С 28 августа 2013 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 года N 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон).
Закон предусматривает декриминализацию отдельных видов деяний, административная ответственность за которые была установлена ст. 14.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) (неуведомление перевозчиком таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Республики Беларусь), ст. 14.18 КоАП (непредставление к таможенному оформлению транспортных средств международной перевозки), ст. 14.3 КоАП (несоблюдение порядка ввоза в Республику Беларусь товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь) и ст. 14.19 КоАП (распоряжение подлежащими маркировке акцизными марками Республики Беларусь товарами, ввезенными через белорусско-российскую границу до завершения операций таможенного контроля).
Введена альтернатива конфискации предметов административного правонарушения за деяния, предусмотренные:
- частью 3 ст. 14.5 КоАП (представление таможенному органу при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах (за исключением сведений о классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»), либо представление в целях помещения товаров под таможенную процедуру недействительных документов, либо использование в этих целях поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, если указанные действия послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, занижения их размера или неприменения установленных таможенным законодательством Таможенного союза запретов и (или) ограничений);
- частью 2 ст. 14.1 КоАП (перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров, подлежащих таможенному декларированию, с сокрытием от таможенного контроля, т.е. с использованием тайников или других способов, затрудняющих их обнаружение, или с приданием одним товарам вида других товаров, а равно покушение на такое перемещение.
Ранее деяния, подпадающие под санкцию части 4 ст. 14.1 и части 5 ст. 14.1 КоАП, влекли безальтернативную конфискацию предметов административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находились.
Увеличено количество статей КоАП, чья санкция за совершение таможенного правонарушения предусматривает такой вид административного взыскания, как предупреждение. С вступлением в силу Закона предупреждение применяется:
- за нарушение сроков представления таможенной декларации либо непредставление документов, на основании которых она заполнена (ст. 14.8 КоАП);
- нарушение порядка ведения учета товаров либо порядка представления отчетности (ст. 14.9 КоАП);
- несоблюдение порядка таможенного транзита (ст. 14.10 КоАП);
- непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 14.11 КоАП);
- проведение операций с товарами без разрешения таможенного органа (ст. 14.12 КоАП);
- нарушение требований и (или) условий временного хранения товаров (ст. 14.14 КоАП);
- нарушение требований законодательства к местам хранения товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 14.15 КоАП);
- нарушение требований, предъявляемых к зонам таможенного контроля (ст. 14.16 КоАП).
Ранее за совершение таких правонарушений предупреждение предусматривали только ст. 14.11, 14.12, 14.14 и 14.17 КоАП.
Закон отменяет административную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- за нарушение порядка ведения учета товаров либо представления отчетности (ст. 14.9 КоАП);
- непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 14.11 КоАП);
- проведение операций с товарами без разрешения таможенного органа (ст. 14.12 КоАП);
- нарушение требований и (или) условий временного хранения товаров (ст. 14.14 КоАП);
- нарушение требований законодательства к местам хранения товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 14.15 КоАП).
Появилась дополнительная возможность освобождения юридических лиц от административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 8.8 КоАП, за правонарушение, не связанное с получением выгоды имущественного характера <1>, и по основаниям, определенным ст. 8.3 КоАП (с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность). Так, юридическое лицо, добровольно возместившее или устранившее причиненный вред либо исполнившее возложенную на него обязанность, за неисполнение которой налагается административное взыскание (п. 3 части 1 ст. 7.2 КоАП), по решению суда либо органа, ведущего административный процесс, может быть освобождено от административной ответственности, в то время как за правонарушение, не связанное с получением выгоды имущественного характера, такое лицо от административной ответственности освобождается.
<1> Выгода имущественного характера — доход, который юридическое лицо получило (могло получить), либо затраты, которых избежало (могло избежать) в результате совершения его должностным лицом или иным работником административного правонарушения (примечание к ст. 8.8 КоАП).
В целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 марта 2012 г. N 140 «О помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения» внесены изменения в часть 3 ст. 6.10 КоАП, содержащую основания неприменения конфискации товаров, ставших предметом административного таможенного правонарушения и приобретенных после его совершения лицом, не совершавшим это правонарушение. Такие товары не конфискуются, если:
- помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в установленном международными договорами и иными актами законодательства порядке;
- приобретены на территории Республики Беларусь у физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем, для личного, семейного, домашнего потребления и иного похожего использования, и приобретатель не знал и не мог знать о совершении правонарушения;
- приобретены в розничной торговле.
Норма ст. 7.9 КоАП ранее допускала возможность уменьшения в два раза налагаемого взыскания в виде штрафа при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (п. 3 и 5 части 1 ст. 7.2 КоАП), только при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 11.54, 13.1 — 13.11 КоАП. С 28 августа 2013 г. норма ст. 7.9 КоАП предоставляет такую возможность по любой категории правонарушений при отсутствии отягчающих обстоятельств, установленных п. 1, 3 — 9 и 11 части 1 ст. 7.3 КоАП. К данным обстоятельствам относится продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его; вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение; совершение правонарушения: группой лиц или в условиях стихийного бедствия либо при других чрезвычайных обстоятельствах; по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни; в отношении женщины, беременность которой заведомо известна, а также в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии; с использованием лица, страдающего психическим заболеванием или слабоумием, о чем заведомо известно правонарушителю; в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
С учетом единых требований Таможенного кодекса Таможенного союза к лицам, осуществляющим транспортировку товаров через таможенную границу Таможенного союза (по его территории), ранее действовавшие нормы частей 3 и 4 ст. 14.1 КоАП (перемещение товаров через таможенную границу с сокрытием от таможенного контроля на сумму до и более 40 базовых величин) и частей 1 и 2 ст. 14.10 КоАП (несоблюдение перевозчиком срока таможенной процедуры таможенного транзита) объединены по составам в часть 2 ст. 14.1 и ст. 14.10 КоАП с установлением минимальных размеров санкций.
Так, если прежде за перемещение товаров через таможенную границу с сокрытием от таможенного контроля на сумму более 40 базовых величин налагался штраф на физическое лицо от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 50 до 150 базовых величин, а на юридическое лицо — от 100 до 800 базовых величин, то сейчас за аналогичное правонарушение физическое лицо может быть оштрафовано в размере до 30 базовых величин, индивидуальный предприниматель — до 100 базовых величин, а юридическое лицо — до 500 базовых величин, т.е. введены только верхние пределы штрафов. Нижние пределы могут применяться с учетом положений, предусмотренных ст. 6.5 КоАП, и составляют: для физического лица — 1/10 базовой величины, для индивидуального предпринимателя — 2 базовые величины и для юридического лица — 10 базовых величин. Возможность конфискации предметов административного правонарушения, транспортных средств (кроме воздушных судов, железнодорожного и внутреннего водного транспорта общего пользования) и (или) иных предметов с тайниками, использованными для перемещения сокрытых товаров, подлежащих таможенному декларированию, сохранена независимо от того, в чьей собственности они находятся.
В отличие от ранее действовавшей нормы части 2 ст. 14.10 КоАП, которая закрепляла ответственность юридического лица за несоблюдение перевозчиком, осуществляющим перевозку товара железнодорожным транспортом, срока таможенной процедуры таможенного транзита, в настоящее время ст. 14.10 КоАП ответственность юридического лица за данное правонарушение не предусматривает.