Необходимым атрибутом любого государства, без которого оно не может существовать и нормально функционировать, является аппарат власти и управления, реализующийся в деятельности соответствующих органов. С помощью этих органов и работающих в них людей государство обеспечивает организованность и порядок в любой сфере общественной жизни.
Так сложилось многовековой историей человечества, что государство и все его органы ответственны перед обществом и каждым его членом за обеспечение нормальной их жизнедеятельности. В силу этого существует презумпция доверия к государственной власти и управлению, которое обеспечивается добросовестным выполнением лицами, являющимися их представителями, возложенных на них обязанностей, компетентным, в рамках закона, осуществления ими соответствующих функций. Какие-либо нарушения в рамках властных и управленческих структур ведут к утрате доверия к государству, подрыву его авторитета.
Не случайно в Республике Беларусь, как и в любом другом государстве, традиционно преследуются лица, злоупотребляющие своими служебными полномочиями, действующие с их превышением, совершающие служебные подлоги, халатно относящиеся к своим обязанностям. В случаях, указанных в уголовном законе, такие деяния рассматриваются как преступления и в Уголовном кодексе Республики Беларусь (в дальнейшем — УК) объединены в главе 35 по признаку их объекта — интересов службы.
Что такое служба и ее интересы?
Что же собой представляет понятие «служба»? Для нашего лексикона оно представляется привычным, поскольку нередко звучит применительно к государственной, военной службе, службе в органах внутренних дел, в налоговой инспекции и т.п.
По сути, каждый человек, работающий в той или иной сфере деятельности, служит своему делу. Его профессия, специальность, квалификация требуют от него соответствующей отдачи, что связано с выполнением возлагаемых на него определенных обязанностей. Но понятие «служба» в качестве правового имеет несколько иной оттенок. Обратимся к законодательному определению понятия государственной службы как разновидности службы, которое содержится в Законе Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь». В ст. 2 этого Закона она определена как профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.
Таким образом, государственная служба характеризуется следующими признаками:
1) это профессиональная деятельность;
2) это деятельность, осуществляемая лицами, занимающими государственные должности;
3) это деятельность, которая имеет определенные цели:
- а) непосредственную реализацию государственно-властных полномочий;
- б) обеспечение выполнения функций государственных органов.
Указанные цели могут быть представлены как в совокупности, так и в качестве альтернативных целей.
Исходя из указанного определения понятия государственной службы, можно дать общее определение понятия службы как профессиональной деятельности лиц, занимающих соответствующие должности, осуществляемой в целях непосредственной реализации властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций органов или организаций независимо от форм собственности.
Уголовный закон охраняет интересы службы, то есть интересы такой службы, которая обеспечивает нормальное функционирование органа или организации, основанное на неуклонном и четком соблюдении и выполнении обязанностей, возлагаемых на служащего в соответствии с занимаемой им должностью и предназначением самой службы. При этом преступления против интересов службы, предусмотренные в УК, могут совершаться в процессе осуществления соответствующих полномочий в органах или организациях независимо от форм собственности. Иными словами, интересы службы как объект преступлений, совершаемых в данной сфере, рассматриваются достаточно широко. Это интересы и государственной службы и службы в негосударственных органах либо организациях
Совершение каких-либо деяний вопреки интересам службы, то есть явно противоречащих задачам и целям, во имя которых функционирует тот или иной орган либо та или иная организация, признается преступным. Но необходимым условием для этого, как правило, является наличие специального субъекта, то есть должностного лица как лица, несущего особую ответственность за авторитет органа, который он представляет, за соблюдение прав и законных интересов граждан, с которыми он взаимодействует в силу своего служебного положения.
Общественная опасность преступлений против интересов службы состоит в том, что они причиняют существенный вред нормальному функционированию органов государственной власти и управления, аппарату управления учреждений, организаций или предприятий (независимо от форм собственности), а также правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
Кто может быть субъектом преступлений против интересов службы?
Субъектом большинства преступлений против интересов службы, как уже сказано, является должностное лицо. Причем должностными лицами являются далеко не все служащие аппарата управления.
