Административная ответственность в указах и декретах

В соответствии с частью 2 ст. 1.1 КоАП данный нормативный правовой акт — единственный закон об административных правонарушениях, действующий на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающих административную ответственность, подлежат включению в него.

Приведенная норма, устанавливая приоритет КоАП, вместе с тем позволяет принимать законодательные акты (указы и декреты Президента Республики Беларусь), которые действуют на территории Республики Беларусь до включения в КоАП, предусматривая при этом административную ответственность.

Такая необходимость вызвана прежде всего динамизмом развития отношений в экономической сфере. Совершенствование этих отношений требует корректировки как признаков деяний, которые влекут административную ответственность, так и условий ее применения.

В заключительных положениях указов Президента Республики Беларусь после 2007 г. декларируется временный характер действия норм об административной ответственности до включения их в КоАП, что вызывает у правоприменителя сложности, когда в соответствии с таким законодательным актом изменяются признаки уже имеющегося в КоАП состава административного правонарушения либо санкция, устанавливающая меру ответственности.

Несмотря на то что при внесении изменений и дополнений в КоАП нормы об административной ответственности, предусмотренные в указах Президента Республики Беларусь, утрачивают силу, в настоящее время ряд их еще действуют. Эти нормы можно условно разделить на три категории:

  • нормы, исключающие ответственность;
  • нормы, устанавливающие ответственность;
  • нормы, изменяющие диспозицию либо санкцию статьи.

К нормам, исключающим ответственность, можно отнести положения Указа Президента Республики Беларусь от 17 июня 2011 г. N 254 «О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. N 71», которым отменяется требование к банку о переводе со счетов юридического лица (индивидуального предпринимателя) денежных средств в пользу физического лица только после представления справки налогового органа, подтверждающей право на осуществление банковского перевода. Таким образом, исключается административная ответственность, предусмотренная ст. 11.62 КоАП.

Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. N 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ N 72) отменены полномочия Совета Министров Республики Беларусь по установлению предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и их регистрации, а также требование об обязательном составлении экономических расчетов, обосновывающих уровень применяемых на товары (работы, услуги) цен (тарифов), государственное регулирование которых не осуществляется. В связи с этим исключена ответственность:

  • за превышение субъектом хозяйствования предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке;
  • реализацию товаров (работ, услуг) с нарушением порядка регистрации цен (тарифов), за исключением цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенные в перечень, являющийся приложением 1 к Указу N 72; при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства и товары, произведенные из сырья, переданного на переработку на давальческих условиях; расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых в соответствии с Указом N 72.

Таким образом, исключена ответственность по части 1 ст. 12.6 КоАП. По части 2 ст. 12.6 КоАП ответственность сохраняется, только если речь идет о товарах (работах, услугах), включенных в перечень, являющийся приложением 1 к Указу N 72, а по части 3 ст. 12.6 КоАП — только в отношении цен на такие товары.

Определенный Указом N 72 перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), и порядок формирования цен на эти товары исключает и применение части 3 ст. 12.4 КоАП.

В связи с признанием утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000 г. N 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» исключена ответственность за нарушение порядка торговой посреднической деятельности (ст. 12.9 КоАП).

Поскольку в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. N 599 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса» деятельность в указанной сфере вправе осуществлять только юридические лица, исключена ответственность индивидуальных предпринимателей за правонарушения в этой сфере по части 1 ст. 12.11 КоАП.

Указом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 2011 г. N 563 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. N 148» отменено требование о ведении индивидуальными предпринимателями — плательщиками единого налога книги учета движения товаров. В связи с этим с 1 декабря 2011 г. исключается ответственность за нарушение законодательства о книге учета движения товаров (ст. 12.38 КоАП).

