Деноминация 2016 года: уставные фонды коммерческих организаций (иных организационно-правовых форм по сравнению с акционерными обществами) (часть 1)

Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.2015 N 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее — Указ N 450) предусмотрено проведение с 1 июля 2016 г. деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь с заменой по 31 декабря 2016 г. обращающихся денежных знаков образца 2000 года в виде банкнот на денежные знаки образца 2009 года в виде банкнот и монет в соотношении десять тысяч белорусских рублей в денежных знаках образца 2000 года к одному белорусскому рублю в денежных знаках образца 2009 года. При этом один белорусский рубль образца 2009 года устанавливается равным 100 белорусским копейкам образца 2009 года.

Иной законодательной регламентации отношений, связанных с деноминацией 2016 года, Указ N 450 не содержит.

В связи с изложенным нельзя не отметить, что Указ N 450 вообще не регулирует отношения, связанные с деноминацией, касающиеся обязательств, выраженных в денежных единицах Республики Беларусь, объектов гражданского права, имеющих денежное выражение, а также иных правовых конструкций, применяемых в белорусском законодательстве, выраженных в национальной денежной единице.

И несмотря на то что по умолчанию предполагается, что и применительно к указанным правовым явлениям их денежное выражение в белорусских рублях после 1 июля 2016 г. будет автоматически уменьшено в 10000 раз, мы считаем, что для того, чтобы по указанному вопросу не было никаких разночтений, желательно, чтобы законодатель однозначно на это указал путем принятия соответствующего акта законодательства.

В силу приведенных обстоятельств мы считаем необходимым наличие законодательной регламентации и в отношении уставных фондов коммерческих организаций.

В связи с поставленной проблемой нельзя не отметить, что в соответствии с законодательством Республики Беларусь и, в частности, с пунктом 1 статьи 47-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) все коммерческие организации, подъюрисдикционные праву Республики Беларусь, обязаны формировать уставный фонд.

Тем самым законодатель подчеркивает, что уставный фонд формируется: полными товариществами, коммандитными товариществами, обществами с ограниченной ответственностью, обществами с дополнительной ответственностью, акционерными обществами, унитарными предприятиями, производственными кооперативами (артелями), крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также государственными объединениями в случае, если они имеют статус коммерческих организаций. Некоммерческие организации (общественные объединения, в том числе политические партии и профессиональные союзы, религиозные организации, учреждения, в том числе государственные органы, потребительские кооперативы всех видов, благотворительные или иные фонды, ассоциации (союзы) и иные виды некоммерческих организаций) уставного фонда не имеют (не формируют). (То есть даже в случае, если учредители (участники, члены) некоммерческих организаций передают им в качестве своих вкладов (взносов) определенное имущество, данные вклады (взносы) не рассматриваются в качестве вкладов в уставный фонд.)

Статья 47-1 ГК не содержит понятия уставного фонда коммерческой организации, которое, на наш взгляд, было бы необходимо урегулировать в ГК, так как законодательное определение уставного фонда имеет не только теоретический, но и практический интерес.

В соответствии же с положениями бухгалтерского учета уставный фонд корреспондируется со взносами (вкладами) учредителя (участников). Тем самым уставный фонд рассматривается как то имущество, которым учредители (участники) наделяют создаваемую ими коммерческую организацию.

При этом уставный фонд может деформироваться (увеличиваться) и в период деятельности уже созданной коммерческой организации, опять же, за счет взносов (вкладов) ее учредителя (участников), т.е. уставный фонд представляет собой не только первоначальный капитал, выделяемый учредителями при создании коммерческой организации, но и то имущество, которым они наделяют коммерческую организацию впоследствии (со специальным указанием, что это является вкладом в уставный фонд).

