Государственное управление и государственный надзор в области промышленной безопасности

Статья 46 Конституции Республики Беларусь закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Данный конституционный принцип реализуется в статье 12 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 N 1982-XII «Об охране окружающей среды» и обеспечивается посредством планирования и нормирования качества окружающей среды, мер по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее оздоровлению, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

В целях создания условий благоприятной жизнедеятельности человека государство, используя комплекс мероприятий, основанный на законодательстве, осуществляет обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.

Понятие «промышленная безопасность опасных производственных объектов» (далее — промышленная безопасность) сформулировано в статье 1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон о промышленной безопасности) и означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и их последствий.

Применительно к сфере промышленной безопасности к жизненно важным интересам личности и общества можно отнести обеспечение оптимальных экологических условий для жизнедеятельности человека, защиты здоровья людей, а к жизненно важным интересам общества — создание стабильной экологической ситуации, обеспечение здоровья населения, предотвращения причинения в результате техногенных аварий и инцидентов материального ущерба.

К опасным производственным объектам относятся цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов.

Опасным производственным объектом считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом, а производственный объект, на котором используется такое вещество или такое техническое устройство.

В качестве опасного производственного объекта следует выделять предприятие (или его цех, участок и др.), расположенное на одной производственной площадке, если ее отдельные производственные объекты связаны технологически и организационно.

Если на предприятии эксплуатируется несколько объектов и лишь один из них обладает признаками опасности, то следует рассматривать в качестве опасного производственного этот объект, а не предприятие в целом.

Промышленная безопасность обеспечивается рядом мероприятий, направленных на безаварийность эксплуатации опасных производственных объектов:

  • разработкой деклараций промышленной безопасности, предполагающих всестороннюю оценку риска аварий и связанных с ними угроз;
  • регистрацией опасных производственных объектов в государственном реестре;
  • применением на опасных производственных объектах технических устройств, соответствующих требованиям промышленной безопасности;
  • проведением экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • лицензированием деятельности в области промышленной безопасности, позволяющим гарантировать соблюдение определенных законодательством условий и нормативов при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • урегулированием правил поведения обслуживающего персонала опасных производственных объектов при авариях и инцидентах, порядка расследования, регистрации и мероприятий по их предотвращению;
  • профилактическими мероприятиями, в том числе организацией производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Вместе с тем, несмотря на функционирование системы обеспечения промышленной безопасности, продолжают иметь место случаи производственных аварий, инцидентов с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, на электроэнергетических системах и т.п.

Обеспечить надлежащее выполнение правил и требований законодательства в сфере промышленной безопасности всеми субъектами, эксплуатирующими опасные производственные объекты, призваны органы государственного управления и государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности.

Государственное управление в области промышленной безопасности осуществляет республиканский орган государственного управления в области промышленной безопасности.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.05.2000 N 774 «О реализации Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» республиканским органом государственного управления в области промышленной безопасности определено Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее — МЧС).

В соответствии с Положением о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 N 756 «О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям» (далее — Указ N 756), МЧС является республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере обеспечения промышленной безопасности.

Непосредственно контрольные (надзорные) функции в области промышленной безопасности возложены на Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС (далее — Госпромнадзор) и его областные, Минское городское управления.

Деятельность Госпромнадзора осуществляется на основании Положения о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом N 756.

В целях государственного управления в области промышленной безопасности МЧС:

  • осуществляет нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности;
  • координирует деятельность республиканских органов государственного управления, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции государственного управления, разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности;
  • согласовывает принимаемые нормативные правовые акты в области промышленной безопасности, в том числе технические нормативные правовые акты.

Для регулирования отношений в области промышленной безопасности МЧС приняло нормативные правовые акты обеспечивающие:

  • регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов <1>;
  • условия применения технических устройств на опасном производственном объекте <2>;
  • техническое расследование причин аварий <3>;
  • осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности <4>;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности <5>;
  • представление деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов <6>.

<1> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11.04.2003 N 22 «Об утверждении Инструкции о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов».

<2> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 N 10 «Об утверждении Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах и аттракционах».

<3> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 N 9 «Об утверждении Положения о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах».

<4> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 N 11 «Об утверждении Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах».

<5> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 16.12.2004 N 47 «Об утверждении Инструкции о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов».

<6> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 N 7 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В соответствии со статьей 11 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности.

