Сертификация — обязательная или добровольная? (часть 1)

Сертификация является, с одной стороны, инструментом регулирования выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в определенной сфере деятельности, если она используется государством как административная разрешительная процедура, с другой стороны, может являться элементом рыночной конкуренции, если она используется изготовителями продукции либо исполнителями услуг в добровольном порядке для демонстрации потребителям и клиентам своего соответствия известным нормам и стандартам, а также другим устанавливаемым заказчиком требованиям.

Справочно. Согласно Закону Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — Закон):

  • декларирование соответствия — подтверждение соответствия, осуществляемое изготовителем (продавцом);
  • сертификация — подтверждение соответствия, осуществляемое аккредитованным органом по сертификации;
  • подтверждение соответствия — вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Обязательное подтверждение соответствия: обязательная сертификация и декларирование

В соответствии со статьей 36 Закона с 1 января 2016 г. отменяется действие Перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 N 60.

Начиная с 1 января 2016 г., как определено в части 2 статьи 36 Закона, обязательному подтверждению соответствия будут подлежать только объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов.

Министерства Республики Беларусь вправе в установленном порядке разработать, согласовать и внести на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь технический регламент Республики Беларусь.

По мнению ряда государственных органов, в исключительных случаях в интересах защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции, работ и услуг относительно их назначения, качества или безопасности, обеспечения энергоэффективности и рационального использования ресурсов (ресурсосбережения) при отсутствии технических регламентов Республики Беларусь и технических регламентов Евразийского экономического союза (далее — Союз) в отношении определенного объекта оценки соответствия и невозможности либо затруднительности их разработки, в том числе в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования в области оценки соответствия, обязательное подтверждение соответствия может быть введено постановлением Совета Министров Республики Беларусь временно либо на неопределенный срок.

В указанном документе должны быть определены объекты оценки соответствия, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, формы обязательного подтверждения соответствия и непосредственно (без отсылок на иные нормативные правовые акты Республики Беларусь, в том числе технические нормативные правовые акты Республики Беларусь) установлены технические требования, на соответствие которым осуществляется подтверждение соответствия, с учетом требований права Союза. Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Вместе с тем в соответствии со статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Договор о ЕАЭС), вступившего в силу с 1 января 2015 г., государства-члены не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526.

Справочно. Договором о ЕАЭС вводится ряд терминов, связанных с сертификацией:

  • техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
  • технический регламент Союза — документ, принятый Евразийской экономической комиссией (далее — Комиссия) и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования;
  • оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту технического регулирования;
  • объект технического регулирования — продукция или продукция и связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • обязательное подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции и процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов Союза;
  • обязательная сертификация — форма обязательного подтверждения органом по сертификации соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Союза.

Согласно пункту 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (в настоящий момент вступили в силу 34 технических регламента Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).

Справочно. Согласно абзацу четвертому пункта 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, являющегося приложением 9 к Договору о ЕАЭС, выпуск продукции в обращение — поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.

Оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах Союза, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.

Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Комиссией.

Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом Союза, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента Союза.

По состоянию на июнь 2015 г. в рамках Таможенного союза принято 35 технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС). В соответствии с ТР ТС продукция, на которую распространяются ТР ТС, подлежит различным формам подтверждения соответствия: сертификации, декларированию, государственной регистрации, оценке пригодности и т.п.

Для объектов технического регулирования, в отношении которых не вступили в силу технические регламенты Союза, действуют нормы законодательства государств-членов или актов Комиссии.

Таким образом, в настоящее время обязательная сертификация используется в качестве административной разрешительной процедуры, одновременно являясь элементом нетарифного регулирования.