Последнее положение объясняется тем, что участники (учредитель) могут вступать в любые виды имущественных отношений с коммерческой организацией, которую они создали (в которой они участвуют). В силу этого они могут передавать имущество данной организации и на основе иного статуса, например в силу договоров дарения, мены, купли-продажи, безвозмездного пользования, аренды и т.д.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что уставный фонд формируется исключительно учредителями (участниками) за счет своего личного имущества, а не за счет имущества коммерческой организации. Правда, при определенных обстоятельствах уставный фонд может формироваться и за счет денежных средств коммерческой организации, которые должны быть обязательно вначале распределены между участниками (выделены учредителю), т.е. стать личным имуществом учредителя (участника), хотя и без изъятия из средств коммерческой организации. Лишь после этого данное имущество может быть внесено в качестве вклада в уставный фонд.

В связи с описанным правовым пониманием уставного фонда нельзя не отметить, что у большинства коммерческих организаций в связи с принятием Указа N 450 проблем с уставным фондом и его размером не возникнет.

Последнее объясняется тем, что деноминация 2016 года — это всеобщий процесс, то есть процесс, который затрагивает как наличное, так и безналичное обращение денежных средств, а кроме того, денежное выражение любых обязательств, а также любых объектов гражданского права и правовых конструкций.

В связи с этим изменение размера уставного фонда конкретной коммерческой организации (а деноминация, безусловно, вызовет уменьшение размеров уставных фондов всех коммерческих организаций) — это не столько волеизъявление участников (для полного и коммандитного товариществ), общего собрания участников (для акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью), общего собрания членов (для производственного кооператива (артели)), членов (для крестьянского (фермерского) хозяйства), учредителя (для унитарного предприятия), Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы (для государственного объединения), сколько решение белорусского государства, которое должно в неизменном виде исполняться, в том числе и всеми коммерческими организациями, подъюрисдикционными белорусскому праву.

Еще раз отметим, что, поскольку Указ N 450 регламентирует деноминацию национальной валюты Республики Беларусь, то есть автоматическое уменьшение национальной денежной единицы, безусловно, такое изменение напрямую распространяется и на уставные фонды коммерческих организаций.

В связи с изложенным, а именно в связи с тем, что, как мы отметили выше, от воли конкретных лиц (органов управления коммерческой организации) в данном вопросе абсолютно ничего не зависит, мы считаем, что нет необходимости в совершении дополнительных юридически значимых действий в той ситуации, когда такие действия фактически не влияют на рассматриваемые отношения.

Иными словами, мы считаем, что никакого особого решения указанным выше лицам (органам управления коммерческих организаций) по изменению размера уставного фонда коммерческих организаций, если только уставный фонд коммерческой организации (иной организационно-правовой формы по сравнению с акционерными обществами) не менее 100 руб. и (или) ее учредитель (участник) внес свой вклад в уставной фонд в размере менее 100 руб., а кроме того, ее уставной фонд и (или) вклад учредителя (участника) в уставной фонд не кратен 10000, то есть после 1 июля 2016 г. не будет составлять целые рубли и (или) целые копейки, до 1 июля 2016 г. принимать не надо.

Что же касается акционерных обществ, то и в отношении данной организационно-правовой формы коммерческой организации нет необходимости в принятии особого решения общим собранием участников соответствующего акционерного общества до 1 июля 2016 г., если только номинальная стоимость акций таких акционерных обществ равна или выше 100 руб. и при этом может быть разделена на 10000 таким образом, чтобы в результате получились целые рубли и (или) целые копейки.

Если же номинальная стоимость акций определенного акционерного общества менее 100 руб. и (или) в результате ее деления на 10000 не получаются целые рубли и (или) целые копейки, то общему собранию участников такого акционерного общества необходимо до 1 июля 2016 г. принять решения об изменении размера уставного фонда и номинальной стоимости акций таким образом, чтобы номинальная стоимость акций была равна или превышала 100 руб. и при этом она была кратной 10000, то есть чтобы в результате ее деления на 10000 получались целые рубли и (или) целые копейки после 1 июля 2016 г.

При этом для решения указанной задачи можно использовать один из четырех способов: увеличение уставного фонда акционерного общества за счет средств его акционеров путем увеличения номинала акций (а); увеличение уставного фонда акционерного общества за счет собственного имущества акционерного общества путем увеличения номинала акций (б); консолидация акций (в); уменьшение уставного фонда акционерного общества путем уменьшения номинальной стоимости акций (г).

