Механизм уголовно-правовой защиты национальных экономических интересов и его уровни
Надлежащая уголовно-правовая защита национальных экономических интересов включает следующие аспекты: обоснованность необходимости защиты национальных экономических интересов именно посредством уголовно-правовых запретов и предписаний; определение соответствия уголовно-правового регулирования целям и задачам законодательства в рассматриваемой сфере; своевременность принятия уголовно-правовой нормы, направленной на защиту национальных экономических интересов, и ее полезность; обеспечение ясности и четкости уголовно-правового предписания; необходимость уголовно-правовой нормы для потребностей правоохранительной деятельности в рассматриваемой сфере. Соответственно уголовному законодательству в этом случае (макроуровень) отводится охранительная роль (функция), а уголовно-правовое воздействие выступает в виде внешнего, пресекательно-карательного фактора. Таким образом, в исследуемом процессе возможно выделить две стадии: уголовно-правовой регламентации общественных отношений и охраны уже существующих правоотношений в рассматриваемой сфере, а также реализации норм уголовного законодательства в форме их применения и использования, т.е. фактического (не косвенного, а только прямого) воздействия норм Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) на общественные отношения, связанные с реализацией национальных экономических интересов, вышедшие за рамки правовых.
С учетом этого содержанием уголовно-правовой защиты национальных экономических интересов является:
- определение наиболее вероятных мест выхода общественных отношений в экономической сфере, протекающих в правовых формах или в правовом поле, за допустимые пределы, по видам и в формах, представляющих реальную угрозу причинения существенного вреда национальным экономическим интересам;
- установление общих и конкретных критериев противоправности общественно опасных деяний (уголовно-правовой охраны) в рассматриваемой сфере;
- разработка соответствующих норм уголовного закона (новых общих или специальных, модернизация уже имеющихся);
- выявление реально возможных видов и размеров наказаний, адекватных тяжести преступления [1].
В связи с этим можно выделить следующие основные признаки уголовно-правовой защиты национальных экономических интересов:
- это один из видов правового регулирования, т.е. регулирования, связанного с упорядочением общественных отношений, связанных с реализацией национальных экономических интересов, но в содержании которого превалирует охранительный аспект;
- устанавливает перечень противоправных общественно опасных деяний в рассматриваемой сфере и критерии уголовно-правовой наказуемости за их совершение;
- представляет собой исключительно государственно-правовое регулирование, поскольку уголовное законодательство устанавливается государством;
- задачами является не столько непосредственное нормирование, регламентация общественных отношений, связанных с реализацией национальных экономических интересов, сколько охрана уже существующих правоотношений, упорядоченных нормами других, различных отраслей права;
- в рассматриваемой сфере воздействие на общественные отношения осуществляется не только при помощи норм уголовного законодательства, но и норм других правовых отраслей, поскольку многие нормы УК, предусматривающие ответственность за совершение экономических преступлений, содержат бланкетные диспозиции;
- предусматривает карательное воздействие на лиц, допустивших выход правовых отношений за рамки, определенные регулятивным законодательством.
С учетом изложенного механизм уголовно-правовой защиты национальных экономических интересов — это система необходимых и достаточных стадий правовой регламентации и упорядочения общественных отношений в рассматриваемой сфере, позволяющая посредством реализации уголовно-правовых запретов, предписаний и дозволений обеспечивать эффективную охрану этих самых отношений от общественно опасных и противоправных посягательств.
Первый уровень (соответствующий макроуровню собственно уголовно-правовой защиты) сопряжен с реализацией охранительно-регулятивной функции уголовного законодательства. В этом случае рассматриваемый механизм можно представить в виде следующей схемы.
- Формирование правила поведения, направленного на удовлетворение тех или иных национальных экономических интересов, находящихся в сфере уголовного права и требующих их справедливого упорядочения. На данной стадии, во-первых, определяется круг общественных отношений, требующих уголовно-правовой регламентации (регулирования и одновременной охраны) посредством установления запретов на совершение деяний. Во-вторых, прогнозируются препятствия, которые могут помешать бесконфликтному соблюдению указанных норм, а также возможные правовые средства преодоления последних, включая карательный потенциал уголовного закона (создание уголовно-правовой нормы регулятивно-охранительного вида).
- Стадия общей превенции — стадия, на которой действует только общее (модельное) уголовно-правовое отношение. Эта часть механизма уголовно-правового регулирования имеет более широкое предназначение, чем первая стадия, призванная обеспечить уголовно-правовыми средствами регулирование и охрану соответствующих общественных отношений. Главное ее предназначение — посредством установления уголовной ответственности создать механизм охраны наиболее значимых национальных экономических интересов, выраженных в форме правоотношений, от общественно опасных посягательств.
- Определение общих оснований для реализации уголовной ответственности, которые позволяют перейти от общего уголовного правоотношения к конкретному. В этом случае речь уже идет об основаниях, с которыми нормы уголовного права связывают возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, в качестве которого рассматривается общественно опасное деяние. Но, как было отмечено выше, для решения главной задачи стадии — дальнейшего развития уголовных правоотношений необходима система юридических фактов (фактический состав). В роли такового выступает уголовно-процессуальный акт возбуждения уголовного дела.
Механизм второго уровня играет обеспечительную роль и находится как бы внутри первого, но при этом является его центральной частью. Если исследуемый механизм в его широком понимании связан с непосредственной реализацией норм Особенной части УК, имеющих охранительно-регулятивный потенциал (т.е. аспект непосредственного регулирования общественных отношений), то механизм второго уровня призван обеспечить лишь реализацию охранительных норм Особенной части УК посредством применения регулятивных норм. В нем отсутствует элемент регулирования общественных отношений. Это чистая правоохрана. Особенность второго уровня регулирования состоит в том, что он связан с реализацией только регулятивного потенциала уголовного права. На его стадиях посредством регулятивных норм Общей части УК обеспечивается надлежащая реализация уголовной ответственности и наказания виновных. Данная форма организации процесса уголовно-правового регулирования представляет собой традиционную систему стадий, включая и механизм устранения препятствий на пути законной реализации уголовной ответственности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Дуюнов, В.К. Механизм уголовно-правового воздействия. Теоретические основы и практика реализации: дис. … д-ра юрид. наук / В.К.Дуюнов. — Тольятти, 2001. — 512 с.