В Республике Беларусь одновременно действуют два Указа Президента Республики Беларусь, устанавливающие процедуры государственных закупок:
1. В соответствии с частью первой п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 N 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее — Указ N 618) определены следующие процедуры государственных закупок:
- конкурс (открытый, закрытый, которые могут быть двухэтапными);
- процедура запроса ценовых предложений;
- процедура оформления конкурентного листа;
- процедура закупки из одного источника.
2. В соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 N 112 «О проведении электронных аукционов» (далее — Указ N 112) установлено, что государственные закупки товаров (работ, услуг) могут осуществляться на аукционах путем электронных торгов (электронных аукционов) товарами (работами, услугами), проводимых юридическими лицами без применения процедур государственных закупок, предусмотренных законодательными актами. Специфика данных электронных аукционов, как и ранее, заключается в том, что они проводятся с понижением цены.
В отношении порядка и условий проведения электронных аукционов соответствующие нормы с недавнего времени скорректированы, а именно с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2012 N 261 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2012 г. N 112» (далее — постановление N 261).
В первую очередь отметим особенности принятия нормативных правовых актов, регулирующих электронные аукционы при проведении государственных закупок.
Нормативный правовой акт |
Дата вступления в силу |
Срок действия |
Примечание |
Указ Президента Республики Беларусь от 30.12.2010 N 708 «О проведении электронных аукционов» (далее — Указ N 708) |
с 1 января 2011 г. |
2011 год |
Установлено, что в 2011 году государственные закупки товаров (работ, услуг), могут осуществляться на аукционах путем электронных торгов (электронных аукционов) |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 N 1923 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. N 708″ (далее — постановление N 1923) |
с 1 января 2011 г. <1> |
до 5 апреля 2012 г., с 5 апреля 2012 г. утратило силу |
Принято во исполнение Указа N 708 |
Указ N 112 |
с 5 марта 2012 г. |
2012 год |
До 31 декабря 2012 г. государственные закупки товаров (работ, услуг), могут осуществляться на аукционах путем электронных торгов (электронных аукционов) |
Постановление N 261 |
с 5 апреля 2012 г. |
не определен |
Принято во исполнение Указа N 112 |
<1> НО: зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 25 января 2011 г. N 5/33161.
Постановлением N 261 утверждено Положение о порядке проведения электронных аукционов (далее — Положение).
Сфера применения Положения: отношения, возникающие при выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг), перечень которых приведен в приложении к постановлению N 261. Обратим внимание, что перечень по содержанию идентичен утвержденному ранее постановлением N 1923.
В Положении, в отличие от норм постановления N 1923, уточнены некоторые используемые термины и соответственно подход к процедуре проведения электронного аукциона.
Так, вместо начальной цены, определяемой как ориентировочная стоимость закупки, Положением начальная цена электронного аукциона определяется как величина, начиная с которой участники, допущенные к торгам, могут делать ставки. Вводится категория ставки, то есть цены предложения участника, допущенного к торгам, в конкретный момент торгов, полученной в результате его действий по снижению начальной цены электронного аукциона (п. 2 Положения).
Вместе с тем в Положении сделана оговорка о том, что заказчик (организатор, уполномоченная организация) вправе определить в качестве начальной цены электронного аукциона ориентировочную стоимость закупки или наименьшую цену из аукционных предложений участников, допущенных к торгам.
Следует отметить, что в Положении, в отличие от постановления N 1923, закреплены предельные значения ориентировочной стоимости, в случае если заказчик (организатор, уполномоченная организация) определит ее, которые имеют решающее значение для порядка исчисления некоторых сроков.
Так, заказчик (организатор, уполномоченная организация) размещает аукционное приглашение на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» <2> и в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом»; электронной торговой площадке (п. 10 Положения). И, в отличие от норм постановления N 1923, исключено направление индивидуальных приглашений производителям.
<2> Аукционное приглашение считается размещенным со дня размещения его на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (п. 11 Положения).
И далее установлено:
|
После размещения аукционного приглашения, тем не менее, заказчик (организатор, уполномоченная организация) может изменить и дополнить его, но до истечения срока представления аукционных предложений <3> |
Определенная заказчиком (организатором, уполномоченной организацией) ориентировочная стоимость закупки влияет на срок представления аукционных предложений участниками следующим образом |
Ориентировочная стоимость закупки также определяет сроки проведения повторного аукциона, если ранее проведенный электронный аукцион признан несостоявшимся |
Если ориентировочная стоимость закупки более 3000 базовых величин |
срок представления аукционных предложений продлевается и должен составлять не менее 15 календарных дней |
срок представления аукционных предложений не может быть менее 20 календарных дней со дня размещения аукционного приглашения |
срок представления аукционных предложений должен составлять не менее 10 календарных дней |
Если ориентировочная стоимость закупки не превышает 3000 базовых величин |
срок представления аукционных предложений продлевается и должен составлять не менее 5 календарных дней |
срок представления аукционных предложений не может быть менее 10 календарных дней |
срок представления аукционных предложений должен составлять не менее 5 календарных дней со дня размещения аукционного приглашения |
<3> При этом не допускается изменение предмета государственной закупки, требований к составу участников, а также квалификационных требований к участникам, если они предусмотрены в соответствии с Положением.