До внесения дополнений в КоАП следует руководствоваться нормами об ответственности, предусмотренными некоторыми указами и декретом Президента Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2012 г. N 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля» введена административная ответственность должностных лиц юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, за злоупотребление этим положением, а также за осуществление:

  • недобросовестной конкуренции, заключение и исполнение соглашений;
  • согласованных действий или договоренность их осуществлять;
  • других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию.

Кроме того, предусмотрена ответственность за уклонение должностного лица государственного органа (организации), выполняющего отдельные функции республиканского органа государственного управления, должностного лица другого юридического лица от исполнения либо ненадлежащее (несвоевременное) исполнение предписаний, иных законных требований антимонопольных органов; непредставление этим органам либо представление заведомо ложной информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления ими своих функций.

При этом положения ст. 11.24, 11.25 КоАП не будут действовать до внесения в них соответствующих изменений.

Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. N 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» устанавливается ответственность:

  • за непредставление (несвоевременное представление) или представление неполной (недостоверной) информации о неиспользуемом (неэффективно используемом) имуществе для включения в перечни неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц; непринятие руководителями Национального банка Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, других государственных органов и государственных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов и органов финансовых расследований, судов, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, администраций свободных экономических зон, облисполкомов и Мингорисполкома мер по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и включенным в перечень неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, в целях вовлечения его в хозяйственный оборот;
  • неиспользование в соответствии с договором купли-продажи либо договором о безвозмездной передаче негосударственным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, иным физическим лицом приобретенного имущества, включенного в перечень неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, в том числе на возмездной основе, включая приобретение на аукционе с установлением начальной цены (равной одной базовой величине), или безвозмездно переданного в частную собственность для реализации инвестиционных проектов, а также имущества, ранее находившегося в собственности административно-территориальных единиц и приобретенного в результате аналогичных сделок.

Согласно упомянутому Указу право составлять протоколы по таким административным правонарушениям предоставлено уполномоченным должностным лицам Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, областных и Минского городского территориальных фондов государственного имущества, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а рассматривать дела — Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь, органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Составы этих административных правонарушений являются специальными по отношению к составу, предусмотренному частью 1 ст. 23.27 КоАП. Ответственность же по данной статье наступает только в случаях иного (неоговоренного) распоряжения государственным имуществом.

Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. N 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» устанавливается административная ответственность за невыполнение производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, нецелевое использование и (или) использование с нарушением требований этого Указа средств, поступивших на текущий (расчетный) счет оператора от производителей и поставщиков в виде платы. Право составлять протоколы за такие правонарушения и рассматривать дела предоставлено уполномоченным должностным лицам органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, причем административные взыскания налагаются не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения указанных правонарушений.

Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. N 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 332) изменены основания административной ответственности должностных лиц контролирующих органов.

Если в ст. 23.79 КоАП такая ответственность наступала за совершение деяний, повлекших признание проверки незаконной, то в соответствии с Указом N 332 — за конкретные действия, связанные с невнесением должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ), а также за нарушение порядка назначения проверки (в том числе за ее необоснованное назначение). Таким образом, норма ст. 23.79 КоАП об ответственности должностных лиц контролирующих органов со дня вступления в силу Указа N 332 не действует. В отношении же правового или технического инспектора труда профессионального союза либо должностного лица профессионального союза, назначившего проведение проверки, она по-прежнему действует.

Указом N 332 также установлен повышенный срок наложения административного взыскания за рассматриваемое правонарушение — не позднее двух лет со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения.

Сохраняют действие нормы Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 г. N 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» об ответственности должностных лиц и индивидуальных предпринимателей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по возврату банковских кредитов и уплате процентов в определенные кредитным договором сроки, а также обязательств по договору поручительства, гарантий по возврату банковских кредитов (за исключением гарантий Правительства Республики Беларусь).

Сохраняют действие положения об административной ответственности, установленные Декретом Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2005 г. N 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта», несмотря на то что за ряд аналогичных нарушений ответственность предусмотрена ст. 12.21 — 12.25, 12.27, 12.28 КоАП, которые до внесения в них изменений не применяются.