1. Направления изучения мнения населения об уголовной политике государства.
Уголовная политика — это политика государства в сфере реализации наиболее жестких мер принуждения, связанных с уголовным наказанием и иными мерами уголовной ответственности.
В качестве объектов воздействия со стороны белорусского государства с использованием средств уголовной репрессии выступают физические лица, в основном граждане государства (преимущественно ввиду их подавляющего большинства в сравнении с иностранными гражданами и лицами без гражданства). Например, в 2014 году судами было осуждено 40617 человек, из которых 39585 (97,4%) являлись гражданами Республики Беларусь [1].
Устанавливая (изменяя, отменяя) уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, предусмотренную Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее — УК), определяя перечень наказаний и иных мер уголовной ответственности, равно как и их карательный заряд, применяя эти меры, государство не может не учитывать настроения и ожидания населения, его оценки состояния криминогенной обстановки в стране, способов и средств противодействия криминальным проявлениям, используемых органами правоохранения и судами.
Используя разработанные социологической наукой методы измерения общественного мнения населения страны, тех или иных его социальных групп (демографических, социально статусных, территориальных) по важным для общества вопросам, возможно получить знания и по проблематике, связанной с качеством и эффективностью государственной политики в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.
На необходимость изучения общественного мнения ориентируют государственные органы и изложенная в новой редакции Директива Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 N 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» (далее — Директива N 2). В подпункте 4.2 пункта 4 Директивы N 2 Совету Министров Республики Беларусь совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом поручено разработать и внедрить систему рейтинговой оценки гражданами эффективности деятельности организаций, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения, качества осуществления административных процедур путем анкетирования, проведения опросов в глобальной компьютерной сети Интернет и иных мероприятий с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Здесь же указано на их обязанность обеспечить надлежащий учет полученной таким путем информации и использование ее при оценке деятельности соответствующих организаций и проведении ротации их руководящих кадров.
Данные социологических исследований общественного мнения помогают не только понять и интерпретировать результаты проводимой государством уголовной политики, находящие отражение в данных статистической отчетности о судимости. В сопоставлении с указанными данными статистической отчетности результаты опросов общественного мнения могут быть использованы как для оценки состояния правоохранительной деятельности в стране и определения уровня доверия населения к государственным органам, ведущим борьбу с преступностью, так и для целей прогнозирования социальных процессов, связанных с преступностью, и мер по совершенствованию инструментов уголовной политики.
Можно выделить несколько основных направлений изучения мнения населения относительно уголовной политики государства, а именно:
- выявление отношения населения к уже применяемым государством мерам уголовной ответственности, в том числе в аспекте сохранения (изменения, отмены, замены) их на перспективу;
- выявление отношения населения к планируемым законодательным инновациям (или намечаемым коррективам) в сфере уголовной ответственности или к существующим практикам ее применения, в том числе при разработке и принятии на общегосударственном уровне концепций совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения;
- определение уровня доверия населения правоохранительным органам и судам; оценка эффективности деятельности правоохранительных органов и судов по применению уголовной ответственности.
Получение такого знания возможно как путем использования социологических методов, так и путем использования инструментов, взятых из арсенала методов непосредственной демократии, в частности путем проведения референдумов, на которых не только выявляется мнение населения по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, но и принимаются решения, юридическая сила которых определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума (см. статьи 111, 124 Избирательного кодекса Республики Беларусь).
2. Порядок проведения опросов общественного мнения об уголовной политике государства.
Референдум является чрезвычайно редко применяемой формой опроса населения и проводится только по наиболее важным проблемам, стоящим перед обществом и государством. Но именно к этому методу изучения общественного мнения (волеизъявления народа) прибегли в Беларуси в 1996 году, когда граждане страны отвечали на вопрос о необходимости сохранения или отмены смертной казни — наиболее строгого вида наказания, предусмотренного в белорусском уголовном законе.
Куда более широкое распространение получили выборочные социологические исследования по актуальным проблемам белорусского общества. Такие исследования, проводимые по республиканской репрезентативной выборке, требуют наличия профессиональных кадров исследователей, эффективно работающей опросной сети и существенных финансовых затрат, поэтому они под силу только крупным социологическим службам. Обычно выборка в социологическом исследовании контролируется по таким признакам, как пол, возраст, образование, социальное положение, регион (населенный пункт) проживания респондентов.
