Понятие и виды административно-правового принуждения
Принуждение — это подчинение кого-либо своей воле вопреки его желанию. Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферы подвластного, чтобы добиться подчинения.
Законодательством определяются основания для применения органами власти мер принуждения, закрепляются признаки (составы правонарушений), при наличии которых применяются принудительные средства. В нормативном порядке устанавливается, какие принудительные меры и в каком размере могут применяться при наличии законных оснований. Большое значение имеют четкая регламентация процесса применения принудительных средств, определение круга субъектов принуждения и их компетенции. Процедура осуществления принудительного воздействия устанавливается правом и создает необходимые гарантии для охраны прав и интересов граждан и организаций. Только в правовых рамках уполномоченные государством органы и должностные лица могут ограничивать права и свободы субъектов права.
Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают многочисленными признаками, возможна различная классификация их в зависимости от избранного критерия. Так, по субъекту можно различать государственное и общественно-правовое принуждение. Первое, в свою очередь, делится на внесудебное и судебное.
Уполномоченные на то органы (должностные лица) реализуют средства административного принуждения в процессе своей деятельности обычно без обращения в суд.
Круг органов и лиц, осуществляющих административно-правовое принуждение, весьма широк. Среди них — органы внутренних дел, органы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, государственные инспекции, таможенные органы, органы санитарного надзора, прокуратуры, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь (например, осуществляет контроль за качеством медицинской помощи), Министерство культуры Республики Беларусь (контроль за соблюдением законодательства в области охраны историко-культурного наследия), Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь (контроль за состоянием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, ведением охотничьего хозяйства и охотой), Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции (контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты обязательных платежей в бюджет) и др.
Однако отдельные меры административного принуждения могут применяться только судами. Это относится к случаям назначения таких административных взысканий, как:
- возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Беларуси иностранного гражданина или лица без гражданства.
Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения перечисленных взысканий закреплен в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Таким образом, административно-правовое принуждение — один из видов государственно-правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей.
1. Меры административно-правового принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами.
2. Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения при отсутствии организационного, иного подчинения между сторонами этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами власти и является одним из способов реализации власти.
3. Множественность субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию, — еще одна важная его особенность. Применять меры административного воздействия вправе десятки видов органов (государственных, общественных (например, дружинники)). Однако здесь преобладают органы исполнительной власти.
4. Административному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации, коллективные субъекты.
5. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения. Характерно наличие множества нормативных правовых актов.
6. Присуща оперативность применения мер принуждения, хотя имеются и примеры другого рода, когда их применение затягивается на длительное время. Например, для направления в лечебно-трудовой профилакторий необходимо, чтобы до этого лицо в течение года три и более раза привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
7. Меры принуждения являются следствием административного правонарушения, а в отдельных случаях — желанием их предупредить.
8. Объектом административного принуждения является поведение личности.
9. Целью административного принуждения являются соблюдение административных норм и охрана административно-правовых отношений в сфере государственного управления.
10. В отличие от уголовного и дисциплинарного принуждения административное принуждение применяется в отношении как физических, так и юридических лиц.
11. Административное принуждение в отличие от уголовного не влечет судимости и в отличие от дисциплинарного не связано с увольнением с работы.
12. Административное принуждение, как и любое иное государственное принуждение, не должно быть связано с ущемлением чести и достоинства, а также с причинением физических страданий (применение физического воздействия к виновному лицу допускается на основе закона).
Разграничивают административное принуждение и административно-правовое принуждение. Считается, что второе название корректнее, т.к. понимается, что принуждение осуществляется в рамках правового поля, т.е. с использованием правовых норм.
В юридической литературе высказываются различные точки зрения относительно видов административно-правового принуждения.
Одни авторы выделяют четыре вида мер административно-правового принуждения:
- Административно-предупредительные меры.
- Меры административно-правового пресечения.
- Меры административной ответственности.
- Меры процессуального обеспечения.
Другие выделяют три вида:
- Административно-предупредительные меры.
- Меры административно-правового пресечения.
- Меры административной ответственности.
То есть эти авторы не рассматривают меры процессуального обеспечения в качестве мер принуждения, что, на наш взгляд, неверно, так как благодаря именно им можно реализовать меры взыскания, а в некоторых случаях и наложить их.
Третьи увязывают применение мер административно-правового принуждения только с административным правонарушением, поэтому не относят административно-предупредительные меры к мерам административно-правового принуждения.
Меры административно-процессуального обеспечения рассматривают в системе не материального, а процессуального права.
В административно-деликтном праве нельзя обойтись без восстановительных мер. Такие меры (например, снос самовольно возведенных строений, взыскание недоимки и др.) также восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение.
