В статье рассматривается специфика бюджетной сферы как среды, обстановки совершения хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, показывается значение этих особенностей для методики их расследования. Отправной точкой в установлении следов преступления является знание специфики нормативного правового регулирования и деятельности отраслей бюджетной сферы, а также учетной политики бюджетной организации.
Анализ теории и следственно-судебной практики свидетельствует, что успешное расследование преступлений обусловлено уровнем знания следователем типичных, характерных особенностей среды, обстановки совершения преступления. Именно среда того или иного вида преступления во многом обусловливает особенности отражения его следов.
Особенности личности преступника и среды совершения противоправного деяния являются определяющими факторами способа совершения преступления, а следовательно, и следовой картины происшедшего. Применительно к расследованию хищений путем злоупотребления служебными полномочиями в бюджетной сфере важность изучения специфики среды преступления обусловлена в первую очередь особенностями нормативного правового регулирования деятельности бюджетных организаций. Данное нормативное регулирование бюджетной сферы предопределяет специфику следообразования при совершении хищений, поскольку действия преступника неизбежно нарушают установленный нормативный порядок деятельности бюджетной организации.
В свою очередь, в основе среды совершения этих хищений лежит экономическое содержание бюджетных отношений, наиболее важные из которых нашли свое правовое регулирование в нормативных правовых актах различного уровня. В силу указанного эффективное расследование таких уголовных дел напрямую зависит от уровня знания следователями и оперативными работниками экономико-правовой характеристики бюджетной сферы, которая является составной частью криминалистической характеристики хищений данного вида. Однако отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению ее криминалистически значимых особенностей, не проведено.
До недавнего времени экономическая составляющая вопросов бюджетной сферы была недостаточно изучена экономистами, поскольку в советский период бюджет отождествлялся с народнохозяйственным планом, предусматривающим централизацию части финансовых ресурсов и их распределение на общегосударственные нужды. Лишь в конце 1980-х — начале 1990-х годов развитие рыночных отношений заставило взглянуть на бюджет как на инструмент государственного регулирования [1]. В связи с этим Т.В.Сорокина обоснованно определяет бюджет государства с переходной экономикой как «систему специфических финансовых отношений, опосредующих формирование и использование бюджетного фонда для обеспечения макроэкономического регулирования и стабилизации социальных процессов, организации управления и обороны страны» [2, с. 23 — 25]. Из данного определения следует, что государственный бюджет предназначен для стимулирования развития определенных отраслей, например образования, здравоохранения, культуры, и представляет не что иное, как инвестиции в человеческий капитал. В то же время не всегда существует возможность и желание бюджетных организаций использовать такие инвестиции по целевому назначению. При этом возрастает риск возникновения случаев, когда необходимость в освоении бюджетных средств создает для должностных лиц соблазн совершения хищений путем злоупотребления служебными полномочиями.
В условиях высокого риска совершения хищения выделяемых государством бюджетных средств для контроля и эффективности финансовых средств возрастает значение четкой нормативной регламентации порядка работы бюджетных организаций. Существенным шагом стало принятие 16 июля 2008 г. Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее — БдК), закрепившего на законодательном уровне в статьях 2 и 13 понятие бюджетной организации и функциональной классификации расходов бюджета. В соответствии с ним бюджетная организация — это созданная государственными органами для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера организация, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом счетов бухгалтерского учета. Более подробно распределение бюджетного фонда в различных сферах жизнедеятельности можно увидеть через функциональную классификацию расходов бюджета. По сути, данная классификация является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение таких функций государства, как: общегосударственная деятельность, национальная оборона, судебная власть, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности, национальная экономика, охрана окружающей среды, жилищные услуги и строительство, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, средства массовой информации (СМИ), образование, социальная политика. Дальнейшая регламентация данных вопросов нашла отражение в ряде ведомственных нормативных актов. В частности, в настоящее время законодательно урегулированы вопросы квалификационных требований к работникам, правового статуса и функциональных обязанностей должностных лиц, бухгалтерского учета и отчетности, а также другие [3].
Таким образом, очевидно, что для бюджетных организаций характерно наличие ряда специальных нормативных правовых актов, регулирующих основные вопросы деятельности как в целом в бюджетной сфере, так и в ее отдельных отраслях. Эти нормативные правовые особенности влияют на механизм, обстановку и орудия совершения преступления, а также раскрывают особенности личностей, причастных к хищению лиц.
Для наглядности рассмотрим эти связи на примере уголовного дела по ч. 3 ст. 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) в отношении директора школы С., которая путем фиктивного трудоустройства работника Р. похищала начисляющуюся ему на карт-счет заработную плату. Этот пример, по нашему мнению, наглядно отображает связь особенностей нормативного правового регулирования бюджетной сферы и элементов криминалистической характеристики, а именно:
- квалификационные и должностные требования (высшее образование, значительный стаж работы, знание трудового законодательства, порядка утверждения ряда трудовых и финансовых документов предприятия) раскрыли личность преступника С., а также его должностные обязанности;
- существующий в школе порядок приема на работу, учета рабочего времени, начисления и выплаты заработной платы Р. предопределил способ совершения преступления;
- принятая учетная политика, включая формы первичных учетных документов и порядок документооборота, предопределила следовую картину преступления.