Лицензирование деятельности в области промышленной безопасности осуществляется МЧС и включает в себя составляющие работы и услуги, указанные в пункте 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

К ним относятся следующие виды деятельности:

  • деятельность, связанная со взрывчатыми материалами (веществами) промышленного назначения (производство, хранение взрывчатых материалов (веществ) промышленного назначения, а также проведение взрывных работ);
  • деятельность, связанная с опасными производственными объектами, техническими устройствами, аттракционами (эксплуатация опасных производственных объектов и (или) аттракционов, подконтрольных Госпромнадзору); проектирование (конструирование), монтаж, наладка, обслуживание, диагностирование, ремонт технических устройств; проектирование объектов магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления; проектирование (разработка технологического раздела) котельных).

На выполнение отдельных видов работ (услуг) на потенциально опасных объектах Госпромнадзор и Министерство обороны Республики Беларусь выдают разрешения (свидетельства, заключения, согласования) в порядке, установленном единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

В целях учета опасных производственных объектов и контроля за обеспечением промышленной безопасности Госпромнадзор осуществляет регистрацию объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

Опасные производственные объекты вне зависимости от их места расположения регистрируются территориальным органом Госпромнадзора по месту регистрации организации или индивидуального предпринимателя. При этом структурные подразделения организации представляют необходимые документы в территориальный орган Госпромнадзора по месту своего расположения, который проверяет соответствие документов и направляет их в территориальный орган Госпромнадзора по месту регистрации организации или индивидуального предпринимателя.

В целях определения состояния опасного производственного объекта, установления соответствия предпроектных, проектных и иных материалов требованиям законодательства в области промышленной безопасности, оценки полноты, обоснованности и достаточности предусматриваемых мер по обеспечению промышленной безопасности и ликвидации последствий возможных аварий проводится экспертиза промышленной безопасности.

Экспертизу промышленной безопасности в рамках осуществления административных процедур проводят Госпромнадзор и (или) организации, имеющие в соответствии с законодательством Республики Беларусь право на проведение указанной экспертизы.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

  • проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в проектную документацию;
  • технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;
  • здания и сооружения на опасном производственном объекте;
  • декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается статьей 19 Закона о промышленной безопасности.

В разрабатываемой в составе проектной документации декларации промышленной безопасности содержится всесторонняя оценка риска аварии и связанной с нею угрозы, проводится анализ достаточности мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности объекта к эксплуатации опасного производственного объекта, локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, а также разработка мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, причиненного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются Госпромнадзором.

В целях обеспечения безопасной эксплуатации технических устройств в течение расчетного срока службы Госпромнадзор осуществляет контроль за соответствием опытных образцов технических устройств требованиям технических нормативных правовых актов и проведением испытаний для оценки уровня промышленной безопасности и надежности конструкций на их соответствие требованиям технической безопасности.

В рамках осуществления государственного надзора за деятельностью по применению технических устройств на опасных производственных объектах МЧС устанавливает порядок проведения испытаний опытных образцов технических устройств.

Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, должны соответствовать требованиям промышленной безопасности, а также иметь разрешение (допуск на применение) или сертификат соответствия, выданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При несоответствии технических устройств иностранного производства отдельным требованиям промышленной безопасности, действующим в Республике Беларусь, организация-изготовитель или разработчик технических устройств представляют техническое обоснование, подтверждающее обеспечение безопасности при применении таких технических устройств.

Госпромнадзор также осуществляет контроль за организацией и проведением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обучения безопасному ведению работ персонала на потенциально опасных объектах.

Подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта включает в себя процесс обучения работников опасного производственного объекта по получению специфичных знаний и навыков для данного вида деятельности в учреждениях, не осуществляющих образовательную деятельность, но так или иначе связанных с деятельностью опасного производственного объекта.

На основании разработанных Госпромнадзором предложений об определении порядка проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов у руководителей и специалистов организаций, индивидуальных предпринимателей постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.01.2007 N 2 утверждена Инструкция о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов (далее — Инструкция).

Инструкция устанавливает порядок проверки знаний нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов по вопросам обеспечения промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на поднадзорных Госпромнадзору производствах, объектах, технических устройствах и аттракционах.

Проверке знаний подлежат руководители и специалисты организаций, индивидуальные предприниматели, осуществляющие на поднадзорных объектах организацию работ, техническое руководство, а также проектирование (конструирование), изготовление, обслуживание, монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию, техническое диагностирование, техническое освидетельствование, эксплуатацию этих объектов, а также преподаватели учреждений образования, учебных центров организаций, осуществляющих повышение квалификации специалистов и подготовку персонала (рабочих) для поднадзорных объектов.