Как и в ранее действовавшем постановлении N 1923, в Положении содержится правило о том, что оператором электронной торговой площадки взимается плата с участников за обеспечение проведения электронных аукционов на основании договора, заключенного оператором с участником (п. 5 Положения). Сам заказчик (организатор, уполномоченная организация) плату за участие в электронном аукционе с участников не вправе взимать.
Порядок проведения аккредитации на электронной торговой площадке остался прежним, как это было установлено постановлением N 1923, и определяется регламентом организации и проведения аукционов, который утверждается оператором электронной торговой площадки. Перечень операторов электронной торговой площадки содержится в постановлении N 261: информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».
Исходя из содержания регламента определяется и время начала торгов, а дата проведения торгов должна содержаться в аукционном приглашении (п. 12 Положения), в отличие от норм постановления N 1923, где в приглашении должны были содержаться и дата, и время проведения аукциона. В остальном требования к содержанию аукционного приглашения в Положении практически остались прежними, за некоторым исключением. Так, обязательными требованиями к аукционному приглашению в Положении названы:
- наименование процедуры государственной закупки;
- адрес сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, обеспечивающего доступ на электронную торговую площадку, на которой будет проводиться электронный аукцион;
- срок представления аукционных предложений;
- дата начала торгов;
- наименование (фамилия, собственное имя и отчество (при его наличии) для индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика заказчика (организатора, уполномоченной организации);
- фамилии, собственные имена и отчества (при их наличии), номера телефонов работников заказчика (организатора, уполномоченной организации);
- описание предмета государственной закупки, количество (объем), место и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. По сравнению с постановлением N 1923 законодатель в Положении исключил указание на способ расчетов;
- начальную цену электронного аукциона в случае, если в качестве таковой заказчик (организатор, уполномоченная организация) определяет ориентировочную стоимость закупки. Сведения о начальной цене в данном случае включены в число обязательных на основании Положения в отсутствие соответствующих норм в постановлении N 1923;
- источник финансирования государственной закупки;
- размер платы оператору электронной торговой площадки;
- требования к составу участников (п. 12 Положения).
Аукционное обеспечение
Положением уточнены виды аукционного обеспечения в обеспечение исполнения обязательства заключить договор о государственной закупке. Так, вместо предусмотренной постановлением N 1923 банковской гарантии (аккредитива) Положением предусмотрены:
- банковская гарантия;
- перечисление денежной суммы оператору электронной торговой площадки.
Размер аукционного обеспечения: не более 3 процентов цены аукционного предложения или начальной цены электронного аукциона, если в качестве такой цены заказчик (организатор, уполномоченная организация) определяет ориентировочную стоимость закупки (п. 17 Положения).
Срок предоставления (перечисления) банковской гарантии, денежной суммы оператору электронной торговой площадки: не позднее истечения срока представления аукционного предложения.
Несколько уточнен порядок возврата аукционного обеспечения (п. 18 Положения). Аукционное обеспечение подлежит возврату участникам не позднее трех рабочих дней:
- следующих за днем размещения заказчиком (организатором, уполномоченной организацией) на электронной торговой площадке сообщения, подтверждающего заключение договора о государственной закупке;
- после размещения на электронной торговой площадке соответствующего протокола заседания комиссии в случае отмены электронного аукциона либо признания его несостоявшимся <4>.
<4> Основания для признания аукциона несостоявшимся в Положении в отличие от постановления N 1923 дополнены основанием, когда участник, выбранный победителем, отказался от подписания договора. Прежними остались следующие основания:
- не выполнены требования п. 27 Положения, поскольку отобрано менее 2 участников или не выбран ни один участник;
- в течение торгов ни один из участников не сделал ставки;
- участники, сделавшие последнюю и предпоследнюю ставки, были признаны не соответствующими требованиям к составу участников, а также квалификационным требованиям к участникам;
- участник, выбранный победителем, отказался от подписания договора;
- аукционные предложения после завершения торгов по инициативе заказчика отклонены в связи с чрезвычайными обстоятельствами;
- жалоба участника электронного аукциона признана обоснованной (п. 34 Положения).
Положением установлены норма о последствиях неисполнения участником, сделавшим последнюю (предпоследнюю) ставку, обязательства по заключению договора о государственной закупке:
- денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения исполнения этого обязательства, не позднее 3 рабочих дней со дня получения оператором электронной торговой площадки соответствующего уведомления заказчика (организатора, уполномоченной организации) перечисляются оператором электронной торговой площадки в бюджет, за счет средств которого предусмотрено финансирование государственной закупки;
- банковская гарантия в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления заказчика (организатора, уполномоченной организации) передается оператором электронной торговой площадки лицу, в пользу которого она выдана и которое обеспечивает в установленном законодательством порядке перечисление соответствующих денежных средств в бюджет, за счет средств которого предусмотрено финансирование государственной закупки (п. 18 Положения).
