Административный процесс ведет таможня

Глава 14 (ст. 14.1 — 14.19) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) определяет административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения).

Согласно статье 324 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТмК) таможенные органы ведут административный процесс в порядке, установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). Административный процесс по делу об административном таможенном правонарушении начинается с момента:

  • составления протокола об административном таможенном правонарушении;
  • составления протокола о процессуальном действии;
  • вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;
  • вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 1 — 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется (ст. 9.5 ПИКоАП).

Согласно п. 16 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП протоколы об административных таможенных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.2, ст. 14.3, 14.5 — 14.8, 14.18 КоАП имеют право составлять должностные лица органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП должностные лица таможенных органов имеют право составлять протоколы об административных таможенных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 — 14.19 КоАП, то есть по всем составам административных таможенных правонарушений.

К органам, уполномоченным рассматривать административные таможенные правонарушения, относятся Комитет государственного контроля Республики Беларусь, общие суды, таможенные органы.

За правонарушения в сфере таможенного регулирования предусмотрены основные административные взыскания, налагаемые на граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и юридические лица в виде предупреждений и штрафов, а также дополнительное административное взыскание в виде конфискации товаров, денежных и транспортных средств.

При наличии обстоятельств, указанных в ч. 1, 2 ст. 9.6 ПИКоАП, суд, орган, ведущий административный процесс, выносят постановление о прекращении дела об административном правонарушении с изложением оснований, исключающих административный процесс, о чем сообщается заявителю, органу, ведущему административный процесс и составившему протокол об административном правонарушении, и лицу, в отношении которого ведется административный процесс (ч. 3 ст. 9.6 ПИКоАП).

Согласно ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП обстоятельствами, исключающими административный процесс в отношении физического лица, являются:

  1. отсутствие события административного правонарушения;
  2. отсутствие в деянии состава административного правонарушения;
  3. истечение сроков наложения административного взыскания, которые составляют не более трех лет с момента совершения деяния и не более шести месяцев с момента его обнаружения (п. 4 ч. 1 ст. 7.6 КоАП);
  4. принятие законодательного акта Республики Беларусь, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;
  5. физическое лицо на день совершения деяния не достигло возраста, с которого наступает административная ответственность;
  6. невменяемость физического лица, совершившего деяние;
  7. смерть физического лица, в отношении которого был начат административный процесс, за исключением случаев, установленных ПИКоАП, а также случаев, когда административный процесс необходим для реабилитации физического лица;
  8. наличие по тому же факту в отношении физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания (за исключением неисполненного постановления о наложении административного взыскания, составленного в соответствии с ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП) либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, за исключением постановления о прекращении дела об административном правонарушении, если не установлено лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности, а также наличие по данному факту уголовного дела;
  9. недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения.

Также дело об административном таможенном правонарушении подлежит прекращению, если будет установлено, что лицо, его совершившее, действовало под воздействием обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (глава 5 КоАП).

Согласно ч. 2 ст. 9.6 ПИКоАП обстоятельствами, исключающими административный процесс в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, являются:

  1. обстоятельства, предусмотренные п. 1 — 4 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП;
  2. ликвидация юридического лица, либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, либо признание их экономически несостоятельными (банкротами), имевшие место ко дню вынесения постановления по делу об административном правонарушении;
  3. смерть индивидуального предпринимателя, в отношении которого был начат административный процесс;
  4. наличие по тому же факту в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении;
  5. недоказанность виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения.

Дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении (часть четвертая статьи 3.31 ПИКоАП).

Дело об административном правонарушении возбуждается при наличии к тому соответствующих поводов и оснований. Поводами к началу административного процесса о таможенном правонарушении являются:

  1. сообщение, поступившее от должностных лиц таможенных, правоохранительных и других государственных органов, общественных объединений, организаций;
  2. непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.

