Среди законных интересов осужденных к лишению свободы, закрепленных в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь (далее — УИК Республики Беларусь), особое место принадлежит институту выезда за пределы исправительного учреждения. Это обстоятельство обусловлено тем, что выезды осужденных помогают обеспечивать поддержание социально полезных связей. Последние, несомненно, положительно влияют на исправление осужденных и их скорейшее возвращение в общество. Кроме этого, общение осужденных к лишению свободы с внешним миром призвано решить ряд проблем, связанных с их духовной и информационной истощенностью, обусловленной нахождением в условиях изоляции.
Предусмотренная ст. 92 УИК Республики Беларусь возможность выезда осужденного за пределы исправительного учреждения и детальная регламентация механизма выезда являются важнейшим проявлением принципа гуманизма. Вместе с тем изучение уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации как Союзного государства показывает, что отдельные положения УИК Республики Беларусь нуждаются в совершенствовании с учетом реалий сегодняшнего дня, а также необходимости приведения их в соответствие с международными стандартами обращения с осужденными.
Согласно ст. 92 УИК Республики Беларусь осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, и исправительных колониях для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, в условиях общего режима, исправительных колониях-поселениях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены краткосрочные выезды за пределы исправительных и воспитательных учреждений продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными обстоятельствами, а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения. Под исключительными обстоятельствами согласно ч. 5 ст. 59 УИК Республики Беларусь законодатель понимает смерть или тяжелое заболевание близкого родственника, угрожающее его жизни, стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье. Вместе с тем не совсем ясно, что понимается под тяжелым заболеванием близкого родственника, угрожающим его жизни. Одновременно не конкретизирован размер материального ущерба осужденному или его семье, при причинении которого осужденный также может претендовать на выезд. В связи с этим, на наш взгляд, более конкретное разъяснение исключительных обстоятельств, при наступлении которых осужденному может быть предоставлен выезд за пределы исправительного учреждения, будет способствовать единообразному толкованию и применению нормы ст. 92 УИК Республики Беларусь в правоприменительной деятельности. Также это снизит коррупционные риски при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы.
Стоит отметить, что осужденным, содержащимся в исправительных колониях-поселениях, в порядке поощрения могут быть разрешены краткосрочные выезды к близким родственникам не более двух раз в год продолжительностью до пяти суток без учета времени, необходимого для проезда туда и обратно. Как видим, количество таких выездов законодателем ограничено. Вместе с тем ч. 3 ст. 110 УИК Республики Беларусь, закрепляющая меры поощрения, применяемые в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях-поселениях, не содержит подобного ограничения. С учетом этого полагаем целесообразным ч. 3 ст. 110 УИК Республики Беларусь привести в соответствие с требованиями ч. 2 ст. 92 УИК Республики Беларусь, предусмотрев возможность предоставления осужденным в исправительных колониях-поселениях в качестве поощрения не более двух краткосрочных выездов в течение года.
Продолжая анализ института выездов осужденных к лишению свободы за пределы исправительного учреждения, считаем возможным отметить, что согласно ч. 3 ст. 92 УИК Республики Беларусь для устройства детей у родственников либо в детском интернатном учреждении выезд может быть разрешен осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний. Продолжительность такого выезда может составлять до 7 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно. Дополнительно для осужденных женщин предусмотрен один краткосрочный выезд в год продолжительностью до 7 суток для свидания с детьми-инвалидами вне исправительной колонии. Вместе с тем ч. 2 ст. 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК Российской Федерации), предусматривая аналогичные основания для выезда, устанавливает максимальный срок такого выезда до 15 суток. На наш взгляд, российский подход в большей степени способствует обеспечению защиты материнства и участия матери в воспитании своего ребенка. В связи с этим представляется необходимым внести изменения в УИК Республики Беларусь, увеличив срок выезда для указанных осужденных женщин до 15 суток.
