Со вступлением в силу с 28 августа 2013 г. Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон N 64-З) глава 8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), предусматривающая основания для освобождения лиц от административной ответственности, была дополнена статьей 8.8 КоАП, предусматривающей освобождение юридических лиц от административной ответственности за правонарушения, не связанные с получением выгоды имущественного характера, а равно были внесены соответствующие изменения в статью 8.3 КоАП, предусматривающие возможность освобождения юридических лиц от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность.
Редакция КоАП от 28.08.2012 таких оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности не содержала.
Основанием внесения данных изменений и дополнений в КоАП, предусматривающих освобождение юридических лиц от административной ответственности за правонарушения, не связанные с получением выгоды имущественного характера, явились положения Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», подпунктом 5.5 пункта 5 которой прямо предписывалось исключение административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за административные правонарушения, не связанные с получением ими какой-либо выгоды.
И если вопрос об освобождении юридических лиц по основаниям, предусмотренным статьей 8.8 КоАП, разрешился после вступления в силу Закона N 64-З, то вопрос освобождения по данным основаниям индивидуальных предпринимателей своего отражения в Законе N 64-З не нашел. Освобождение индивидуальных предпринимателей от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 8.8 КоАП, на сегодняшний день не предусмотрено.
Следует также отметить, что предусмотренные главой 8 КоАП нормы статей, предусматривающих основания для освобождения от административной ответственности, условно можно разделить на 2 категории:
- нормы, на основании которых лицо может быть освобождено от административной ответственности (статьи 8.2, 8.3, 8.5 и 8.6 КоАП);
- нормы, на основании которых лицо подлежит освобождению от административной ответственности (статьи 8.4, 8.7 и 8.8 КоАП).
Так, применительно к статье 8.8 КоАП законодателем четко определены категории административных правонарушений, при совершении которых юридическое лицо освобождается от административной ответственности, в частности: при совершении административных правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (глава 11 КоАП, кроме статей 11.36, 11.37, 11.70); в области предпринимательской деятельности (глава 12 КоАП), против порядка налогообложения (глава 13 КоАП), порядка таможенного регулирования (глава 14 КоАП), экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (глава 15 КоАП) и порядка использования топливно-энергетических ресурсов (глава 20 КоАП, кроме статьи 20.1), при условии, что совершенное должностным лицом или иным работником юридического лица административное правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) под государственной (республиканской) собственностью понимаются средства республиканского бюджета, золотовалютные резервы и другие объекты, находящиеся только в собственности государства, перечень которых определен Законом Республики Беларусь от 15.07.2010 N 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства».
Также с учетом установленных определений под ущербом государственной собственности в широком смысле следует понимать материальный (имущественный) вред, который причинен либо мог быть причинен бюджету Республики Беларусь, организации государственной формы собственности или организации с долями государства в ее уставном фонде вследствие совершения административного правонарушения.
Под выгодой имущественного характера с учетом примечания к статье 8.8 КоАП понимаются доход, который юридическое лицо получило (могло получить), либо затраты, которых юридическое лицо избежало (могло избежать) в результате совершения должностным лицом или иным работником юридического лица административного правонарушения.
Такая конструкция примечания к статье 8.8 КоАП дает возможность толкования термина «затраты, которых юридическое лицо избежало либо могло избежать» в самом широком его понимании, например: затраты на топливно-энергетические ресурсы, которые юридическое лицо должно было понести при представлении в орган государственного управления запрошенной им информации, или затраты расходных материалов (бумаги), которую юридическое лицо сэкономило, не распечатав подлежащие представлению сведения; применительно к таможенным органам — затраты по оплате услуг таможенного представителя, связанные с представлением таможенному органу статистической декларации, затраты, которых юридическое лицо избежало, не уплатив в установленный срок причитающихся сумм таможенных платежей, и т.д.
С учетом таких особенностей считается целесообразным произвести соответствующую корректировку примечания к статье 8.8 КоАП, дав более четкое определение таких затрат.
Если говорить о правоприменительной практике таможенных органов, то основную категорию дел об административных правонарушениях, по которым юридические лица освобождались от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 8.8 КоАП, в период с сентября 2013 г. по май 2014 г. составляют административные правонарушения, предусмотренные статьей 11.44 КоАП (нарушение сроков представления статистической декларации) и частью 9 статьи 13.6 КоАП (нарушение сроков уплаты таможенных платежей).
Согласно данным статистики в период с января по май 2014 г. по основаниям, предусмотренным статьей 8.8 КоАП, таможенными органами было прекращено 273 дела об административном правонарушении, из которых 258 дел по статье 11.44 КоАП, 14 дел по части 9 статьи 13.6 КоАП и 1 дело по части 2 статьи 13.10 КоАП, что в среднем от общего количества рассмотренных таможней дел в отчетном периоде (5571 дело) составляет 4,9% или 34,5% от общего количества прекращенных таможней дел по основаниям статей 8.2, 8.3 и 8.8 КоАП (прекращено 796 дел).
