Административная ответственность: изменения, вступившие в силу с 23 августа 2016 г. (часть 2)

Нарушения против здоровья населения

Нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов

Уточнена диспозиция статьи 16.8 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее — КоАП), а также увеличен размер штрафа за нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, либо санитарных норм и правил, гигиенических нормативов либо представление недостоверных данных для процедуры государственной регистрации продукции. Совершение таких нарушений влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — до 500 базовых величин.

При этом изменены сроки наложения административных взысканий за совершение таких нарушений. Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 7.6 КоАП административное взыскание за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 16.8 КоАП в части нарушений санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, представления недостоверных данных для процедуры государственной регистрации продукции может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания

КоАП дополнен статьей 16.10, предусматривающей нормы об административной ответственности за незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в том числе:

  • приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, не превышающем пятидесяти граммов (влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 базовых величин);
  • перевозку, пересылку, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем 50 граммов, а равно реализацию таких некурительных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности (влекут наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств либо административный арест с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств);
  • изготовление некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем 50 граммов, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности (влечет наложение штрафа в размере от 35 до 45 базовых величин с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации).

Для целей применения административной ответственности по статье 16.10 КоАП под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов.

Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.10 КоАП, возлагается на органы внутренних дел (пункт 1 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП)), таможенные органы (пункт 21 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП). Рассмотрение дел по административным правонарушениям, предусмотренным в частях 2 и 3 статьи 16.10 КоАП, предоставлено осуществлять судам (Законом Республики Беларусь от 19.07.2016 N 407-З «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон N 407-З) дополнена часть 1 статьи 3.2 ПИКоАП), а по части 1 статьи 16.10 ПИКоАП — органам внутренних дел (Законом N 407-З дополнена часть 1 статьи 3.6 ПИКоАП) и таможенным органам (Законом N 407-З дополнена часть 1 статьи 3.12 ПИКоАП).

Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности

  1. В части 4 — 6 статьи 17.3 КоАП перенесены предусмотренные ранее в подпунктах 11.1 — 11.3 пункта 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 28.12.2014 N 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» (далее — Декрет N 6) составы административных правонарушений в части потребления наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов:
  • появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 базовых величин);
  • нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (влечет наложение штрафа в размере от 8 до 12 базовых величин);
  • потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте (влекут наложение штрафа в размере от 10 до 15 базовых величин).

Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных в частях 4 — 6 статьи 17.3 КоАП, возлагается на органы внутренних дел (пункт 1 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП). Рассмотрение дел предусмотрено осуществлять судам (часть 1 статьи 3.2 ПИКоАП) и органам внутренних дел (часть 1 статьи 3.6 ПИКоАП).

  1. КоАП дополнен новой статьей 17.15, предусматривающей административную ответственность за непринятие мер по недопущению потребления и распространения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов. Данный состав также перенесен в КоАП из подпункта 11.4 пункта 11 Декрета N 6. А именно непринятие индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным должностным лицом юридического лица предусмотренных законодательством мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ, либо потребления их аналогов, либо сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также неинформирование органов внутренних дел о выявлении фактов совершения таких действий, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от 20 до 50 базовых величин. Такая обязанность индивидуального предпринимателя и юридического лица следует из положений пункта 7 Декрета N 6.

Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.15 КоАП, возлагается на органы внутренних дел (пункт 1 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП). Рассмотрение дел предоставлено осуществлять судам (Законом N 407-З дополнена часть 1 статьи 3.2 ПИКоАП).

Нарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Увеличен предусмотренный в статье 18.25 КоАП размер штрафа за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения. Допуск к управлению транспортным средством лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, или лица, не имеющего права управления транспортным средством, или лица, не прошедшего освидетельствования в случаях, когда оно обязательно, влечет наложение штрафа в размере от 8 до 45 базовых величин. Совершение данного правонарушения повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение влечет наложение штрафа в размере от 15 до 50 базовых величин.

Нарушения в области историко-культурного наследия

КоАП дополнен составами (статьи 19.8 и 19.9) административных правонарушений за незаконный поиск и оборот археологических артефактов. Поиск археологических артефактов, осуществляемый без разрешения на право проведения археологических исследований, влечет наложение штрафа в размере от 15 до 50 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств. Приобретение, продажа, дарение, мена, залог археологических артефактов в случаях, запрещенных законодательными актами, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

Правовое регулирование охраны историко-культурных ценностей закреплено Указом Президента Республики Беларусь от 14.12.2015 N 485 «Аб удасканаленнi аховы археалагiчных аб’ектаў i археалагiчных артэфактаў».

Под археологическим артефактом понимается движимый материальный объект, который возник в результате жизнедеятельности человека более чем 120 лет тому назад, сохранился в культурном пласте (слое) или на дне природных и искусственных водоемов, имеет историческое, художественное, научное или иное культурное значение, может соответствовать критериям для придания статуса историко-культурной ценности, определенным законодательством об охране историко-культурного наследия, и на момент его обнаружения не имеет собственника.