Должностное лицо — это, как правило, лицо, обладающее какими-то властными полномочиями, компетентное приказывать кому-то, распоряжаться чем-то, принимать решения, имеющие для других лиц юридическое значение.
Для того чтобы не было «разночтения» в понимании должностного лица, чтобы это понятие имело единообразное и точное применение в случаях решения вопроса о наличии признаков соответствующих преступлений, в УК достаточно четко очерчен круг лиц, которых следует относить к должностным в зависимости от их полномочий. Согласно части четвертой ст. 4 УК к должностным лицам относятся:
- представители власти;
- представители общественности, наделенные полномочиями представителей власти;
- лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административных обязанностей;
- лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
- должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.
Представителем власти является любой государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы или принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе. В силу указанного критерия Уголовный кодекс отнес к представителям власти и депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов. К представителям власти относятся также работники органов милиции, в том числе и Государственной автоинспекции, органов государственного контроля, государственной безопасности, таможенных органов, органов финансовых расследований и др.
Представителем общественности, наделенным полномочиями представителей власти, является любое лицо, не находящееся на государственной службе, но наделенное в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия. Такими лицами, например, являются народные дружинники, общественные контролеры и т.п.
К лицам, выполняющим организационно-распорядительные обязанности, относятся лица, которые в силу занимаемой должности наделены полномочиями по осуществлению руководства коллективом, включая деятельность по подбору, расстановке кадров, по организации труда, обеспечению трудовой дисциплины и т.п. Такими лицами являются руководители, в подчинении которых имеются другие лица. Это — директора, начальники, заведующие каких-либо организаций либо их подразделений, а также их заместители. Должностным лицом признается любой руководитель (либо его заместитель), уполномоченный в пределах своей компетенции принимать какие-либо решения в отношении лиц, подчиненных им по службе. При этом не имеет значения, постоянно или временно либо по специальному полномочию лицо занимает соответствующую должность. Главное, чтобы указанные обязанности при временном их исполнении либо по специальному полномочию были возложены на лицо в установленном законом порядке. Не имеет также значения форма собственности, на основе которой функционирует организация (учреждение, предприятие). Это может быть как государственное, так и частное предприятие, учреждение и т.п. Должностным лицом признается также лицо, выполняющее указанные обязанности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях (командиры, начальники и т.п.).
К лицам, выполняющим административно-хозяйственные обязанности, относятся лица, которые постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняют обязанности, связанные с управлением или распоряжением имуществом (государственным, общественным, частным) — например, заведующий складом, магазином, базой, мастерской, главный бухгалтер и т.п. Такие обязанности лица могут выполнять в силу своей постоянной должности либо если они временно или по специальному полномочию в установленном порядке на них возложены. При этом следует иметь в виду, что указанные обязанности связаны именно с управлением или распоряжением имуществом (доставка, распределение, списание и т.п.). Если лицо только отвечает за хранение имущества и в силу этого является материально ответственным лицом, это не дает еще основания признать его должностным лицом.
К должностным лицам закон относит также лиц, уполномоченных в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
Общепринято юридически значимые действия рассматривать как действия, в результате совершения которых наступают или могут наступить правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение таких действий, являются по смыслу Уголовного кодекса должностными лицами, независимо от того, занимают они или не занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Такими лицами можно признать и лиц, которые по общему правилу не являются должностными лицами (например, врачи, учителя и воспитатели, адвокаты и т.п.), но в определенных случаях уполномочены на совершение юридически значимых действий (например, врач при выдаче листков нетрудоспособности, при заключении о состоянии здоровья для призывных комиссий и т.д.).
