Принятым 9 января 2006 г. Законом Республики Беларусь N 94-З «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» (далее — Закон N 94-З) закреплены правовые основы функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, основными задачами которой являются сбор, обработка, обобщение, накопление, хранение и защита сведений о правонарушениях, а также их предоставление государственным органам и иным организациям Республики Беларусь, государственным органам, иным организациям иностранных государств и международным организациям, а также физическим лицам.
Согласно статье 8 Закона N 94-З регистрации и учету подлежат следующие правонарушения:
- преступления, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7, 10 части 1 статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК);
- преступления, по которым вынесены постановления о возбуждении уголовного дела;
- преступления по уголовным делам частного обвинения, по которым постановлен и вступил в законную силу обвинительный приговор суда;
- административные правонарушения, по которым вынесены постановления о наложении административного взыскания.
Во исполнение статей 10, 11 и 12 Закона N 94-З Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 20.07.2006 N 909, которым утверждено Положение о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений (далее — Положение).
Положением определен порядок:
- присвоения регистрационного номера правонарушению, фиксации сведений о правонарушении и их передачи в органы внутренних дел — для органов уголовного преследования, органов, ведущих административный процесс, и судов;
- фиксации сведений о правонарушении и их передачи в органы внутренних дел — для органов, осуществляющих исполнение наказаний;
- помещения сведений о правонарушениях в единый государственный банк данных о правонарушениях, их хранения, уничтожения и предоставления — для органов внутренних дел.
Таможенные органы Республики Беларусь (далее — таможенные органы), будучи в соответствии с нормами УПК органами дознания по уголовным делам, отнесенным к их компетенции, а в соответствии с нормами Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) — органами, ведущими административный процесс, являются участниками единой государственной системы регистрации и учета правонарушений с соответствующими обязанностями по их (правонарушений) регистрации и учету.
Не касаясь в данной статье вопросов регистрации преступлений таможенными органами, остановимся на некоторых особенностях регистрации ими административных правонарушений, обусловленных, в первую очередь, спецификой работы таможенных органов и особенностями рассмотрения дел об административных таможенных правонарушениях.
В таможенных органах установлен единый порядок регистрации, учета и движения материалов об административных правонарушениях, организованный во исполнение требований Закона N 94-З и Положения, позволяющий реализовать принципы единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, в том числе объективности, достоверности, обязательности и единообразия регистрации и учета правонарушений.
В соответствии с установленным порядком в таможенных органах материалы об административных правонарушениях подлежат последовательной регистрации, начиная с протокола об административном правонарушении.
Первичная регистрация протоколов об административных правонарушениях, постановлений о наложении административного взыскания, вынесенных в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 10.3 ПИКоАП, постановлений о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенных в случае неустановления лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, производится в отделе таможенных расследований (оперативно-поисковом отделе) и пунктах таможенного оформления в журналах регистрации и учета протоколов и постановлений по делам об административных правонарушениях (далее — журнал N 1). При этом персональная ответственность за правильность внесения сведений в журнал N 1 лежит на начальнике структурного подразделения таможенного органа, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении.
В журнал N 1 вносятся следующие сведения:
- порядковый номер регистрации документа;
- регистрационный номер протокола об административном правонарушении (постановления по делу об административном правонарушении), включающий в себя цифровой код таможни, пункта таможенного оформления, порядковый номер регистрации по журналу N 1, последние две цифры года составления протокола (постановления);
- дата составления протокола об административном правонарушении (постановления по делу об административном правонарушении);
- сведения о правонарушителе: фамилия, имя, отчество, дата рождения физического лица, наименование, страна регистрации юридического лица;
- должность, наименование структурного подразделения, фамилия, инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении (вынесшего постановление по делу об административном правонарушении);
- акт законодательства, предусматривающий административную ответственность;
- дата направления протокола об административном правонарушении (постановления по делу об административном правонарушении) в отдел таможенных расследований таможни (для случаев, когда указанные документы составлены сотрудниками иных отделов);
- размер штрафа при вынесении постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 10.3 ПИКоАП;
- иные сведения (при необходимости).
Протокол об административном правонарушении (постановление по делу об административном правонарушении) регистрируется в журнале N 1 в день его составления.
В случае составления протокола об административном правонарушении (вынесения постановления по делу об административном правонарушении) должностными лицами иных, чем отдел таможенных расследований, структурных подразделений таможенного органа протоколы и постановления подлежат доставлению в отдел таможенных расследований не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации, а в исключительных случаях, обусловленных отдаленностью пунктов таможенного оформления, — в срок, не превышающий двух суток со дня регистрации.
После проверки поступивших материалов и при необходимости устранения недостатков начальником отдела таможенных расследований принимается решение об их регистрации в журнале регистрации административных правонарушений (далее — журнал N 2), форма которого определена приложением 1 к Положению.
Регистрация осуществляется в день поступления материалов в отдел таможенных расследований. Регистрационный номер дела об административном правонарушении состоит из цифрового кода таможни, порядкового номера регистрации в журнале N 2 и года регистрации.
После вынесения уполномоченным лицом таможенного органа постановления о наложении административного взыскания в журнале N 2 отражаются результаты рассмотрения дела.
Аналогично регистрируются дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых подведомственно суду. После регистрации такие дела в соответствии с установленным ПИКоАП порядком направляются для рассмотрения в суд.
Существующий в таможенных органах порядок регистрации административных правонарушений предполагает также обязательную регистрацию дел об административных правонарушениях, прекращенных уполномоченными лицами таможни на стадии подготовки дела к рассмотрению либо при рассмотрении таких дел по основаниям, предусмотренным статьей 9.6 ПИКоАП либо статьями 8.2, 8.3, 8.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Прекращенные дела об административных правонарушениях регистрируются в журнале регистрации и учета прекращенных дел об административных правонарушениях (журнал N 3), который ведется в отделе таможенных расследований таможни. В журнал N 3 вносятся следующие сведения:
- порядковый номер регистрации дела об административном правонарушении;
- регистрационный номер дела об административном правонарушении;
- дата вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении;
- повод для начала административного процесса, предварительная квалификация административного правонарушения;
- сведения об изъятых (арестованных) товарах (наименование, количество, вес, объем в зависимости от того, в каких единицах они измеряются, оценочная стоимость, место хранения, серия, номер и дата составления описи товаров, а также какая мера обеспечения административного процесса применена (изъятие, наложение ареста));
- должность, фамилия, инициалы должностного лица таможенного органа, вынесшего постановление о прекращении дела об административном правонарушении;
- сведения о правонарушителе: фамилия, имя, отчество, дата рождения физического лица, наименование, страна регистрации юридического лица;
- обстоятельства, послужившие основанием для прекращения дела об административном правонарушении;
- иные (при необходимости) сведения.
В случае, если ранее дело об административном правонарушении было зарегистрировано в журнале N 2 и при рассмотрении было прекращено таможенным органом, такое дело регистрируется в журнале N 3 с присвоением очередного порядкового номера по этому журналу.
Отличительной особенностью регистрационного номера прекращенного дела об административном правонарушении является наличие в его структуре буквы «П».
Установленный в таможенных органах порядок позволяет осуществлять действенный контроль регистрации административных правонарушений, своевременное и качественное формирование единого государственного банка данных о правонарушениях, формирование статистической отчетности и анализ правоприменительной практики таможенных органов по линии административных правонарушений.