Одним из способов эффективного противодействия общественно опасным деяниям является использование материалов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в раскрытии преступлений, а также при оперативном сопровождении процесса расследования для создания доказательственной базы и изобличения виновных лиц. Из анализа ст. 16 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД N 289-З) следует, что результаты ОРД могут использоваться в следующих направлениях: 1) для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших; 2) в доказывании по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь.
Во вновь принятом Законе Республики Беларусь от 15.07.2015 N 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД N 307-З) предлагается более исчерпывающий перечень направлений использования материалов ОРД: 1) для выполнения задач ОРД; 2) подготовки и проведения следственных, иных процессуальных действий, доказывания в уголовном процессе; 3) выполнения письменных запросов международных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств в соответствии с Законом об ОРД N 307-З и международными договорами Республики Беларусь, а также на основе принципа взаимности; 4) информирования других органов, осуществляющих ОРД, о сведениях, полученных при выполнении задач ОРД, относящихся к их компетенции.
Материалы ОРД могут являться основанием к возбуждению уголовного дела в соответствии с законодательными актами.
Материалы ОРД учитываются при вынесении решений о допуске отдельных граждан: к государственным секретам; к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды; к участию в ОРД; к содействию органам, осуществляющим ОРД, на конфиденциальной основе.
Материалы ОРД, не содержащие сведений о гражданах, в отношении которых проводились оперативно-розыскные мероприятия, запрещается передавать в орган уголовного преследования или суд.
Рассмотрим лишь отдельные направления использования материалов ОРД. Так, при использовании материалов ОРД для подготовки и осуществления следственных, иных процессуальных действий последние выступают в качестве своего рода «вектора» расследования и имеют ориентирующее (тактическое) значение, так как позволяют правильно определить перечень следственных действий, их последовательность, выбрать оптимальную тактику их проведения и направление расследования в целом. В данном случае результатами ОРД являются сведения о носителях доказательственной информации или фактах, имеющих значение для установления истины по делу (например, о лицах, располагающих интересующими сведениями, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей; об орудиях преступления и местах их хранения и т.п.), об обстоятельствах, имеющих значение для правильной организации и тактики производства следственных действий (например, об особенностях личности разрабатываемых, предполагаемой линии поведения в ходе расследования).
В свою очередь, использование материалов ОРД в доказывании предполагает определенный механизм трансформации полученных в ходе ОРД фактических данных в доказательства и осуществляется в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК), регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
В целях нормативного правового регулирования порядка оформления и предоставления материалов ОРД была утверждена Инструкция о порядке оформления и предоставления оперативными подразделениями органов внутренних дел материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, для их использования в уголовном процессе, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 29.09.2005 N 307 (далее — Инструкция).
Однако проведенный нами анализ указанного нормативного акта позволяет сделать вывод о том, что основное его предназначение — закрепить порядок оформления и предоставления материалов, полученных в ходе ОРД, для последующего их использования в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела. Это следует и из смысла п. 1 Инструкции, в котором говорится о том, что указанный нормативный правовой акт определяет порядок оформления и предоставления материалов «…для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также использования их в качестве доказательств по уголовным делам».
Вместе с тем из содержания п. 12, 19 Инструкции следует, что материалы, полученные в ходе ОРД, могут использоваться также для подготовки и осуществления следственных действий, то есть в качестве ориентирующих сведений, и, несмотря на принципиально различный механизм непосредственного использования материалов ОРД в каждом из обозначенных выше направлений, определяется единый порядок их оформления и предоставления органам, ведущим уголовный процесс (на основании постановления о передаче материалов, полученных в ходе ОРД, с приложением протоколов оперативно-розыскных материалов и других оперативно-служебных документов, а также сопроводительного письма).
На наш взгляд, такой однозначный подход является не совсем верным, так как он не только усложняет порядок оформления и предоставления материалов ОРД для их использования в уголовном процессе для подготовки и осуществления следственных действий (то есть в качестве ориентирующих сведений), но и не в полной мере согласуется с требованиями УПК. Анализ практической деятельности свидетельствует, что для использования материалов ОРД в указанных целях не требуется столь категоричный порядок их оформления и предоставления, так как в большинстве случаев отсутствует необходимость в составлении вышеперечисленных документов, предусмотренных Инструкцией.