Должностные лица являются субъектами большинства преступлений против интересов службы, к которым относятся, в частности такие деяния, которые связаны со злоупотреблениями по службе. По сути, в широком смысле этого слова, которое толкуется как незаконное, преступное использование своих прав, возможностей во вред кому-нибудь или чему-нибудь <*>, злоупотребление властью или служебными полномочиями является характерной чертой многих преступлений, совершаемых должностными лицами, и направленных не только против интересов службы. В различных главах Особенной части УК предусматривается ответственность за преступления, связанные со злоупотреблением должностным лицом служебными полномочиями, их использованием в преступных целях (например, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК), незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь (ст. 224 УК), контрабанда (ч. 3 ст. 228 УК) и другие). Но в группе преступлений против интересов службы выделяются в качестве самостоятельных преступлений общественно опасные деяния, непосредственно причиняющие существенный вред таким интересам. Признаки этих преступлений и будут рассмотрены в настоящей статье.
<*> Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 226.
Злоупотребление властью или служебными полномочиями
Ответственность за это преступление предусмотрена в ст. 424 УК. Оно определено как умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
Чтобы признать в действиях должностного лица наличие признаков указанного преступления, необходимо следующее:
1) должностное лицо совершает действия с использованием своих служебных полномочий;
2) указанные действия совершаются вопреки интересам службы;
3) в результате указанных действий наступает любое из последствий:
- а) причинение ущерба в крупном размере;
- б) причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан;
- в) причинение существенного вреда общественным или государственным интересам.
4) между совершенными должностным лицом действиями и наступившими последствиями должна иметь место причинная связь.
Указанное преступление является одним из распространенных преступлений против интересов службы, совершаемых в Республике Беларусь. Например, в 2003 и в 2004 г.г. по ст. 424 УК было осуждено соответственно 70 и 85 должностных лиц, что составило от общего количества осужденных за все преступления против интересов службы 8,3% и 9, 3%.
Характерным признаком этого преступления является совершение должностным лицом действий, входящих в его компетенцию, но противоречащих интересам службы. Иными словами, данное преступление будет иметь место только в том случае, если лицо, во-первых, действовало в пределах своих полномочий и, во-вторых, совершило незаконные действия вопреки интересам службы. Кроме этого, требуется еще и наступление указанных выше последствий. При этом ущербом в крупном размере признается ущерб, в 250 и более раз превышающий размер базовой величины. Существенный вред правам и законным интересам может быть выражен, прежде всего, в существенном нарушении прав и свобод граждан, закрепленных и гарантированных Конституцией Республики Беларусь (например, право на личную свободу и неприкосновенность, на труд, охрану здоровья, неприкосновенность жилища и др.). Существенный вред, причиненный государственным или общественным интересам, может быть выражен в создании препятствий для нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, организаций.
Приведем пример злоупотребления служебными полномочиями, повлекшего причинение ущерба в крупном размере. Директор совместного предприятия, получив от иностранной фирмы 1 миллион долларов на закупку сырья, половину этой суммы выдал работникам предприятия в качестве оплаты их труда. Данное должностное лицо действовало в пределах своей компетенции (он был вправе распоряжаться полученными средствами), но его действия были совершены вопреки интересам самого предприятия. Кроме того, его действиями был причинен крупный ущерб совместному предприятию, поскольку выделенные средства были использованы не по назначению. Подобные случаи нередки. Они, как правило, выражаются в нецелевом использовании средств. Таким образом, действия должностного лица, совершенные в пределах его полномочий, но вопреки интересам службы и повлекшие последствие в виде причинения ущерба в крупном размере, явились обязательными составляющими преступного злоупотребления властью или служебными полномочиями.
Злоупотребления властью или служебными полномочиями совершаются в различных сферах осуществления деятельности должностных лиц и носят самый разнообразный характер. При этом разнообразный характер имеют и мотивы совершаемых преступлений. Они могут быть личными, корыстными, ложно понятыми интересами службы, выражаться в желании продвинуться по службе, стремлении скрыть какие-либо недочеты в работе организации и т.п.
