Обзор административных правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, выявленных в ходе проверок органами (организациями) ведомственного контроля в 2015 году (часть 2)

В соответствии со статьей 12.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — от 100 до 300 процентов от стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов.

Примеры.

1. Проверкой соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок учета, хранения и реализации лома и отходов черных и цветных металлов, было установлено, что в нарушение абзаца 3 пункта 22 Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь от 15.06.2006 N 98/12/10 (далее — Инструкция N 98/12/10), обществом не был разработан и утвержден правовой акт о порядке сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов.

На момент проверки на площадке для хранения металлолома в разбросанном и не разделенном виде осуществлялось хранение лома черных металлов в количестве 2,5 тонны. В нарушение части 2 пункта 19 Инструкции N 98/12/10 срок хранения лома черных металлов, образовавшегося в обществе в процессе его хозяйственной деятельности, превышал три месяца с даты образования минимальной отгрузочной партии.

2. Проверкой порядка отражения хозяйственных операций по образованию и сдаче лома и отходов черных металлов установлено, что в проверяемом периоде в обществе с ограниченной ответственностью (далее — ООО) «Д» не было обеспечено правильное, своевременное, достоверное документальное отражение операций по их поступлению и отпуску, чем были нарушены требования пункта 4 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», абзаца второго пункта 6, абзаца второго пункта 7 Инструкции N 98/12/10, части третьей пункта 30 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 N 26 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета», пункта 45 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 N 133 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».

Согласно акту на списание основных средств от 02.03.2015 в результате списания пришедших в негодность инструментов и оборудования образовался металлолом в количестве 2 тонн. Вместе с тем в бухгалтерском учете в марте 2015 г. было отражено образование металлолома только в количестве 300 кг.

Согласно акту на списание основных средств от 02.04.2015 в результате списания пришедших в негодность инструментов и оборудования образовался металлолом в количестве 300 кг. Вместе с тем в бухгалтерском учете в апреле 2015 г. было отражено образование металлолома в количестве 2 тонн.

Таким образом, оприходование металлолома в бухгалтерском учете осуществлялось не в момент его фактического образования и представления в бухгалтерию соответствующих актов, а в момент сдачи металлолома.

Кроме того, хозяйственная операция по отпуску металлолома при его сдаче отражалась в бухгалтерском учете согласно приемо-сдаточным актам не по весу «нетто», а по «чистому» весу без процента засора. Корректировка количества металлолома по весу нетто и чистому весу в бухгалтерском учете на счете 10-6 не производилась.

3. Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.1995 N 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней» установлено, что лом и отходы черных металлов, которые образуются в процессе производственной деятельности у субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (далее — ГО «Белвтормет») или отгрузке по их нарядам.

По требованию проверяющих комиссией общества было произведено отделение металлолома от бывших в употреблении материалов, предназначенных для дальнейшего их использования. В результате по акту от 05.06.2015 были отдельно оприходованы неучтенные материалы, образованные при демонтаже и разборке транспортеров, станков, системы вентиляции, а именно: трубы вентиляционные, металлические конструкции, вентиляторы центробежные, которые были поставлены на учет как материалы для их повторного использования.

Таким образом, ООО «Д» были нарушены требования абзаца второго пункта 6, абзацев второго и четвертого пункта 7, пунктов 14, 19 и 21 Инструкции N 98/12/10.

4. Согласно части 1 пункта 19 Инструкции N 98/12/10 все лом и отходы черных и цветных металлов, образующиеся у субъектов предпринимательской деятельности, а также заготовленные организациями Белорусского республиканского союза потребительских обществ и организациями Белорусского концерна по материальным ресурсам, подлежат сбору и обязательной сдаче заготовительным организациям ГО «Белвтормет» или отгрузке по их нарядам. Использование субъектом предпринимательской деятельности лома и отходов черных и цветных металлов в собственном производстве, за исключением оборотных и деловых отходов, осуществляется также по нарядам организаций ГО «Белвтормет».

В нарушение вышеизложенного обществом без наличия наряда ГО «Белвтормет» был реализован металлолом. Так, в адрес открытого акционерного общества (далее — ОАО) «У» были отгружены бывшие в употреблении трубы, уголок, швеллер по товарно-транспортной накладной, которые согласно данным бухгалтерского учета (счет 10 «Материалы») числились металлоломом.

5. В ходе проверки было установлено, что при транспортировке лома бытового видов 34А, 35А, 36Н с заготовительных участков в цеха в одном транспортном средстве перемещалось два и более видов лома, что подтверждается приемо-сдаточными актами, товарно-транспортными накладными, путевыми листами.