В период с сентября по декабрь 2013 г. (4 месяца) по указанным выше основаниям таможенными органами было прекращено 219 дел об административных правонарушениях.
При принятии решения о наличии либо отсутствии оснований для освобождения лица от административного взыскания по статье 8.8 КоАП таможенные органы, как правило, исходят из следующих критериев.
При подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.44 КоАП, которая в системе таможенных органов занимает значимое место по количеству совершенных нарушений — 2039 дел за пять месяцев 2014 г. или 36,6% от общего количества рассмотренных дел таможнями (5571 дело) — учитывается наличие либо отсутствие у юридического лица договора с таможенным представителем или иным лицом на оказание возмездных услуг по представлению электронной версии статистической декларации в таможенный орган.
Если такой договор есть и имеет место факт непредставления либо нарушения срока представления статистической или периодической статистической декларации, то соответственно констатируется факт избежания юридическим лицом финансовых затрат на дату совершения правонарушения, которые оно должно было понести при оплате такого рода услуг.
Если же юридическое лицо имеет в пользовании соответствующее программное обеспечение и само представляет статистические декларации в таможенный орган, то констатируется факт необходимости освобождения юридического лица от административного взыскания по статье 8.8 КоАП, т.к. в этом случае никаких материальных затрат оно не избегает и причинение ущерба государственной собственности указанное правонарушение не влечет.
Например, юридическим лицом фирмы ООО «К» с таможенным представителем ООО «Т» заключен договор оказания возмездных услуг по формированию от имени и по поручению ООО «К» электронной копии статистических деклараций в отношении товаров, поступающих в адрес предприятия из Российской Федерации, и последующему представлению электронных деклараций в таможенный орган.
В случае непредставления юридическим лицом ООО «К» таможенному представителю ООО «Т» необходимых сопроводительных документов для формирования электронной копии статистической декларации и ее своевременной передачи в таможню в отношении юридического лица ООО «К» и физического лица данного предприятия органом, ведущим административный процесс, могут быть усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.44 КоАП.
С учетом того что на дату совершения административного правонарушения (дата истечения срока подачи статистической декларации) юридическое лицо ООО «К» избежало причитающихся затрат по оплате услуг за формирование электронной копии статистической декларации и ее представление в таможенный орган, основания для освобождения юридического лица от административной ответственности по статье 8.8 КоАП отсутствуют.
В том случае, если юридическое лицо ООО «К» имеет в своем пользовании соответствующее программное обеспечение и могло самостоятельно (без возмездных посреднических услуг сторонних организаций) представить в таможенный орган указанную статистическую декларацию, данные обстоятельства возможно рассматривать в качестве оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности по статье 8.8 КоАП, т.к. в данном случае никаких материальных затрат юридическое лицо ООО «К» не избегало бы и причинение ущерба государственной собственности правонарушение не влекло.
При подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 9 статьи 13.6 КоАП, которая также в системе таможенных органов занимает значимое место по количеству совершенных нарушений (за 5 месяцев 2014 года зарегистрировано 2152 дела об административных правонарушениях, или 39,6% от общего количества рассмотренных таможнями дел), факт неуплаты либо частичной неуплаты в установленный срок причитающихся сумм таможенных платежей на сумму более десяти базовых величин рассматривается таможенными органами как избежание юридическим лицом на дату совершения административного правонарушения затрат, которые оно должно было понести вследствие уплаты таких платежей, т.е. в данном случае речь идет об отсутствии оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности по статье 8.8 КоАП.
В случае уплаты юридическим лицом таможенных платежей не на то назначение рассматривается два варианта событий:
1-й вариант, когда подлежащие зачислению на разные назначения суммы ввозной таможенной пошлины и НДС зачисляются на таможенную пошлину (союзное назначение), — рассматриваем как причинение ущерба государственной собственности, т.к. причитающиеся суммы платежей не поступают в национальный бюджет страны, т.е. речь идет об отсутствии оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности по статье 8.8 КоАП;
2-й вариант, когда причитающиеся к зачислению на разные назначения суммы ввозной таможенной пошлины и НДС зачисляются на НДС, — рассматриваем как отсутствие причинения ущерба государственной собственности и отсутствие факта избежания юридическим лицом затрат, которые оно должно было понести, т.е. свидетельствуем о наличии оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности по статье 8.8 КоАП.
Предполагается, что данная правоприменительная практика таможенных органов соответствует предъявляемым статьей 8.8 КоАП требованиям и условиям.
Следует также отметить, что в случае отсутствия у ведущего административный процесс таможенного органа оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности по статье 8.8 КоАП данные обстоятельства не препятствуют рассмотрению вопроса о его освобождении по иным основаниям главы 8 КоАП, например за малозначительностью совершенного административного правонарушения (статья 8.2 КоАП) или с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность (статья 8.3 КоАП).