Под контрольным списком вопросов (чек-листом) понимается исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом. Такое определение чек-листа, используемого в контрольной (надзорной) деятельности, установлено в пункте 2 Положения о порядке организации и проведения проверок (далее — Положение N 510), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 (далее — Указ N 510).
Перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов чек-лист (далее — Перечень N 1147), утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 N 1147 «Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. N 489» (далее — постановление N 1147).
Чек-лист в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, начал применяться налоговыми органами в 2010 году.
С 16 января 2013 г. налоговыми органами в контрольной деятельности используются два чек-листа в следующих сферах контроля:
- в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, в том числе контроля за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о лицензировании указанных видов деятельности;
- в сфере контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере, в том числе контроля за деятельностью организаторов азартных игр в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
Формы соответствующих чек-листов установлены приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.04.2013 N 32 «Об установлении форм контрольных списков вопросов (чек-листов) и признании утратившим силу приказа Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 118» (далее — приказ N 32).
Чек-лист в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья
Форма чек-листа в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, в том числе контроля за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о лицензировании указанных видов деятельности, установлена в приложении 1 к приказу N 32.
Названный чек-лист состоит из двух разделов, различающихся между собой группами контролируемых товаров:
- раздела I «Государственное регулирование производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта»;
- раздела II «Государственное регулирование производства и оборота табачных изделий, оборота табачного сырья».
Раздел I «Государственное регулирование производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта» содержит перечень требований, предъявляемых к производству и обороту алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, которые объединены в следующие группы:
- право на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
- лицензирование деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
- ограничения в области производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
- регулирование объемов производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
- требования, предъявляемые к оборудованию для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, приборам их учета и средствам контроля этих проборов, а также к учету алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
- требования к качеству и безопасности алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, а также к информации, содержащейся на потребительской таре (упаковке) алкогольных напитков;
- маркировка алкогольных напитков;
- требования к ввозу (вывозу) и перемещению по территории Республики Беларусь алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
- требования к оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом;
- порядок расчетов при оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом;
- порядок отпуска и получения этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья;
- порядок производства, учета оригинальных алкогольных напитков и торговли ими;
- декларирование объемов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.
Раздел II «Государственное регулирование производства и оборота табачных изделий, оборота табачного сырья» содержит перечень требований к производству и обороту табачного сырья и табачных изделий, которые объединены в следующие группы:
- ограничения в области производства и оборота табачного сырья и табачных изделий;
- лицензирование производства и оборота табачного сырья и табачных изделий;
- требования, предъявляемые к оборудованию для производства табачных изделий;
- декларирование и регулирование объемов производства и оборота табачного сырья и табачных изделий;
- маркировка табачных изделий акцизными и (или) специальными марками и проверка их подлинности;
- требования к информации, указываемой на потребительской таре (упаковке) табачных изделий;
- государственное регулирование перемещения транзитом через таможенную границу Республики Беларусь табачного сырья и табачных изделий;
- государственное регулирование оптовой торговли табачным сырьем и табачными изделиями;
- государственное регулирование розничной торговли табачными изделиями.
В начале каждого из разделов чек-листа приводится перечень соответствующих нормативных правовых актов, на основании которых составлен чек-лист и в которых содержатся предписания, регламентирующие производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья. В каждой строке таблиц чек-листа, в которой изложено предъявляемое законодательством требование (предписание), указываются структурный элемент устанавливающего его нормативного правового акта и порядковый номер этого акта в указанном перечне.
Согласно пункту 15 Перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом N 510 (далее — Перечень N 510), контроль за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности осуществляется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г. Минску, районам, городам и районам в городах.
Кроме того, пунктом 37 Перечня N 510 контроль за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий лицензируемого вида деятельности возложен на государственные органы и государственные организации, осуществляющие лицензирование. В соответствии с пунктами 366 и 405 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом по местонахождению юридического лица или индивидуального предпринимателя, лицензирование розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями — Минским горисполкомом, районными и городскими исполкомами по местонахождению юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В пункте 4 постановления N 1147 местным исполнительным и распорядительным органам предоставлено право применять формы чек-листов, утвержденных республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в соответствующей сфере контроля (надзора), в которой применяются контрольные списки вопросов (чек-листы).
Таким образом, местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие лицензирование указанных видов деятельности, вправе применять форму чек-листа в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, в том числе контроля за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о лицензировании указанных видов деятельности, утвержденную приказом N 32, в целях контроля за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий при осуществлении этих видов деятельности. При применении данного чек-листа местными исполнительными и распорядительными органами заполняются только ответы на вопросы, указанные в пункте 2 «Лицензирование деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» раздела I «Государственное регулирование производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта» и пункте 2 «Лицензирование производства и оборота табачного сырья и табачных изделий» раздела II «Государственное регулирование производства и оборота табачного сырья и табачных изделий».
Чек-лист в сфере контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере
Форма чек-листа в сфере контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере, в том числе контроля за деятельностью организаторов азартных игр в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, установлена в приложении 2 к приказу N 32.
Чек-лист содержит перечень предъявляемых требований к деятельности в сфере игорного бизнеса, которые объединены в следующие группы:
- право на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса;
- ограничения при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса;
- лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса;
- общие требования к порядку содержания игорных заведений;
- требования, предъявляемые к организаторам азартных игр, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
В начале чек-листа приводится перечень соответствующих нормативных правовых актов, на основании которых составлен чек-лист и в которых содержатся предписания, регламентирующие деятельность в сфере игорного бизнеса. По каждому предусмотренному в чек-листе требованию указаны структурные элементы нормативного правового акта, на основании которого предъявляется соответствующее требование, и период его действия.
