Сертификация — обязательная или добровольная? (часть 2)

Развитие добровольной сертификации в Республике Беларусь

В Республике Беларусь функционирует Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь, обладающая компетентными испытательными лабораториями и органами по сертификации, которая в настоящее время становится невостребованной из-за снижения степени доверия к документам о подтверждении соответствия Таможенного союза.

Это связано с несколькими факторами. Во-первых, массовым явлением является принятие субъектами хозяйствования деклараций о соответствии без достаточной доказательственной базы. Во-вторых, значительная часть продукции выпускается в обращение на рынке Республики Беларусь с документами о подтверждении соответствия, выданными российскими органами по сертификации за 1 — 2 дня, что говорит о непроведении предусмотренных техническими регламентами процедур. «Легкие» документы о подтверждении соответствия позволяют импортной продукции бесконтрольно поступать на территорию Республики Беларусь, создавая серьезную конкуренцию отечественным производителям.

Развитие добровольной сертификации в Республике Беларусь возможно в том случае, если требования к изготовителю или поставщику продукции (услуг, работ) о необходимости подтверждения каких-либо показателей или качеств товара будут устанавливать заинтересованные стороны (покупатели, торговые сети, потребители и т.д.).

Документы о подтверждении соответствия, выданные в рамках проведения обязательных процедур, подтверждают соответствие требованиям безопасности, однако не затрагивают ряда других свойств и характеристик товара, составляющих понятие «качество», которые могут быть более важны для конечного потребителя.

В связи с этим при осуществлении процедур выбора поставщика продукции (работ, услуг) одним из условий участия в тендере может являться представление (помимо обязательных документов о подтверждении соответствия) национальных сертификатов соответствия по наиболее существенным и важным для данного вида продукции (услуг, работ) показателям.

Развитию добровольной сертификации будет способствовать и создание приоритета размещения в торговых сетях продукции, имеющей не только декларации о соответствии Таможенного союза, но и добровольные сертификаты соответствия, выданные в Республике Беларусь на соответствие государственным стандартам Республики Беларусь (так как в данном случае подтверждение соответствия продукции будет проводить третья сторона по более строгой форме оценки).

Необходимо проводить информационную работу по популяризации добровольной сертификации и поднятию престижа сертифицированных услуг и продукции, маркированной национальным знаком соответствия.

Реализация развития добровольной сертификации может осуществляться как заинтересованными органами государственного управления, осуществляющими регулирование процессов использования и эксплуатации продукции или оказания услуг (работ) (путем определения перечня объектов подтверждения соответствия и показателей (характеристик), в соответствии с которыми будет проводиться добровольная сертификация, и внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты), так и крупными корпорациями, ассоциациями производителей и другими заинтересованными сторонами.

Например, в связи с тем что с 1 января 2016 г. обязательному подтверждению соответствия подлежат только объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов (часть 1 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»), отменяется обязательная сертификация целого ряда бытовых услуг (например, услуги парикмахерских или услуги проживания гостиниц), введенная постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 N 60 «Об утверждении перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» (далее — постановление N 60). Вместе с тем объекты оказания этих услуг согласно действующим техническим нормативным правовым актам в зависимости от сложности работ, квалификации персонала, набора оказываемых услуг и оборудования, удобства для потребителей подразделяются на категории (для услуг парикмахерских это салоны «Люкс», салоны, парикмахерские, кабинеты, для услуг гостиниц — количество «звезд»), информацию о которых субъекты хозяйствования предоставляют в своих рекламных материалах, на вывесках, сайтах и т.п. Если в настоящее время подтверждение заявленной категории проводится органами по сертификации, то после отмены обязательной сертификации при отсутствии у организаций документов, подтверждающих заявленную категорию, любая парикмахерская сможет писать, что она является салоном, а общежитие — указывать на фасаде «звезды». Кроме того, как известно, более высокая категория объекта оказания услуги подразумевает и более высокую стоимость оказанной услуги, а это уже будет являться введением потребителя в заблуждение о реальном качестве оказания услуги, что является нарушением Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З «О защите прав потребителей». С учетом того что в соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей услуги относительно ее назначения, качества и безопасности, является одной из целей подтверждения соответствия, можно в нормативных правовых актах на оказание бытовых услуг (например, в «Правилах бытового обслуживания») предусмотреть, что субъекты, оказывающие услуги, которые подразделяются на категории, и заявляющие о соответствии своего объекта оказания услуги какой-либо категории (путем ссылки в рекламных материалах, вывеске, приведения информации на сайте), должны иметь сертификаты соответствия, выданные аккредитованными органами по сертификации, подтверждающие соответствие заявленной категории.

