В статье рассмотрено и проанализировано текущее состояние правового регулирования, научные подходы к вопросу соотношения в Республике Беларусь служебной тайны и профессиональной тайны. Посредством анализа нормативной правовой базы автор выделяет проблемные аспекты определения правового статуса служебной и профессиональной тайны.
Служебная и профессиональная тайна, являясь одним из видов информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, представляют собой, наряду с иными сведениями, объект для реализации информационных прав заинтересованных лиц.
Отсутствие в законодательстве основанных на едином научном подходе четких и однозначных критериев, позволяющих определить соотношение указанных видов юридической тайны, способствует злоупотреблению правом, связанному с ограничением использования отдельных сведений юридическими и физическими лицами.
Действующие нормативные правовые акты Республики Беларусь не только не вносят необходимой ясности в вопрос о соотношении служебной тайны и профессиональной, но и создают дополнительные возможности для совершения противоправных деяний как обладателями, так и пользователями подобной информации.
Цель настоящего исследования — изучение, оценка и формирование правил и механизмов соотношения служебной и профессиональной тайны для возможной инкорпорации в национальное законодательство.
Вопрос соотношения служебной и профессиональной тайны представляется одной из самых важных проблем правового регулирования служебной тайны как самостоятельного правового феномена. В научной литературе и нормативных правовых актах правовые категории служебной и профессиональной тайны иногда безосновательно используются как тождественные, взаимозаменяемые.
На сегодня в качестве вида информации ограниченного распространения правовой институт профессиональной тайны упоминается в нормах различных актов национального законодательства [2; 13 — 16], которые касаются как всей системы профессиональной тайны, так и ее отдельных элементов.
Как самостоятельный вид информации ограниченного доступа указанный правовой институт определяет Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года N 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» [15]. Согласно абзацу четвертому части первой ст. 17 данного Закона информация, составляющая профессиональную тайну, является, наряду с коммерческой и банковской тайной, элементом системы информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
Причем законодатель не только отдельно указал банковскую тайну, но и зафиксировал единую категорию «профессиональная тайна», которая не подразумевает внутреннего деления на иные юридические тайны.
Подобный подход можно объяснить непониманием правовой сущности профессиональной тайны либо наличием проблем в сфере категориально-терминологического обеспечения видов юридической тайны. Так или иначе позиция законодателя требует пересмотра, всестороннего анализа и, возможно, внесения изменений и (или) дополнений в акты национального законодательства в информационной сфере.
Некоторые нормативные правовые акты регламентируют отдельные виды профессиональной тайны. К примеру, тайну нотариального действия (нотариальную тайну) регулирует Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 года N 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» [13], банковскую тайну — Банковский кодекс Республики Беларусь [2] и некоторые иные акты законодательства [14; 16].
Анализ ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 года N 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» позволяет выделить главных субъектов нотариальной тайны. Это нотариусы, уполномоченные должностные лица, граждане, юридические лица.
Кроме того, очевидно, что в основе рассматриваемого вида профессиональной тайны лежат сведения, полученные в результате осуществления профессиональных (нотариальных) действий, а именно информация, собственником которой являются не профессиональные работники (нотариусы), а пользующиеся их услугами физические и юридические лица.
Не вызывает сомнений, что правовой институт профессиональной тайны наиболее объемный по сравнению с иными видами. Среди его элементов можно назвать банковскую, налоговую, нотариальную и иные тайны, а также блок процессуальных тайн (следственные, судебные), которые образуются в результате деятельности должностных лиц органов внутренних дел, следственных органов, т.е. лиц, не состоящих на государственной службе [12], но связанных со сведениями, представляющими служебную тайну.
В научном мире соотношение служебной тайны и профессиональной оценивается с разных позиций [1, с. 2, 8; 3, с. 35 — 36; 4, с. 156; 5, с. 176; 6, с. 35; 7, с. 82; 8; 9, с. 240; 10, с. 198 — 200; 11, с. 5; 22, с. 209; 17, с. 2 — 3; 19, с. 3; 20, с. 100 — 101; 21, с. 47; 22, с. 2; 23, с. 3; 24, с. 46 — 47; 25, с. 45 — 47; 26, с. 121; 27, с. 2; 28, с. 74; 29, с. 158 — 159]. Некоторые авторы [7, с. 82; 24, с. 121] считают служебную тайну частным случаем тайны профессиональной, иные [10, с. 198 — 200; 20, с. 100 — 101; 25, с. 158 — 159] соотносят их как два самостоятельных института юридических тайн, а часть ученых [9, с. 240; 11, с. 5] называют тождественными правовыми категориями.
Спорным видится мнение И.А.Юрченко, указывающей в качестве разграничительного признака между служебной и профессиональной тайной «подкрепленность» соблюдения профессиональной тайны, в отличие от служебной, морально-нравственными принципами и нормами [29, с. 159].