Знание следователем криминалистической характеристики преступлений, которые предопределены особенностями бюджетной сферы, повысило эффективность расследования и позволило оперативно собрать достаточные доказательства для привлечения судом Московского района г. Минска директора школы С. к уголовной ответственности [4].
Как видно из приведенных выше норм БдК, бюджетные организации выполняют некоммерческие функции, основная их деятельность (без учета вопросов управления) не связана с созданием товарно-материальных ценностей и производственным процессом. Основной продукт бюджетных организаций — это работа, услуги, научная деятельность, предметы искусства и др. В связи с этим значительная часть бюджетной сферы (здравоохранение, культура, искусство, спорт, наука, СМИ, социальная политика и др.) нередко именуется в литературе как непроизводственная сфера [2, с. 171]. В связи с этим личность вероятных преступников и способы совершения хищений путем злоупотребления служебными полномочиями в бюджетной сфере отличаются от промышленности и сельского хозяйства.
Специфика преступной среды определяется не только особенностями нормативного правового регулирования, продукта бюджетной сферы, но и квалификационными требованиями к работникам бюджетных организаций, их правовым статусом, а также функциональными обязанностями. Так, к руководителям организаций бюджетной сферы, как правило, предъявляются требования о наличии высшего профессионального образования и стажа административно-хозяйственной работы не менее 5 лет. В то же время для каждой отрасли имеются свои особенности. В частности, к руководителю учреждения здравоохранения предъявляются требования о наличии квалификационной категории, научно-исследовательского учреждения — о наличии ученой степени или звания. Это свидетельствует о том, что руководители бюджетных учреждений не только имеют опыт административно-хозяйственной деятельности, но и являются высококвалифицированными специалистами отрасли, глубоко знают особенности работы по основному профилю организации, обладают аналитическими способностями. Безусловно, эти особенности отражаются и в механизме рассматриваемых хищений. Таким образом, следователю приходится иметь дело с высокоинтеллектуальными противниками («беловоротничковой преступностью»), которые нередко создают многоуровневые системы псевдолегализации своих противоправных действий.
Так, например, при расследовании уголовного дела в отношении Ц. по ч. 3 ст. 210 УК обвиняемая заявляла, что фиктивно трудоустроила гражданина не с корыстной целью завладения его заработной платой, а для отыскания финансовых средств на представительские и иные расходы редакции. При этом предоставила чеки на покупку имущества. В результате тщательной проверки этих доводов было установлено, что никаких препятствий и затруднений в финансировании в установленном порядке представительских расходов редакции не имелось. Об этом Ц. была достоверно осведомлена, но не воспользовалась выделяемыми на эти нужды средствами. Дальнейшая проверка версии показала, что указанные Ц. затраты в качестве представительских расходов оказались вымышленными, чеки — поддельными. Более того, вещи, на которые указывала обвиняемая как на приобретенные для редакции за похищенные деньги, в действительности покупались подчиненными ей сотрудниками за личный счет [5]. При расследовании другого уголовного дела по ч. 1 ст. 210 УК в отношении директора организации Б. органами предварительного следствия должным образом не проверялась версия обвиняемого о временном заимствовании денег из кассы для организации похорон работников управления сельского хозяйства без преследования корыстной цели. Судебная коллегия Брестского областного суда прекратила уголовное дело за отсутствием в деяниях Б. состава преступления, поскольку не усмотрела в действиях обязательный признак субъективной стороны преступления в виде корыстной цели, а также — объективной стороны в виде безвозмездного завладения имуществом [6].
Приведенные примеры показывают, что квалификация и интеллектуальный уровень возможных преступников во многом обусловливают их поведение во время предварительного следствия и соответственно влияют на тактику расследования. В то же время на практике имеют место случаи, когда требования к квалификации руководителя занижаются. Это может свидетельствовать о коррумпированности и протекции личных интересов отдельных групп чиновников, а также являться предпосылкой для совершения хищений и иных должностных преступлений такими группами.
Кроме квалификационных требований в справочниках изложены и функциональные обязанности работников бюджетных организаций. На основании квалификационных справочников разрабатываются должностные обязанности и инструкции, а также составляются контракты с работниками. Содержание этих документов позволяет установить такие элементы криминалистической характеристики, как личность преступника и способ совершения преступления. При этом, если работник выполняет несвойственные для его должности функции, это может косвенно указывать на его желание скрыть следы преступления путем создания цепи нелегальной сделки лишь из звеньев доверенных лиц.