Возвращаясь к сути того, что будет происходить с уставными фондами большинства коммерческих организаций после 1 июля 2016 г., еще раз подчеркнем, что в силу деноминации их уставные фонды и размеры вкладов их учредителей (участников) в уставные фонды просто будут автоматически уменьшены на 10000.

Несмотря на изложенное выше, мы все-таки считаем, что конкретные коммерческие организации, а точнее их участники (для полных и коммандитных товариществ), общие собрания участников (для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью), общие собрания членов (для производственных кооперативов (артелей)), члены (для крестьянских (фермерских) хозяйств), учредители (для унитарных предприятий), Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица (для государственных объединений) должны поучаствовать в интересующем нас процессе.

Но это участие должно быть реализовано не к конкретной дате, а по аналогии с тем, как в последнее время поступает национальный белорусский законодатель в связи с необходимостью внесения изменений в устав хозяйственных обществ, обусловленной изменением законодательства.

За основу может быть взят подход, достаточно недавно реализованный белорусским законодателем в Законе Республики Беларусь от 15.07.2015 N 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ» (далее — Закон N 308-З). В части первой статьи 3 Закона N 308-З предусматривается, что хозяйственные общества, зарегистрированные до вступления в силу Закона N 308-З, при первом после вступления в силу Закона N 308-З внесении изменений и (или) дополнений в свои уставы обязаны привести их в соответствие с Законом N 308-З; до приведения в соответствие с Законом N 308-З уставы хозяйственных обществ действуют в части, не противоречащей Закону N 308-З.

Иными словами, законодатель не потребовал приведения устава конкретного хозяйственного общества в соответствие с измененными законодательными требованиями к точно обозначенной в законодательстве дате, а указал, что это необходимо сделать лишь тогда, когда вносятся необходимые для хозяйственного общества изменения в его устав.

Таким образом, если в устав хозяйственного общества не будут вноситься изменения, то нет никакой необходимости в приведении его в соответствие с измененным законодательством.

В связи с изложенным подходом мы считаем, что и применительно к деноминации 2016 года нет никакой необходимости в немедленном или последующем (к определенной дате) принятии решения указанным выше лицом (органом управления конкретной коммерческой организации) об изменении размера уставного фонда и внесении соответствующих изменений в устав коммерческой организации.

Определенные участники (для полных и коммандитных товариществ), общие собрания участников (для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью), общие собрания членов (для производственных кооперативов (артелей)), члены (для крестьянских (фермерских) хозяйств), учредители (для унитарных предприятий), Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица (для государственных объединений) должны принять решения по интересующему нас вопросу (то есть без принятия такого решения вообще нельзя) одновременно с внесением любых первых необходимых для коммерческой организации изменений в ее устав.

Необходимость приведения уставов конкретных коммерческих организаций в соответствие с законодательством Республики Беларусь в связи с деноминацией 2016 года объясняется тем, что как сами коммерческие организации, так и их учредители (участники), а кроме того, их контрагенты и контролирующие государственные органы должны точно знать при обращении к уставу такой организации размер уставного фонда соответствующей коммерческой организации и размеры вкладов ее учредителя (участников); причем указанное должно быть в точном выражении, а не путем перевода старых денежных единиц в новые денежные единицы.

При этом бухгалтерский учет в соответствующей коммерческой организации не пострадает в связи с возможным достаточно длительным непринятием указанными выше лицами (органами управления коммерческой организации) решения по интересующему нас вопросу (гипотетически допустимо, что решение по описываемому вопросу не будет принято соответствующими лицами (органами управления коммерческой организации) никогда, если конкретной коммерческой организации не потребуется вносить какие-либо изменения в ее устав).

Последнее объясняется тем, что в связи с деноминацией бухгалтерский учет всех коммерческих организаций, подъюрисдикционных праву Республики Беларусь, будет приведен в соответствие с измененным номиналом национальной денежной единицы.