Так, в частности, следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий и требовать от них содействия в производстве следственных действий (ч. 7 ст. 36 УПК). Как представляется, такое содействие может заключаться и в совместном планировании этих действий, выборе направлений и тактики их проведения с учетом или на основании полученных в ходе ОРД фактических данных. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что последние представляются следователю не посредством фактической передачи материалов, а путем ознакомления (доведения до сведения, совместного анализа и оценки) с данными, полученными в ходе ОРД, с целью их последующего использования для подготовки и осуществления следственных действий. Как видим, речь идет о предоставлении не столько документальных носителей информации, сколько сведений об их источниках и (или) фактах, которые могут быть подтверждены процессуально. В связи с этим законодатель закрепил в ст. 50 Закона об ОРД N 307-З порядок предоставления и представления материалов ОРД.
В соответствии с п. 5 Инструкции «оперативно-служебные документы, в том числе постановления на право проведения ОРМ, хранятся в делах оперативного учета (ДОУ), заведенных оперативными подразделениями, и не предоставляются для приобщения к материалам уголовного дела, использования в процессе доказывания, за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Республики Беларусь. В необходимых случаях они могут быть предоставлены органу, ведущему уголовный процесс, для проверки, изучения, процессуального осмотра, проведения экспертизы». Однако в соответствии с п. 13 Инструкции «материалы, свидетельствующие об обоснованности и законности проведения ОРМ, представляют собой оперативно-служебные документы в виде постановлений о заведении ДОУ, о проведении ОРМ, в том числе санкционированных прокурором в порядке, установленном Законом об ОРД N 289-З. Названные документы с составлением акта согласно приложению 1 к Инструкции предоставляются в установленном порядке оперативными подразделениями органам, ведущим уголовный процесс, которые хранят их в соответствии с правилами секретного делопроизводства». Резонно возникает вопрос: как будут знакомиться с указанными оперативно-служебными документами обвиняемый и его защитник?
Очевидно, что в настоящее время возникла острая необходимость в разработке и принятии совместного межведомственного нормативного акта, регламентирующего порядок предоставления, представления и использования в уголовном процессе материалов ОРД. В нем с учетом требований ст. 50 Закона об ОРД N 307-З должны быть отражены и урегулированы:
- порядок предоставления материалов ОРД в органы, ведущие уголовный процесс, и другие органы, наделенные правом осуществлять ОРД;
- порядок ознакомления участников уголовного процесса с материалами ОРД;
- порядок оформления и приобщения указанных материалов (за исключением тех, которые нельзя использовать в силу соблюдения правил режима секретности) к материалам уголовного дела;
- порядок рассекречивания материалов ОРД при передаче их в орган уголовного преследования, суд или другой орган, осуществляющий ОРД;
- объем материалов ОРД, с которым может быть ознакомлена сторона защиты;
- объем материалов ОРД, с которым может быть ознакомлен судья, рассматривающий конкретное уголовное дело.
Также целесообразно в указанном нормативном акте сосредоточить формуляры основных оперативно-служебных документов, таких как:
- постановление о проведении ОРМ;
- постановление о приостановлении, возобновлении или прекращении ОРМ;
- постановление о продлении срока проведения ОРМ;
- протокол ОРМ;
- постановление о предоставлении, непредоставлении, об отсрочке предоставления материалов ОРД;
- постановление о рассекречивании материалов ОРД;
- уведомление о непредоставлении материалов ОРД или об отсрочке их предоставления;
- уведомление прокурора или его заместителя о прекращении ОРМ;
- специальное задание;
- запрос органа, осуществляющего ОРД, о проведении ОРМ.
С учетом изложенных нами выше замечаний и предложений издание данного нормативного акта установило бы единый порядок оформления и предоставления, представления материалов ОРД всеми органами, наделенными правом осуществлять ОРД.