Добровольная сертификация услуг

Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь предполагает проведение работ по добровольной сертификации, поэтому добровольную сертификацию целесообразно проводить в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

В данной системе уже установлены порядок и схемы сертификации, форма сертификата соответствия, разработан и реализуется бланк сертификата соответствия. Заинтересовать субъектов в проведении работ по добровольной сертификации продукции, работ, услуг в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь возможно несколькими путями:

1) путем установления требования по наличию сертификата соответствия, полученного в добровольном порядке, на законодательном уровне.

В части сертификации услуг наличие сертификата соответствия при оказании отдельных видов услуг предусмотрено некоторыми нормативными правовыми актами (НПА), которые регулируют деятельность, подведомственную иным органам государственного управления, и не входят в сферу компетенции Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Отмена Перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденного постановлением N 60 (далее — Перечень), не исключит требование сертификации некоторых видов услуг.

Однако для отдельных услуг, в отношении которых НПА предусмотрено наличие сертификата соответствия (парикмахерские услуги, услуги по техническому обслуживанию и ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры и электробытовых машин и приборов, услуги по техническому обслуживанию и ремонту игровых автоматов), отсутствие сертификата соответствия не является основанием для отказа во включении в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» (далее — Реестр бытовых услуг).

Вид услуг Документ, в котором установлено обязательное наличие сертификата
Услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств п. 46 Перечня
Услуги по энергетическому обследованию подп. 47.1 п. 47 Перечня
Услуги по ремонту средств измерений подп. 47.2 п. 47 Перечня
Услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств подп. 47.5 п. 47 Перечня
Услуги населению по ремонту оконечных абонентских устройств аппаратов телефонных общего применения (шнуровых, бесшнуровых) и сотовых телефонов), кроме услуг, оказываемых предприятиями-изготовителями по ремонту оконечных абонентских устройств собственного производства подп. 47.6 п. 47 Перечня
Услуги химической чистки бытовые для населения, за исключением услуг по химической чистке ковров, ковровых изделий и напольных покрытий подп. 47.8 п. 47 Перечня
Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов для населения, кроме осуществляемых на месте эксплуатации и оказываемых предприятиями-изготовителями по ремонту и техническому обслуживанию изделий собственного производства подп. 47.7 п. 47 Перечня;

при включении в Реестр бытовых услуг в соответствии с приложением к Положению о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 N 1108 (далее — Перечень видов бытовых услуг)

Услуги парикмахерских бытовые для населения (кроме услуг, оказываемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территории сельских населенных пунктов, услуг постижерных, услуг парикмахерских, оказываемых индивидуальными предпринимателями при выездной форме обслуживания по месту нахождения потребителя) подп. 47.10 п. 47 Перечня;

при включении в Реестр бытовых услуг в соответствии с Перечнем видов бытовых услуг

Услуги проживания гостиниц и мотелей, заявленных к оценке по категориям, установленным ГОСТ 28681.4-95 подп. 47.11 п. 47 Перечня;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2006 N 471 «Об утверждении Правил гостиничного обслуживания в Республике Беларусь»

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем (КСА и СКС) подп. 47.3 п. 47 Перечня;

постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования»