Единый перечень административных процедур, среди которых выдача сертификата соответствия, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Добровольная сертификация: опыт зарубежных стран

Как показывает практика за рубежом, в том числе в государствах — членах Союза, сертификация услуг в основном осуществляется в добровольном порядке. Причем зачастую наличие сертификата на услуги вытекает из иных требований, например для целей классификации объекта услуг по уровню качества обслуживания, для включения в соответствующие торговые и иные реестры субъектов хозяйствования, получения ими определенных льгот на участие в тендерах по закупкам, привлечения их к проведению конкретных мероприятий и т.п.

Опыт стран Европейского союза (далее — ЕС) показывает, что, несмотря на наличие для всех стран Директив, принятие изготовителем декларации соответствия продукции требованиям Директив и нанесение маркировки CE на продукцию, в этих странах достаточно серьезно развита система добровольной сертификации.

В Германии существует несколько систем добровольной сертификации, и продукция, маркированная знаками соответствия этих систем (знак GS, знак DIN GEPRUFT («испытано на соответствие требованиям DIN»), знак VDE), информирует потребителя о том, что изделия прошли серьезный контроль на национальном уровне.

Добровольная сертификация на соответствие национальным стандартам Франции проводится по самым строгим схемам сертификации. Сертифицированная продукция маркируется знаком соответствия национальным стандартам Франции — NF. Добровольной сертификации подвергается до 75% выпускаемой продукции. В отличие от подтверждения соответствия Директивам ЕС в этом случае доказывается соответствие товара всем требованиям национального стандарта, в том числе требованиям безопасности.

Как правило, оценке на национальном уровне подвергается продукция, предназначенная для применения населением или неподготовленным пользователем, а также потенциально опасная продукция.

Таким образом, несмотря на добровольность, изготовители продукции в ЕС стремятся получить право маркировки национальными знаками соответствия, поскольку это обеспечивает доверие потребителей к качеству товара.

Добровольная сертификация проводится и в отношении персонала для установления соответствия специалистов в той или иной деятельности требованиям, предъявляемым к их работе. К примеру, сертификация оценщиков недвижимости была введена в действие ипотечными банками Германии после того, как возникла проблема с погашением ряда кредитов, выданных под залог неправильно оцененной недвижимости. Сертификацию оценщиков автотранспорта в Германии инициировали страховые компании, банки и общество оценщиков, т.к. при обязательном страховании автомобилей качество оценки стоимости автомобиля или его повреждений напрямую связано с экономическими интересами этих структур.

Исходя из опыта ЕС разработчиком добровольной схемы сертификации может выступать производитель, орган государственного управления, орган по сертификации или иное лицо. Для разработки схемы применяется международный стандарт ISO/IEC 17067-2013 «Оценка соответствия. Основные положения сертификации продукции и руководящие указания по схемам сертификации продукции».

Примеры действующих в ЕС добровольных схем сертификации продукции / услуг / процессов: производство пищевой продукции и кормов (FS 22000 и FAMI-QS), производство органической косметической продукции (COSMOS), систем противопожарной защиты (CERTALARM и др.).

Примерами схем добровольной сертификации персонала могут являться схемы, рекомендуемые Международной Ассоциацией по сертификации персонала — International Personnel Certification Association (IPC): IPC-PL-006 «Схема сертификации IPC. Аудитор систем менеджмента» (17/10/201), IPC-PL-14-04 «Схема сертификации IPC. Менеджер по качеству систем менеджмента» (14/03/2015), IPC-PL-14-05 «IPC. Общие рекомендации по схемам сертификации» (17/10/2014).

В соответствии с требованиями Директивы Европейского парламента и Совета от 29.05.1997 N 97/23/ЕС «О сближении законов государств-членов в отношении оборудования, работающего под давлением (PED)» в ЕС широко применяется сертификация персонала в области неразрушающего контроля сварки (Схемы сертификации EOQ (European organization for quality — Европейская организация по качеству)).

Добровольная сертификация в Российской Федерации

В Российской Федерации создание добровольных систем сертификации предусмотрено Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон N 184-ФЗ). В соответствии с Законом N 184-ФЗ зарегистрировать такую систему оценки соответствия может любой гражданин России. При создании системы устанавливается перечень объектов, подлежащих оценке соответствия в ее рамках, показателей, характеристик, в соответствии с которыми будет проводиться добровольная сертификация, формулируются правила системы и порядок оплаты работ по сертификации, определяются участники данной системы оценки соответствия.

Ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. По состоянию на 1 января 2014 г. в России было зарегистрировано 1142 системы добровольной сертификации. Создание систем добровольной сертификации, особенно образованных объединениями производителей, становится наиболее перспективным направлением обеспечения необходимого уровня качества потребительских товаров и услуг и повышения их конкурентоспособности.

Например, существуют добровольные системы сертификации: персонала и услуг жилищно-коммунального хозяйства, средств криптографической защиты информации, продукции и систем качества оборонных отраслей промышленности, услуг почтовой связи, угольной продукции, ювелирных изделий, услуг в области рекламной деятельности, оценки объектов интеллектуальной собственности, информационных технологий, строительных услуг и др. Также существуют корпоративные добровольные системы сертификации (топливно-энергетического комплекса (система «Тэксерт»), оборудования для нефтегазовой отрасли («Нефтегаз»), продукции и услуг («Техносерт»), (ГАЗПРОМСЕРТ)) и региональные национальные системы сертификации (услуг торговли в г. Москве, услуг автозаправочных станций и комплексов г. Москвы, услуг розничной торговли в Сахалинской области и др.).

Так, например, белорусские предприятия, поставляющие продукцию на территорию Российской Федерации, часто сталкиваются с таким условием на поставку, как наличие добровольного сертификата соответствия на продукцию для реализации готовой продукции либо комплектующих для отраслей хозяйства (ГАЗПРОМ, Российская железная дорога и др.). Нередко российские партнеры выставляют требование о наличии сертификата соответствия на систему менеджмента как отдельно, так и в совокупности с добровольным сертификатом соответствия на продукцию.

Добровольная сертификация продукции и систем менеджмента

По опыту мировой практики добровольная сертификация является мощным инструментом для защиты внутреннего рынка. К добровольной сертификации относятся как добровольная сертификация продукции, так и сертификация систем менеджмента.

Справочно. Согласно государственному стандарту Республики Беларусь СТБ ИСО 9000-2006 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 15.11.2006 N 54 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и общегосударственных классификаторов Республики Беларусь» (далее — СТБ ИСО 9000-2006), система менеджмента (management system) — система для разработки политики и целей и достижения этих целей.

Примечание. Система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие как система менеджмента качества, система менеджмента финансовой деятельности или система менеджмента охраны окружающей среды.

Наиболее распространенной системой менеджмента является система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001.

Система менеджмента качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации.

В Республике Беларусь действует государственный стандарт Республики Беларусь СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 20.02.2009 N 8 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — СТБ ISO 9001-2009), идентичный международному стандарту ISO 9001.

Стандарт СТБ ИСО 9000-2006 определяет 8 основных принципов системы менеджмента качества, на которых она базируется:

  1. ориентация на потребителя;
  2. лидерство или роль руководства;
  3. вовлечение персонала компании;
  4. процессный подход;
  5. системный подход;
  6. постоянное улучшение;
  7. принятие решений, основанное на фактах;
  8. взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Принцип ориентации на потребителя предполагает такую деятельность компании, при которой предприятие или фирма будут предвидеть потребности своих клиентов и будут нацелены на изучение этого спроса, выполняя требования потребителей или заказчиков их услуг.

Принцип лидерства или роли руководства предполагает активную деятельность по внедрению и налаживанию работы системы менеджмента качества руководителя компании, он должен создавать все необходимые условия для обучения сотрудников и обеспечения работы системы внутри организации.

Принцип вовлечения персонала компании предполагает то, что каждый сотрудник организации должен принимать участие в работе системы качества и быть нацелен на повышение ее уровня.

Принцип процессного подхода предполагает четкое разделение деятельности организации на своего рода процессы, а именно систему «поставщиков» и «потребителей». Представляет она из себя следующее.