По нашему мнению, соблюдение служебной тайны также предполагает морально-нравственную составляющую — служебную этику, которая, правда, не настолько развита в научном и практическом плане, как медицинская, адвокатская и иные виды профессиональной этики.
Мы поддерживаем А.В.Минбалеева, полагающего, что к обладателям профессиональной тайны относятся специалисты определенной сферы (за исключением государственных служащих), которые в силу закона обязаны сохранять в тайне информацию, полученную при выполнении профессиональных прав и обязанностей [10, с. 198 — 200].
Согласимся, что государственные служащие не могут выступать как субъекты профессиональной тайны в первую очередь из-за своего правового статуса, связанного с исполнением служебных, а не профессиональных обязанностей. В случае же получения конфиденциальных сведений государственные служащие обязаны их хранить как персональные данные, личную и семейную тайну, т.е. посредством первоначальных правовых режимов информации ограниченного доступа.
Часть исследователей [4, с. 156; 6, с. 35; 9, с. 240; 10, с. 185; 11, с. 9; 18, с. 17; 21, с. 55 — 56; 24, с. 47; 25, с. 42] включают некоторые виды профессиональной тайны (медицинскую, банковскую, налоговую и т.д.) в состав тайны служебной.
Так, С.В.Овсейко, отмечая связь понятий «служба» и «государственная организация», указывает на уместность использования правового режима служебной тайны в отношении налоговой, медицинской, судебной тайны и тайны корреспонденции [11, с. 9].
Подобные утверждения можно считать оправданными, особенно если учесть, что под государственными служащими законодатель, среди прочего, понимает лиц, занимающих государственные должности в государственных нотариальных конторах (подп. 1.9 п. 1 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» [12]), и признает в качестве субъектов нотариальной тайны государственных нотариусов (ст. 1, п. 1 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 года N 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» [13]).
Однако здесь целесообразно указать, что получаемая данными лицами информация ограниченного доступа имеет исключительно персональный характер и не касается служебной деятельности государственных органов, вследствие чего такие сведения нельзя относить к служебной тайне.
Заключение
Подводя итог, отметим, что правовой институт профессиональной тайны более сложный и комплексный феномен права, чем правовой институт служебной тайны. Анализ актов законодательства и доктринальных источников показал, что, несмотря на некоторую тождественность, указанные правовые институты обладают рядом уникальных признаков. Среди общих признаков можно назвать:
- принадлежность к категории «информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено», т.е. к информации ограниченного доступа;
- запрет на распространение составляющей эти юридические тайны информации, устанавливаемый законами и (или) иными законодательными актами.
Отличительные признаки заключаются в том, что:
- профессиональная тайна относится, как правило, к частноправовым режимам информации, а служебная — к публично-правовым с учетом различия в субъектах — обладателях информации. Информацией, составляющей профессиональную тайну, обладают физические и юридические лица, служебную — государственный орган;
- профессиональная тайна представляет собой исключительно чужую конфиденциальную информацию (это, к примеру, личная и семейная тайна, персональные данные, иная информация ограниченного доступа), в то время как служебная тайна — исключительно собственную информацию государственных органов, распространение и (или) предоставление которой ограничено;
- главными субъектами информации, составляющей профессиональную тайну, выступают, с одной стороны, физическое и (или) юридическое лицо, с другой — профессиональный работник (аудитор, банковский работник, медицинский и т.д.); в отношении служебной тайны такими субъектами будут, с одной стороны, государственный орган, с другой — должностное лицо этого органа.
Таким образом, полагаем, что служебная тайна и профессиональная тайна — два самостоятельных правовых института с собственными субъектным составом и объектом, в качестве которого можно назвать содержание соответствующих сведений.
Безусловно, это не означает, что данные виды информации ограниченного доступа независимы и полностью изолированы друг от друга. Как и все элементы любой системы информации, они находятся в постоянном взаимодействии и оказывают обоюдное непосредственное или опосредованное влияние.
Резюме
Статья посвящена анализу текущего состояния вопросов соотношения служебной и профессиональной тайны в Республике Беларусь как самостоятельных видов информации ограниченного доступа. Выявлены сходства и различия между указанными видами юридической тайны, показаны их специфические особенности. Также обращено внимание на проблемные аспекты соотношения служебной тайны с нотариальной, являющейся составной частью правового института профессиональной тайны. Проанализированы и обобщены научные позиции исследователей и ученых по рассматриваемой тематике. На основании изученного материала произведено окончательное разграничение между служебной тайной и профессиональной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анищенко, И.И. Правовой режим профессиональной тайны [Электронный ресурс] / И.И.Анищенко // Труды юрид. фак. Северо-Кавказ. гос. технич. ун-та / редкол.: Е.Н.Калашникова (отв. ред.) [и др.]. — Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2004. — Вып. 3. — С. 42 — 52.