Согласно пункту 5.8 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 2026-2010 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.01.2010 N 1 «Об утверждении, введении в действие и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — СТБ 2026-2010), условия транспортировки металлолома должны гарантировать от смешивания рассортированного лома, однако вывоз лома различных видов в одном транспортном средстве производился предприятием для полной загрузки автомобиля с целью недопущения убытков при самовывозе.

Согласно абзацу 2 пункта 7.5 СТБ 2026-2010 в части требований к транспортировке металлолома установлено, что при наличии в одном транспортном средстве металлолома различных классов, категорий, видов, групп без надлежащего их разделения весь металлолом принимается по характеристикам и показателям качества металлолома низшего класса, категории, вида, группы в соответствии с ценообразующим фактором. Пунктом 7.1 СТБ 2026-2010 предусмотрено, что металлолом к приемке предъявляется партиями, состав которых проверяется визуально, а партией согласно пункту 7.2 СТБ 2026-2010 считается любое количество металлолома одного вида или группы, отгружаемого в одной единице транспортного средства.

Абзацем 5 пункта 21 Инструкции N 98/12/10 предусмотрено, что субъект предпринимательской деятельности должен принимать меры по недопущению загрязнения и смешивания лома и отходов черных и цветных металлов различных классов, видов, групп или марок между собой, а также с ломом и отходами других металлов и неметаллическими примесями.

Согласно представленным к проверке приемо-сдаточным актам лом нескольких видов (34А, 35А, 36Н), транспортируемый в одном транспортном средстве с заготовительных пунктов и поступающий в цеха (участки) предприятия, был принят членами комиссий (что подтверждалось наличием подписей в приемо-сдаточных актах) к дальнейшему оприходованию и отражению в бухгалтерском учете предприятия без применения ко всему поступившему металлолому характеристик и качеств низшего вида, класса, группы и соответствующего ценообразующего фактора.

6. Проверкой соблюдения предприятием требований законодательства, регламентирующего оборот черных и цветных металлов, изделий из них, лома и отходов, были установлены нарушения:

абзаца 2 пункта 6 Инструкции N 98/12/10, согласно которому учет черных и цветных металлов, их лома и отходов организовывается субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности и включает в себя в том числе правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по приобретению, поступлению и отпуску черных и цветных металлов, их лома и отходов;

абзаца 2 пункта 7 Инструкции N 98/12/10, согласно которому субъект предпринимательской деятельности обеспечивает в том числе правильную организацию учета черных и цветных металлов, их лома и отходов в соответствии со спецификой собственного производства.

На предприятии не велись книги первичного учета отходов в местах образования лома и отходов черных и цветных металлов и в книге общего учета отходов не отражались лом и отходы черных и цветных металлов. В регистрах бухгалтерского учета (счет 10 «Материалы» субсчет 10-6 «Прочие материалы») лом и отходы черных и цветных металлов не отражались.

В соответствии с частью 1 статьи 12.4 КоАП за нарушение установленного порядка формирования и (или) применения цен предусмотрена ответственность должностного лица юридического лица или индивидуального предпринимателя в виде штрафа в размере до 40 базовых величин. Согласно части 2 статьи 12.4 КоАП нарушение установленных уполномоченными государственными органами фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

Пример.

В результате проверки было установлено, что обществом в магазине производилась реализация товаров народного потребления, в том числе социально значимых товаров.

Согласно абзацу 3 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З «О ценообразовании» регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются в том числе на отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» цены (тарифы) на товары (работы, услуги), включенные в перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), утвержденный приложением 1 к названному Указу, регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 N 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» утвержден перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством торговли Республики Беларусь (далее — Перечень N 35). В соответствии с пунктом 5 Перечня N 35 цены на молоко коровье пастеризованное, кефир из коровьего молока, сметану, творог регулируются Министерством торговли Республики Беларусь.

Пунктом 1 постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 14.12.2011 N 200 «О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. N 66 и отдельного структурного элемента постановления Министерства экономики Республики Беларусь» (далее — постановление N 200), а с 22.03.2015 пунктом 1 постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 26.01.2015 N 6 «О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары» (далее — постановление N 6) установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на социально значимые товары (далее — предельные надбавки).

