Направление в дисциплинарную воинскую часть (статья 56 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)) либо содержание в дисциплинарной воинской части (статья 47 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее — УК Республики Казахстан)) представляет собой специальное наказание, применяемое к военнослужащим за совершение как воинских, так и иных преступлений. Данное наказание применяется только в качестве основного наказания и является альтернативой лишению свободы для указанной категории лиц. Подобная мера наказания являлась фактически идентичной для всех постсоветских стран, однако в 2009 году казахстанским законодателем было принято решение об исключении из законодательных актов понятия «содержание в дисциплинарной воинской части» как вида наказания, применяемого в отношении военнослужащих, и внесении ряда иных изменений и дополнений в законодательство о военной службе <1>.
<1> Закон Республики Казахстан от 10.07.2009 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ответственности военнослужащих» опубликован 29 июля 2009 г. в газете «Казахстанская правда» N 181 (25925) от 29.07.2009 и вступил в силу через десять дней после опубликования.
При рассмотрении данных изменений в первую очередь необходимо указать на отличие правового статуса лиц, относящихся к военнослужащим, в белорусском и казахстанском законодательстве. Так, в соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан от 20.01.1993 «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» (далее — Закон) «военнослужащими являются граждане Республики Казахстан, состоящие на воинской службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. К ним относятся военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву или по контракту, а также военнообязанные на период призыва на воинские сборы». По тексту Закона к статусу военнослужащих приравниваются также курсанты военных (специальных) учебных заведений. Однако из анализа Закона очевидно, что в отношении курсантов военных (специальных) учебных заведений, а также военнослужащих срочной службы имеются изъятия в общих требованиях и ограничениях, установленных для военнослужащих. Например, в ст. 8 «Реализация права на труд» с указанных лиц снято ограничение права заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью.
Законодательство Республики Беларусь о воинской обязанности и воинской службе таких изъятий не имеет. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 100-З «О статусе военнослужащих» (далее — Закон «О статусе военнослужащих») статус военнослужащего имеют: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в том числе слушатели и курсанты военных учебных заведений, других учреждений образования, осуществляющих подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь и других войск и воинских формирований Республики Беларусь; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; граждане, проходящие службу в резерве, — при нахождении на занятиях или учебных сборах, определенных программами подготовки резервистов; военнообязанные — при нахождении на военных или специальных сборах. Статья 10 Закона «О статусе военнослужащих» содержит запрет на занятие военнослужащими (без исключений) другой оплачиваемой работой (деятельностью). Соответственно возможность и эффективность исполнения штрафа как уголовного наказания указанной категорией лиц является спорной.
Необходимость исключения указанного вида наказания казахстанским законодателем обосновывалась в первую очередь низким уровнем количества военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части (2008 год — 13; 2009 год — 5), а также с точки зрения экономической целесообразности и экономии (на содержание дисциплинарной части выделялось около 100 миллионов тенге при штате обслуживающего персонала в 240 человек) <2>.
<2> Содержание военнослужащих в дисциплинарной воинской части заменено на административный арест // Today.KZ (Казахстан сегодня в мире) [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: http://www.today.kz/ru/news/life/2009-08-03/6310. — Дата доступа: 21.09.2011.
Несмотря на то что содержание в воинской дисциплинарной части было заменено такими видами наказания, как штраф, арест и лишение свободы, внесенные изменения позволили декриминализировать ряд отдельных воинских преступлений путем перевода последних в разряд административных правонарушений, что, по мнению казахстанского законодателя, будет способствовать улучшению криминогенной ситуации в войсках, позволит военнослужащим, совершившим незначительные правонарушения, встать на путь исправления без попадания в разряд осужденных лиц.
В частности, в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — КоАП Республики Казахстан) введен ряд статей, устанавливающих административную ответственность военнослужащих (в том числе военнослужащих, находящихся на воинских сборах, — статья 35 КоАП Республики Казахстан), а именно был дополнен статьями 512-1 — 512-4 следующего содержания:
«Статья 512-1. Оскорбление военнослужащего
1. Оскорбление одним военнослужащим другого при отсутствии между ними отношений подчиненности во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей воинской службы —
влечет штраф в размере от десяти до двадцати пяти месячных расчетных показателей или административный арест до десяти суток.
2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влечет штраф в размере от двадцати пяти до пятидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест до пятнадцати суток.
Статья 512-2. Самовольное оставление части или места службы
1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше пяти суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим воинскую службу по призыву или по контракту, в мирное время, —
влекут штраф в размере от десяти до двадцати пяти месячных расчетных показателей или административный арест на срок до десяти суток.
2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, —
влекут штраф в размере от двадцати пяти до пятидесяти месячных расчетных показателей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 512-3. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
Нарушение лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, правил несения службы, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, —
влечет штраф в размере от пяти до десяти месячных расчетных показателей либо административный арест до пяти суток.
Статья 512-4. Неповиновение или иное неисполнение приказа
Неповиновение, то есть открытый отказ от исполнения приказа начальника, а равно иное умышленное неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, не причинившее существенный вред интересам службы, —
влекут административный арест на срок до пятнадцати суток».
