Складывающаяся криминогенная ситуация свидетельствует о стабильном росте масштабов преступных посягательств, повышении уровня организованности и профессионализма преступности. Продолжается последовательная криминализация основных сфер экономической деятельности, отдельные из них имеют откровенно противоправный характер.
Существенным фактором роста преступности в странах Содружества Независимых Государств (СНГ), в том числе в Беларуси, является нарушение баланса интересов: общественных, институциональных и личных. Известно, что доминирование в экономической и иных сферах жизни общества групповых интересов и сосредоточение основных средств производства в руках относительно небольшого количества людей отнюдь не способствует формированию массового правосознания и законопослушанию. Именно эти причины порождают противодействие уголовно-правовым нормам.
Коренные преобразования в политической и социально-экономической сферах, несомненно, отразились на качественных и количественных характеристиках экономической преступности, в частности на ее уровне, динамике и направленности.
Складывавшиеся в странах СНГ экономические, социальные и нравственно-психологические условия способствовали усилению двух, на первый взгляд, взаимоисключающих друг друга процессов: введению незаконно полученных капиталов в легальную экономику и выведению легально заработанных средств в теневой сектор экономики. В конечном итоге в сфере экономики в настоящее время широко распространились и доминируют криминально ориентированные субъекты экономической деятельности. Для абсолютного большинства этих лиц грань между законной и преступной деятельностью носит весьма и весьма условный характер.
Исследования показывают, что происходит последовательный процесс проникновения в деловую среду не только экономической, но и общеуголовной преступности. Выражается это в первую очередь в восприятии и активной эксплуатации многими предпринимателями «ценностей», традиций и норм поведения преступной среды. Использование средств и способов преимущественно не правового, а имущественного и силового характера, «проплаченного» так называемого административного ресурса стало превалирующим в деловых отношениях и все чаще воспринимается самими предпринимателями как обыденное явление.
Вспоминается ставшая уже крылатой фраза профессора А.М.Яковлева о «системообразующей формуле» преступлений в сфере экономической деятельности — об «обмане или злоупотреблении доверием», которые превратились в самые распространенные способы получения доходов <1>.
<1> Яковлев, А.М. Социология экономической преступности / А.М.Яковлев. — М.: Наука, 1988. — С. 50.
В немалой степени этому способствует и негативно-агрессивная направленность правоохранительной системы. Абсолютное большинство предпринимателей воспринимаются отдельными должностными лицами правоохранительных органов как потенциальные преступники либо, по меньшей мере, как околопреступный элемент. Мотивация поведения оперативных сотрудников и следователей зачастую носит откровенно корыстный характер, ничего общего не имеющий с целью разоблачения действительно опасных преступников и преступлений, наносящих колоссальный ущерб обществу и представляющих реальную угрозу экономической безопасности страны.
Анализ данных показывает, что наибольший удельный вес в структуре экономических преступлений составляют преступления против собственности. Велика и доля должностных преступлений. Экономическая нестабильность, низкая правовая культура большинства населения страны, некомпетентность и откровенная слабость контролирующих и правоохранительных органов обусловливают тенденцию к стабильному росту так называемых коррупционных преступлений, в том числе взяточничества.
Коррупция фактически превратилась в разновидность деловой активности, ее в настоящее время можно смело отнести к одному из видов криминальной предпринимательской деятельности. Причем в массовом сознании коррумпированное поведение выглядит вполне оправданным, оно представляется разумным и даже престижным. На социально-групповом уровне коррупционность подкрепляется идеологической надстройкой, обосновывающей право на существование такого рода «коммерческой деятельности» <2>.
<2> Алиев, В.М. Современные тенденции в распространении экономической преступности / В.М.Алиев // Безопасность бизнеса. — 2014. — N 3.
Увеличение количества экономических преступлений связано не только и не столько с активизацией деятельности правоохранительных органов, сколько с отражением тенденции дальнейшей криминализации сферы экономики. Несмотря на рост количества выявляемых преступлений, тем не менее, эти показатели не адекватны реально складывающейся криминогенной обстановке. Как показывают исследования, экономическим преступлениям присущ самый высокий уровень латентности. Зарегистрированные преступления — лишь видимая часть айсберга посягательств на экономические отношения, составляющие, как полагают эксперты, едва ли не его третью часть.
Однако экономические преступления не только выросли количественно, но и изменились качественно. В своей совокупности они составляют преступность, использующую экономические, политико-правовые, идеологические и организационные отношения в своих корыстных целях. Криминализация этих отношений неизбежно ведет к тенденции зависимости экономической политики государства от интересов отдельных криминальных социальных групп. Это и является главной угрозой экономической безопасности страны.