«Поставщики» — это входные ресурсы и данные, оборудование и методики для выполнения работ; далее идет цепочка действий по изготовлению продукции или предоставлению услуги.

«Потребители» — это выходные данные, которые должны соответствовать желаемому результату деятельности во всем этом процессе.

Принцип системного подхода тесно связан с принципом процессного подхода и подразумевает то, что все процессы, которые были выделены в организации, были внесены в общую систему процессов с контролем их выполнения и четким руководством.

Принцип постоянного улучшения предусматривает непрерывный мониторинг всех несоответствий работы системы с последующим устранением этих несоответствий путем улучшения качества работы системы.

Принцип принятия решений, основанных на фактах, предполагает полное исключение принятия необдуманных интуитивных решений. Все управленческие решения должны быть подкреплены фактической информацией и базироваться на ней.

Принцип взаимовыгодных отношений с поставщиками основан на взаимовыгодных отношениях не только с внешними поставщиками, но и с внутренними, которые также задействованы в системе.

Успешная реализация и внедрение описанных выше восьми принципов системы менеджмента качества приводят к качественному внедрению системы в целом и предпосылкам для ее улучшения в будущем в любой организации.

Наиболее известными и распространенными системами менеджмента в настоящее время являются:

  • системы менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001-2009 в 3155 организациях Республики Беларусь, из них в зарубежных органах выдано 172 сертификата соответствия, которые также учтены в базе Реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;
  • системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1470-2004 «Системы качества. Управление качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек. Общие требования», утвержденного постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 26.06.2007 N 46 «Об утверждении и введении в действие ТКП 076-2007 (02150)» (далее — постановление N 46), в 346 организациях Республики Беларусь;
  • системы менеджмента безопасности пищевых продуктов в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ИСО 22000-2006 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к организациям, участвующим в пищевой цепи», утвержденного постановлением N 46, в 49 организациях Республики Беларусь, из них в зарубежных органах выдано 19 сертификатов соответствия, которые также учтены в базе Реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;
  • системы управления охраной окружающей среды в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ISO-14001-2005 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 19.07.2005 N 33 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и общегосударственного классификатора Республики Беларусь», в 317 организациях Республики Беларусь, из них в зарубежных органах выдано 30 сертификатов соответствия, которые также учтены в базе Реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;
  • системы управления охраной труда в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 24.04.2009 N 19 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования»), в 966 организациях Республики Беларусь;
  • системы управления качеством в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ISO/TS 16949-2010 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению СТБ ISO 9001-2009 для организаций, производящих составные и запасные части, используемые в автомобилестроении», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.06.2010 N 36 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», в 21 организации Республики Беларусь, из них в зарубежных органах выдано 10 сертификатов соответствия, которые также учтены в базе Реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;
  • системы управления качеством в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ИСО 13485-2005 «Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Регламентирующие требования», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.12.2009 N 73 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — постановление N 73), в 7 организациях Республики Беларусь по выпуску медицинской техники, из них в зарубежных органах выдано 4 сертификата соответствия, которые также учтены в базе Реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;
  • системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ISO 50001-2013 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.06.2013 N 34 «Об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», в 2 организациях Республики Беларусь;
  • системы менеджмента информационной безопасности в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь ISO/IEC 27001-2008 «Информационные технологии. Технологии безопасности. Системы управления защитой информации. Требования», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.09.2008 N 46 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и общегосударственного классификатора Республики Беларусь», в 1 организации Республики Беларусь;
  • сертифицированные системы в соответствии c международными принципами Надлежащей производственной практики (GMP) в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1435-2004 «Производство лекарственных средств. Надлежащая производственная практика (GMP)», утвержденного постановлением N 73, в 14 организациях Республики Беларусь фармацевтической отрасли.