Введение указанных статей позволило исключить из УК Республики Казахстан 4 состава преступлений, предусматривающих такие виды наказания, как ограничение по военной службе (на срок от 1 до 2 лет), арест на срок до 6 месяцев, содержание в дисциплинарной воинской части (на срок от 1 до 2 лет), лишение свободы до 2 лет.
Очевидно, что вычленение из диспозиции уголовного состава ст. 367 УК Республики Казахстан, относящегося к числу преступлений, нарушающих порядок воинских уставных взаимоотношений, совершения действий / бездействия в форме неповиновения или иного неисполнения приказа, не причинивших существенный вред интересам службы, и установление административной ответственности (ст. 512-4 КоАП Республики Казахстан) направлены на декриминализацию неуставных отношений в Вооруженных Силах, а также снижение числа военнообязанных, привлеченных к уголовной ответственности за неповиновение. В то же время следует учитывать, что вопрос разграничения указанного воинского преступления, административного правонарушения и дисциплинарного проступка по оценочным признакам (в том числе противоправности) весьма затруднителен и может решаться по признаку общественной опасности. В связи с тем что состав преступления предполагает причинение существенного вреда интересам службы, размер которого законодательно не установлен (оценочное понятие), а для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение вреда (подрыв воинской дисциплины, срыв задания по службе, повреждение или уничтожение имущества, причинение значительного ущерба, ущемление прав и законных интересов военнослужащих), необходимо учитывать, что оценка данного признака зависит от конкретных обстоятельств дела.
Исключение части 1 статьи 371 УК Республики Казахстан и введение статьи 512-1 КоАП Республики Казахстан выводит оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей воинской службы (при отсутствии между ними отношений подчиненности) из числа преступлений, нарушающих порядок воинских уставных взаимоотношений, а также устанавливает административную преюдицию, поскольку оскорбление, предусмотренное частью 1 статьи 371 УК Республики Казахстан, выражается в отрицательном отношении виновного к личности потерпевшего, унижении его чести и человеческого достоинства, не связанном с предъявлением к нему конкретных требований, принуждением к нарушению обязанностей военной службы, со стремлением виновного добиться для себя привилегированного положения в воинском коллективе. При этом часть 2 статьи 371 УК Республики Казахстан в качестве субъекта предполагает в равной мере как начальника, действующего против подчиненного, так и подчиненного, оскорбляющего начальника. Следует отметить, что в данном случае законодатель установил административную санкцию в виде штрафа до 25 месячных расчетных показателей (аналогичная ответственность установлена и в части 1 статьи 529 КоАП Республики Казахстан за оскорбление должностного лица при исполнении им служебных обязанностей), кроме того, для военнослужащих, проходящих срочную воинскую службу, курсантов военных и специальных учебных заведений, в отношении которых не может быть применено административное взыскание в виде штрафа (ч. 2-1 ст. 35 КоАП Республики Казахстан), установлена возможность применения административного ареста до 10 суток.
Значительные изменения внесены также в статью 372 «Самовольное оставление части и места службы» УК Республики Казахстан в связи с введением в КоАП Республики Казахстан статьи 512-2, устанавливающей административную ответственность за уклонение от военной службы (в мирное время). Следует отметить, что в указанной статье заложена ответственность за два самостоятельных состава преступления / правонарушения: самовольное оставление части или места службы и неявка в срок без уважительных причин при увольнении из части, назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения. Причем продолжительность самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок влияет на квалификацию преступления (правонарушения). Срок незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) исчисляется сутками и месяцами. Субъектом данных правонарушений могут быть военнослужащие, проходящие воинскую службу как по призыву, так и по контракту (в отличие от предыдущей редакции статьи 372 УК Республики Казахстан, по которой ответственность для контрактников наступала только по ч. 3 ст. 372 УК Республики Казахстан в случае неявки в срок свыше 10 суток, но не более 1 месяца). Исключение из статьи 372 УК Республики Казахстан части 1 и части 3 позволило привлекать к административной ответственности лиц, самовольно оставивших часть (место службы) или не явившихся в срок до 1 месяца в силу различных причин, в том числе вследствие стечения тяжелых обстоятельств, которые обусловливают необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к месту нахождения близких родственников либо существенно затрудняют его пребывание в части (месте службы) в силу разных причин (неуставные действия в отношении военнослужащего, невозможность получить медицинскую помощь), и тем самым декриминализировать данные действия.
Следует отметить, что как в Республике Беларусь, так и в Республике Казахстан обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка являются задачей внутренних войск (совместно с органами внутренних дел). При исполнении возложенных на них обязанностей военнослужащие внутренних войск вправе требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, пресекать преступления и т.п. В соответствии с законом они имеют право применять физическую силу, специальные средства, табельное оружие и боевую технику. При этом умышленное нарушение правил несения службы, которое может выражаться в унижении достоинства граждан, противозаконном ограничении прав и свобод личности, будет подпадать под административную ответственность, а причинение тяжкого вреда (как умышленно, так и неумышленно) будет квалифицироваться, например, по статье 379 УК Республики Казахстан.
К сожалению, практика применения рассмотренных изменений еще недостаточна для составления прогнозов эффективности их правоприменения с точки зрения оценки возможности имплементации в национальное законодательство. Вместе с тем очевидно, что внесенные изменения позволят более точно оценивать противоправные действия военнослужащих.