Совершение такого преступления из корыстной или иной личной заинтересованности рассматривается как обстоятельство, отягчающее ответственность, и влечет применение более строгих мер наказания. Корыстная заинтересованность означает стремление должностного лица извлечь для себя или его близких выгоду имущественного характера либо избавить себя или близких от материальных затрат. Иная личная заинтересованность означает любые некорыстные побуждения должностного лица, имеющие личный характер (например, стремление продвинуться по службе, получить награду, оказать услугу другому лицу в целях получения взаимности, заручиться поддержкой и т.п.).
Должностное лицо, в компетенцию которого входило распределение квартир, вместо предоставления квартиры особо нуждающемуся работнику выделил ее своей сожительнице. Данное злоупотребление повлекло существенное нарушение прав и законных интересов работника, объективно заслуживающего предоставления ему квартиры.
В ч. 3 ст. 424 УК предусмотрена повышенная ответственность за указанное преступление, если оно было совершено при следующих отягчающих обстоятельствах:
- должностным лицом, занимающим ответственное положение;
- при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества;
- если наступили тяжкие последствия.
Злоупотребление властью или служебными полномочиями лицом, занимающим ответственное положение, наносит существенный вред авторитету государственной власти, подрывает уважение к ней со стороны граждан. Лица, занимающие ответственное положение, наделены большим кругом прав и полномочий, преступные действия, совершаемые в пределах этих высоких полномочий, влекут и более значимые негативные последствия.
В целях единообразного и точного применения закона в УК предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, которые относятся к должностным лицам, занимающим ответственное положение. Согласно ч. 5 ст. 4 УК к таким лицам относятся:
- Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители;
- руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству Республики Беларусь и их заместители;
- руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители;
- судьи;
- прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители;
- начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители, следователи;
- руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, таможенных органов и их заместители.
Повышенную опасность представляет и совершение указанных действий при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества. Должностные лица, используя свою власть или полномочия и злоупотребляя ими, имеют широкие возможности решить указанные вопросы в свою пользу, в пользу близких родственников, знакомых и т.п. Законом от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями) определены объекты и субъекты приватизации, органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию государственного имущества, установлен порядок их осуществления. Должностные лица, злоупотребившие своими полномочиями в нарушение требований указанного Закона, несут повышенную ответственность. Злоупотребления должностных лиц в этой сфере могут выразиться, например, в безвозмездной передаче государственного имущества, подлежащего продаже за определенную цену, чем будут нарушены государственные интересы, либо в продаже имущества, подлежащего безвозмездной передаче, чем будут нарушены интересы граждан или юридических лиц.
Значительно повышает опасность злоупотреблений должностных лиц наступление в результате их совершения тяжких последствий. Содержание таких последствий закон не определил. В каждом конкретном случае вопрос о том, являются ли наступившие последствия тяжкими, решает суд с учетом всех обстоятельств дела. На практике к тяжким последствиям относят причинение ущерба в особо крупном размере (то есть в размере на сумму, в тысячу и более раз превышающем размер базовой величины, установленной на день совершения преступления), причинение вреда жизни или здоровью человека (смерти либо тяжкого телесного повреждения), дезорганизацию работы органа, организации и т.п.
Злоупотребление властью или служебными полномочиями без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 424 УК), либо совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 ст. 424 УК) относится к менее тяжким преступлениям. Максимальное наказание за его совершение предусмотрено в виде лишения свободы соответственно на срок до трех и до шести лет. При этом суд может лишить должностное лицо права занимать определенные должности в течение установленного срока.
Следует отметить, что Законом от 22 июля 2003 г., основной целью принятия которого была гуманизация уголовной политики, наряду со смягчением уголовной ответственности за целый ряд преступлений существенно ужесточена ответственность за так называемые коррупционные преступления, что обусловлено требованием усиления борьбы с коррупцией, закрепленным в европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., ратифицированной Республикой Беларусь 22 апреля 2003 г.