Основанием для возбуждения производства по делу о таможенном правонарушении являются достаточные данные, указывающие на признаки административного таможенного правонарушения, предусмотренного статьями главы 14 КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс (статья 9.1 ПИКоАП).

При непосредственном обнаружении должностными лицами таможенных органов признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного правонарушения или получении материалов, которые дают основания для возбуждения административного материала, должностное лицо обязано составить административный протокол. Проверяя информацию о подготавливаемом, совершаемом или совершенном правонарушении, должностные лица таможни вправе провести контроль за товарами и транспортными средствами, а также получить необходимые для проверки документы, сведения и объяснения.

Протокол об административном таможенном правонарушении составляется в соответствии с требованиями ст. 10.2 ПИКоАП.

Перед началом административного процесса лицу, в отношении которого начат данный процесс, необходимо разъяснить его права и обязанности, предусмотренные ст. 4.1 ПИКоАП.

В производстве по делу о таможенном правонарушении участвуют физические лица, должностные лица юридических лиц, привлекаемые к административной ответственности. От имени юридического лица в процессе могут участвовать полномочные органы данного юридического лица (руководители или их заместители) либо другие работники юридического лица, если в их служебные обязанности входит урегулирование таких вопросов. Представители юридического лица могут участвовать в процессе по делу о таможенном правонарушении только на основании доверенности, выданной в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, а также на основании законодательных актов Республики Беларусь, уставных документов юридического лица, которыми подтверждаются их полномочия.

В административном процессе также может участвовать адвокат, полномочия которого должны подтверждаться соответствующими документами.

При необходимости для участия в производстве по административному делу может быть привлечен эксперт, который обязан являться по вызову судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, давать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. При даче заключения эксперт вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, и заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов (статья 4.7 ПИКоАП). Заключения эксперта не являются обязательными для судьи, должностного лица таможенного органа, рассматривающего дело. Однако если должностное лицо либо суд не согласны с заключением эксперта, то должно мотивировать свой довод, отразив его в постановлении, вынесенном по делу. При недостаточной ясности или полноте заключения может назначаться дополнительная экспертиза, поручаемая этому же или другому эксперту.

В случае необходимости для участия в проведении конкретных процессуальных действий может привлекаться специалист, который вправе с разрешения судьи должностного лица таможенного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, задавать вопросы свидетелям и лицу, привлекаемому к ответственности; использовать научно-технические средства и методы для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств; проводить наблюдения, измерения и опыты.

Согласно статье 306 ТмК результаты таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями актов законодательства Республики Беларусь, могут быть использованы в качестве доказательств при производстве по делам об административных правонарушениях.

В разделе VIII ТмК предусмотрены операции таможенного контроля, которые могут быть использованы как специальные обеспечительные меры по делам о таможенных правонарушениях. В их число в соответствии со ст. 286 ТмК вошли: учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка; таможенное исследование. К операциям таможенного контроля также относятся задержание товаров и документов при осуществлении таможенного контроля; сбор информации о лицах, деятельность которых связана с таможенным оформлением и перемещением товаров через таможенную границу, либо о таможенных агентах (представителях), таможенных перевозчиках, владельцах складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и магазинов беспошлинной торговли.

Статьей 33 ТмК обеспечена возможность соблюдения законности при применении обеспечительных мер (операции таможенного контроля), когда лицо подвергается отдельным процессуальным действиям со стороны таможенных органов. Согласно данной статье решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы лицом в таможенные органы и (или) суд. Решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы в общем порядке, установленном статьями 34 — 42 ТмК, а в случаях, установленных ст. 43 ТмК, — в упрощенном порядке.

Порядок обжалования, установленный главой 5 ТмК, не распространяется на обжалование постановлений и действий должностных лиц таможенных органов, связанных с наложением административных взысканий, обжалование которых производится в соответствии с ПИКоАП, законами и (или) актами Президента Республики Беларусь, а также решений таможенных органов, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, в отношении которых законами и (или) актами Президента Республики Беларусь установлен иной порядок обжалования.