Должна быть более весомой роль административно-предупредительных мер. Они, конечно, необходимы, ведь число административных правонарушений не снижается, в законодательстве появляются новые составы правонарушений, новые ухищрения, как скрыть правонарушение, ряд лиц совершают их систематически, причиняется большой вред обществу, государству, отдельным лицам. Другое дело, что многие из тех предупредительных мер, что называются в литературе в качестве мер якобы принуждения, вряд ли следует рассматривать в качестве таковых. Исходя из значимости административно-предупредительных мер их можно было бы рассматривать в качестве отдельного института. По существу это меры профилактики правонарушений. Лишь некоторые из них примыкают к мерам принуждения в силу явной угрозы совершения административного или иного более опасного деяния. Речь идет о мерах принудительного лечения.
На наш взгляд, следует выделять следующие виды административно-правового принуждения:
- Административно-предупредительные меры.
- Меры административно-правового пресечения.
- Меры административной ответственности.
- Меры процессуального обеспечения.
- Административно-восстановительные меры.
С учетом проведенного анализа, высказанных подходов в литературе можно предложить такое определение: административно-правовое принуждение — это совокупность мер, предусмотренных нормами административно-деликтного права, применяемых уполномоченными субъектами в связи с неправомерными деяниями (действием или бездействием) и направленных на обеспечение правового порядка посредством их пресечения, наложения взыскания и восстановления нарушенного права, а в отдельных случаях и применения административно-предупредительных мер.
Административно-предупредительные меры
Традиционно под административно-предупредительными мерами понимают способы и средства предотвращения правонарушений, а также предотвращение нежелательных последствий, различных неблагоприятных природных явлений и результатов человеческой деятельности.
Отдельные авторы отмечают, что, несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры непосредственно не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений. Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. В литературе указывается, что наиболее типичные из них связаны с:
- осуществлением надзорных проверок;
- дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;
- досмотром вещей и личным досмотром граждан;
- проверкой документов, удостоверяющих личность;
- введением карантина;
- прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);
- освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.
Данные меры применяются еще при отсутствии факта правонарушения. Они имеют характер различных ограничений и рекомендаций и в связи с этим не влекут неблагоприятных последствий в отношении лиц, к которым они применяются.
Все административно-предупредительные меры можно разделить на 4 группы:
- Меры, направленные на предотвращение административных правонарушений (проверка документов, пограничный и таможенный контроль).
- Меры, направленные на предотвращение вредных последствий природных явлений или человеческой деятельности (ограничение движения транспорта, создание карантинов во время эпидемий, ограничение въезда на территорию катастроф).
- Меры лечебно-предупредительного характера (направление в лечебные учреждения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями).
- Меры, препятствующие уклонению лиц от исполнения возложенных на них обязанностей (прохождение медицинского освидетельствования, помещение лица под превентивный надзор).
Особый интерес представляет принудительное лечение. Одни авторы рассматривают его как меру пресечения. Другие высказывают точку зрения, что принудительное лечение — это отдельный вид принуждения, имеющий свойство предупреждения правонарушения.
Принудительное лечение осуществляется в соответствии с нормами административного права. В соответствии с положениями ст. 22 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 N 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» физическим лицам, имеющим инфекционные заболевания, физическим лицам, контактировавшим с физическими лицами, имеющими инфекционные заболевания, а также физическим лицам с подозрением на инфекционные заболевания медицинская помощь оказывается в порядке, определенном законодательством о здравоохранении. Физические лица, имеющие инфекционные заболевания, включенные в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, определяемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в случае уклонения от лечения могут быть подвергнуты принудительному оказанию медицинской помощи в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения. Порядок и условия принудительного оказания медицинской помощи в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения таким физическим лицам определяются законодательными актами.
Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие инфекционные заболевания, включенные в перечень опасных заболеваний, или вирус иммунодефицита человека и отказывающиеся от лечения, могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в порядке, определенном актами законодательства.
Если физические лица могут быть источником инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты, эти физические лица подлежат отстранению от работы в порядке, определенном законодательством о труде.
Перечень профессий и инфекционных заболеваний, при которых носители возбудителей инфекционных заболеваний представляют опасность для окружающих, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Случаи инфекционных заболеваний и подозрений на инфекционные заболевания подлежат регистрации организациями здравоохранения в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Обратим также внимание на Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 N 349-З «Об оказании психиатрической помощи» (далее — Закон N 349-З). В ст. 6 Закона N 349-З закреплено положение о презумпции отсутствия психического расстройства (заболевания). Лицо считается не имеющим психического расстройства (заболевания), пока наличие психического расстройства (заболевания) не будет установлено по основаниям и в порядке, установленным Законом N 349-З.
