Суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) районный (городской <1>) суд является первой инстанцией при рассмотрении дел об административных правонарушениях по ст. 9.21, 11.26, 12.23, ч. 1 — 3 ст. 12.27, ст. 12.29, ч. 3 и 4 ст. 12.30, ст. 14.1, ч. 1 и 2 ст. 14.2, ст. 14.3 — 14.5, ст. 14.7, ст. 23.16, ч. 1 и 2 ст. 23.23, а также ст. 23.1 — 23.5, 24.3 — 24.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), протоколы об административных правонарушениях по которым составлены должностными лицами таможенных органов. Эти дела рассматриваются судьей районного (городского) суда единолично по месту совершения административного правонарушения (в соответствии с ч. 4 ст. 3.31 ПИКоАП дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются по месту нахождения таможенного органа, должностным лицом которого составлен протокол об административном правонарушении). Действия и решения судьи по делу об административном правонарушении при его рассмотрении (кроме постановления по делу) в соответствии с ч. 2 ст. 7.2 ПИКоАП могут быть обжалованы председателю районного (городского) суда. Указанная жалоба рассматривается председателем суда в пятидневный срок.
<1> Речь идет о судах городов областного подчинения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 23.32 КоАП, протоколы об административных правонарушениях по которой составлены должностными лицами таможенных органов, могут рассматриваться начальниками таможенных постов.
Согласно ч. 2 ст. 3.2 ПИКоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 12.17, ч. 1 и 2 ст. 12.30 КоАП, рассматриваются единолично судьей экономического суда (области, г. Минска). Его решения (кроме постановления) по делу могут быть обжалованы председателю экономического суда (области, г. Минска).
По результатам рассмотрения дела судья выносит постановление, в котором содержится одно из следующих решений:
- о наложении административного взыскания;
- о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части;
- о прекращении дела об административном правонарушении;
- о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
Начальники таможен (их заместители) рассматривают жалобы и протесты на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 23.32 КоАП, вынесенные начальниками таможенных постов.
Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (и его заместители) может рассматривать жалобы и протесты на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные начальниками таможен.
Районный (городской) суд в соответствии с ч. 1 ст. 12.3 ПИКоАП является инстанцией для рассмотрения жалоб и протестов на не вступившие в законную силу решения соответствующих должностных лиц таможенных органов, рассматривающей дела в отношении физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей или юридических лиц по административным правонарушениям, предусмотренным ч. 3 ст. 14.2, ст. 14.6, ст. 14.8 — 14.16, ч. 1 и 2 ст. 18.20, ст. 23.16 КоАП.
Инстанцией по рассмотрению жалоб и протестов на не вступившие в законную силу постановления судов по делам об административных правонарушениях является соответствующий областной суд или Минский городской суд. Эти суды рассматривают жалобы и протесты на решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу.
Экономический суд области и г. Минска является инстанцией, рассматривающей жалобы и протесты на не вступившие в законную силу постановления таможенных органов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.44, ч. 9 ст. 13.6, ст. 13.10, ст. 13.11 КоАП.
По результатам рассмотрения жалобы или протеста суды выносят одно из следующих решений:
- оставляют постановление без изменения, а жалобу (протест) — без удовлетворения;
- отменяют постановление и прекращают дело;
- отменяют постановление и направляют дело на новое рассмотрение;
- изменяют постановление в части;
- изменяют меру и (или) вид взыскания в пределах, предусмотренных Особенной частью КоАП, таким образом, чтобы взыскание не было усилено;
- отменяют постановление и направляют дело на рассмотрение компетентного органа, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, не правомочным решать данное дело.
В порядке ст. 12.11 ПИКоАП суды также занимаются пересмотром вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях:
- если они обжаловались до вступления их в законную силу;
- по инициативе вышестоящего суда.
При этом подсудность таких жалоб (протестов) определяется следующим образом. Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное по:
- ч. 3 ст. 14.2, ст. 14.6, ст. 14.8 — 14.16, ч. 1 и 2 ст. 18.20, ст. 23.16 КоАП Председателем Государственного таможенного комитета Республики Беларусь или его заместителем, — обжалуется в районный (городской) суд;
- ч. 3 ст. 14.2, ст. 14.6, ст. 14.8 — 14.16, ч. 1 и 2 ст. 18.20, ст. 23.16 КоАП районным (городским) судом, — пересматривается председателем областного суда и суда г. Минска;
- ст. 11.44, ч. 9 ст. 13.6, ст. 13.10, ст. 13.11 КоАП, — пересматривается Председателем Верховного Суда Республики Беларусь.
По результатам рассмотрения жалобы (протеста) принимается одно из следующих решений:
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) — без удовлетворения;
- об отмене постановления полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение;
- об отмене постановления полностью или в части и прекращении производства по делу;
- об отмене последнего по времени постановления и оставлении в силе одного из ранее вынесенных по делу постановлений;
- об изменении постановления с тем, чтобы взыскание не было усилено.