Так как одной из основных задач Госпромнадзора является предупреждение техногенных аварий и травматизма в организациях, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, большое значение придается установлению причин аварий на указанных объектах.

Техническое расследование причин аварий проводится Госпромнадзором совместно с уполномоченными лицами, осуществляющими производственный контроль в организациях, по каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте и направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, разработку мер по устранению ее последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных аварий на данном и других опасных производственных объектах.

На основании представляемых организациями сведений об авариях на опасных производственных объектах и инцидентах, которые могут привести к аварии, а также материалов технического расследования причин аварий Госпромнадзор осуществляет учет (сбор, накопление) и анализ данных по авариям на опасных производственных объектах и инцидентам, разрабатывает рекомендации, меры и программы по предупреждению указанных аварий.

Безопасное функционирование опасных производственных объектов, предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий также достигается посредством организации на указанных объектах производственного контроля.

Данный контроль осуществляется в отношении:

  • выполнения условий лицензий на виды деятельности в области промышленной безопасности;
  • строительства или реконструкции опасных производственных объектов, а также ремонта технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, в части соблюдения требований промышленной безопасности;
  • устранения причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев;
  • своевременного проведения соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонта и поверки средств измерений;
  • наличия необходимых разрешений и сертификатов на применяемые технические устройства;
  • выполнения предписаний органов надзора по вопросам промышленной безопасности.

Информацию об организации производственного контроля эксплуатирующие организации представляют в Госпромнадзор, который:

  • контролирует соблюдение на объектах требований промышленной безопасности;
  • контролирует своевременное проведение необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонта и поверки контрольных средств измерений;
  • анализирует состояние промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;
  • координирует работы, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий, а также разработку мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде.

Помимо указанных направлений при осуществлении государственного управления в области промышленной безопасности МЧС:

  • координирует деятельность других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций в сфере обеспечения промышленной безопасности, разработки и реализации государственных программ в сфере обеспечения промышленной безопасности;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью республиканских органов государственного управления по вопросам, связанным с регистрацией объектов в государственном реестре опасных производственных объектов;
  • осуществляет контроль за реализацией мероприятий по повышению противоаварийной устойчивости и безопасности работы потенциально опасных объектов;
  • согласовывает проекты на строительство объектов, в которых отсутствуют противопожарные требования, и проекты с обоснованными отступлениями от противопожарных требований.

Наряду с МЧС государственное управление в области промышленной безопасности осуществляют республиканские органы государственного управления, которые осуществляют ведомственный контроль за функционированием опасных производственных объектов, находящихся в сфере своей деятельности и порученных им отраслях экономики.

Республиканские органы государственного управления, имеющие подведомственные организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, осуществляют по отношению к ним контроль за:

  • регистрацией действующих на территории Республики Беларусь опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов;
  • обеспечением деятельности по организации и осуществлению производственного контроля соблюдения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
  • соблюдением установленного порядка технического расследования причин аварий, а также за своевременным выполнением мероприятий по их устранению.

Республиканские органы государственного управления осуществляют учет объектов, сведения о которых отнесены к государственным секретам, а также принимают решения о возможности использования технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, с учетом заключения экспертизы промышленной безопасности.

За ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области промышленной безопасности руководители республиканских органов государственного управления несут предусмотренную законодательством ответственность.

Государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в целях выявления нарушений организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности и их пресечения путем применения предусмотренных санкций.

Государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляют МЧС и иные уполномоченные на это государственные органы.

В частности, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Министерство обороны Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь осуществляют в пределах своей компетенции промышленный надзор в рамках ведомственного контроля на объектах, находящихся в их ведомственной подчиненности.

Промышленный надзор за потенциально опасными объектами, имеющими специфику военного применения, и связанными с ними видами деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Беларусь, осуществляет управление государственного надзора главной военной инспекции Вооруженных Сил Министерства обороны Республики Беларусь.

Основными целями и задачами промышленного надзора являются:

  • проверка выполнения организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, объекты, на которых ведутся работы, связанные с пользованием недрами, и другие потенциально опасные объекты, производства (далее — потенциально опасные объекты), а также проверка связанных с потенциально опасными объектами видов деятельности на соответствие требованиям промышленной безопасности;
  • предупреждение и пресечение нарушений требований промышленной безопасности, аварий и катастроф техногенного характера.

