Административная ответственность юридических лиц

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) относит к субъектам административных правонарушений не только физических лиц, но и юридические лица: частью 1 статьи 1.4 КоАП установлено, что физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП.

Ряд статей Особенной части КоАП называет юридическое лицо субъектом конкретного административного правонарушения. Юридическое лицо является субъектом административного правонарушения тогда, когда оно обозначено в диспозиции административно-правовой нормы (статьи) либо когда указывается в качестве субъекта непосредственно в санкции статьи.

Поскольку административная ответственность основывается на принципе виновной ответственности, наличие вины юридического лица является обязательным условием наступления административной ответственности. Согласно статье 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

Другим важнейшим принципом административной ответственности является принцип равенства перед законом. Согласно части 5 статьи 4.2 КоАП юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств. Административное взыскание, налагаемое на юридические лица, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации (часть 9 статьи 4.2 КоАП).

Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП. Это правило закреплено в части 2 статьи 4.8 КоАП. Этой же статьей установлены правила привлечения юридических лиц к административной ответственности в случаях их реорганизации.

При слиянии нескольких юридических лиц или при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо, а при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу — присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

КоАП предусматривает ряд обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением. Под этими обстоятельствами понимаются условия, при наличии которых не признается правонарушением деяние, формально содержащее признаки какого-либо состава правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП.

К одному из таких обстоятельств относится обоснованный риск. В статье 5.4 КоАП прямо предусмотрено, что не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым КоАП законным интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

Риск может быть признан обоснованным при соблюдении ряда определенных условий:

  • во-первых, рискованные действия предпринимаются с целью достижения общественно полезной цели;
  • во-вторых, поставленная цель не может быть достигнута не связанными с риском действиями;
  • в-третьих, действие, содержащее в себе риск причинения вреда, должно соответствовать современным научно-техническим знаниям и опыту;
  • в-четвертых, лицо должно принять все меры для предотвращения вредных последствий, т.е. возможность получения хороших результатов должна быть значительно выше, чем возможность наступления негативных общественно вредных последствий;
  • в-пятых, риск не может быть признан обоснованным, если он связан с угрозой для жизни людей, угрозой экологической катастрофы или бедствия, т.е. должна быть связь риска с причинением материального вреда.

Административное взыскание как мера административной ответственности, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Применение административного взыскания к юридическому лицу является основанием для взыскания с него возмещения вреда.

Не все установленные статьей 6.2 КоАП виды административных взысканий могут применяться к юридическому лицу. К числу административных взысканий, применяемых к юридическому лицу, относятся:

  1. штраф;
  2. лишение права заниматься определенной деятельностью;
  3. конфискация;
  4. взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

При этом три последних вида взысканий могут налагаться только судом. Лишение права заниматься определенной деятельностью может применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания, а конфискация и взыскание стоимости предмета административного правонарушения — только в качестве дополнительного административного взыскания.

Штраф является самым распространенным видом административных взысканий и представляет собой меру взыскания денежного характера, размер которой определяется исходя из базовой величины, установленной на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, либо в процентном или кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.

Согласно части 2 статьи 6.5 КоАП минимальный размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, не может быть менее десяти базовых величин. Штраф за административные правонарушения против порядка налогообложения может быть установлен в меньшем размере, но не может быть менее пяти десятых базовой величины для юридического лица.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать тысячу базовых величин, если штраф исчисляется в базовых величинах, и двукратного размера стоимости (суммы) при исчислении штрафа в процентном или кратном отношении, а в отдельных случаях не может превышать десятикратного размера стоимости (суммы).

Статьей 6.9 КоАП установлено, что лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Лишение такого права устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Такой вид административного взыскания, как лишение права заниматься определенной деятельностью, предусмотрен 11 статьями КоАП как основное взыскание в качестве альтернативы штрафу с конфискацией или как дополнительное взыскание к штрафу.

В соответствии со статьей 6.10 КоАП конфискация может быть общей и специальной. Общая конфискация представляет собой принудительное безвозмездное обращение в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Конфискация является дополнительным административным взысканием (как правило, к штрафу) и предусмотрена за совершение более 60 различных административных правонарушений.

Специальная конфискация применяется независимо от назначенного административного взыскания и состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

Согласно статье 6.12 КоАП взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, против порядка управления или в области таможенного регулирования, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена их конфискация.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица (статья 7.1 КоАП). Наложение административного взыскания не освобождает юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено административное взыскание. При наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств возможно ослабление меры ответственности до минимального размера или даже освобождение от ответственности.

Статья 7.2 КоАП относит к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность юридического лица:

1) предотвращение вредных последствий совершенного административного правонарушения;

2) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание.