Услуги населению по ремонту оконечных абонентских устройств (аппаратов телефонных общего применения (шнуровых, бесшнуровых) и сотовых телефонов), кроме услуг, оказываемых предприятиями-изготовителями по ремонту оконечных абонентских устройств собственного производства подп. 47.6 п. 47 Перечня;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2007 N 393 «Об утверждении правил выполнения работ и оказания услуг по ремонту оконечных абонентских устройств»

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту игровых автоматов подп. 47.4 п. 47 Перечня;

Указ Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 N 599 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса»

2) путем создания налоговых льгот для организаций, сертифицировавших услуги (работы) на соответствие требованиям государственных стандартов Республики Беларусь в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь;

3) путем внесения соответствующих дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК) по аналогии с уже действующими льготами.

Например: согласно ч. 3 подп. 1.16 п. 1 ст. 94 НК основанием для освобождения плательщиков от налога на добавленную стоимость служит сертификат (копия сертификата), выдаваемый (выдаваемого) Белорусской торгово-промышленной палатой или ее областными отделениями, об отнесении данных товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства; согласно подп. 3.3 п. 3 ст. 207 НК к ставке экологического налога применяется понижающий коэффициент за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата.

Однако при подготовке экспертов, а также работ по расширению области аккредитации для проведения добровольной сертификации следует оценить экономическую целесообразность.

Системы добровольной сертификации Российской Федерации

Системы добровольной сертификации отличаются некоторыми характерными чертами, такими как:

  • активная роль заявителя, который определяет подтверждаемые требования к объекту сертификации, методы их проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавливающие требования, выбирает схему сертификации;
  • самоорганизация системы, т.е. инициирование ее создания и регистрации любыми субъектами хозяйственной деятельности;
  • открытость, возможность для заинтересованных сторон ознакомиться с составом участников системы, правилами и процедурами сертификации;
  • самостоятельность, невмешательство федеральных и местных органов исполнительной власти, иных государственных и общественных структур в деятельность системы (если они не являются ее организаторами).

Добровольную сертификацию может проводить орган по обязательной сертификации.

В этом случае необходимо:

— зарегистрировать систему добровольной сертификации и ее знак соответствия;

— предусмотреть в правилах проведения сертификации наряду с обязательной и добровольную сертификацию.

Право на проведение сертификации вновь создаваемая система добровольной сертификации получает после ее регистрации в соответствии с ГОСТ Р 40.101 «Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знак соответствия». Срок действия сертификата соответствия по правилам добровольной сертификации устанавливает орган по добровольной сертификации с учетом срока действия нормативного документа, на соответствие которому проведена сертификация.

Знак соответствия в системах добровольной сертификации подтверждает соответствие товара (услуги):

  • всем требованиям нормативного документа;
  • отдельным требованиям нормативного документа.

В последнем случае к знаку соответствия должна добавляться ограничительная оговорка (маркировка).

Еще одна особенность систем добровольной сертификации относится к признанию сертификатов соответствия. Основным критерием признания является авторитет органа, выдавшего сертификат. Однако в конечном счете решение о признании принимает непосредственно заинтересованная в сотрудничестве с держателем сертификата сторона.

Более трудной проблемой считается признание российских систем добровольной сертификации за рубежом. В связи с этим системы добровольной сертификации при их организации должны быть гармонизованы с международными правилами и нормами. Информация об этих системах должна быть доступной для заинтересованных сторон.

Официальную информацию о зарегистрированных системах добровольной сертификации (единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации), в том числе об их правилах, знаках соответствия, формах сертификата, публикует Государственный стандарт Российской Федерации.

Несмотря на то что в российском законодательстве нет строгих ограничений по отношению к добровольной сертификации, добровольная сертификация в России основана на соблюдении рекомендуемых международных принципов, своеобразного кодекса добровольной сертификации.

