесены представления об устранении нарушений законодательства, которые находятся на рассмотрении. Кроме того, материалы проверок направлены в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании виновных должностных лиц по ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и 293 (халатность) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК Российской Федерации).
На сегодняшний день по итогам проведенной проверки руководителям территориальных органов ФССП России и организаций-должников прокурорами вынесено 26 представлений об устранении нарушений законодательства, на незаконные постановления судебных приставов принесено 17 протестов, инициировано привлечение 2 лиц к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП Российской Федерации, в органы предварительного расследования направлены 2 материала для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в порядке ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК Российской Федерации).
Вместе с тем необходимо отметить и объективные причины, препятствующие исполнению ряда судебных постановлений.
Так, на момент проверки более 15 должников исключены из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Дальнейшее исполнение некоторых судебных решений стало невозможным в связи с отсутствием волеизъявления кредиторов. В частности, в 5 случаях судебными приставами вынесены постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с ненадлежащим оформлением документов, которые возвращены взыскателям. При этом повторно исполнительные документы к исполнению не предъявлялись.
Анализ сведений о фактах неоплаты продукции, поставленной предприятиями и предпринимателями Республики Беларусь, показал, что в производстве следственных органов Российской Федерации находится ряд уголовных дел, возбужденных по фактам хищения денежных средств, поступивших в качестве оплаты поставленной продукции, а также кражи и растраты вверенного имущества.
Одной из областных прокуратур Российской Федерации признано незаконным и 22.05.2015 отменено решение органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению генерального директора ООО «СЗ» Б. о противоправных действиях руководителей ООО «А», не оплативших более 45 млн.рос.руб. за сельхозтехнику, поставленную с октября по декабрь 2008 г. Единственным учредителем ООО «А» являлся К., который в вышеуказанный период также занимал должность генерального директора ООО «СЗ» и организовал поставку техники накануне дня своего увольнения.
По результатам дополнительной проверки областным СО ОМВД России 25.05.2015 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК Российской Федерации.
Одной из СЧ ГСУ ГУ МВД России расследуется уголовное дело, возбужденное 01.08.2014 по фактам хищения генеральным директором ООО «Д» Т. имущества нескольких организаций, в том числе продукции, поставленной ООО «Б» на сумму более 2,5 млн.рос.руб. Т. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 159 УК Российской Федерации.
Кроме того, органам следствия МВД России поручено провести проверки по ранее находившимся в производстве органов дознания материалам о противоправных действиях руководителей ООО «О» и ООО «С». По фактам волокиты и иных нарушений требований УПК Российской Федерации при проведении процессуальной проверки и ненадлежащего расследования уголовных дел органами прокуратуры указанных субъектов Российской Федерации приняты меры реагирования, направленные на устранение имеющихся недостатков.
Одним из МСО СУ СК России в настоящее время проверяются в порядке ст. 144, 145 УПК Российской Федерации поступившие от и.о. генерального директора ЗАО СП «Б» С. сведения о неправомерных действиях учредителя ООО «БС», ООО «БП», ООО «А» И., выразившихся в неисполнении договорных обязательств и злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности.
Всего в настоящее время следственными органами МВД России расследуется 10 уголовных дел указанной категории. Кроме того, прокурорами 23 субъектов Российской Федерации во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации организовано проведение проверок в порядке ст. 144, 145 УПК Российской Федерации по фактам злоупотреблений недобросовестных российских предпринимателей, не выполняющих обязательства перед белорусскими партнерами.
Результаты процессуальных проверок и расследования уголовных дел находятся на постоянном контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Таким образом, можно констатировать, что проблемы укрепления законности в сфере экономических связей между российскими и белорусскими субъектами хозяйствования имеют многоплановый и сложный характер, что требует дальнейшего объединения усилий органов прокуратуры Российской Федерации и Республики Беларусь по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в указанной сфере.
В связи с этим 30 июля 2015 г. под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь и Генерального прокурора Российской Федерации состоялось заседание Объединенной коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросу организации взаимодействия по пресечению нарушений законодательства, связанных с неоплатой экспортных поставок товаров (работ, услуг) и уклонением от исполнения судебных постановлений о взыскании задолженности.
В коллегии также приняли участие заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, заместитель Председателя Исполнительного комитета — Исполнительного секретаря СНГ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь, члены коллегий генеральных прокуратур и руководители структурных подразделений генеральных прокуратур Республики Беларусь и Российской Федерации, прокуроры областей Республики Беларусь, города Минска.
По итогам состоявшегося заседания Объединенной коллегии принято решение об осуществлении надзора за исполнением законов исходя из принципиальной важности обеспечения должного правового уровня в деятельности российских и белорусских хозяйствующих субъектов, участвующих в двусторонних экономических отношениях.
Создана Межведомственная рабочая группа по обеспечению взаимодействия органов прокуратур Российской Федерации и Республики Беларусь.
Решено также осуществлять оперативный обмен информацией о фактах неисполнения условий экспортных контрактов российскими и белорусскими хозяйствующими субъектами с признаками мошенничества, преднамеренного банкротства и иных преступных проявлений, а также о фактах злостного неисполнения судебных постановлений, обеспечивать эффективную проверку указанной информации и принятие исчерпывающих мер прокурорского реагирования, о результатах проверки и принятых мерах сообщать стороне, представившей информацию.
Таким образом, органы прокуратуры Республики Беларусь совместно с органами прокуратуры Российской Федерации принимают все необходимые меры по защите государственных интересов и прав добросовестных участников гражданского оборота.