Административная ответственность за ограничение конкуренции

Статьей 11.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) установлена ответственность за заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность.

Санкция указанной статьи предусматривает штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью.

При этом в случае совершения таких же действий в течение года после наложения административного взыскания наступает уголовная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 247 Уголовного кодекса Республики Беларусь, санкция которой предусматривает штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничение свободы на срок до двух лет.

Объектом рассматриваемого правонарушения является добросовестная конкуренция между хозяйствующими субъектами.

Под конкуренцией следует понимать состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон)). Такое же понятие конкуренции содержится в статье 2 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции (заключено в г. Москве 09.12.2010) (далее — Соглашение).

Конкурентами являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке. Товарный рынок представляет собой сферу обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых (аналогичных) товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемую исходя из экономической, технической или иной возможности потребителя либо целесообразности приобретения товара на соответствующей территории и отсутствия этой возможности или целесообразности за ее пределами. Товаром являются все виды объектов гражданских прав, которые могут быть предметами сделок купли-продажи, мены или предназначены для введения в оборот иным способом, а также не запрещенные законодательством работы, услуги, включая финансовые услуги, которые выполняются, оказываются, могут быть выполнены, оказаны или обычно выполняются, оказываются потребителям на возмездной основе.

Недобросовестная конкуренция представляет собой любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям Закона, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается (статья 1029 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)).

Недобросовестной конкуренцией признаются:

  • все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;
  • ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;
  • указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;
  • другие действия, противоречащие требованиям ГК и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в:

  • заключении и исполнении соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов, об иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию;
  • совершении иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность.

Ограничение конкуренции означает такое состояние на товарном рынке, когда состязательность хозяйствующих субъектов в некоторой мере сохраняется, но ее рамки искусственно регулируются действиями виновного.

Статьей 13 Закона установлен запрет на соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, за исключением вертикальных соглашений, допустимых в соответствии с Законом, если установлено, что такие соглашения, согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе соглашения, согласованные действия между конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом:

  • раздел товарного рынка по территориальному принципу, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов либо потребителей;
  • исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
  • установление, повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), в том числе различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • повышение, снижение или поддержание цен на торгах;
  • экономически или технологически не обоснованное сокращение и (или) прекращение производства товаров;
  • экономически или технологически не обоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами или потребителями.

Раздел товарного рынка как способ ограничения конкуренции представляет собой достижение в любой форме соглашений между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), вне зависимости от того, какую совокупную долю на рынке определенного товара они имеют, о разграничении сфер влияния на рынке, о делении рынка на части по территориальному принципу, по объему продажи и покупки товаров, по ассортименту реализуемых товаров, по составу продавцов или покупателей (заказчиков).

Исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов представляет собой создание препятствий другим хозяйствующим субъектам по проникновению на товарный рынок, вне зависимости от того, в качестве продавцов или покупателей они собираются выступать на товарном рынке. Создавать указанные препятствия может как один хозяйствующий субъект, так и несколько хозяйствующих субъектов, действующих согласованно.

При ограничении доступа на товарный рынок у других хозяйствующих субъектов остается возможность присутствовать на рынке, хотя и в меньшем объеме. При исключении доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов рынок представлен только одним хозяйствующим субъектом.

Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие в совокупности следующим условиям:

  • действия хозяйствующих субъектов заранее известны каждому из них;
  • результат таких действий соответствует интересам каждого из таких хозяйствующих субъектов;
  • действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами могут быть изменение регулируемых цен (тарифов), изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года, и иные обстоятельства.

Соглашения, согласованные действия могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом, если они не накладывают на хозяйствующие субъекты ограничения, не являющиеся необходимыми для достижения целей этих соглашений, согласованных действий, и не создают возможности для недопущения, ограничения или устранения конкуренции на соответствующем товарном рынке и если хозяйствующие субъекты докажут, что такие соглашения, согласованные действия имеют или могут иметь своим результатом:

  • содействие совершенствованию производства (реализации) товаров или стимулированию технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров производства Республики Беларусь на мировом товарном рынке;
  • получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), приобретаемых соответствующими лицами в результате совершения таких действий.