Согласно пункту 15 Перечня N 510, контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере, контроль за деятельностью организаторов азартных игр в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности осуществляется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г. Минску, районам, городам и районам в городах.
Порядок применения чек-листов
Чек-листы могут применяться при планировании и при проведении проверок.
Согласно пункту 17 Положения N 510, если Советом Министров Республики Беларусь для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено использование контрольного списка вопросов (чек-листа), он является обязательным для применения контролирующим (надзорным) органом при планировании проверок.
Соответственно чек-листы в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, в том числе контроля за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о лицензировании указанных видов деятельности, а также контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере, контроля за деятельностью организаторов азартных игр в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности являются обязательными для применения при планировании проверок.
В пунктах 7 и 17 Положения N 510 установлен порядок использования чек-листов при планировании проверок. Согласно этому порядку чек-лист направляется только субъектам, отнесенным к средней или низкой группам риска, для получения контролирующим (надзорным) органом информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки. Информация по чек-листу должна быть представлена субъектом контролирующему (надзорному) органу не позднее десяти рабочих дней со дня получения указанного чек-листа. При этом если по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе представленной субъектом в чек-листе, не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства, то плановые проверки в отношении такого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, — не назначаются.
Однако указанные правила не могут быть применены к субъектам, отнесенным к высокой группе риска. В соответствии с пунктом 1 Критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденных Указом N 510, производство, реализация, хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной продукции, табачных изделий, иных подакцизных товаров, а также деятельность в сфере игорного бизнеса относятся к высокой степени риска при планировании проверок.
Соответственно заполнение чек-листа при планировании в отношении таких субъектов возможно только непосредственно должностными лицами контролирующих (надзорных) органов на основании имеющейся у них информации.
В любом случае в отношении таких субъектов также должно быть соблюдено правило периодичности назначения проверок субъектов, отнесенных к высокой группе риска, установленное в пункте 7 Указа N 510. Контролирующий (надзорный) орган вправе назначать плановые проверки в отношении субъектов, осуществляющих указанные виды деятельности, не чаще одного раза в течение календарного года. При этом, если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства не установлено, следующая плановая проверка этого же субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в два календарных года (включая год, в котором проводилась плановая проверка).
Согласно пункту 36 Положения N 510, если Советом Министров Республики Беларусь для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено использование чек-листа, он является обязательным для применения при проведении плановой проверки, а также может применяться при проведении внеплановой проверки.
Следовательно, при проведении плановых проверок обязательно применение чек-листов в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, в том числе контроля за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о лицензировании указанных видов деятельности, а также контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере, контроля за деятельностью организаторов азартных игр в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
Плановой проверкой признается проверка, включенная в план контрольной (надзорной) деятельности (пункт 6 Указа N 510).
При проведении же внеплановых проверок применение чек-листа не является обязательным. Согласно пункту 36 Положения N 510 при проведении проверки проверяющий самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления, а следовательно, самостоятельно принимает решение об использовании либо неиспользовании чек-листа.
Внеплановой проверкой признается проверка, не включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (пункт 9 Указа N 510).
Чек-листы используются проверяющим как форма отражения информации в процессе проведения проверки. Чек-лист или его часть заполняются проверяющим только по вопросам, подлежащим проверке, и являются неотъемлемой частью акта (справки) проверки.
Согласно Перечню N 1147, чек-листы в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, в том числе контроля за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о лицензировании указанных видов деятельности, а также контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере, контроля за деятельностью организаторов азартных игр в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности применяются в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере контроля контролирующего органа. То есть соответствующий чек-лист применяется, только если деятельность проверяемого субъекта связана с соответствующей сферой контроля.
В чек-листе указываются сведения о контролирующем (надзорном) органе и о проверяемом субъекте, проставляется номер чек-листа, дата начала и завершения его заполнения. Если чек-лист применяется при планировании проверки и направляется для заполнения субъекту, контролирующим органом проставляется дата направления чек-листа.
Специальной отметкой «X» обозначается заполнение чек-листа при планировании проверки либо в ходе проверки, при этом указывается вид проверки: плановая, внеплановая.
Исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к субъекту, осуществляющему соответствующие названию чек-листа виды деятельности, перечислен в графе 1 «Перечень предъявляемых требований» таблицы чек-листов. При этом графа 2 «Пояснение» таблицы чек-листов содержит эти же требования, сформулированные таким образом, чтобы при изложении этих требований в вопросительном повествовании получить однозначные ответы о выполнении, невыполнении или о том, что выполнение их не требуется, и проставить отметки в соответствующих ответам графах 4 «Да», 5 «Нет», «Не требуется». Предусмотрена также графа 7 «Примечание», в которой отражаются поясняющая запись, если предъявляемое требование реализовано не в полном объеме, и иные пояснения.
Чек-листы могут быть заполнены либо полностью, либо частично по разделам, по отдельным вопросам, о чем указывается в начале чек-листа путем проставления знака «X» в соответствующей ячейке раздела «Сведения о соблюдении проверяемым субъектом требований законодательства».
Проверяющие вправе заполнить в ходе проверки только те разделы и пункты таблицы чек-листа, которые соответствуют вопросам, подлежащим проверке и указанным в предписании на ее проведение. Так, согласно пункту 6 Положения N 510 контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение. При этом согласно пункту 24 Положения N 510 в предписании указывается исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.
Если чек-лист заполняется при проведении проверки, то подписывается проверяющим и представителем субъекта предпринимательской деятельности с указанием их инициалов, фамилий, должностей с указанием даты его подписания указанными лицами.
Чек-лист также может быть рекомендован для заполнения непосредственно субъектами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в целях проведения внутреннего контроля и предупреждения выявления правонарушений контролирующими органами.