Важнейшим условием эффективности уголовно-правовых норм об ответственности за экономические преступления является их качество. Оно формируется на стадии нормотворчества и принятия уголовного закона и должно обеспечиваться с помощью правил юридической техники. Однако наиболее важными в этом процессе являются не столько сформулированные правильно с правовой, логической, грамматико-стилистической и лингвистической точки зрения дефиниции и термины, сколько учет и отражение в нормах закономерностей регулируемых ими отношений. Определение круга этих закономерностей, исследование их особенностей и научное прогнозирование их развития являются залогом общественного восприятия уголовно-правовой нормы, ее долговечности и стабильности. Такой подход способствовал бы снижению в значительной степени интенсивности уголовно-правового нормотворчества и устранению его хаотичности <3>.
<3> Алиев, В.М. Современные тенденции в распространении экономической преступности / В.М.Алиев // Безопасность бизнеса. — 2014. — N 3.
В Республике Беларусь на государственном уровне уделяется должное внимание подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов путем проверки их на предмет возможных криминогенных и особенно коррупционных рисков.
Образованное, в частности, и для решения этих задач ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь» принимает предусмотренные законодательством меры правового характера по снижению криминогенных рисков в различных сферах общественных отношений. Проводимая в этих целях криминологическая экспертиза проектов правовых актов позволяет объективно и всесторонне прогнозировать возможности возникновения таких негативных процессов, вносить обоснованные предложения об устранении выявленных недостатков, способствующих возникновению рисков криминогенного характера.
Эффективность уголовно-правовых норм об ответственности за экономические преступления во многом зависит от правоприменительной практики, так как даже самый совершенный закон при плохой реализации может оказаться малоэффективным либо вообще недействующим. В этом смысле чрезвычайно важным является как качество применения нормы, то есть неукоснительное и грамотное, в соответствии с буквой и духом закона, правомерное исполнение его предписаний, так и профессиональный уровень самого правоприменителя. К сожалению, нынешнее состояние исполнения уголовного законодательства слабо способствует повышению его эффективности, а нередко в значительной степени снижает действенность предпринимаемых мер в уголовно-правовой сфере.
Обстоятельства, способствующие совершению преступлений, довольно многочисленны и носят разноплановый характер, в том числе внутриобъектовый характер, к ним относятся недостатки технологического, учетно-технологического, организационного и организационно-технологического характера, соблюдения внутриобъектового режима и т.п.
Выявить и устранить эти недостатки, проверить всех потенциальных партнеров по каждой готовящейся сделке правоохранительные органы не могут даже при большом желании, поскольку для этого им нужно было бы постоянно присутствовать на предприятии, анализировать бухгалтерские, учетные документы, технологические процессы, различные сделки и т.п., для того чтобы своевременно выявлять эти недостатки и устранять их в режиме реального времени, а не после совершения преступления.
Естественно, что правоохранительные органы не имеют для этого сил, средств и времени, а в определенной степени и специфических знаний.
В связи с этим, в отличие от правоохранительных органов, действующих в интересах государства и общества в целом, на предприятиях создаются службы безопасности, которые действуют исключительно в интересах конкретных предприятий и их владельцев.
В функции рассматриваемых подразделений входит обеспечение экономической, информационной и внутренней безопасности; обеспечение режима охраны на предприятии.
Основной целью создания и деятельности служб безопасности является защита предпринимательской деятельности от внутренних и внешних посягательств, т.е. безопасность предприятия.
К внутренним посягательствам относятся:
- нарушение порядка режима и охраны, создающее предпосылки для реализации преступными элементами своих целей;
- разглашение сотрудниками предприятия сведений, составляющих коммерческую либо служебную тайну;
- совершение персоналом правонарушений, посягающих на собственность учредителей и акционеров предприятия либо материальные ценности клиентов, партнеров и т.п.
К внешним посягательствам относятся:
- деятельность криминальных структур, направленная на совершение хищений и других экономических преступлений;
- деятельность недобросовестных конкурентов, направленная на дискредитацию либо парализацию работы предприятия, и др.
Основой работы службы безопасности являются постоянный сбор, обработка и анализ информации о реальных угрозах, возникающих либо могущих возникнуть при проведении операций и сделок, установление признаков готовящихся преступлений, разработка мер противодействия возможным противоправным либо преступным посягательствам.