В соответствии со ст. 16 Закона N 349-З пациентам в зависимости от состояния их психического здоровья психиатрическая помощь оказывается в следующих формах:
- скорая (неотложная) психиатрическая помощь;
- плановая психиатрическая помощь.
Психиатрическая помощь оказывается в амбулаторных и (или) стационарных условиях.
Пациентам, за исключением пациентов, которым психиатрическая помощь оказывается в принудительном порядке, а также пациентам, которые в соответствии с Законом N 349-З подлежат диспансерному наблюдению, психиатрическая помощь может быть оказана анонимно.
Порядок и условия оказания психиатрической помощи анонимно устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Согласно ст. 17 Закона N 349-З необходимым условием оказания психиатрической помощи является предварительное согласие пациента, за исключением случаев, установленных Законом N 349-З.
При добровольном обращении за оказанием психиатрической помощи пациент или его законный представитель дают согласие на оказание психиатрической помощи, которое оформляется записью в медицинских документах и подписывается пациентом или его законным представителем и врачом-специалистом.
Несовершеннолетнему пациенту в возрасте до четырнадцати лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается в порядке, установленном Законом N 349-З, с письменного согласия законного представителя.
В случае возражения одного из родителей, усыновителей (удочерителей) несовершеннолетнего пациента в возрасте до четырнадцати лет или при их отсутствии либо отсутствии иного его законного представителя, а также при отсутствии законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, оказание психиатрической помощи осуществляется по решению органа опеки и попечительства. Решение органа опеки и попечительства может быть обжаловано в порядке, установленном законодательными актами.
Оказание психиатрической помощи в принудительном порядке осуществляется только по основаниям и в порядке, установленным Законом N 349-З. В частности, согласно ст. 36 Закона N 349-З основанием для принудительной госпитализации и лечения является решение суда о принудительной госпитализации и лечении.
Решение суда о принудительной госпитализации и лечении выносится в случае нахождения лица, страдающего психическим расстройством (заболеванием) и уклоняющегося от лечения, в состоянии, которое обусловливает:
- его непосредственную опасность для себя и (или) иных лиц;
- его беспомощность;
- возможность причинения существенного вреда своему здоровью вследствие ухудшения состояния психического здоровья, если такое лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
Уклонением от лечения такого лица являются:
- отказ от госпитализации в психиатрический стационар;
- несоблюдение врачебных предписаний, правил внутреннего распорядка, самовольное приостановление лечебных процедур в случае, когда психиатрическая помощь в психиатрическом стационаре оказывается с его согласия или согласия его законного представителя.
Сотрудники органов внутренних дел Республики Беларусь обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении принудительной госпитализации и лечения и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому пациенту и его осмотра в части предупреждения совершения таким пациентом суицидальных действий или общественно опасных действий в отношении медицинских работников.
При необходимости предотвращения действий со стороны пациента, угрожающих жизни и (или) здоровью иных лиц, а также при необходимости установления места нахождения (места пребывания) лица, подлежащего принудительной госпитализации и лечению, сотрудники органов внутренних дел Республики Беларусь действуют в порядке, установленном законодательными актами.
Принудительная госпитализация и лечение пациента в психиатрическом стационаре продолжаются до выздоровления или значительного стойкого улучшения состояния его психического здоровья, при которых не требуется дальнейшее оказание психиатрической помощи в стационарных условиях.
Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 N 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее — Закон N 104-З) определены категории граждан, подлежащих направлению в лечебно-трудовые профилактории. Согласно ст. 4 Закона N 104-З направлению в лечебно-трудовые профилактории подлежат:
- граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с Законом N 104-З о возможности направления в лечебно-трудовые профилактории и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
- граждане, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Не подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории:
- граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет;
- мужчины старше шестидесяти лет;
- женщины старше пятидесяти пяти лет;
- беременные женщины;
- женщины, воспитывающие детей в возрасте до одного года;
- инвалиды I и II группы;
- граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в лечебно-трудовом профилактории.
Перечень заболеваний, препятствующих нахождению граждан в лечебно-трудовых профилакториях, утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Меры административного пресечения
Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной и судебной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны с:
- требованием прекратить противоправное деяние;
- административным задержанием лица, совершившего административное правонарушение;
- временным отстранением от работы инфекционных больных;
- запрещением эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требованиям;
- запрещением или ограничением ремонтно-строительных и других работ, если не соблюдаются необходимые требования по обеспечению общественной безопасности;
- непосредственным физическим воздействием;
- применением специальных средств (резиновых палок, слезоточивого газа, наручников, водометов и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений;
- применением и использованием оружия и др.