В соответствии с пунктом 5 предельных надбавок согласно приложению к постановлению N 200 и пунктом 5 предельных надбавок согласно приложению к постановлению N 6 на молоко коровье пастеризованное жирностью от 1,5% до 3,5% включительно без вкусовых добавок и наполнителей; кефир из коровьего молока жирностью до 3,5% включительно без вкусовых добавок и наполнителей; сметану жирностью до 25% включительно без вкусовых добавок и наполнителей; творог жирностью до 9% включительно без вкусовых добавок и наполнителей установлена предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) в размере 11%.

В соответствии с пунктом 6 предельных надбавок согласно приложению к постановлению N 6 на молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметану, творог (за исключением товаров, указанных в пункте 5 предельных надбавок согласно приложению к постановлению N 6) установлена предельная максимальная торговая надбавка в размере 8%.

В ходе выборочной проверки было установлено, что в январе 2014 г. — июне 2015 г. в данном магазине имело место завышение розничных цен на сметану жирностью 26% и творог жирностью 10% за счет завышения предельных максимальных торговых надбавок, установленных постановлением N 6. При формировании розничных цен на сметану жирностью 26% и творог жирностью 10% обществом применялась торговая надбавка в размере 10 — 11% вместо установленной предельной максимальной торговой надбавки в размере 8%, что привело к завышению розничных цен на 150 — 400 руб./ед.

Выявленные нарушения явились несоблюдением пункта 11 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 N 111, согласно которому розничные цены определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

В соответствии с частью 1 статьи 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до 500 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

Примеры.

1. В соответствии с пунктом 14 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение N 450), лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности, если они определены Положением N 450.

В соответствии с пунктом 135 Положения N 450 лицензируемая деятельность включает составляющие работы и услуги, указанные в пункте 6 перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (далее — перечень) согласно приложению 1 к Положению N 450, такие как:

— деятельность, связанная со взрывчатыми материалами (веществами) промышленного назначения:

  • производство, хранение (либо выборка из указанного перечня работ) взрывчатых материалов (веществ) промышленного назначения;
  • проведение взрывных работ;

— деятельность, связанная с опасными производственными объектами, техническими устройствами, аттракционами:

  • эксплуатация опасных производственных объектов и (или) аттракционов, подконтрольных Департаменту по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
  • проектирование (конструирование), монтаж, наладка, обслуживание, диагностирование, ремонт (либо выборка из указанного перечня работ) технических устройств;
  • проектирование объектов магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления (либо выборка из указанного перечня объектов);
  • проектирование (разработка технологического раздела) котельных.

Согласно части 3 пункта 70 Положения N 450 в случае присоединения лицензиата — юридического лица к другому юридическому лицу, которое аналогичной лицензии не имеет, последнее из них при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности присоединенного юридического лица в месячный срок со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении из него присоединенного юридического лица обязано обратиться за выдачей новой лицензии в порядке, установленном Положением N 450.

При этом в соответствии с абзацем 3 подпункта 86.1 пункта 86 Положения N 450 в случае реорганизации лицензиата — юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного лицензиата — юридического лица.

Согласно абзацу 2 пункта 3 Положения N 450 осуществление видов деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих виды деятельности, указанных в приложении 1 к Положению N 450, без лицензий является незаконным и запрещается. При этом ОАО «Л» после реорганизации путем присоединения к нему имеющего данную лицензию предприятия в Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь за получением лицензии на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности не обращалось.

В нарушение абзаца 2 пункта 3, пункта 14, части 3 пункта 70, пункта 135 Положения N 450 общество осуществляло эксплуатацию опасного производственного объекта (котельной) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии).

2. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон о промышленной безопасности) опасными производственными объектами являются цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону о промышленной безопасности. Согласно пункту 2 приложения 1 к Закону о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых в том числе используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

ОАО «П» было получено специальное разрешение (лицензия) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности. Срок действия лицензии закончился 28.09.2014. К лицензии на отдельном листе прилагался перечень работ, услуг, составляющих вид деятельности, указанной в лицензии. Согласно подпункту 1.2 пункта 1 перечня общество имело право на эксплуатацию опасных производственных объектов, а именно котельной, где используется оборудование под давлением более 0,07 мегапаскаля (паровые котлы). Новая лицензия обществом не была получена, а старая не продлена.

Таким образом, ОАО «П» в нарушение абзаца 2 пункта 3 Положения N 450, подпункта 6.2.1 пункта 6 перечня согласно приложению 1 к Положению N 450 осуществляло деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта — котла E-1,0-0,9, М-3, минимальное рабочее давление которого на выходе 0,2 — 0,5 мегапаскаля, без наличия специального разрешения (лицензии) на право осуществления данной деятельности.