В настоящее время приобретение товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета, государственных внебюджетных фондов осуществляется на основании законодательства о государственных закупках.
С одной стороны, именно национальное законодательство регламентирует закупочную деятельность государства посредством проведения процедур государственных закупок. С другой стороны, необходимо учитывать, что данный процесс идет по правилам интеграции и в других государствах — участниках Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Договор) (кроме Республики Беларусь еще и в Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Армения, в перспективе — в Кыргызстане и Таджикистане).
Информационное обеспечение взаимодействия государств — участников Договора и открытость информации о государственных закупках в странах-участницах обеспечены функционированием соответствующих национальных веб-порталов в сфере государственных закупок.
На национальных веб-порталах размещается информация о государственных закупках: извещение о проведении закупки, документация о закупке (в том числе проект договора (контракта) о закупке), изменения в такие извещения, документацию, разъяснения документации о закупке, протоколы, составленные в процессе закупки, сведения о результате процедуры закупки (новация), сведения о договорах (контрактах) о закупках, сведения о результате исполнения договора (контракта) о закупке, сведения о поступлении жалоб (содержание, принятые решения и предписания) (новация).
В целом деятельность Евразийского экономического союза позволяет выравнивать условия для субъектов хозяйствования, обеспечивать рост объемов торгово-экономического сотрудничества, повышать устойчивость экономического роста, минимизировать последствия мирового экономического кризиса.
В соответствии с Договором предусмотрено, что для государств — членов Договора целями и принципами регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок является в том числе обеспечение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков и поставщиков государств-членов к участию в закупках, проводимых в электронном формате, путем взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства-члена, другим государством-членом (п. 1 ст. 88 Договора).
Помимо функционирования национальных порталов — официальных сайтов, где размещается информация о государственных закупках, функционируют электронные торговые площадки, то есть информационные торговые системы, предназначенные для проведения электронных аукционов, запроса ценовых предложений и конкурсов, доступ к которой осуществляется через сайт в глобальной компьютерной сети Интернет.
По общему правилу для целей работы на электронной торговой площадке требуются получение открытого ключа электронной цифровой подписи, установление соответствующего программного обеспечения, аккредитация на электронной торговой площадке (или аккредитация на официальном сайте, поскольку в Республике Беларусь между двумя функционирующими электронными торговыми площадками ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» действует соглашение о взаимном признании сертификатов открытых ключей).
Аналогично на основании ст. 30 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 N 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» могут быть взаимно признаны иностранные сертификаты открытых ключей отдельных электронных торговых площадок, что возможно на основании п. 1 ст. 88 Договора в отношении стран — участниц Договора.
Для целей информационной прозрачности и транспарентности самих процедур государственных закупок в нормах национального законодательства с 01.01.2015 установлены следующие правила.
Во-первых, сведения о поступлении жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам — Министерство торговли Республики Беларусь, их содержании и решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб (протоколы заседания комиссии по рассмотрению жалоб), размещаются уполномоченным государственным органом по государственным закупкам на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке в случае проведения на ней процедуры государственной закупки (ч. 4 п. 8 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 N 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).
Тем самым обеспечивается формирование единообразной открытой для всех заинтересованных позиции Министерства торговли Республики Беларусь по тем спорным вопросам, которые возникают в деятельности заказчиков (организаторов) при их взаимодействии с участниками, и устранение нарушений при проведении процедур государственных закупок.
Во-вторых, для целей прозрачности, а также общественного контроля за проведенными процедурами государственных закупок после размещения на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке протокола о выборе участника-победителя либо признании процедуры государственной закупки несостоявшейся оператор официального сайта, а при проведении процедур государственных закупок на электронной торговой площадке — оператор электронной торговой площадки обеспечивают открытый доступ к предложениям участников, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) представление которой ограничено в соответствии с законодательством (при этом предложение участника процедуры государственной закупки должно содержать заявление о его согласии на размещение в открытом доступе соответствующей информации в предложении).
Необходимо отметить, что на официальном сайте Министерства торговли Республики Беларусь размещена информация о государственных закупках, включая разъяснения действующего законодательства, необходимость в которых возникает при поступлении обращений юридических и физических лиц в Министерство торговли Республики Беларусь, а также при рассмотрении жалоб комиссией Министерства торговли Республики Беларусь.
Таким образом, можно констатировать, что на сегодня информационное обеспечение в сфере государственных закупок отличается полнотой представления информации ее потребителям посредством функционирования официального сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, созданного для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках, посредством функционирования веб-порталов электронных торговых площадок — Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен, Белорусская универсальная товарная биржа. Официальные позиции и разъяснения действующего законодательства о государственных закупках представлены на официальном сайте Министерства торговли Республики Беларусь. Помимо этого, в условиях функционирования Евразийского экономического союза обеспечен доступ, в том числе посредством взаимного признания сертификатов открытых ключей отдельных электронных торговых площадок Российской Федерации и Республики Казахстан, к электронным ресурсам о государственных закупках государств — членов Договора.
Кроме того, в русле процесса совершенствования законодательства для целей исполнения норм Договора о переходе до 2016 года на заключение договоров (контрактов) о закупках в электронном формате (п. 28 приложения 25 к Договору) Министерством торговли Республики Беларусь в разработанный проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» <1> включены соответствующие нормы.
<1> http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=1668&Itemid=688.