В Республике Беларусь опросы общественного мнения республиканского уровня (относящиеся к республиканским референдумам, выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и общественно-политической ситуации в стране) могут проводить только аккредитованные юридические лица.
Их аккредитация относится к компетенции специально созданной при Национальной академии наук Беларуси Комиссии по опросам общественного мнения (далее — Комиссия). Положение о Комиссии по опросам общественного мнения при Национальной академии наук Беларуси было утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2002 N 707 «О Комиссии по опросам общественного мнения при Национальной академии наук Беларуси». Указанное Положение и Положение об аккредитации юридических лиц, претендующих на проведение опросов общественного мнения, относящихся к республиканским референдумам, выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и общественно-политической ситуации в стране, и опубликовании их результатов в средствах массовой информации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2005 N 1240 «О некоторых вопросах проведения опросов общественного мнения, относящихся к республиканским референдумам, выборам и общественно-политической ситуации в стране, и об опубликовании их результатов в средствах массовой информации», регулируют комплекс вопросов, связанных с проведением социологических опросов, в том числе имеющих отношение к уголовной политике.
Указанные документы определяют не только порядок проведения социологических опросов, условия и порядок аккредитации юридических лиц, претендующих на проведение опросов общественного мнения, относящихся к республиканским референдумам, выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и общественно-политической ситуации в стране, но и порядок опубликования результатов социологических опросов в средствах массовой информации.
В частности, предусмотрено, что Комиссия проводит аккредитацию и прекращает аккредитацию в том числе в случае выявления фактов представления юридическим лицом недостоверной информации или нарушений им требований законодательства к проведению опросов общественного мнения и опубликованию их результатов в средствах массовой информации, а также несоблюдения юридическим лицом требований объективности и достоверности информации в ходе проведения опросов общественного мнения и опубликования их результатов. Организация, проводящая опрос общественного мнения по указанным вопросам, направляет в Комиссию письменное уведомление и обязательство о соблюдении в процессе опроса норм законодательства и порядка проведения социологического исследования, обработки и интерпретации социологической информации. Обязательство должно содержать также информацию об организации, проводящей опрос, о заказчике и источниках финансирования опроса, предполагаемом времени и условиях его проведения. Требования, предъявляемые к данной информации, устанавливаются Комиссией.
Комиссия дает оценку степени достоверности представленной юридическим лицом информации, соблюдения требований объективности и достоверности в ходе проведения опросов общественного мнения и опубликования их результатов в средствах массовой информации. Комиссия вправе осуществлять контроль за деятельностью аккредитованного юридического лица на любых этапах проведения опросов общественного мнения.
Опыт участия автора в социологических исследованиях по тематике, связанной с уголовной политикой, показывает, что иногда инструментарий таких исследований (анкеты, опросные листы и пр.) составляется без учета положений норм уголовного, уголовно-процессуального или уголовно-исполнительного законов, без учета концептуальных предписаний конституционного, уголовного и иных отраслей законодательства. Конечно, предложенные населению вопросы должны быть понятны всем опрашиваемым независимо от уровня их образования, следовательно, они должны быть сформулированы без использования сугубо специальной терминологии.
С другой стороны, стремясь сделать вопрос понятным респонденту, нельзя изменять (подменять) содержание нормы закона, что может привести к ошибочным выводам, некорректным сравнениям и необоснованным рекомендациям. В связи с этим при подготовке указанного инструментария опроса общественного мнения представляется необходимым проводить его экспертизу на предмет соответствия законодательству, привлекать к его экспертизе специалистов в соответствующей области уголовного, уголовно-процессуального или уголовно-исполнительного права, криминологов.
3. Социологические исследования общественного мнения по вопросам уголовной политики в сфере применения смертной казни.
Как отмечалось, общественное мнение по вопросу о смертной казни в Беларуси изучалось в ходе проведения референдума 1996 года. По его результатам 80,44% населения, или 4972535 человек, согласилось с необходимостью сохранения смертной казни. В значительной степени такой результат был обусловлен социально-экономическими последствиями развала СССР и резким ростом (в разы) преступности в стране. Сказалось и то, что в то время в белорусском законодательстве не существовало такого наказания, как пожизненное заключение, а следующим по суровости наказанием после смертной казни Уголовный кодекс Республики Беларусь 1960 года определял лишение свободы сроком на 15 лет.