Для установления конкретных обстоятельств, способствующих совершению хищений, работники служб безопасности проводят проверки в части требований, касающихся ведения учета, соблюдения принципа комиссионности, подбора и деятельности работников предприятий, соблюдения правил хранения продукции, просматривают и анализируют видеозаписи досмотра персонала, фактов опломбирования режимной зоны, проверяют состояние инженерно-технических средств охраны.
К мерам профилактического характера следует отнести и всестороннее изучение кандидатов на работу. Важным аспектом при проверке кандидата является получение полной и достоверной информации по предыдущим местам работы, в том числе через каналы партнерских служб безопасности.
Периодической проверке должны подвергаться руководители структурных подразделений и ведущие специалисты предприятия с целью выявления на ранней стадии признаков готовящегося либо совершаемого противоправного посягательства.
Особого внимания требует проверка потенциальных партнеров, в том числе руководителей подрядных организаций, привлекаемых к различного рода работам. Службе безопасности необходимо оценить финансовую устойчивость подрядных организаций.
О финансовой устойчивости свидетельствуют такие данные, как отсутствие просроченной задолженности банкам, бюджету, поставщикам и другим кредиторам. Платежеспособность предприятия подтверждается также наличием остатка и движением денежных средств на расчетном счете.
К отрицательным моментам финансовой устойчивости следует отнести: неплатежи и несвоевременность платежей бюджету, банку и поставщикам, а также тот момент, когда предприятие или коммерческая структура довольно часто обращается за ссудами в банки на длительный период времени.
Наряду с проверкой финансовых и производственных возможностей, криминальных и иных связей подрядных организаций необходимым критерием для отбора партнера является и его репутация, в том числе руководителей данного предприятия.
Таким образом, службы безопасности становятся ключевым инструментом в системе комплексной безопасности и защиты собственности предприятий, создание которой осуществляется исключительно по инициативе и при непосредственном организационном и материальном участии его владельцев <4>.
<4> Казаков, А.Я. Меры предупреждения экономических преступлений, осуществляемые работниками служб безопасности / А.Я.Казаков // Безопасность бизнеса. — 2014. — N 2.
Наряду со службами безопасности предприятий и организаций значительные возможности для предупреждения преступности в сфере экономики имеют контролирующие органы. Социальное предназначение контроля состоит в том, что он служит средством получения информации о происходящих в обществе и его отдельных образованиях процессах, соответствии общественной деятельности намеченным целям, а поведения граждан — установленным обществом правовым и нравственным нормам, выявления причин отклонения от них, разработки мер, противодействующих выявляемым отклонениям.
Контроль является одной из важнейших функций социального управления и состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания. В данном же случае важно подчеркнуть, что он играет роль инструмента предупреждения преступлений, цели которого достигаются:
- в процессе осуществления контрольной деятельности при выявлении правонарушений и виновных лиц;
- при реализации правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям;
- при проведении контролирующими органами конкретных профилактических мер <5>.
<5> Бахрах, Д.Н. Административное право: учеб. для вузов / Д.Н.Бахрах. — М., 1997. — С. 235 — 236.
Контроль является важнейшей функцией государственного управления и одновременно одним из эффективных способов обеспечения дисциплины и законности в государственном управлении, в т.ч. в области противодействия преступности в сфере экономики. Он называется государственным, т.к. осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий.
В настоящее время в Беларуси созданы и функционируют различные государственные органы, которые осуществляют государственный контроль. Например, внутренний контроль осуществляется в министерствах, других органах государственного управления руководителями соответствующих ведомств и специально созданными контрольно-ревизионными подразделениями. Основными задачами такого контроля являются:
- выявление случаев хищений, недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
- принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба;
- разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих, и др.
Особое место в этой системе занимает финансовый контроль, основу которого составляет налоговый, таможенный, валютный контроль, а бюджетно-финансового — денежно-кредитный, административный и парламентский контроль.
Следует отметить, что эффективным средством профилактики преступлений в сфере экономики является неотвратимость реализации ответственности (финансовой, административной) за допущение нарушения в хозяйственной деятельности. Многие контролирующие органы наделены правом привлечения юридических и физических лиц к ответственности за допущенные правонарушения. Например, для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности.
Таким образом, в процессе своей деятельности государственные органы имеют реальные возможности выявлять различные правонарушения, привлекать к установленной законом ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений, предупреждая, таким образом, совершение преступлений в сфере экономики <6>.
<6> Казаков, А.Я. Меры, осуществляемые органами финансового контроля для предупреждения преступности в сфере экономики / А.Я.Казаков // Безопасность бизнеса. — 2014. — N 1.