Мы считаем, что приведенный нами подход к вопросу изменения уставного фонда коммерческих организаций (иных организационно-правовых форм по сравнению с акционерными обществами), чей уставный фонд не менее 100 руб. и (или) чьи учредители (участники) внесли свой вклад в уставный фонд в размере не менее 100 руб., а кроме того, чей уставный фонд кратен 10000, то есть после 1 июля 2016 г. будет составлять целые рубли и (или) целые копейки, либо вклад учредителя (участника) в уставный фонд будет равен целым рублям и (или) целым копейкам, и применительно к акционерным обществам, чья номинальная стоимость акций равна или выше в настоящее время 100 руб. и (или) в результате деления на 10000 получаются целые рубли и (или) целые копейки, а также к вопросу внесения изменений в устав указанных коммерческих организаций является корректным и соответствующим действующим подходам национальной правовой системы.

Однако для того, чтобы изложенный подход был действительным, необходима точная регламентация соответствующих отношений в рамках акта законодательства.

При этом мы считаем, что вопрос об изменении уставов конкретных коммерческих организаций должен был быть решен именно актом Президента Республики Беларусь, так как именно актом подобного уровня и введено соответствующее законодательное требование.

Правда, возможно, базируясь на пункте 4 Указа N 450, это может сделать и Правительство Республики Беларусь.

Однако, насколько нам известно, в настоящее время такой законодательный акт или постановление Правительства Республики Беларусь не готовится, но мы считаем его принятие необходимым.

При этом, правда, надо отметить, что применительно к акционерным обществам, а точнее размерам их уставных фондов в связи с деноминацией 2016 года, а если быть более точным, то в отношении номинальной стоимости акций акционерных обществ, подъюрисдикционных праву Республики Беларусь, в связи с Указом N 450 подготовлен проект постановления Министерства финансов Республики Беларусь.

В настоящее же время присутствует лишь разъяснение Министерства финансов Республики Беларусь, которое было размещено на официальном сайте Министерства финансов Республики Беларусь 28 марта 2016 г.

В указанном разъяснении отмечается, что в связи с проведением деноминации официальной денежной единицей Республики Беларусь в соотношении 10 тысяч к 1 предполагается установить с 1 июля 2016 г. кратность номинальной стоимости акции — 1 копейке. Кроме того, Министерство финансов Республики Беларусь подчеркивает, что акционерным обществам, номинальная стоимость акций которых в настоящее время менее либо не кратна 100 бел.руб., для приведения размера уставного фонда и номинальной стоимости акции в соответствие с Указом N 450 потребуется проведение дополнительных мероприятий, таких как увеличение размера уставного фонда за счет собственного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акции, либо уменьшения размера уставного фонда за счет уменьшения номинальной стоимости акции, либо проведения консолидации акций. И наконец, Министерство финансов Республики Беларусь предполагает, что указанные мероприятия, а также необходимые административные процедуры должны быть проведены до 1 июля 2016 г.

В настоящее время указанным разъяснением государственного органа ограничивается регламентация (толкование) интересующего нас явления.

Однако по интересующей нас проблеме высказался (хотя и косвенно в силу того, что это не относится к его компетенции) Национальный банк Республики Беларусь.

А именно 15 марта 2016 г. было принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь N 133 «О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 23 июня 2015 г. N 380», которое вступает в силу с 1 июля 2016 г. и в соответствии с которым минимальный размер уставного фонда банка (а все банки в силу Банковского кодекса Республики Беларусь — это акционерные общества) изменен с 450 млрд.бел.руб. на 45 млн.бел.руб. При этом еще 2 марта 2016 г. было принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь N 109 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь», в силу которого в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 20.03.2013 N 163 «О минимальном размере уставного фонда небанковской кредитно-финансовой организации и внесении изменения в Инструкцию о нормативах безопасного функционирования для банка и небанковских кредитно-финансовых организаций» внесено изменение в части изменения минимального размера уставного фонда небанковской кредитно-финансовой организации с 5 млрд.бел.руб. на 0,5 млн.бел.руб.