Таможенные органы как орган, ведущий административный процесс.
Таможенные органы как участник административного процесса рассматриваются в следующих аспектах:
- должностные лица, имеющие полномочия начинать административный процесс и проводить подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях;
- должностные лица, имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях;
- должностные лица, уполномоченные рассматривать жалобы (протесты) на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях.
Пункт 21 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП дает полномочия должностным лицам таможенных органов составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим составам, предусмотренным КоАП: ст. 9.21, 11.26, 11.44, ч. 4 ст. 12.17, ст. 12.23, частям 1 — 3 статьи 12.27, ст. 12.29, частям 1 — 4 статьи 12.30, ч. 9 ст. 13.6, статьям 13.10, 13.11, 14.1 — 14.16, частям 1 и 4 ст. 18.20, статье 18.42 и статье 18.43 (в части управления тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством, или с нарушением условий, определенных в таком разрешении, или отклонения от маршрута, указанного в этом разрешении), ст. 23.16, ч. 1 и 2 ст. 23.23, ст. 23.32, ст. 24.3.
Пункт 5 части 2 статьи 3.30 ПИКоАП дает полномочия должностным лицам таможенных органов, осуществляющим дознание, составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим составам, предусмотренным КоАП: ст. 24.3 — 24.6.
Пункт 8 части 2 статьи 3.30 ПИКоАП дает полномочия должностным лицам таможенных органов составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим составам, предусмотренным КоАП: ст. 23.1 — 23.5, 24.4 — 24.6.
Статьей 3.12 ПИКоАП закреплены полномочия должностных лиц таможенных органов (начальников таможенных органов и их заместителей) на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.44, ч. 9 ст. 13.6, ст. 13.10, ст. 13.11, ч. 3 ст. 14.2, ст. 14.6, ст. 14.8 — 14.16, ч. 1 и 4 ст. 18.20, ст. 18.42 и ст. 18.43 (в части управления тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством, или с нарушением условий, определенных в таком разрешении, или отклонения от маршрута, указанного в этом разрешении) и ст. 23.16 КоАП. Кроме того, эти должностные лица имеют право возвращать материалы дела об административном правонарушении субъектам, осуществлявшим ранее подготовку дела к рассмотрению, для устранения недостатков в порядке ст. 11.3 ПИКоАП.
Полномочия должностных лиц, ведущих административный процесс, определены в ст. 3.29 ПИКоАП. В рамках своих полномочий они имеют право составлять не только протоколы об административных правонарушениях, но и иные процессуальные документы в стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении (протоколы осмотра, освидетельствования, изъятия, личного обыска и др.). При выявлении правонарушений, не относящихся к компетенции таможенных органов, соответствующие должностные лица таможенных органов, не начиная административный процесс, направляют материалы о правонарушении по подведомственности. Эта информация, в свою очередь, может являться поводом к началу административного процесса, а должностные лица таможенных органов могут в дальнейшем быть опрошены в качестве свидетелей.
Полномочиями на рассмотрение жалоб на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях наделены Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и его заместители.
При собирании доказательств ч. 2 ст. 6.12 «Собирание доказательств» ПИКоАП наделяет должностных лиц таможенных органов, ведущих административный процесс, следующими правами:
- вызывать в порядке, предусмотренном ПИКоАП, любое лицо для опроса или дачи заключения в качестве эксперта;
- производить осмотры и другие установленные ПИКоАП процессуальные действия;
- требовать от физических и юридических лиц представления предметов, документов, в том числе информации, имеющих значение для дела.
Обстоятельства, исключающие возможность участия в административном процессе должностных лиц, ведущих процесс (ст. 5.1 ПИКоАП), следующие:
- если они участвовали ранее в данном деле в качестве лиц, защищающих свои или представляемые права и интересы;
- если они являются родственниками потерпевшего, лица, в отношении которого ведется процесс, или их представителей, свидетеля, эксперта, специалиста или переводчика;
- если имеются иные обстоятельства, дающие основания полагать, что они лично (прямо или косвенно) заинтересованы в исходе данного дела.
При наличии этих оснований указанные участники административного процесса обязаны до принятия решения по делу мотивированно заявить о самоотводе и устраниться от участия в деле. Если такое заявление при наличии оснований не сделано, то другие участники процесса могут заявить им отвод. Вопрос об отводе или самоотводе судьи решает сам судья, должностного лица, ведущего процесс, — вышестоящее должностное лицо или государственный орган. По результатам рассмотрения вопроса об отводе выносится постановление об удовлетворении заявления об отводе либо об отказе в его удовлетворении.
Участники, защищающие свои или представляемые интересы.