Вопрос о смертной казни является одним из политически острых и общественно значимых вопросов. К настоящему времени Беларусь остается единственной страной в Европе, где смертная казнь сохранена как исключительная и реально применяемая мера уголовного наказания. Не случайно вопрос о ее применении обсуждался на специальных слушаниях в Национальном собрании Республики Беларусь в июне 2002 г., а спустя два года подвергался исследованию Конституционным Судом Республики Беларусь, который принял заключение от 11.03.2004 N З-171/2004 «О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни» (далее — Заключение) [2]. В июле 2006 г. Парламентом страны были приведены в соответствие с Конституцией Республики Беларусь и Заключением нормы УК, определившие, что в качестве исключительной меры наказания допускается применение смертной казни — расстрела за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах (до отмены смертной казни) [3]. К ним относятся преступления, предусмотренные:
- частью 2 статьи 122 УК (развязывание либо ведение агрессивной войны);
- частью 2 статьи 124 УК (убийство представителя иностранного государства или международной организации);
- статьей 126 УК (международный терроризм);
- статьей 127 УК (геноцид);
- статьей 128 УК (преступления против безопасности человечества);
- статьей 134 УК (применение оружия массового поражения);
- частью 3 статьи 135 УК (нарушение законов и обычаев войны (убийство));
- частью 2 статьи 139 УК (убийство при отягчающих обстоятельствах);
- частью 3 статьи 289 УК (терроризм);
- частью 2 статьи 356 УК (измена государству, сопряженная с убийством);
- частью 3 статьи 357 УК (заговор с целью захвата государственной власти);
- частью 2 статьи 359 УК (террористический акт);
- частью 2 статьи 360 УК (диверсия);
- статьей 362 УК (убийство сотрудника органов внутренних дел).
Смертная казнь как исключительная мера наказания не назначается в Беларуси в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора 65 лет, а также женщинам.
В результате изменения уголовной политики белорусского государства количество лиц, осужденных к смертной казни, резко сократилось. Если за 11 лет (с 1990 по 2000 годы) в стране было расстреляно 313 осужденных [4, с. 10], то в последующие годы количество лиц, которым было назначено наказание в виде смертной казни, сократилось в разы (в последние шесть лет в сравнении с 1998 годом — почти в 23 раза) (см. таблицу 1).
Таблица 1. Количество лиц, осужденных к смертной казни и пожизненному заключению (Республика Беларусь, в абс. цифрах <1>)
Год | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Количество лиц, осужденных к смертной казни | 47 | 13 | 4 | 7 | 4 | 4 | 2 | 2 | 9 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | — | 2 | 2 |
Количество лиц, осужденных к пожизненному заключению | 3 | 29 | 18 | 11 | 21 | 12 | 12 | 8 | 7 | 7 | 5 | 5 | 2 | 4 | 4 | 2 | 7 |
<1> Здесь и далее при ссылках на статистические данные имеются в виду официальные статистические данные, отраженные в формах государственной статистической отчетности Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь.
В настоящее время смертная казнь назначается только 0,7% лиц от общего числа осужденных, к которым она могла бы быть применена. С 1998 по 2014 год включительно смертная казнь применена к 109 осужденным, пожизненное заключение — к 156 осужденным. Начиная с 2006 года и по настоящее время количество лиц, к которым применяется пожизненное заключение, не превышает 7 человек в год.
С течением времени происходит определенная трансформация общественного мнения населения республики по вопросу о применении смертной казни, о чем свидетельствуют результаты социологических опросов.
Так, по данным исследования, проведенного в апреле — мае 2013 г. Департаментом социологических и маркетинговых исследований Группы компаний САТИО по заказу Penal Reform Int. среди населения Республики Беларусь в возрасте 18 — 75 лет (объем выборки 1100 респондентов) в рамках исследования «Преступление и наказание в глазах общества», за сохранение смертной казни высказалось 63,8% респондентов. Соотношение противников и сторонников смертной казни постепенно изменяется. Вопрос о перспективах сохранения этого вида наказания в Беларуси показал, что поддерживают применение смертной казни в существующих рамках 36,2% опрошенных; выступают за расширение ее применения 10%; за введение моратория на применение смертной казни высказались 12,4%; за немедленную ее отмену — 16,6%; за постепенное движение к ее отмене — 15,5% участников опроса [5].