Личность «беловоротничковых преступников» определяет и высокую степень противодействия следствию. Обусловлено это не только их связями в правоохранительных органах и органах государственного управления, но и их правовым статусом. Так, значительная часть должностных лиц бюджетных организаций (депутаты, судьи, лица, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь) относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовному делу. В отношении данной категории главой 49 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь предусмотрен особый порядок возбуждения уголовного дела, задержания, избрания меры пресечения. Эти обстоятельства необходимо учитывать при собирании доказательств.
Для расследования хищений путем злоупотребления служебными полномочиями в бюджетной сфере и установления преступника основным элементом криминалистической характеристики остается способ преступления, особенности которого определяются главным образом спецификой бухгалтерского учета и отчетности. Так, ведение бухгалтерского учета осуществляется в бюджетных организациях только на основании учетной политики, принятой на основании решения, приказа, распоряжения или другого документа. Учетная политика организации включает: применяемые виды учетной оценки; план счетов бухгалтерского учета организации; применяемые организацией формы первичных документов и форм бухгалтерского учета; порядок проведения инвентаризации и иные способы ведения бухгалтерского учета.
Для установления способов приготовления, совершения и сокрытия хищений путем злоупотребления служебными полномочиями в бюджетной сфере наибольший интерес представляет изучение избранных организацией форм первичных документов и графика документооборота. Это связано с тем, что учетная политика закрепляет перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, а также определяет график направления (передачи) работниками организации (начальники цехов, мастера, табельщики, работники бухгалтерии, планово-экономического, финансового отделов, отделов труда и заработной платы, снабжения, подотчетные лица и другие) документов, относящихся к их деятельности.
Анализ следственно-судебной практики по делам данной категории показывает, что в ходе предварительного следствия вопросам изучения учетной политики, первичных учетных документов и документооборота уделяется недостаточное внимание. В частности, в связи с аналогичными упущениями органов предварительного следствия суд Борисовского района Минской области оправдал по ч. 1 и 2 ст. 210 УК директора колледжа Г., которому инкриминировалась закупка лакокрасочных материалов, которые были использованы на покраску личной автомашины и автомашины сына. В качестве основного доказательства виновности Г. стороной обвинения приводились первичные учетные документы по приобретению и хранению товарно-материальных ценностей. В то же время достоверность актов списания похищенных материалов в ходе расследования не проверялась. Допрошенный в судебном заседании Л. показал, что израсходовал лакокрасочные материалы на нужды колледжа, о чем составил соответствующие акты на списание. Данные показания документально подтвердились в ходе судебного следствия [7]. Таким образом, знание учетной политики предприятия позволило бы избежать необоснованного и преждевременного привлечения обвиняемого к уголовной ответственности.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
- в основе среды совершения хищений путем злоупотребления служебными полномочиями в бюджетной сфере лежит экономическое содержание бюджетных отношений, наиболее важные из которых нашли свое правовое регулирование в нормативных правовых актах различного уровня. В силу указанного эффективное расследование таких уголовных дел напрямую зависит от уровня знания следователями экономико-правовой характеристики бюджетной сферы как элемента криминалистической характеристики хищений данного вида;
- экономико-правовая характеристика бюджетной сферы включает особенности нормативного правового регулирования отрасли, деятельности бюджетной организации, квалификационных требований к работникам, правового статуса и функциональных обязанностей должностных лиц, учетной политики, бухгалтерского учета и отчетности;
- в основе деятельности бюджетной организации лежат управленческие, социально-культурные, научно-технические и иные функции некоммерческого характера. В связи с этим личность вероятных преступников и способы совершения хищений путем злоупотребления служебными полномочиями в бюджетной сфере отличаются от промышленности, сельского хозяйства и других сфер;
- квалификационные требования и должностные обязанности отражают информацию о личности возможного преступника, включая его правовой статус и функциональные обязанности;
- учетная политика через специфическое описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета, плана счетов бухгалтерского учета, применяемых организацией первичных учетных документов, а также регламентацию движения этих документов и регистров раскрывает типичные и характерные закономерности среды совершения преступления и особенности отражения в данной среде следов преступника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балацкий, Е.В. Закон Вагнера, Кривая Арми-Рана и парадокс богатства / Е.В.Балацкий // Общество и экономика. — 2010. — N 9. — С. 80 — 97.
2. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т.В.Сорокина. — 2-е изд., перераб. — Минск: БГЭУ, 2004. — 289 с.
3. Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» [Электронный ресурс]: утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 28 апр. 2001 г., N 53 «Об утверждении квалификационного справочника служащих».
4. Архив суда Московского района г. Минска за 2009 г. — Уголовное дело N 1-36/2009.
5. Архив суда Московского района г. Минска за 2010 г. — Уголовное дело N 1-606/2010.
6. Архив суда Брестской области за 2013 г. — Уголовное дело N 22-203/2013.
7. Архив суда Борисовского района Минской области за 2013 г. — Уголовное дело N 1-10/2013.