Запрос ценовых предложений по новым правилам

Время всегда показывает действенность одних мер и неэффективность других и подталкивает к нововведениям, которые продиктованы необходимостью повышения результативности работы существующей системы, а также решения поставленных задач.

Система госзакупок всегда оперативно реагирует на требования времени и внедряет все доступные средства, позволяющие повысить ее эффективность.

Так, Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2014 N 657 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. N 590» (далее — Указ N 657) в правила проведения госзакупок в числе прочих внесено следующее важное изменение: процедура запроса ценовых предложений (ЗЦП), за исключением процедур запроса ценовых предложений, проводимых в случаях, когда сведения о государственных закупках составляют государственные секреты, теперь проводится заказчиком (организатором) только на электронных торговых площадках ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

Согласно разъяснению Министерства торговли Республики Беларусь от 22.01.2015 N 14-07/119к «О разъяснении норм Указа N 657» процедуры запроса ценовых предложений, решение о проведении которых принято заказчиком до 1 января 2015 г., в том числе повторные, объявленные после указанной даты и до 19 января 2015 г. включительно, завершаются в соответствии со статьей 49 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон).

Если решение о проведении процедур ЗЦП принято после 1 января 2015 г., они должны быть отменены заказчиками (пункт 5 статьи 21 Закона) в связи с необходимостью приведения их в соответствие с требованиями действующего законодательства, т.е. в том числе в соответствие с нормами Указа N 657, а также положениями, установленными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2015 N 57 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. N 778» (далее — постановление N 57), действие которых распространяется на отношения, возникшие при проведении процедур государственных закупок товаров (работ, услуг), если процедуры таких закупок начаты после 1 января 2015 г. (пункт 2 постановления N 57).

Таким образом, проведение процедур запросов ценовых предложений, начатых после 1 января 2015 г. и проводимых согласно предыдущему порядку их проведения, нарушает действующее законодательство, и в таких случаях проводимые процедуры запросов ценовых предложений необходимо отменить с последующим их проведением согласно действующему законодательству.

Кроме того, процедуры ЗЦП, объявляемые заказчиком повторно, начиная с 20 января 2015 г. необходимо проводить на электронных торговых площадках как новые в соответствии с действующим законодательством о госзакупках. Это связано с изменением алгоритма проведения процедур ЗЦП и соответствующим обновлением программно-аппаратного комплекса официального сайта.

Новый порядок проведения процедуры запроса ценовых предложений, а также обжалования действий (бездействия) и (или) решений регламентирован подпунктами 1.5 — 1.17 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2014 N 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее — Указ N 590) (в редакции Указа N 657).

Первым этапом проведения процедуры ЗЦП является размещение заказчиком (организатором) документов в форме электронного документа, используемых участниками для подготовки предложения в целях участия в процедуре ЗЦП. Данные документы размещаются заказчиком (организатором) одновременно с приглашением к участию в процедуре запроса ценовых предложений на официальном сайте (http://www.icetrade.by) и в открытом доступе на электронной торговой площадке.

Предусмотрен также механизм обратной связи, с помощью которого любой участник может получить разъяснения по опубликованным документам. В случае необходимости участник направляет запрос о разъяснении документов не позднее трех рабочих дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений, а заказчик (организатор) обязан ответить на такой запрос. При этом содержание запроса и ответ на него (без указания лица, которое его направило) размещаются в форме электронного документа в течение одного рабочего дня.

Приглашение к участию в процедуре запроса ценовых предложений регламентирует сроки и порядок представления участником своего предложения в целях участия в процедуре ЗЦП. При этом такое предложение в обязательном порядке представляется в форме электронного документа на электронной торговой площадке.

Далее оператор электронной торговой площадки регистрирует поступившие предложения в порядке их размещения и извещает подавших их участников о дате и времени регистрации указанных предложений.

Также оператор электронной торговой площадки в течение одного рабочего дня обеспечивает доступ заказчика (организатора) к предложениям участников.

Предложения рассматриваются комиссией заказчика (организатора) в течение десяти рабочих дней с даты регистрации предложений. В ходе рассмотрения поступивших предложений комиссия вправе запросить у участников дополнительные разъяснения по их предложениям, однако она не вправе допускать изменения существенных условий предложения, таких как, например, цена предложения, или внесения изменений (дополнений), вследствие которых предложение, не соответствующее требованиям документов, стало бы соответствовать этим требованиям. Исключение составляют исправления ошибок, включая арифметические, и устранение неточностей по предложению заказчика (организатора).

Что касается решения о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры ЗЦП или признании ее несостоявшейся, то оно оформляется протоколом. Протокол размещается заказчиком (организатором) также в форме электронного документа на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке.

Результаты проведенной процедуры ЗЦП также размещаются на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке, но уже после заключения договора либо принятия иного решения, например, об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.

После размещения результатов оператор официального сайта, оператор электронной торговой площадки обеспечивают открытый доступ к предложениям участников. Исключение составляют документы, содержащие информацию, распространение и / или предоставление которой ограничено в соответствии с законодательством. В связи с этим предложение участника процедуры государственной закупки должно содержать заявление о его согласии на размещение в открытом доступе указанной информации.

Таким образом, изменения внесены в порядок извещения о проведении процедуры ЗЦП, порядок подачи участниками своих предложений и порядок публикации конечных результатов процедуры закупки.

Кроме того, подпунктом 1.15 пункта 1 Указа N 590 уточнен порядок рассмотрения жалоб Министерством торговли Республики Беларусь при проведении процедуры запроса ценовых предложений.

При этом сам механизм проведения процедуры запроса ценовых предложений, предусматривающий единоразовое представление участником своего предложения без возможности внесения существенных изменений, а также критерий выбора участника-победителя, который определяется по минимальной цене, остались неизменными.

Цели данного нововведения, на наш взгляд, понятны — повышение прозрачности ЗЦП и минимизация коррупционных рисков.

Это достигается путем того, что поступаемые от участников процедуры закупки предложения в форме электронного документа сохраняются в оригинальном виде в архиве электронной торговой площадки и доступны для анализа любым контролирующим органам без каких-либо изменений.

При этом также предусмотрена публикация в открытом доступе протокола о выборе участника-победителя либо признании процедуры государственной закупки несостоявшейся с обеспечением далее открытого доступа к предложениям участников.

Доступ к такой информации предоставит участникам возможности для проведения конкурентного анализа интересующего рынка, а также поможет учесть данную информацию при участии в последующих процедурах закупок.

Еще одним важным изменением в сфере госзакупок является положение об обязательном размещении заказчиком на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке при проведении на ней процедуры государственной закупки сведений о договорах, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок, в случае, если цена договора составляет 3000 базовых величин и более (пункт 11 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 N 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в редакции постановления N 57)). Ранее указанная норма распространялась на договоры с ценой 8000 базовых величин и более.

Данное нововведение помимо прочего показывает, что анализ проводимых процедур закупок будет возможен и для менее дорогостоящих закупок, что также способствует прозрачности и минимизации коррупционных рисков.

Необходимо также отметить, что подобные изменения не только достигают поставленных целей, но и увеличивают эффективность документооборота, позволяют использовать все доступные технические возможности.