Происходящие законодательные изменения, современное состояние правоприменительной практики, а также данные социологических исследований позволяют утверждать, что Республика Беларусь постепенно движется к принятию решения о введении моратория на смертную казнь либо к ее полной отмене. При этом представители законодательной власти заявляют, что «решение об отмене этой меры наказания или о введении моратория на смертную казнь не будет принято в угоду политической конъюнктуре или требованиям европейских структур, а только в качестве интересов нашего народа и государства» [6]. Известный специалист в области конституционного права, бывший Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Василевич Г.А., отмечая приемлемость отказа от применения смертной казни в мирное время, предлагает в качестве одного из шагов в этом направлении принятие закона о приостановлении действия норм УК о смертной казни на определенный период с возможностью пролонгирования действия этого закона в зависимости от развития криминогенной ситуации в стране [7].
4. Социологические исследования общественного мнения по вопросам уголовной политики в сфере борьбы с коррупцией.
Коррупция как социальное явление криминального характера и ее различные общественно опасные проявления, нашедшие отражение в УК в качестве преступлений, являются объектом мониторинговых исследований социологических служб Республики Беларусь. Как правило, предметом таких исследований выступают изучение общественного мнения об изменениях криминальной обстановки в стране; отношение населения к коррупции как социальному явлению; оценка населением масштабов коррумпированности и определение наиболее коррумпированных сфер и структур; уровень вовлеченности населения в выплату незаконных вознаграждений; мнение населения о причинах коррупции и условиях, способствующих ее распространенности; оценка эффективности работы правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и пр.
Согласно абзацу второму статьи 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З «О борьбе с коррупцией» коррупция — умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
Данное законодательное определение не нашло полного отражения в уголовном законе. Понятие «коррупционное преступление» не используется в УК [8]. Однако в соответствии с межведомственным нормативным актом к числу коррупционных преступлений в Республике Беларусь отнесены хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК), легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем (части 2 и 3 статьи 235 УК), злоупотребление властью или служебными полномочиями (части 2 и 3 статьи 424 УК), бездействие должностного лица (части 2 и 3 статьи 425 УК), превышение власти или служебных полномочий (части 2 и 3 статьи 426 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК), получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве (статьи 430 — 432 УК), злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти (часть 1 статьи 455 УК) [9].
Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений являются хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК) и взяточничество (статьи 430 — 432 УК) (см. таблицу 2).
Таблица 2. Количество лиц, осужденных за коррупционные преступления (Республика Беларусь, в абс. цифрах)
Статьи УК | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Статья 210 | 284 | 296 | 358 | 347 | 190 | 117 | 104 | 120 |
Части 2 и 3 статьи 235 | 10 | 1 | 21 | 1 | 2 | — | — | 4 |
Части 2 и 3 статьи 424 | 170 | 128 | 91 | 91 | 63 | 27 | 10 | 28 |
Части 2 и 3 статьи 425 | 15 | 9 | 5 | 4 | 4 | 1 | — | 2 |
Части 2 и 3 статьи 426 | 45 | 23 | 23 | 25 | 18 | 15 | 8 | 16 |
Статья 429 | — | — | — | 1 | — | — | — | — |
Статья 430 | 225 | 161 | 158 | 128 | 67 | 47 | 54 | 69 |
Статья 431 | 156 | 171 | 161 | 134 | 116 | 64 | 46 | 48 |
Статья 432 | 5 | 6 | 5 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Часть 1 статьи 455 | 9 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | — | 1 |
Итого | 919 | 799 | 832 | 736 | 463 | 274 | 223 | 289 |
Приведенные данные судебной статистики свидетельствуют о тенденции сокращения количества лиц, осуждаемых за коррупционные преступления (уровень судимости за коррупционные преступления в 2014 году снизился в 3,2 раза в сравнении с 2007 годом), при относительном росте их количества в 2014 году в сравнении с предшествующим годом.
Небезынтересны данные исследований, проводимых международными организациями, использующими в этих целях оценки экспертов, в том числе международных финансовых экспертов и экспертов Группы государств по борьбе с коррупцией, созданной Советом Европы в 1999 году, а также результаты опросов общественного мнения и правозащитников. Данные этих исследований указывают на улучшение показателей уровня коррупции в белорусском государстве, что фиксируется с использованием различных инструментов.
