Выбираем систему подтверждения соответствия при импорте товаров

Нормативное регулирование. Унификация законодательства государств Таможенного союза (далее — ТС) продолжает набирать обороты. Так, в интересах обеспечения свободного перемещения товаров по таможенной территории ТС унифицируются нормы о подтверждении соответствия товаров путем разработки единой для государств-участников системы сертификации и декларирования качества. Краеугольный камень обязательного подтверждения соответствия продукции в условиях ТС заложен вступившими в силу в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Казахстан с 1 июля 2010 г.:

  • Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11 декабря 2009 года;
  • Соглашением о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, от 11 декабря 2009 года.

Помимо данных актов, Комиссия ТС приняла ряд документов, составивших основу системы подтверждения соответствия товаров в рамках ТС. В частности, утверждена новая редакция Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов (далее — Единый перечень) <1>; Единые формы сертификата и декларации о соответствии (далее — Единые формы), реестры сертифицирующих органов и испытательных лабораторий, Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения <2>. Указанные документы размещены на официальных сайтах ТС (www.tsouz.ru) и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (www.gosstandart.gov.by) в режиме свободного доступа.

<1> Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 620.

<2> Утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319 «О техническом регулировании в таможенном союзе».

Таким образом, в условиях функционирования ТС обязательное подтверждение соответствия продукции, ввозимой в Республику Беларусь, может осуществляться согласно вышеназванным международным соглашениям. В то же время в Республике Беларусь продолжает действовать национальная система подтверждения качества, в основе которой — Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 года N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» и утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. N 60 перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь (далее — Перечень).

Аналогичная ситуация сложилась и в Российской Федерации, и в Республике Казахстан: там также в отношении определения перечней объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, продолжает действовать национальное законодательство и национальные правила обязательного подтверждения соответствия продукции.

Таким образом, в настоящее время существует дуалистическая система подтверждения соответствия качества продукции: на национальном и наднациональном уровнях.

Вопреки распространенному заблуждению, сертификация импортером товара в Республике Беларусь по правилам, установленным национальным законодательством, не означает, что субъект хозяйствования получает возможность реализовывать сертифицированный товар на территории иных участников ТС.

Приведенный ниже алгоритм действий поможет выбрать наиболее оптимальный вариант системы подтверждения соответствия продукции с точки зрения соотношения эффект — стоимость.

Алгоритм действий при импорте товара на таможенную территорию государств ТС

1. Проверяем, подлежит ли товар подтверждению соответствия.

Согласно Положению о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза <3> (далее — Положение), вступившему в силу 1 июля 2010 г., одновременно с таможенной декларацией на товары в таможенный орган должен быть представлен один из документов, подтверждающих соблюдение установленных требований, в частности сертификат соответствия или декларация о соответствии.

<3> Утверждено Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319 «О техническом регулировании в таможенном союзе».

При выпуске для внутреннего потребления товаров, ввозимых в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний, в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных на таможенную территорию ТС готовых изделий, представлять такой документ не требуется.

Кроме того, согласно п. 4 Положения не представляются таможенным органам документы о соответствии или сведения о таких документах в отношении товаров, бывших в употреблении, ввозимых в целях переработки и др.

Аналогичные нормы на уровне национального законодательства закреплены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2007 г. N 861 «Об особенностях помещения под таможенные режимы товаров, подлежащих обязательному подтверждению их соответствия». На данный момент Перечень в соответствие с регулированием ТС не приведен.

Таким образом, субъекту хозяйствования, импортирующему продукцию на таможенную территорию ТС, целесообразно в первую очередь проверить, не подпадает ли импортируемая продукция под перечень изъятий, установленный п. 3 и 4 Положения, а также упомянутым постановлением.

2. Если изъятия на импортируемый товар не распространяются, определяем, на какой территории планируется его реализация (обозначаем рынок сбыта).

Подтверждение качества товара может быть осуществлено либо через национальную систему, либо через подтверждение соответствия товаров в рамках ТС.

Подтверждение соответствия товара через национальную систему. Подтверждение соответствия товара через национальную систему целесообразно, когда рынок сбыта импортируемого товара ограничен территорией Республики Беларусь.

В силу белорусского законодательства обязательное подтверждение соответствия продукции осуществляется в отношении товаров, подпадающих под требования технических регламентов об обязательном подтверждении соответствия, а также входящих в Перечень.

3. Устанавливаем:

— существует ли технический регламент, содержащий требование об обязательном подтверждении соответствия данного вида продукции.

Продукция, на которую введены технические регламенты, ранее была включена в Перечень. Например, в отношении продукции для строительства введен технический регламент «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY) <4>. Он расширяет номенклатуру продукции для строительства, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

<4> Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. N 1748.

Технические регламенты Республики Беларусь (всего 17 вступивших в силу) введены также в отношении кормов и кормовых добавок парфюмерно-косметической продукции, автомобильного бензина и дизельного топлива, молока и молочной продукции и иных групп товаров.

При наличии технического регламента на импортируемую продукцию необходимо следовать установленной им форме подтверждения соответствия (сертификат соответствия или декларация о соответствии). Замена декларации на сертификат допускается, если это прямо предусмотрено регламентом;

— включена ли импортируемая продукция в Перечень.

В случае отсутствия технического регламента на конкретный вид импортируемой продукции проверяем наличие требования об обязательной сертификации конкретного вида продукции, закрепленного в Перечне.

Решения, принимаемые в рамках ТС, учитываются путем внесения изменений в национальное законодательство. Так, изменения и дополнения в Перечень, вступившие в силу с 11 декабря 2011 г., максимально гармонизированы с Единым перечнем в целях введения во всех государствах ТС одинаковых норм и требований подтверждения соответствия.

