Проблема, которая будет затронута в настоящей статье, является следствием игнорирования некоторыми белорусскими правоприменителями принципов верховенства Конституции Республики Беларусь и прямого действия ее норм, что влечет нарушение одного из наиболее существенных прав граждан.
Отсутствие должной реакции на проблему на протяжении длительного периода времени ведет не только к нарушению прав отдельных граждан, но к формированию неконституционной правоприменительной практики правоохранительных органов, которая при наличии соответствующей воли могла бы стать предметом конституционного судопроизводства в рамках расширенной Декретом Президента Республики Беларусь от 26.06.2008 N 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь.
Речь идет о возможности пользоваться юридической помощью адвоката лицом, участвующем в уголовном процессе в качестве свидетеля, в момент осуществления такого процессуального действия, как допрос.
Отдавая должное важности права пользоваться юридической помощью, составляющего один из основных элементов правового статуса гражданина, законодатель счел необходимым закрепить его в Конституции Республики Беларусь.
Казалось бы, что положения ст. 62 Конституции Республики Беларусь, обладающей на территории Республики Беларусь высшей юридической силой, не позволяют сомневаться в наличии права «пользоваться в любой момент помощью адвокатов … в государственных органах и в отношениях с должностными лицами», а достаточная ясность и определенность нормы должны исключить неопределенность в ее применении.
К тому же конституционная норма нашла свое развитие в иных законодательных актах Республики Беларусь.
Так, ст. 4 Закона Республики Беларусь от 15.06.1993 N 2406-XII «Об адвокатуре» (далее — Закон «Об адвокатуре») установлена государственная гарантия на юридическую помощь всем, кто в ней нуждается, без какого-либо ограничения, в том числе временного и пространственного.
Одновременно была закреплена и обязанность государственных органов воздерживаться от нарушения такого права путем установления прямого запрета по противодействию оказанию правовой помощи (часть 2 ст. 62 Конституции Республики Беларусь), запрета отказывать в признании права адвоката представлять интересы лица, обратившегося за юридической помощью (часть 3 ст. 17 Закона «Об адвокатуре»).
Такой подход свидетельствовал о признании Республикой Беларусь общепризнанного принципа международного права «каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства», отраженного, в частности, в Основных принципах, касающихся юристов, принятых на VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (г. Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.).
Казалось бы, при наличии такого нормативного регулирования проблем в этом вопросе быть не должно.
Однако на практике по-прежнему возникают препятствия в реализации конституционного права участника уголовного процесса (свидетеля) на юридическую помощь адвоката. При проведении следственных действий с участием свидетеля следственные органы порой не допускают адвоката для оказания свидетелю как участнику уголовного процесса юридической помощи.
Статьей 20 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) определено, что все лица, участвующие в уголовном процессе, равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту их прав и законных интересов. Каждый имеет право в ходе производства по уголовному делу на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в случаях и порядке, предусмотренных УПК, юридической помощью адвокатов.
При этом положения УПК не определяют порядок и условия пользования юридической помощью адвокатов физическими лицами, участвующими в уголовном процессе в качестве свидетелей.
Правоохранительные органы, ссылаясь на отсутствие в УПК понятия представителя свидетеля, а также регламентации порядка и способа оказания адвокатом юридической помощи свидетелю в ходе допроса, порой отказывают свидетелям в праве пользоваться такой помощью.
При этом игнорируются не только конституционные нормы, являющиеся по своему характеру нормами непосредственного действия, но и положения самого УПК.
Так, ст. 1 УПК определяет, что указанный Кодекс основывается на Конституции Республики Беларусь.
С учетом положения части 2 ст. 10 УПК о том, что ограничение прав и свобод лиц, участвующих в уголовном процессе, допускается только по основаниям и в порядке, установленном УПК, и отсутствия в УПК оснований и порядка ограничения права свидетеля пользоваться юридической помощью адвоката в ходе допроса, следует сделать единственный вывод, что свидетель вправе в ходе допроса пользоваться юридической помощью адвоката, а орган уголовного преследования не вправе отказать в признании такого права и препятствовать его реализации.
Отказ в предоставлении свидетелю возможности пользоваться юридической помощью адвоката в ходе допроса умаляет конституционное право, которое не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах, а также нарушает ст. 23 Конституции Республики Беларусь, поскольку законом возможность ограничения права допрашиваемого свидетеля пользоваться правовой помощью адвоката не установлена.
Между тем УПК закрепил право подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего иметь представителя и пользоваться юридической помощью.
Различия для участников уголовного процесса в возможности реализовать конституционное право на пользование юридической помощью носит дискриминационный характер.
Подобные различия подходов к такой важной проблеме, как обеспечение права пользоваться юридической помощью в уголовном процессе, вносят элемент неопределенности в отношения, причиняют существенный вред правам и законным интересам граждан.
Свидетель, который, как показывает практика, нередко после допроса меняет свой статус на статус подозреваемого (обвиняемого), таким образом, является самым незащищенным участником уголовного процесса, который на самой главной первоначальной стадии процесса лишен возможности получить юридическую помощь квалифицированного специалиста.
Главная цель проведения следственного действия с участием свидетеля заключается в получении фактических данных, которые являются доказательствами по уголовному делу.
Свидетель, приглашенный для дачи показаний, перед началом допроса предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложные показания и отказ от дачи показаний, что он, вполне возможно, рассматривает как угрозу наступления уголовной ответственности, испытывая страх перед которой, он способен исказить информацию в силу ощущения незащищенности, желания отсрочить дачу объективных и полных показаний до момента получения юридической помощи, что препятствует достижению целей допроса.
Нельзя исключать того, что органы уголовного преследования в отношении свидетелей, особенно по уголовным делам о преступлениях экономической направленности, совершают действия, направленные на изобличение их причастности к совершению преступлений или свидетельствующие о наличии подозрений против них. В таких случаях формальное процессуальное положение лица (свидетель. — Прим. авт.) не соответствует его фактическому положению лица, в отношении которого совершаются действия обвинительной направленности.
Учитывая такие обстоятельства нередко показания, данные лицом в статусе свидетеля, используются следствием как доказательства, подтверждающие его виновность в дальнейшем после изменения его процессуального статуса.
Не затрагивая вопрос о способе и порядке оказания юридической помощи адвокатом свидетелю в ходе допроса, поскольку данный вопрос не входит в предмет исследования в рамках настоящей статьи и требует отдельного изучения не только аспектов реализации прав допрашиваемого лица, но и целей, порядка и методов допроса, автор считает, что право гражданина пользоваться в любой момент юридической помощью адвоката не может быть декларативным. Государство должно реально обеспечить возможность реализации такого права, к чему в настоящий момент существуют препятствия.
Выходом из сложившейся ситуации, как представляется автору, являются соответствующие действия лица, чьи права нарушаются описанным в статье способом, на подобное незаконное ограничение его конституционного права, а именно подача жалобы в органы прокуратуры. За таким обращением несомненно должна следовать соответствующая реакция органов прокуратуры по каждому факту подобного ограничения конституционных прав граждан.
Было бы правильным, представляется, и признание Конституционным Судом Республики Беларусь неконституционной практики правоохранительных органов, отказывающих свидетелям в пользовании юридической помощью адвокатов, и / или дополнение действующего уголовно-процессуального законодательства в части закрепления в ст. 60 УПК права свидетеля пользоваться юридической помощью адвоката в ходе допроса, а также определение в УПК порядка и способа пользования такой помощью, что позволит достичь баланса частных и публичных интересов.