Например, по рейтингу восприятия коррупции, представляемому с 1995 года компанией Transparency International, Республика Беларусь в 2014 году заняла 119-е место среди 175 стран [10], тогда как в 2006 — 2008 годах она была на 150 — 151 месте [11, с. 28]. В мировом рейтинге коррупционных рисков, подготовленном некоммерческой международной ассоциацией TRACE International (эксперт в антикоррупционном законодательстве) и аналитическим центром Rand Corporation по результатам 2014 года, Беларусь оказалась на 74-м месте среди 197 стран [12]. По данным международной неправительственной организации World Justice Project по базовому принципу «отсутствие коррупции», используемому для определения места государства в рейтинге верховенства закона, Республика Беларусь в 2014 году заняла 43-е место среди 102 государств [13].
Социологический мониторинг общественного мнения о масштабах коррумпированности общества, представленный в оценках населения (2008 — 2012 годы), проводимый Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь [14, с. 33 и след.], подтверждает эту тенденцию снижения распространенности коррупции. Наблюдается уменьшение числа участников опросов, указывающих на широкое распространение коррупции, и увеличение количества тех, кто считает данное правонарушение малораспространенным. Так, согласно материалам указанного социологического мониторинга общественного мнения в 2008 году придерживались точки зрения о широком распространении коррупции в белорусском обществе 67% опрошенных граждан (22,5% полагали, что она мало распространена; 10,5% — затруднились оценить ситуацию). Спустя пять лет (2012 год) опрос населения по той же проблеме показал, что 55,5% опрошенных считают коррупцию широко распространенным явлением, 36% — мало распространенным и 8,5% затруднились ответить. И хотя в оценках населения распространенность коррумпированности в Беларуси снижается из года в год, однако, по мнению более половины участников исследования, в настоящее время это криминальное явление все еще широко распространено в обществе.
Данный вывод подтверждается и результатами исследования, проведенного в мае 2014 г. Исследовательским центром Института приватизации и менеджмента (Исследования. Прогнозы. Мониторинг), в ходе которого опрошена целевая группа респондентов, по различным направлениям своей деятельности тесно контактирующая с представителями государственной власти: опрошены руководители 431 малого и среднего предприятия Республики Беларусь. Опрос показал, что немногим более 22% респондентов полагают, что применительно к сфере деятельности этих предприятий коррупция полностью отсутствует. Большинство опрошенных считает, что коррупция есть, но степень ее распространенности различается. При этом около 15% руководителей малых и средних предприятий полагают, что проблема коррупции является незначительной, примерно 44% из них отмечают данную проблему как умеренную, 22% респондентов видят проблему коррупции существенной, около 14% полагают, что коррупция — это очень существенная проблема. В целом, по мнению опрошенных, за последние годы ситуация с коррупцией не претерпела существенных изменений, уровень коррупции оценивается ими как умеренный [15, с. 51, 52, 61, 62].
Опасность распространенности коррупции как социального явления, несущего угрозу развитию правового государства, ведущего к увеличению доли теневой экономики, снижению собираемости налогов, отрицательно влияющего на приток в страну прямых иностранных инвестиций, подрывающего принципы социальной справедливости, уменьшающего эффективность государственного управления, а также оказывающего иное негативное влияние на развитие общества и государства, осознается далеко не всеми гражданами страны. Как показывают исследования, среди населения сохраняется неоднозначное отношение к коррупции. По материалам вышеуказанного мониторинга Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь (опрос 2012 года) у 74,5% респондентов преобладает негативное отношение к ней, они считают, что это недопустимое явление, которому нужно активно противодействовать, но 23% оправдывают существование коррупции. Из них 16% хоть и признают ее незаконной, но отмечают, что таким образом быстро решаются многие насущные проблемы, а еще 7% — считают для себя вполне допустимым в определенных условиях решить вопрос путем предложения взятки.
Судя по ответам граждан на вопрос анкеты о том, приходилось ли им лично за предшествующий социологическому опросу год делать неофициальные выплаты или оказывать услуги должностным лицам, от которых зависело решение интересующего респондента вопроса, наметилась определенная позитивная динамика по показателю вовлеченности населения в коррупционную деятельность. Так, если в 2008 году утвердительно («да, приходилось») ответили 26% респондентов (57,5% — «нет, не приходилось», 16% — «не хочу отвечать на вопрос»), то в 2012 году — только 7% ответили «да, приходилось» (87% — «нет, не приходилось», 5% — «не хочу отвечать»).