В соответствии со статьей 7.9 КоАП при наличии второго из указанных выше обстоятельств, смягчающих ответственность, а также при наличии иных обстоятельств, признанных смягчающими органом, ведущим административный процесс, административные взыскания за правонарушения, предусмотренные статьями 13.1 — 13.11 КоАП, налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в указанных статьях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.

Согласно статье 7.3 КоАП обстоятельствами, отягчающими административную ответственность юридического лица, являются:

1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;

2) совершение административного правонарушения повторно.

Повторностью совершения административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части КоАП. Совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное правонарушение юридическое лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП, либо в связи с истечением срока, по окончании которого юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию (т.е. если в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершит нового административного правонарушения).

Статьей 8.2 КоАП предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения суд или орган, ведущий административный процесс, могут освободить юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Статьей 7.6 КоАП установлены сроки наложения административных взысканий:

  • за совершение административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его совершения;
  • за совершение длящегося административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;
  • за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также иных административных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, — не позднее трех лет со дня их совершения и шести месяцев со дня их обнаружения.

Согласно статье 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) право составлять протоколы об административном правонарушении предоставлено должностным лицам более 70 государственных органов.

В частности, уполномоченные на то должностные лица налоговых органов имеют право составлять на юридических лиц протоколы об административном правонарушении за совершение административных правонарушений, предусмотренных 32 статьями КоАП. К числу таких правонарушений относятся следующие:

  • нарушение законодательства об обязательной продаже иностранной валюты (части 1 и 2 статьи 11.3);
  • нарушение банком или небанковской кредитно-финансовой организацией порядка перечисления денежных средств на счета нерезидентов (статья 11.32);
  • незаконные действия с простыми и (или) переводными векселями (части 1 — 3 статьи 11.59);
  • незаконная предпринимательская деятельность (части 1, 2 и 4 статьи 12.7);
  • нарушение порядка осуществления торговой посреднической деятельности (части 1 — 3, 5 — 6 статьи 12.9);
  • нарушение порядка осуществления игорного бизнеса (часть 1 статьи 12.11);
  • лжепредпринимательство (статья 12.12);
  • нарушение законодательства о рекламе (часть 2 статьи 12.15);
  • нарушение правил торговли и оказания услуг населению (часть 4 статьи 12.17);
  • нарушение порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь (части 1 и 2 статьи 12.19);
  • нарушение порядка использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, использования и учета на них средств контроля (части 1 и 2 статьи 12.20);
  • нарушение порядка производства и учета алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий (части 1 и 3 статьи 12.21);
  • нарушение порядка оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий (части 1 — 6 статьи 12.23);
  • нарушение требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, несоблюдение требований к информации, указываемой на потребительской таре (части 1 и 2 статьи 12.25);
  • нарушение порядка расчетов при оптовой торговле алкогольной продукцией, этиловым спиртом, табачным сырьем и табачными изделиями (статья 12.28);
  • незаконное обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь (части 1 и 2 статьи 12.30);
  • легализация доходов, полученных незаконным путем (статья 12.32);
  • нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками (статья 12.35);
  • осуществление незаконной страховой деятельности (часть 2 статьи 12.39);
  • осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе (статья 13.2);
  • нарушение срока представления информации об открытии (закрытии) счета в банке (части 1 и 2 статьи 13.3);
  • нарушение срока представления налоговой декларации (расчета) (части 1, 2 и 4 статьи 13.4);
  • нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета (части 1 и 2 статьи 13.5);
  • неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины) (часть 1 статьи 13.6);
  • невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) (части 1 и 2 статьи 13.7);
  • нарушение порядка открытия счета плательщику (статья 13.9);
  • нарушение порядка и сроков исполнения поручений, решений о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины) (части 1 и 2 статьи 13.10);
  • неисполнение решения о приостановлении операций по счетам в банке (части 1 и 2 статьи 13.11);
  • нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов, указание в них недостоверной информации (части 1 и 2 статьи 23.17);
  • нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи (часть 2 статьи 23.23);
  • нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности (статья 23.58);
  • нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи (часть 3 статьи 23.84).

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, права и обязанности участников административного процесса, а также порядок исполнения административных взысканий регулируются ПИКоАП.

Юридическое лицо как участник административного процесса имеет определенные права и обязанности, перечень которых установлен статьей 4.1 ПИКоАП. Юридическое лицо реализует свои права и обязанности через своего представителя, полномочия которого подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, или документами, удостоверяющими его служебное положение и дающими право представлять интересы юридического лица без доверенности.