2. Банковский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 25 окт. 2000 г., N 441-З: принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 12 окт. 2000 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 г.
3. Витрянский, В. Договор банковского счета / В.Витрянский // Хозяйство и право. — 2006. — N 5. — С. 35 — 36.
4. Камалова, Г.Г. Анализ понятия и содержания следственной тайны / Г.Г.Камалова // Вестн. Удмурт. ун-та. Экономика и право. — 2013. — N 1. — С. 156 — 159.
5. Крохина, Ю.А. Налоговое право России: учебник для вузов / Ю.А.Крохина. — 2-е изд., перераб. — М.: Норма, 2004. — 720 с.
6. Крылов, А.В. К вопросу об определении тайны следствия / А.В.Крылов // Рос. следователь. — 2003. — N 9. — С. 32 — 38.
7. Кузахметова, С.Е. Принцип неприкосновенности частной жизни: теоретико-правовой аспект: дис…. канд. юрид. наук: 12.00.01 / С.Е.Кузахметова. — Саратов, 2008. — 198 с.
8. Лазарь, М.В. Коммерческая и служебная тайна. Правовой режим защиты [Электронный ресурс] / М.В.Лазарь. — Режим доступа: http://kaznachey.com/doc/7cCX7WUKtdy. — Дата доступа: 13.04.2016.
9. Лушников, А.М. Информация в трудовом праве / А.М.Лушников // Правовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 21 — 22 окт. 2010 г. / редкол.: И.Н.Колядко (гл. ред.) [и др.]. — Минск, 2010. — С. 239 — 241.
10. Минбалеев, А.В. Система информации: теоретико-правовой анализ: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / А.В.Минбалеев. — Челябинск, 2006. — 272 с.
11. Овсейко, С.В. Коммерческая тайна организации: новое в правовом регулировании [Электронный ресурс] / С.В.Овсейко
12. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., N 204-З: с изм. и доп. от 15 июля 2015 г. N 305-З // КонсультантПлюс. Беларусь
13. О нотариате и нотариальной деятельности [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2004 г., N 305-З
14. О почтовой связи [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 15 дек. 2003 г., N 258-З: с изм. и доп. от 12 дек. 2013 г. N 92-З
15. Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., N 455-З: с изм. и доп. от 4 янв. 2014 г. N 102-З // КонсультантПлюс. Беларусь
16. Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г., N 414-З: с изм. и доп. от 1 янв. 2015 г. N 232-З
17. Погосова (Фролова), А.С.Инсайдерская и служебная информация: соотношение понятий [Электронный ресурс] / А.С.Погосова (Фролова)
18. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Раздел VI. Наследственное право. Глава 70. Наследование по завещанию (статьи 1040 — 1055) [Электронный ресурс] / Т.Н.Пунько
19. Пресняков, М.В. Некоторые вопросы допуска государственных и муниципальных служащих к охраняемым законом тайнам [Электронный ресурс] / М.В.Пресняков, С.Е.Чаннов
20. Рожкова, А.И. Теоретические аспекты правового регулирования информационной сферы: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / А.И.Рожкова. — Тамбов, 2005. — 212 с.
21. Рожнов, А.А. Уголовно-правовая охрана профессиональной тайны: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / А.А.Рожнов. — Ульяновск, 2002. — 206 с.
22. Сидорова, Е.И. Понятие и состав следственной тайны [Электронный ресурс] / Е.И.Сидорова. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-sostav-sledstvennoy-tayny/. — Дата доступа: 13.04.2016.
23. Соколова, О.С. Административно-правовые режимы конфиденциальной информации в системе специальных административно-правовых режимов [Электронный ресурс] / О.С.Соколова
24. Торшин, А.В. Соотношение налоговой тайны с другими режимами защиты конфиденциальной экономической информации / А.В.Торшин // Финансовое право. — 2002. — N 1. — С. 45 — 49.
25. Трофимов, О.И. Правовая охрана баз данных операторов электросвязи: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / О.И.Трофимов. — Омск, 2008. — 219 с.
26. Филатов, С.П. Административно-правовой механизм защиты прав человека на компьютерную информацию в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / С.П.Филатов. — М., 2005. — 218 с.
27. Шестакова, Е. Борьба с инсайдерством в России и за рубежом [Электронный ресурс] / Е.Шестакова
28. Шигин, А.И. Защита информации с ограниченным доступом в предпринимательской деятельности: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.И.Шигин. — Владикавказ, 2011. — 177 с.
29. Юрченко, И.А. Информация конфиденциального характера как предмет уголовно-правовой охраны: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / И.А.Юрченко. — М., 2000. — 205 с.