Определяя категории осужденных, которым может быть предоставлен выезд за пределы исправительного учреждения, белорусский уголовно-исполнительный закон также очерчивает круг лиц, которым подобные выезды не разрешаются. К их числу согласно ч. 4 ст. 92 УИК Республики Беларусь относятся:
- осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
- осужденные за тяжкие преступления на срок свыше пяти лет и особо тяжкие преступления, за исключением осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях-поселениях;
- осужденные к пожизненному заключению;
- осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным заключением;
- осужденные, больные активной формой туберкулеза;
- осужденные, не прошедшие полного курса лечения алкоголизма, токсикомании, наркомании;
- лица, страдающие психическими расстройствами (заболеваниями).
Как видим, круг осужденных, подпадающих под законодательный запрет выездов, достаточно широк. Вместе с тем в дополнение к указанным выше категориям УИК Российской Федерации ограничивает выезды осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания; ВИЧ-инфицированных осужденных (ч. 3 ст. 97 УИК Российской Федерации). С учетом этого, на наш взгляд, редакция ч. 4 ст. 92 УИК Республики Беларусь нуждается в уточнении.
Уместно отметить, что в Беларуси выезд за пределы исправительного учреждения осужденным, являющимся инвалидами I и II группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, а также несовершеннолетним осужденным разрешается в сопровождении родственника или иного сопровождающего лица. В свою очередь, УИК Российской Федерации также предусматривает обязательное сопровождение осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (ч. 4 ст. 97 УИК Российской Федерации).
Что касается процедурного аспекта, то в Республике Беларусь разрешение на краткосрочный выезд дается начальником исправительного учреждения по согласованию с прокурором с учетом характера и тяжести совершенного преступления, личности и поведения осужденного. При этом время нахождения осужденных за пределами исправительного учреждения засчитывается в срок отбывания наказания. Расходы осужденных в связи с выездом за пределы исправительного учреждения оплачиваются ими из собственных средств либо иными лицами.
В свою очередь, согласно ч. 6 ст. 97 УИК Российской Федерации разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения дается начальником исправительного учреждения с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного. При этом, как видим, согласования с прокурором не требуется. Кроме этого, заявление осужденного о предоставлении ему краткосрочного выезда за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами должно быть рассмотрено в течение суток, что в УИК Республики Беларусь не предусмотрено. На наш взгляд, подобное требование УИК Российской Федерации представляется обоснованным и весьма актуальным, особенно применительно к выездам по исключительным личным обстоятельствам, так как наличие таких обстоятельств во многих случаях не терпит отлагательств.
Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, полагаем возможным предложить основные направления совершенствования порядка предоставления выездов осужденным к лишению свободы в Республике Беларусь.
- Требуют конкретизации и единого толкования исключительные обстоятельства, при наступлении которых может быть предоставлен выезд за пределы исправительного учреждения. Это, в свою очередь, будет способствовать снижению возможности проявления коррупции в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы.
- Полагаем целесообразным ч. 3 ст. 110 УИК Республики Беларусь привести в соответствие с требованиями ч. 2 ст. 92 УИК Республики Беларусь, предусмотрев возможность предоставления осужденным в исправительных колониях-поселениях в качестве поощрения не более двух краткосрочных выездов в течение года.
- С целью обеспечения защиты материнства и повышения роли матери в воспитании своего ребенка представляется необходимым внести изменения в УИК Республики Беларусь, увеличив до 15 суток срок выезда для осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных колоний, для устройства детей у родственников либо в детском интернатном учреждении. Одновременно полагаем возможным увеличить до 15 суток продолжительность краткосрочного выезда осужденных женщин для свидания с детьми-инвалидами вне исправительной колонии.
- Действующая ч. 4 ст. 92 УИК Республики Беларусь, устанавливающая категории лиц, которым краткосрочные выезды не предоставляются, нуждается в уточнении путем отнесения к данным лицам осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, и ВИЧ-инфицированных осужденных.
- Механизм обеспечения выездов осужденных к лишению свободы нуждается в оптимизации с точки зрения необходимости установления ограниченного временного интервала рассмотрения заявления осужденного о предоставлении выезда и наделения разрешительными полномочиями руководителя исправительного учреждения по месту отбывания наказания без согласования с прокурором.