К данной категории участников относятся:
- лицо, в отношении которого ведется административный процесс;
- потерпевший;
- законный представитель физического лица;
- представитель юридического лица;
- защитник;
- представитель.
Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, приобретает данный статус с момента получения соответствующим должностным лицом таможенного органа информации о совершении конкретным лицом деяния, охватывающегося определенным составом административного правонарушения. Такая информация может быть получена и оформлена путем объяснений иных лиц, сообщений от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц, сообщений должностных лиц таможенных органов о выявлении признаков административного правонарушения и т.д. В случае если лицо задержано непосредственно при совершении правонарушения, то оно становится участником административного процесса с момента фактического задержания. Этим моментом является момент объявления лицу о факте его задержания в административно-процессуальном порядке или момент принудительного ограничения свободы передвижения данного лица. С приобретением статуса лица, в отношении которого ведется административный процесс, у него возникает весь комплекс прав и обязанностей согласно ст. 4.1 ПИКоАП, а у соответствующего должностного лица таможенного органа возникает обязанность ознакомить его с указанными правами и обязанностями. Это ознакомление должно предшествовать любым процессуальным действиям, производимым с правонарушителем, за исключением тех случаев, когда в соответствии с законом из соображений безопасности может быть произведен личный обыск задержанного. В последнем случае ознакомление его с правами и обязанностями должно быть осуществлено сразу же после устранения угрозы с его стороны лицам, ведущим административный процесс, и иным гражданам.
Права физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, раскрыты в ч. 1 ст. 4.1 ПИКоАП:
- знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;
- давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;
- представлять доказательства;
- заявлять отводы и ходатайства;
- иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания — с момента объявления ему об административном задержании;
- беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно;
- пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика;
- возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
- знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;
- участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
- получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления по делу об административном правонарушении;
- подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
- получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.
Рассмотрим содержание некоторых из этих прав. Право на дачу объяснений и отказ от их дачи является реализацией конституционного права, предусмотренного ст. 27 Конституции Республики Беларусь. Это так называемая привилегия от самообвинения, не позволяющая принуждать лицо свидетельствовать против себя и иных лиц, переносить бремя доказывания с органа, ведущего процесс, на вышеуказанного участника процесса. Однако это право не дает возможности отказаться от дачи объяснений в случае, если одновременно это лицо проходит в качестве свидетеля или потерпевшего по иному делу об административном правонарушении или уголовному делу.
Право представлять доказательства фактически содержит лишь право представлять предметы, документы, которые органом, ведущим процесс, или судом в дальнейшем могут признаваться в качестве вещественных доказательств (в порядке ст. 6.8 ПИКоАП) или иных документов и других носителей информации (в порядке ст. 6.11 ПИКоАП). Однако оформление доказательственного значения указанных объектов осуществляется только органом, ведущим процесс, или судом, поскольку собирание доказательств осуществляется согласно ст. 6.12 ПИКоАП только посредством проведения процессуальных действий.
Право заявлять ходатайства является одним из основных прав лица, в отношении которого ведется процесс, позволяющих ему реализовывать иные свои права. Соответствующее должностное лицо таможенного органа должно в установленном ПИКоАП порядке рассмотреть ходатайство или передать его лицу, полномочному его рассмотреть. По результатам его рассмотрения обязательно должно приниматься процессуальное решение. Отказ в удовлетворении ходатайства обязательно оформляется мотивированным постановлением должностного лица, ведущего процесс, или суда, которое предъявляется ходатайствующему для ознакомления.
Обязанности физического лица, в отношении которого ведется процесс, изложены в ч. 3 ст. 4.1 ПИКоАП. К ним относятся следующие обязанности: являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову; подчиняться законным требованиям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; участвовать в процессуальных действиях. Неисполнение лицом, в отношении которого ведется административный процесс, процессуальных обязанностей может повлечь применение отдельных мер обеспечения административного процесса (административное задержание, привод).
Правовой статус индивидуального предпринимателя, в отношении которого ведется административный процесс, включает все права и обязанности физического лица, за исключением права иметь защитника. Вместо этого ему предоставлено право иметь представителя и прекращать его полномочия.
Юридическое лицо, в отношении которого ведется процесс, имеет следующие права:
- знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;
- участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
- получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления по делу об административном правонарушении;
- подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
- получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.
Юридическое лицо обладает всего одной обязанностью — участвовать в процессуальных действиях. Все свои права и обязанности оно реализует исключительно через своего представителя, назначаемого в порядке ст. 4.4 ПИКоАП. Основанием для признания того либо иного физического лица представителем юридического лица являются документы этого юридического лица, дающие определенному должностному лицу такие полномочия (обычно это руководитель учреждения либо его структурного подразделения), либо доверенность, заверенная в установленном законом порядке.