Под поиском археологических артефактов понимается визуальное или с использованием металлоискателей, георадаров, иных технических средств и инструментов обследование поверхности земли и (или) дна природных и искусственных водоемов с осуществлением земляных работ или без осуществления, в ходе которого проводится полный или частичный сбор и выемка движимых материальных объектов, которые обладают признаками археологических артефактов.

Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных в статьях 19.8 и 19.9 КоАП, возлагается на органы внутренних дел (пункт 1 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП). Рассмотрение дел осуществляется судами (Законом N 407-З дополнена часть 1 статьи 3.2 ПИКоАП).

Нарушения в области связи и информации

Составы правонарушений за нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет, предусмотренные ранее в подпунктах 11.5 и 11.6 пункта 11 Декрета N 6, перенесены в части 4 и 5 статьи 22.16 КоАП соответственно.

Так, неисполнение владельцем интернет-ресурса уведомления Министерства информации Республики Беларусь о необходимости удаления сообщения или материала, направленных на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 базовых величин (часть 4 статьи 22.16 КоАП).

Положения о направлении и исполнении такого уведомления регламентированы в пункте 10 Декрета N 6. При наличии информации о размещении сообщений или материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, на информационном ресурсе, владельцем которого в том числе является юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом) с местом нахождения за пределами Республики Беларусь или физическое лицо, не имеющее постоянного места жительства в Республике Беларусь, Министерство информации Республики Беларусь направляет владельцу такого ресурса уведомление о необходимости удаления соответствующих сообщений или материалов. Такие уведомления являются обязательными для исполнения всеми владельцами интернет-ресурсов на территории Республики Беларусь.

Владелец информационного ресурса — юридическое лицо и организация, не являющаяся юридическим лицом, с местом нахождения в Республике Беларусь, а также физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, имеющее постоянное место жительства в Республике Беларусь, реализующие права владения, пользования и распоряжения информационными ресурсами (их составными частями), размещенными в глобальной компьютерной сети Интернет.

Поставщики интернет-услуг на основании решений Министерства информации Республики Беларусь обязаны ограничивать доступ к информационным ресурсам, содержащим сообщения и (или) материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков. Решения об ограничении доступа к информационным ресурсам, содержащим сообщения или материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, принимаются Министерством информации Республики Беларусь на основании письменных уведомлений Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Решения Министерства информации Республики Беларусь обязательны для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Республики Беларусь.

Поставщик интернет-услуг — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие на территории Республики Беларусь услуги по обеспечению доступа юридических и физических лиц к глобальной компьютерной сети Интернет и (или) размещению в данной сети информации, ее передаче, хранению, модификации.

Порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, содержащим сообщения или материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, установлен Положением о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет, утвержденным постановлением Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19.02.2015 N 6/8.

Невыполнение поставщиком интернет-услуг предусмотренных законодательными актами обязанностей по формированию и хранению актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах влечет наложение штрафа по части 5 статьи 22.16 КоАП в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 50 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — до 200 базовых величин.

Обязанность поставщиков интернет-услуг обеспечивать с 1 января 2016 г. формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах следует из пункта 9 Декрета N 6. Инструкция о порядке формирования и хранения сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах утверждена постановлением Министерства связи и информатизации от 18.02.2015 N 6 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и хранения сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах».

Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных в частях 4 и 5 статьи 22.16, возлагается на органы внутренних дел (пункт 1 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП) и органы государственной безопасности (пункт 60 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП). Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных в частях 4 и 5 статьи 22.16, осуществляется судами (Законом N 407-З дополнена часть 1 статьи 3.2 ПИКоАП).

Нарушения против порядка управления

Нарушение требований в области технического нормирования и стандартизации

  1. Законом N 407-З изменен размер штрафных санкций за реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь либо сертификата соответствия или декларации о соответствии, оформленных по единой форме, или с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (часть 1 статьи 23.11 КоАП). Совершение таких правонарушений влечет наложение штрафа в размере до 15 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 100 процентов от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления — до 300 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 процентов от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления — до 500 базовых величин.
  2. В связи с принятием технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза Законом N 407-З введены составы административных правонарушений за нарушение их требований (статья 23.11 КоАП дополнена частями 4 — 7):
  • невыполнение правил и процедур обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, в том числе неправомерное принятие декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза, Евразийского экономического союза, а также реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза, Евразийского экономического союза либо с использованием сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, действие которых приостановлено, влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 100 процентов от стоимости реализованной продукции, а при невозможности ее установления — до 300 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 процентов от стоимости реализованной продукции, а при невозможности ее установления — до 500 базовых величин;
  • неправомерные выдача, приостановление, прекращение действия сертификата соответствия или другого документа об оценке соответствия органом по сертификации либо другой организацией, выдающей такие документы, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — от 100 до 500 базовых величин;
  • выдача для обязательной оценки соответствия недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений продукции испытательной лабораторией (центром) влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — от 100 до 500 базовых величин;
  • неправомерная маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, соответствие которой требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза не подтверждено в установленном порядке, влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 30 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — от 100 до 300 базовых величин.

Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных в частях 4 — 7 статьи 23.11 КоАП, возлагается:

  • по части 4 статьи 23.11 КоАП на органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (пункт 16 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП), органы, осуществляющие государственное регулирование в области стандартизации (пункт 17 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП), органы, осуществляющие государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов (пункт 35 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП), органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (пункт 36 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП), органы Министерства торговли Республики Беларусь (пункт 64 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП);
  • по частям 5 и 6 статьи 23.11 КоАП на органы, осуществляющие государственное регулирование в области стандартизации (пункт 17 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП);
  • по части 7 статьи 23.11 КоАП на органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (пункт 16 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП); органы, осуществляющие государственный санитарный надзор (пункт 6 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП), органы государственного ветеринарного надзора (пункт 7 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП), органы, осуществляющие государственное регулирование в области стандартизации (пункт 17 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП), органы, осуществляющие государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов (пункт 35 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП), органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (пункт 36 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП), органы Министерства торговли Республики Беларусь (пункт 64 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП).

Рассмотрение дел по административным правонарушениям, предусмотренным в частях 4 и 7 статьи 23.11 КоАП, предоставлено осуществлять судам (часть 1 статьи 3.2 ПИКоАП), органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь (часть 1 статьи 3.7 ПИКоАП), органам государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (часть 1 статьи 3.9 ПИКоАП), по правонарушениям, предусмотренным в частях 4 — 6 статьи 23.11 КоАП, — органам, осуществляющим государственное регулирование в области стандартизации (Законом N 407-З ПИКоАП дополнен статьей 3.27-2).

  1. В статью 23.12 КоАП введены составы (части 4 и 5) за выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов:
  • выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза влечет наложение штрафа в размере до 15 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 100 процентов от стоимости реализованной продукции, а при невозможности ее установления — до 300 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 процентов от стоимости реализованной продукции, а при невозможности ее установления — до 500 базовых величин;
  • выпуск в обращение продукции, не соответствующей показателям, не включенным в технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза, но задекларированной изготовителем (поставщиком, продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или эксплуатационной документации, влечет наложение штрафа в размере до 15 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 50 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — от 100 до 300 базовых величин.

Под выпуском в обращение понимаются поставка (в том числе реализация) или ввоз (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) продукции в целях распространения в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.

Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных в частях 4 и 5 статьи 23.12 КоАП, возлагается:

  • по части 4 статьи 23.12 КоАП на органы Министерства здравоохранения Республики Беларусь (пункт 5 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП); органы, осуществляющие государственный санитарный надзор (пункт 6 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП); органы государственного ветеринарного надзора (пункт 7 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП); органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (пункт 16 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП); органы, осуществляющие государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов (пункт 35 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП); органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (пункт 36 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП); органы Министерства торговли Республики Беларусь (пункт 64 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП);
  • по части 5 статьи 23.12 КоАП на органы Министерства здравоохранения Республики Беларусь (пункт 5 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП); органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (пункт 16 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП).

Рассмотрение дел предоставлено осуществлять:

  • по части 4 статьи 23.12 КоАП судам (часть 1 статьи 3.2 ПИКоАП); органам государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (часть 1 статьи 3.9 ПИКоАП);
  • по части 5 статьи 23.12 КоАП органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь (часть 1 статьи 3.7 ПИКоАП) и органам, осуществляющим государственное регулирование в области стандартизации (Законом N 407-З ПИКоАП дополнен статьей 3.27-2).

Нарушение порядка представления данных государственной статистической отчетности

В 2 раза снижен минимальный размер штрафа за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности (статья 23.18 КоАП).

Так, представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 100 базовых величин. Повторное совершение указанного правонарушения в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения влечет наложение штрафа в размере от 50 до 200 базовых величин.

Представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики по вопросам, входящим в их компетенцию, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 80 базовых величин. Совершение указанного правонарушения повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения влечет наложение штрафа в размере от 40 до 150 базовых величин.

Действие Закона N 407-З

Закон N 407-З вступил в силу с 23 августа 2016 г. При этом меры административной ответственности по нормам КоАП в новой редакции либо введенным составам административных правонарушений могут быть применены только за правонарушения, совершенные с 23 августа 2016 г. За правонарушения, совершенные до 23 августа, применяются меры административной ответственности по нормам КоАП в старой редакции в том случае, если отсутствуют основания для придания измененным нормам КоАП обратной силы. Данное правило следует из положения части 1 статьи 1.5 КоАП, согласно которой противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. При этом временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Основания для придания обратной силы нормам КоАП предусмотрены в частях 2 и 3 статьи 1.5 КоАП. Так, акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет. Следовательно, только при установлении Законом N 470-З более мягкого административного взыскания по отношению к ранее действовавшим санкциям КоАП (например, уменьшение размера санкций в статье 23.18 КоАП) применяются санкции КоАП в новой редакции.