К этим принципам относят следующие положения:

  • в системе добровольной сертификации должны быть определены правила процедуры, о которых информируются заявители;
  • объекты сертификации и их характеристики, которые может подтвердить данная система, должны четко оговариваться с указанием конкретных нормативных документов. Нормативные документы, предлагаемые заявителю, принимаются при условии их пригодности для целей сертификации;
  • процедуры сертификации надлежит должным образом документировать, особенно это важно для случаев апелляций;
  • любая система добровольной сертификации вправе устанавливать свою форму сертификата и свой знак соответствия. Сертификат должен содержать общепринятые реквизиты, а знак — обладать патентной чистотой;
  • вопрос о передаче полномочий органа по сертификации другим участникам системы (например, испытательной лаборатории) должен быть отражен в правилах системы.

По состоянию на 1 января 2015 г. в России было зарегистрировано 1142 системы добровольной сертификации, в том числе в 2013 году — 152 системы. С учетом тенденций к сокращению области применения обязательной сертификации создание систем добровольной сертификации, особенно образованных объединениями производителей, становится наиболее перспективным направлением обеспечения необходимого уровня качества потребительских товаров и услуг и повышения их конкурентоспособности.

Деятельность систем добровольной сертификации регламентируется следующими законодательными и правовыми актами:

  • Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии», поручающее Федеральному агентству ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2004 N 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации».

Вот некоторые примеры добровольных систем сертификации в России.

Система добровольной сертификации СовАсК

Объектами сертификации в ней являются многие виды продукции, услуг, процессы, системы обеспечения качества, системы производства. Кроме того, СовАсК имеет право на проведение аккредитации испытательных лабораторий, а также аудиторов по оценке систем качества и аттестации производств.

СовАсК по-особому подходит к аккредитации органов по сертификации испытательных лабораторий, считая целесообразным проводить одновременно аккредитацию и в системе ГОСТ Р. Это необходимо для придания большей весомости как самой аккредитации, так и результатам испытаний, обеспечения их сопоставимости, а также усиления признаваемости сертификата и знака соответствия.

Сертификация в системе СовАсК, как это предусмотрено российскими правилами по отношению к добровольной сертификации, определяет соответствие тем нормативным документам, которые предлагает заявитель. Другое направление содействия развитию экспорта — помощь экспортерам в подготовке продукции к сертификации за рубежом. Другая область сертификации — системы обеспечения качества на предприятиях. Самый первый в Содружестве Независимых Государств сертификат соответствия системы качества требованиям стандартов ИСО серии 9000 был выдан в системе СовАсК Кировскому шинному заводу.

Система «СпортМедСПА»

Некоммерческое партнерство «Межрегиональное профессиональное косметологическое объединение» (г. Москва) (далее — МПКО). Появилось МПКО по инициативе 5 косметологических организаций г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Ростова-на-Дону и г. Новосибирска. В настоящее время партнерство объединяет 11 юридических лиц из разных регионов России. Основная цель создания МПКО — участие в формировании в России цивилизованного рынка косметологии и эстетической медицины путем оказания научного и практического содействия участникам рынка в повышении качества организации бизнеса и оказываемых услуг.

«СпортМедСПА» относится к полиобъектным системам сертификации, так как на соответствие стандарту проверяются и продукция, и персонал.

В процессе сертификации комплексной оценке подвергаются следующие составляющие:

  • соответствие требованиям разрешительных органов (виды деятельности, использование исключительно зарегистрированных медицинских технологий);
  • структура подразделений;
  • уровень подготовки специалистов;
  • уровень оснащения предприятия;
  • ассортимент косметологических услуг.

Система добровольной сертификации «Ростест-Качество»

Продукция, обращающаяся на потребительском рынке России и подпадающая под требования технических регламентов по безопасности, в обязательном порядке маркируется знаком обращения на рынке, то есть знаком системы «Ростест-Качество».

При проведении добровольной сертификации определяется соответствие продукции заданным или заявленным требованиям, характеристикам, обеспечивающим ее потребительские свойства и безопасность, то есть тому, что потребитель определяет как качество товара.

Перечень объектов добровольной сертификации включает промышленную продукцию, продукты питания, продовольственное сырье, парфюмерию и косметическую продукцию.