Промышленный надзор осуществляется посредством проведения Госпромнадзором, а также Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Министерством обороны Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь и Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь проверок, мониторинга, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера потенциально опасных объектов, а также связанных с ними видов деятельности, контроля за ходом их строительства (сооружения, изготовления, модернизации, реконструкции), изготовлением, эксплуатацией технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах.

Должностные лица органов, уполномоченные осуществлять контрольные (надзорные) функции в области промышленной безопасности (далее — государственные инспекторы) осуществляют проверку состояния потенциально опасных объектов в присутствии проверяемого субъекта или его представителя.

При проведении проверки государственные инспекторы должны иметь при себе служебное удостоверение установленного образца и предписание на проведение проверки, а в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, — иные документы, предусмотренные законодательством для допуска на объекты.

Другие вопросы, связанные с назначением и осуществлением проверок, порядком обжалования действий государственных инспекторов, решений контрольных (надзорных) органов и т.п. регулируются Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510), Положением о государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2008 N 2056 «О некоторых вопросах осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, обеспечения ядерной и радиационной безопасности», иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

В соответствии с требованиями указанных нормативных правовых актов деятельность надзорных органов носит профилактический и предупредительный характер и осуществляется, в том числе, путем проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга.

Порядок проведения контролирующими (надзорными) органами мониторинга регламентирован Положением о порядке проведения мониторинга, утвержденным Указом N 510.

Согласно указанному Положению мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений.

При проведении мониторинга должностные лица контролирующего (надзорного) органа не используют полномочия, предоставленные контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

Однако при обнаружении в ходе мониторинга нарушений (недостатков), не создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, проводящим мониторинг, субъекту вручаются под роспись (направляются заказным письмом с уведомлением о получении) рекомендации по устранению выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков).

Если в ходе мониторинга обнаружены нарушения законодательства, создающие угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностным лицом контролирующего (надзорного) органа выносится требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств.

Установленный Указом N 510 порядок проведения проверок не применяется при осуществлении мероприятий, включенных в перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.

В сфере обеспечения промышленной безопасности к таким мероприятиям относятся:

  • оценка соответствия потенциально опасных объектов требованиям технических нормативных правовых актов при проведении приемочных, приемосдаточных, периодических испытаний;
  • оценка качества монтажа потенциально опасных объектов, поднадзорных Госпромнадзору;
  • оценка соблюдения требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов при изготовлении, диагностировании, ремонте потенциально опасных объектов;
  • расследование причин аварий, инцидентов, специальное расследование несчастных случаев, произошедших на потенциально опасных объектах;
  • обследование теплоисточников на предмет готовности к работе в осенне-зимний период;
  • техническое освидетельствование потенциально опасных объектов.

Порядок осуществления этих мероприятий устанавливается актами законодательства. Проведение плановых и внеплановых проверок по мероприятиям, указанным в данном перечне, запрещается.

Осуществление государственного технического надзора в области промышленной безопасности в системе Министерства обороны Республики Беларусь определяется постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 22.12.2008 N 95 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по обеспечению промышленной безопасности в Вооруженных Силах Республики Беларусь» и утвержденными им инструкциями.

Государственный технический надзор в области промышленной безопасности возлагается на органы государственного технического надзора Вооруженных Сил (далее — органы гостехнадзора) и осуществляется путем проведения должностными лицами указанных органов плановых и внезапных проверок, результаты которых оформляются предписанием.

При этом проверяются:

  • полнота и качество выполнения требований, изложенных в нормативных правовых актах, в том числе технических, а также предписаний должностных лиц органов гостехнадзора;
  • организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
  • организация и уровень подготовки, качество проведения проверки знаний действующего законодательства, должностных и производственных инструкций специалистов и технического персонала;
  • организация проведения технического освидетельствования и диагностирования объектов надзора;
  • обеспечение безопасности проведения работ на объектах надзора;
  • планирование и проведение противоаварийных мероприятий;
  • состояние технической безопасности объектов надзора.

Таким образом, государственное управление, осуществляемое в сфере промышленной безопасности, направлено на создание и функционирование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Деятельность контрольных (надзорных) органов способствует выявлению и устранению нарушений требований законодательства при проектировании, строительстве и эксплуатации опасных производственных объектов, исключению возникновения производственных аварий и инцидентов, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.