Приведенные данные корреспондируют результатам целевого социологического опроса деловой среды в Беларуси (2006 год), проведенного Центром социологических и политических исследований Белорусского государственного университета. Исследование показало, что без малого треть опрошенных предпринимателей практиковали неофициальные платежи (взятки) в целях ускорения прохождения административных процедур, а также при урегулировании спорных вопросов с государственными органами. По данным того же исследования около 40% предпринимателей придерживались той точки зрения, что использование таких платежей более эффективно, чем обращение в суд или в вышестоящие государственные инстанции [16, с. 26].
Подтверждается факт неоднозначного отношения населения страны к коррупции и материалами социологического мониторинга общественного мнения Института социологии Национальной академии наук Беларуси (исследование 2012 года). Мнения о том, что дача взятки является эффективным средством, необходимым для успешного решения возникающих проблем, придерживается 27,2% населения. Среди респондентов из категории государственных служащих, попавших в выборку, эта точка зрения распространена еще в большей степени: ее разделяют 48% опрошенных работников государственных учреждений. Исследование показало, что, по мнению населения, в наибольшей степени коррумпированы руководители высшего звена (35% опрошенных указали на высокий уровень их коррумпированности), менее коррумпированы — руководители среднего (17,2%) и низшего уровня (9,7%) [17, с. 442].
Анализ материалов указанного социологического исследования Института социологии Национальной академии наук Беларуси 2012 года показал, что по оценкам населения страны к наиболее коррумпированным сферам и структурам относятся: система здравоохранения — 50%, местные органы власти и управления — 41,5%, милиция — 39,9%, учреждения образования — 39,1%, администрации предприятий и учреждений — 38,9%, таможенные органы — 34,5%, суды — 32,5%, армия и военные учреждения — 28,9%, налоговые органы — 27,4%, прокуратура — 26,8%, органы государственного контроля — 21,4%, банки — 19,5%, учреждения социальной защиты населения — 19,1%, общественные организации и фонды — 17% ответов респондентов.
Вместе с тем, как указывают данные исследования, проведенного в мае 2014 г. Исследовательским центром Института приватизации и менеджмента (Исследования. Прогнозы. Мониторинг), представители делового мира отмечают, что в Беларуси имеет место и коррупция спроса (получение взятки), и коррупция предложения (дача взятки), однако преимущественно она инициируется со стороны представителей государственных органов [15, с. 58]. По мнению руководителей малых и средних предприятий республики, наиболее подвержены коррупционным проявлениям такие сферы государственного регулирования, как санитарный и пожарный надзор, получение государственных заказов и участие в тендерах, гигиеническая регистрация и сертификация, а также получение различных разрешений в местных органах власти. Среди причин коррупции они отдают первое место терпимости общества к коррупции. На второе место ими ставится корыстолюбие государственных чиновников. Далее (третье, четвертое и пятое места) занимают соответственно недостаточная эффективность органов, ответственных за борьбу с коррупцией; недостаточный административный контроль над служебной деятельностью госслужащих; низкая заработная плата государственных служащих [15, с. 59].
Вызывают серьезную озабоченность данные проведенного автором социологического исследования состояния и уровня правовой культуры студентов и учащихся высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений Республики Беларусь (2009 год) [18, с. 251 — 253], свидетельствующие о серьезных деформациях нравственно-правового сознания части современной белорусской молодежи. Анализ полученных данных показал, что считают для себя вполне допустимым пойти на совершение такого преступления, как дача взятки, 48,5% участников опроса. Особенно высок этот показатель среди выпускников вузов (53,1%). Около трети молодых людей готовы уклониться от уплаты налогов — 31,1%, среди них примерно поровну как юношей, так и девушек. Считают возможным участвовать в незаконном бизнесе 27,2% респондентов в целом по выборке. Среди опрошенных юношей такой позиции придерживается 41,2% респондентов, среди девушек допускают возможность своего участия в незаконном бизнесе 15,2% участниц опроса. Значительное число молодых людей демонстрирует предрасположенность к нарушению установленных государством правовых норм, регулирующих сферу предпринимательской деятельности. Для некоторых эта предрасположенность уже реализуется на практике. Так, в числе студентов и учащихся, практикующих дополнительные подработки параллельно процессу обучения на стационаре, 29% официально оформили свою трудовую деятельность в качестве наемной рабочей силы, 21,7% работали по найму без официального оформления, еще 10,4% занимались индивидуальной трудовой деятельностью, не оформляя ее соответствующим образом. Таким образом, трудовая деятельность примерно трети молодых людей изначально осуществлялась вне рамок правового поля.