Нововведения касаются следующих вопросов:

— исключения из Перечня 16 видов продукции (продукция для строительства, корма и кормовые добавки, более 130 позиций), ранее подлежавшей обязательному подтверждению соответствия, ввиду:

  • введения технических регламентов;
  • исключения некоторых групп продукции (ветеринарные препараты, ряд технических средств охранной и охранно-пожарной сигнализации, некоторые средства обеспечения пожарной безопасности, запасные части к сельскохозяйственным машинам, ряд пищевой продукции) из Перечня в связи с отсутствием государственных стандартов;
  • дублирования административных разрешительных процедур, отсутствия достаточных рисков опасности (драгоценные металлы в слитках, тара стеклянная, крышки металлические укупорочные, материалы для отделки вагонов, игровое оборудование для азартных игр и проч.);

— замены в отношении 17 групп продукции (продукты питания, средства связи, маломерные суда, мебель, обувь, косметическая продукция и проч.) требования об обязательной сертификации на требование о декларировании соответствия непосредственно изготовителем или импортером;

— перевода ряда продукции (средства индивидуальной защиты, специальная обувь, производственная одежда) из подлежащей декларированию соответствия в подлежащую обязательной сертификации;

— введения новых стандартов в отношении многих групп продукции;

— возможности замены декларации соответствия на сертификат.

В то же время в Перечне сохранена обязательная сертификация по более чем 200 позициям продукции (бытовые электроприборы, бытовая радиоэлектронная аппаратура, персональные ЭВМ, электрические кабели и провода, бытовые газовые отопительные и нагревательные аппараты, водогрейные котлы, средства пожаротушения, сельскохозяйственная техника; изделия легкой промышленности для детей; продукты питания, игрушки и товары для детей; продукты из мяса, соки, молочные продукты, шоколадные изделия, алкогольная продукция и т.д.).

Если на какую-либо продукцию отсутствуют технические регламенты и ГОСТы, то подтверждение соответствия невозможно, поскольку согласно Закону Республики Беларусь от 5 января 2004 года N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» именно на их основании осуществляется подтверждение соответствия. Перечень максимально гармонизирован с Единым перечнем, поэтому такой продукции довольно много.

Союзная система подтверждения соответствия товара. Если субъект хозяйствования намеревается реализовывать продукцию не только на территории Республики Беларусь, целесообразен выбор в пользу системы подтверждения соответствия продукции ТС, что обусловливается в первую очередь стремлением сократить издержки на получение в каждом государстве ТС сертификатов соответствия, иных обязательных документов, без которых выпуск продукции в обращение запрещен.

Документами ТС, принятыми в области технического регулирования, для изготовителей и импортеров при взаимных поставках продукции на территории ТС предусмотрена возможность применять сертификаты соответствия и декларации о соответствии, оформленные по Единым формам, которые заменяют национальные документы о подтверждении соответствия каждого государства — члена ТС и исключают необходимость получения национальных документов.

4. Если подтверждение соответствия импортируемых товаров целесообразно осуществлять в рамках ТС, необходимо в первую очередь установить:

— входит ли импортируемая продукция в Единый перечень (включает 233 наименования товаров).

На продукцию, включенную в Единый перечень, импортеры и изготовители вправе оформлять подтверждение соответствия по Единым формам, которые имеют силу на всей территории ТС. В этом случае национальные обязательные сертификаты соответствия и декларации о соответствии можно заменить на документы, выданные по Единым формам. Выдачу их осуществляют органы по сертификации государств — членов ТС, включенные в Единый реестр.

Продукция, не вошедшая в Единый перечень, но подлежащая обязательному подтверждению соответствия в конкретной стране по национальной системе, должна проходить указанные процедуры согласно нормам национального законодательства, если национальные перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, шире, чем Единый перечень.

Единый перечень содержит виды продукции, на которую можно получить сертификаты либо оформить декларацию по Единым формам. Декларирование соответствия по Единым формам возможно лишь в отношении продукции, произведенной на территории ТС. Замена декларации на сертификат не допускается. Таким образом, если согласно Единому перечню конкретная продукция подлежит декларированию, но произведена вне территории ТС, подтверждение соответствия осуществляется в рамках национальной системы.

При оформлении и выдаче сертификатов соответствия и регистрации декларации о соответствии по Единым формам на продукцию, включенную в Единый перечень, применяются указанные в нем стандарты, а также Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам. Прошедшая сертификацию продукция маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов ТС.

Сертификаты соответствия и декларации о соответствии, оформленные по Единым формам, заменяют национальные документы о подтверждении соответствия каждого из государств — членов ТС и исключают необходимость получения национального документа.

В целях гармонизации и унификации процедур подтверждения соответствия в государствах ТС предусмотрено введение единых обязательных требований к поставляемой продукции, в первую очередь в отношении ее безопасности, а также единых правил допуска продукции к обращению на рынке ТС. Поставленные цели реализуются путем введения на территории ТС единых технических регламентов (к настоящему времени принято 24, публичное обсуждение проходят 7 проектов, на внутригосударственном согласовании — 15).

Единые технические регламенты расширяют перечень продукции, подлежащей подтверждению соответствия, действующий в Республике Беларусь: так, в рамках ТС введено требование об обязательной сертификации либо декларировании соответствия железнодорожного транспорта и пиротехнических средств.

Отсутствие единого технического регламента на импортируемую продукцию свидетельствует о необходимости проверки обязательности подтверждения ее соответствия в каждом государстве ТС согласно национальному законодательству в рамках национальных технических регламентов и перечней.