Статус представителя юридического лица предусматривает следующий перечень прав:
- давать объяснения и отказываться от дачи объяснений;
- представлять доказательства;
- заявлять отводы и ходатайства;
- пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;
- возражать против действий судьи, должностного лица, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
- знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по его ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов.
Его обязанности дополняют обязанности юридического лица. Они включают в себя: обязанность являться по вызовам судьи, должностного лица, ведущего административный процесс; подчиняться законным требованиям этих субъектов административного процесса.
В качестве потерпевшего (физического лица, которому административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а также юридического лица, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации) в административном процессе таможенных органов лицо может выступать только при рассмотрении дел о правонарушениях, предусмотренных ст. 23.5 «Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных обязанностей» КоАП.
Под моральным вредом следует понимать испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания.
Физические страдания — это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина.
Нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав граждан и т.п.
Вред деловой репутации может выражаться в распространении ложной информации о различных сферах жизнедеятельности юридического лица, а также разглашении коммерческой тайны.
Правовой статус потерпевшего раскрыт в ст. 4.2 ПИКоАП.
Потерпевший — физическое лицо имеет право:
- давать объяснения;
- не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи, близких родственников;
- представлять доказательства;
- заявлять отводы и ходатайства;
- пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;
- возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
- знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;
- участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
- получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;
- в случаях, предусмотренных КоАП, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;
- иметь представителя и прекращать полномочия представителя.
Потерпевший — физическое лицо обязан:
- являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
- уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову;
- давать объяснения суду, органу, ведущему административный процесс;
- представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
- подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Потерпевший — юридическое лицо имеет право:
- получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;
- в случаях, предусмотренных КоАП, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;
- подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Потерпевший — юридическое лицо обязан представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс. Реализация прав и обязанностей юридического лица осуществляется в административном процессе только через представителя в порядке ст. 4.4 ПИКоАП. Представитель потерпевшего — юридического лица вправе примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, если он наделен такими полномочиями юридическим лицом, интересы которого представляет.
Если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, или потерпевший являются несовершеннолетними или недееспособными, то их права и законные интересы в процессе представляет законный представитель. В соответствии с п. 9 ст. 1.4 ПИКоАП законными представителями могут являться родители, усыновители, опекуны, попечители потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, представители организаций, на которых законодательством возложено выполнение обязанностей опекунов и попечителей над потерпевшим, физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс. Такими организациями в соответствии с ч. 1 ст. 4.3 ПИКоАП признаются местные (районные, городские) органы опеки и попечительства.
Законодатель при этом ничего не говорит о том, как поступать в том случае, если в законном представителе нуждается иностранный гражданин и нет возможности привлечь к участию в процессе его родителей, усыновителей, опекунов и попечителей. В силу отсутствия иных указаний в ПИКоАП представляется возможным в данных обстоятельствах приглашать к участию в деле об административном правонарушении официальных представителей посольств и консульских учреждений, а при отсутствии таковых — привлекать при необходимости к участию в процессе представителей местных органов опеки и попечительства. Согласно ч. 5 ст. 4.3 ПИКоАП потерпевший и лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не могут иметь одного и того же законного представителя.
О порядке признания соответствующего лица или учреждения законным представителем в ПИКоАП также нет прямого указания. Законный представитель в деле об административном правонарушении юридически появляется лишь после фиксации его в качестве участника какого-либо процессуального действия путем отражения данного факта в соответствующем протоколе. Возможно, наиболее целесообразным способом появления в конкретном деле законного представителя было бы вынесение судом, лицом, ведущим административный процесс, отдельного постановления о признании лица законным представителем (по аналогии с уголовным процессом). Если же деятельность законного представителя будет противоречить интересам представляемого, то закономерным будет вынесение мотивированного постановления о прекращении участия данного лица в административном процессе в качестве законного представителя с назначением иного лица в данном статусе.
Полномочия законного представителя идентичны полномочиям представляемого им лица. Однако его статус не позволяет ему выступать от собственного имени в административном процессе и совершать какие-либо действия, противоречащие интересам представляемого лица. Если такие действия будут иметь место или возможно противоречие интересов представляемого и законного представителя, то суд и орган, ведущий административный процесс, имеют право отвести такого законного представителя и назначить иного. Кроме того, ПИКоАП не предусматривает и обязательного участия законного представителя при осуществлении подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. Более того, ч. 1 ст. 10.11 ПИКоАП говорит о том, что его участие при опросе несовершеннолетнего возможно лишь при необходимости, что определяется органом, ведущим административный процесс. А в ознакомлении законного представителя с материалами дела об административном правонарушении возможно отказать мотивированным постановлением, если это противоречит интересам представляемого лица (при этом сам статус законного представителя в данном деле не изменяется).