Так, одним из факторов, способствующих появлению в Республике Беларусь сертификации систем управления охраной труда, стало требование потенциальных зарубежных партнеров для ведущих предприятий нашей республики о наличии сертификации системы менеджмента безопасности и гигиены труда на соответствие требованиям OHSAS 18001, изложенное в контракте. Таким образом, в Республике Беларусь был разработан, внедрен СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования». На сертификате соответствия, выдаваемом аккредитованными органами по сертификации, указывалось помимо соответствия системы управления охраной труда СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования» также и соответствие OHSAS 18001, что было достаточным для подписания контракта.

Нередко «играть» предприятиям на поле систем менеджмента приходится по правилам, установленным заказчиком, т.е. сертифицировать продукцию (либо систему) на соответствие стандартам предприятия на систему менеджмента (например, система «ГАЗПРОМСЕРТ»).

Однако наличие у предприятий сертифицированных систем менеджмента качества обусловлено также выгодой, получаемой при сертификации продукции. Суть данной выгоды заключается в сокращении финансовых и временных затрат при сертификации продукции по упрощенным легализованным законодательством схемам, указанным в соответствующих нормативных правовых актах (решениях Коллегии Комиссии), при установленной возможности — в технических нормативных правовых актах (технических регламентах), что также предусматривается и в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь согласно ТКП 5.1.02-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация продукции. Основные положения», ТКП 5.1.03-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Декларирование соответствия продукции. Основные положения».

Например, в рамках Союза схема 2С, приведенная в приложении В к Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621, при серийной сертификации продукции предусматривает наличие сертификата соответствия на систему менеджмента, что является основанием для уверенности в должном функционировании процесса производства такой продукции, и орган по сертификации продукции в таком случае не проводит анализа состояния производства. Например, в пункте 33 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, предусмотрено, что в качестве доказательственных материалов, подтверждающих наличие на производстве условий, обеспечивающих постоянство выпуска продукции с уровнем характеристик и показателей, соответствующих требованиям настоящего технического регламента, может рассматриваться сертификат соответствия системы менеджмента качества изготовителя применительно к производству продукции, подлежащей оценке соответствия. При наличии у изготовителя сертификата соответствия системы менеджмента качества, выданного органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, проверка условий производства не проводится.

Таким образом, добровольная сертификация может применяться и для продукции, и для систем менеджмента качества.

Согласно части 2 статьи 30 Закона при добровольной сертификации заявитель на подтверждение соответствия самостоятельно выбирает технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие требованиям которых осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации объектов оценки соответствия. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации на этот объект оценки соответствия.

Добровольная сертификация как для продукции, так и для систем менеджмента может проводиться в рамках государственных систем подтверждения соответствия (сертификации) (Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь), а также в рамках систем сертификации, разработанных корпорациями, объединениями, на соответствие стандартам этих же предприятий (например, ГАЗПРОМСЕРТ).

Примечание. Добровольную сертификацию иногда путают с другим видом деятельности в Российской Федерации — саморегулированием. Саморегулирующие организации (далее — СРО) устанавливают стандарты для профессиональной деятельности членов своей организации и контроль за их исполнением. По большому счету это внутрисистемное установление профессионального соответствия. СРО несет ответственность за деятельность каждого из своих членов, в том числе и материальную в рамках компенсационного фонда. Эта организация есть одна из форм профессионального сообщества предпринимательства, которая по Закону Российской Федерации от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» имеет право на формирование и защиту своих интересов на уровне государства, в том числе и в процессе реализации промышленной политики.

Отношения СРО и ее членов трудно назвать независимыми, так как члены СРО обязаны подтверждать свое профессиональное соответствие.

Суть же добровольной сертификации — в независимой оценке третьей стороной при добровольном желании производителя подтвердить свое профессиональное соответствие либо соответствие выпускаемой продукции. Именно заказчик может определить необходимость добровольной сертификации поставщика продукции либо услуг, в то время как членство в СРО является обязательным условием для некоторых видов деятельности.