Таким образом, меры пресечения могут быть в форме физического насилия, с использованием спецсредств, наручников, огнестрельного оружия.
Все меры административного пресечения можно разделить на общие и специальные.
Общие меры административного пресечения
Меры административного пресечения как по своему объему, так и по частоте применения являются наиболее распространенными мерами административного принуждения.
Меры пресечения представляют собой совокупность способов и средств воздействия на виновное лицо, совершившее административное правонарушение, с целью его прекращения, недопущения или уменьшения вредных последствий совершенного правонарушения, обеспечения условий для привлечения нарушителя к административной ответственности.
Выделяют 6 групп общих мер пресечения:
- Меры, направленные на личность правонарушителя (требования прекратить правонарушение, задержание, доставление лица в служебное помещение).
- Меры имущественного характера (изъятие транспортных средств, денежных средств, иных незаконных предметов или орудий правонарушения, снос незаконного строительства).
- Меры финансового характера (арест банковского счета, сокращение или прекращение бюджетного финансирования).
- Меры технического характера (запрет эксплуатации неисправного транспорта, запрет эксплуатации помещений, не соответствующих техническим требованиям).
- Меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционного работника или лица, не имеющего документа, подтверждающего здоровье, прекращение работы предприятия торговли или питания, нарушающего санитарные требования).
- Меры разрешительно-лицензионного характера (отказ в выдаче водительских прав, в праве на ношение оружия, в изготовлении печати, отзыв лицензии).
В административном праве такие понятия, как «арест» и «конфискация» рассматриваются только как административные взыскания, которые применяются по решению суда после рассмотрения дела об административном правонарушении. В качестве мер пресечения данные понятия неприменимы, и соответствующими мерами пресечения в данном случае являются задержание и изъятие.
Специальные меры административного пресечения
В случае неэффективности общих мер пресечения допускается применение в соответствии с законом специальных мер административного пресечения. Они являются совокупностью мероприятий преимущественно организационного и технического характера и заключаются в применении:
- наручников и иных блокирующих движение средств;
- огнестрельного (табельного) оружия, резиновых палок;
- специального автотранспорта;
- водометной техники;
- служебных собак.
Административное задержание — одна из наиболее распространенных мер принудительного воздействия. Эта мера ограничивает свободу передвижения и направлена на:
- удержание правонарушителя на месте совершения правонарушения или вблизи его;
- доставление лица в орган, ведущий административный процесс;
- изоляцию в специальном помещении до вынесения постановления по факту правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 8.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) административное задержание физического лица применяется в целях:
- пресечения противоправной деятельности;
- составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;
- установления личности;
- обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;
- пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;
- обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.
По просьбе физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.
Иностранные граждане или лица без гражданства, задержанные за совершение административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют.
ПИКоАП предусмотрены некоторые категории граждан, задерживать которых недопустимо (судьи, депутаты и др.).
В ПИКоАП предусмотрено, что административное задержание физического лица имеют право осуществлять:
- должностные лица органов внутренних дел;
- должностные лица органов пограничной службы Республики Беларусь;
- старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо военизированной охраны;
- должностные лица Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь;
- должностные лица таможенных органов и др.
Согласно ст. 8.4 ПИКоАП административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более трех часов, если иное не установлено ПИКоАП. Так, на срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа могут быть задержаны:
- физическое лицо, совершившее административное правонарушение, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест, депортация;
- физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, — до вытрезвления;
- военнослужащий, совершивший административное правонарушение, — до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару;
- физическое лицо, совершившее административное правонарушение и имеющее признаки выраженного психического расстройства и создающее своими действиями явную опасность для себя и окружающих, — до передачи его в организацию здравоохранения;
- физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, — до установления личности.
ПИКоАП также предусмотрена возможность задержания товаров, вещей, транспортных средств (ст. 8.7 — 8.9, 8.10).
Административно-восстановительные меры
Восстановительные меры вообще и административно-восстановительные в частности применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависят от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием. К ним относятся снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконно полученного, взыскание недоимки, пени.
Административно-восстановительными являются и так называемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня. Недоимка — это не внесенная в срок в бюджет или в государственные внебюджетные фонды сумма налогов и других обязательных платежей. Выявив недоимку, налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное требование о ее погашении в установленный ею срок. Если требование остается без удовлетворения или ответа, то взыскание обращается на имущество виновного.
Пеня — это взыскание за каждый день просрочки (задержки) установленной процентной ставки от суммы просроченного платежа. Уплата пени — это реализация восстановительной санкции. А особенность восстановительных санкций в том, что они могут быть исполнены добровольно. Без вмешательства властей виновный субъект может возместить причиненный вред, снести самовольно построенное сооружение, уплатить пеню.