Проведение электронного аукциона и оформление его результатов
Порядок проведения электронного аукциона уточнен применительно к случаям предоставления аукционного обеспечения.
Первый этап.
Оператор электронной торговой площадки не позднее 1 рабочего дня после истечения срока представления аукционных предложений обеспечивает в соответствии с регламентом доступ комиссии, созданной заказчиком (организатором, уполномоченной организацией), к первым разделам аукционных предложений участников, за исключением случая, если в аукционных документах установлено требование о предоставлении участниками аукционного обеспечения.
Если в аукционных документах установлено требование о предоставлении участниками аукционного обеспечения, оператор электронной торговой площадки в течение одного рабочего дня после истечения срока представления аукционных предложений:
- проверяет соответствие сведений, указанных в аукционном предложении участника, размеру предоставленного им аукционного обеспечения;
- обеспечивает доступ комиссии к первым разделам аукционных предложений участников, предоставивших аукционное обеспечение надлежащего размера.
Положением установлены правовые последствия на случай, когда первый раздел аукционного предложения содержит наименование участника и иные документы и сведения, идентифицирующие участника: оно подлежит отклонению.
Второй этап.
Комиссией рассматриваются первые разделы аукционных предложений (как правило, не более 10 календарных дней со дня истечения срока представления аукционных предложений, но не позднее чем за 2 рабочих дня до начала торгов).
Третий этап.
Заказчик (организатор, уполномоченная организация) не позднее одного рабочего дня после рассмотрения первых разделов аукционных предложений размещает на электронной торговой площадке соответствующий протокол заседания комиссии в форме электронного документа, который должен содержать:
- начальную цену аукциона;
- в случае признания электронного аукциона несостоявшимся — соответствующее решение с указанием причин.
Оператор электронной торговой площадки в течение 1 рабочего дня со дня размещения на электронной торговой площадке протокола направляет участникам соответствующие уведомления (п. 26 Положения).
Четвертый этап.
Проведение торгов на электронной торговой площадке, если к участию в торгах допущено не менее двух участников.
В ходе торгов участники вправе делать ставки в порядке, установленном регламентом, с учетом величины, равной шагу электронного аукциона. Участники, сделавшие последнюю и предпоследнюю ставки, удостоверяют их электронной цифровой подписью в порядке, установленном регламентом.
Пятый этап.
Окончание торгов, после чего на электронной торговой площадке отображаются начальная цена электронного аукциона, последняя и предпоследняя ставки, а также наименования организаций или фамилии, собственные имена и отчества (при их наличии) физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, участников, сделавших эти ставки.
Торги считаются оконченными, если в течение десяти минут после:
- начала торгов ни один из участников не сделал ставки. В этом случае на электронной торговой площадке отображается информация об этом и начальная цена электронного аукциона;
- очередной ставки ни один из участников не сделал новой ставки.
Шестой этап.
Подписание протокола торгов оператором электронной торговой площадки, которое осуществляется в день проведения торгов в соответствии с регламентом; протокол размещается на электронной торговой площадке и направляется заказчику (организатору, уполномоченной организации) в форме электронного документа.
Седьмой этап.
Оператор электронной торговой площадки обеспечивает доступ комиссии ко вторым разделам аукционных предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки.
В срок не более 10 календарных дней, следующих за днем окончания торгов, комиссия выбирает победителя электронного аукциона — участника, сделавшего последнюю ставку, при условии его соответствия требованиям к составу участников, а также квалификационным требованиям к участникам, либо сделавшего предпоследнюю ставку, при условии его соответствия требованиям к составу участников, а также квалификационным требованиям к участникам, в случае если участник, сделавший последнюю ставку, не соответствует таким требованиям.
Восьмой этап.
Рассмотрение вторых разделов аукционных предложений с оформлением соответствующего протокола заседания комиссии в форме электронного документа, требования к содержанию которого предусмотрены п. 33 Положения и который подписывается членами комиссии, утверждается ее председателем и размещается на электронной торговой площадке не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем заседания комиссии. После чего оператор электронной торговой площадки в течение 1 рабочего дня направляет участникам соответствующие уведомления.
Девятый этап.
Заключение договора о государственной закупке. Порядок заключения договора о государственной закупке остался прежним, как и в постановлении N 1923.
Стороны договора |
заказчик или уполномоченная организация и участник, выбранный победителем |
Форма договора |
простая письменная либо форма электронного документа. Дополнительно на основании п. 8 Указа N 618 требуется регистрация такого договора в главных управлениях Министерства финансов Республики Беларусь по областям (г. Минску), их отделениях либо в обслуживающих заказчиков банках при представлении заказчиками документов на оплату государственной закупки и заявления о проведенной процедуре закупки <5> |
Срок заключения |
не позднее чем в 20-дневный срок после истечения десятидневного срока, предусмотренного на обжалование действий (бездействия) и решений заказчика (организатора, уполномоченной организации), комиссии и (или) ее членов (п. 38 Положения) |
<5> Форма заявления о проведенной процедуре закупки утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19.01.2009 N 4 «Об утверждении формы реестра договоров о государственных закупках и формы заявления о проведенной процедуре закупки».