Законом запрещаются вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, если:

  • такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, когда продавец устанавливает для потребителя максимальную цену перепродажи товара;
  • таким соглашением предусмотрено обязательство потребителя не продавать товар хозяйствующего субъекта, являющегося конкурентом продавца. Такой запрет не распространяется на соглашения об организации потребителем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

При этом если соглашения являются договорами комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) или доля каждого хозяйствующего субъекта, являющегося участником такого соглашения, на любом товарном рынке не превышает 15 процентов, то такие вертикальные соглашения в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона допускаются.

Хозяйствующие субъекты, намеревающиеся заключить соглашения, в которых имеются признаки ограничения конкуренции, вправе запросить заключение антимонопольного органа о соответствии положений этих соглашений антимонопольному законодательству.

С целью предотвращения заключения хозяйствующими субъектами соглашений, ограничивающих конкуренцию, Министерство экономики Республики Беларусь постановлением от 10.04.2006 N 57 утвердило Инструкцию о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству.

В соответствии со статьей 2 Соглашения к признакам ограничения конкуренции относятся:

  • сокращение числа хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
  • отказ хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;
  • определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;
  • иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Соглашение между хозяйствующими субъектами, ограничивающее конкуренцию, представляет собой документально подтвержденную договоренность между хозяйствующими субъектами, способную привести к устранению, ограничению конкуренции или воспрепятствованию ее установления или развития.

Под согласованными действиями, ограничивающими конкуренцию, понимаются скоординированные действия хозяйствующих субъектов, целью и (или) результатом которых является ограничение или устранение конкуренции.

Заключение соглашений между хозяйствующими субъектами, существенно ограничивающих конкуренцию, выражается в договоренности осуществлять координированную деятельность, указанную в пункте 1 статьи 13 Закона. Форма заключаемых соглашений не имеет значения для квалификации правонарушения.

Для применения ответственности за ограничение конкуренции необходимо, чтобы кроме заключения соглашения хозяйствующие субъекты приступили к непосредственному исполнению такого соглашения. Исполнение соглашения о существенном ограничении конкуренции означает реализацию хозяйствующими субъектами достигнутой договоренности об осуществлении предусмотренной соглашением деятельности (например, повышение или снижение цен, снижение производства товаров и т.п.).

В этом случае правонарушение считается оконченным с момента начала реализации соглашения, существенно ограничивающего конкуренцию, и не требуется, чтобы конкурентам был причинен реальный вред или достигнутое соглашение было полностью исполнено.

Не влечет ответственности за ограничение конкуренции заключение соглашений об ограничении конкуренции между хозяйствующим субъектом и органом государственного управления либо только между органами государственного управления, равно как и совершение органом государственного управления иных действий, направленных на ограничение конкуренции.

Ограничение конкуренции может также выражаться в совершении иных (помимо заключения и исполнения соглашений об ограничении конкуренции) действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность (конкурентов). К таким действиям могут быть отнесены:

  • призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, их нарушение или расторжение, препятствование предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером (подпункт 1.4 пункта 1 статьи 16 Закона);
  • распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любым способом ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств (подпункт 1.5 пункта 1 статьи 16 Закона);
  • действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента, в том числе предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ в целях склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу (подпункт 1.6 пункта 1 статьи 16 Закона);
  • действия хозяйствующего субъекта, направленные на создание на товарном рынке ситуации, в которой предпринимательская деятельность конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, станет убыточной либо будет осуществляться на крайне невыгодных для него условиях (подпункт 1.7 пункта 1 статьи 16 Закона).

При совершении правонарушения в форме совершения действий, направленных на ущемление законных интересов конкурентов, оно считается оконченным с момента начала осуществления таких действий.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла, т.е. психического отношения физического лица к совершенному им противоправному деянию. Обязательным признаком субъективной стороны данного правонарушения выступает цель — ущемление законных интересов конкурентов.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются индивидуальные предприниматели и должностные лица юридических лиц. Понятие должностного лица содержится в статье 1.3 КоАП.

В соответствии со статьей 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 11.25 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

  • областных и Минского городского исполнительных комитетов;
  • органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • органов Министерства экономики Республики Беларусь.

Рассматривать такие дела об административных правонарушениях вправе суд (часть 1 статьи 3.2 ПИКоАП).