Такие деформации правового сознания молодежи, допускающей использование противоправных практик (взяток, сокрытия доходов от налогообложения, незаконной предпринимательской деятельности), являются безусловным фактором, способствующим сохранению коррупции в стране, заставляют искать новые формы и методы совершенствования уголовной политики государства в рассматриваемой сфере общественных отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Сведения о составе осужденных, месте и времени совершения преступления за 2014 год (Форма 11). — Минск: Верховный Суд Республики Беларусь, 2015.
2. О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни: заключение Конституционного Суда Республики Беларусь, 11 марта 2004 г., N З-171/2004 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — N 41. — 6/398.
3. О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь и кодексы Республики Беларусь об административных правонарушениях: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2006 г., N 147-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — N 111. — 2/1242.
4. Лукашов, А.И. Уголовное право Республики Беларусь: состояние и перспективы развития: пособие / А.И.Лукашов. — Минск: БГУ, 2002. — 77 с.
5. 5 октября в Беларуси стартует Неделя против смертной казни [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://news.tut.by/society/417963.html. — Дата доступа: 02.10.2014.
6. Пресс-конференция Самосейко Н.Л. — председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству и судебно-правовым вопросам, руководителя рабочей группы Национального собрания Республики Беларусь по изучению проблематики смертной казни как инструмента наказания, применяемого в Республике Беларусь // Официальный сайт Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. — Режим доступа: http://house.gov.by/index.php/,0,24009,,,0,,,0.html. — Дата доступа: 20.10.2014.
7. Василевич, Г.А. Конституционные основы смертной казни в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Г.А.Василевич.
8. Лукашов, А.И. Борьба с коррупцией в свете новелл в белорусском антикоррупционном законодательстве [Электронный ресурс] / А.И.Лукашов
9. Приложение к постановлению Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 31.01.2011 N 5/8/1/34/6 «Об утверждении Перечня коррупционных преступлений».
10. The 2014 corruption perceptions index measures the perceived levels of public sector corruption in 175 countries and territories [Электронный ресурс] // Официальный сайт Transparency International. — Режим доступа: http://www.transparency.org/cpi2014. — Дата доступа: 10.06.2015.
11. Романчук, Я. Беларусь на 151-м месте по восприятию коррупции [Электронный ресурс] / Я.Романчук. — Режим доступа: http://www.b-info.by/news/1110/index3.html. — Дата доступа: 22.06.2015.
12. Девятов, А. Мировой рейтинг: ситуация с коррупцией в Беларуси лучше, чем в Украине и России, но хуже, чем в Прибалтике и Польше [Электронный ресурс] / А.Девятов. — Режим доступа: http://news.tut.by/society/423603.html. — Дата доступа: 22.06.2015.
13. Беларусь заняла 50-е место в рейтинге верховенства закона, обогнав Россию и Украину [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://news.tut.by/society/451193.html. — Дата доступа: 22.06.2015.
14. Республика Беларусь в зеркале социологии: сб. материалов социол. исслед. за 2012 год / В.О.Дашкевич [и др.]; под общ. ред. Л.Е.Криштаповича; Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Респ. Беларусь. — Минск: Бизнесофсет, 2014. — 124 с.
15. Белорусский бизнес 2014: состояние, тенденции, перспективы: Ежегодник. — Минск: Исследовательский центр Института приватизации и менеджмента, 2014. — 100 с.
16. Деловая среда в Беларуси — 2006: исслед. сектора малого и среднего бизнеса в Беларуси. — Минск: Междунар. финансовая корпорация, 2006. — 104 с.
17. Барановский, Н.А. Социологический мониторинг антиобщественных явлений в системе обеспечения национальной безопасности в социальной сфере / Н.А.Барановский // Социологический альманах / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т социологии. — Минск: Беларуская навука, 2014. — Вып. 5. — С. 434 — 445.
18. Лукашова, О.Г. Деформации нравственно-правового сознания молодежи в условиях социокультурной трансформации / О.Г.Лукашова // Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека; под ред. О.А.Павловской; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии. — Минск: Беларуская навука, 2011. — С. 246 — 258.