Наряду с повышением ответственности за получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве были ужесточены санкции за злоупотребление властью или служебными полномочиями. В частности, за это преступление, совершенное без отягчающих обстоятельств, максимальный срок лишения свободы был увеличен с двух до трех лет (ч. 1 ст. 424 УК). За данное деяние, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, максимальный срок лишения свободы увеличен с четырех до шести лет, введен также минимальный срок этого наказания — два года. Указанное преступление, совершенное при отягчающих обстоятельствах, предусмотренных в ч. 3 ст. 424 УК, наказывается теперь лишением свободы на срок от трех до десяти лет (прежняя санкция — до восьми лет).
Государство в очередной раз подтвердило свою готовность вести непримиримую борьбу с коррупцией, а, значит — и активно защищать интересы многих и многих граждан, которые могут оказаться жертвами этого достаточно устойчивого и опасного явления. Это проявилось в усилении ответственности и за другие преступления против интересов службы.
Служебный подлог
Разновидностью злоупотреблений служебными полномочиями является служебный подлог. Нередко он «идет в упряжке» с преступлением, предусмотренным ст. 424 УК. И если имеются признаки злоупотребления властью или служебными полномочиями, то и служебный подлог охватывается этим преступлением.
Приведем пример. Директор общества с ограниченной ответственностью, вступив в сговор с другими должностными лицами, в течение 8 месяцев систематически извлекал для временного использования с целью получения наживы денежные средства, находящиеся на балансе головного предприятия. С этой целью они готовили подложные договора, письма, платежные поручения и другие документы на передачу денежных средств несуществующим субъектам хозяйствования. В данном случае служебный подлог явился способом совершения более тяжкого преступления — злоупотребления властью или служебными полномочиями (ч. 2 ст. 424 УК).
При отсутствии же признаков данного либо иного более тяжкого преступления служебный подлог рассматривается как самостоятельное преступление, предусмотренное в ст. 427 УК.
Это преступление также причиняет вред интересам службы. Оно имеет свой предмет. Им являются официальные документы, то есть письменные акты государственных или иных органов, а также организаций независимо от форм собственности, либо индивидуальных предпринимателей или уполномоченных ими лиц, составленные в надлежащем порядке, как по форме, так и по содержанию, и имеющие юридическое значение.
Служебный подлог может выражаться в следующих действиях:
- во внесении заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, то есть во внесении в подлинный официальный документ сведений и записей, не соответствующих действительности;
- в подделке официальных документов, то есть во внесении изменений (поправок, подчисток) в подлинный документ;
- в составлении и выдаче заведомо ложных документов, то есть в изготовлении подложных документов и передаче их третьему лицу.
Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом и при наличии корыстной или иной личной заинтересованности, понятие которых нами определено выше. Отсутствие указанных мотивов означает отсутствие состава преступления — служебного подлога. Он влечет иные виды ответственности (например, дисциплинарную).
Повышенная ответственность предусматривается за служебный подлог, совершенный с целью искажения данных государственной статистической отчетности (ч. 2 ст. 427 УК).
В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями, ответственность за служебный подлог наступает независимо от последствий. Само действие уже образует оконченное преступление.
Особенностью этого преступления является и то, что его субъектом может быть не только должностное лицо, но и лицо, уполномоченное на составление и выдачу официальных документов. Например, секретарь Жилищно-эксплуатационной службы была уполномочена начальником службы выдавать справки гражданам о размере занимаемой ими жилищной площади. По просьбе своей знакомой, имевшей намерение прописать в своей квартире посторонних лиц, она выдала ей ложный документ, в которой значился завышенный размер жилплощади, не соответствующий действительности. В действиях этой работницы содержится состав служебного подлога, хотя она и не является должностным лицом.
Служебный подлог, предусмотренный ч. 1 ст. 427 УК, относится к преступлениям, не представляющим большой общественной опасности. Максимальное наказание, которое может быть назначено за него, это лишение свободы сроком до двух лет. Более строго наказывается служебный подлог, совершенный с целью искажения данных статистической государственной отчетности (ч. 2 ст. 427 УК). Это преступление является менее тяжким, максимальное наказание за его совершение предусмотрено в виде лишения свободы на срок до трех лет.
Среди преступлений против интересов службы служебный подлог является наиболее распространенным преступлением. В 2003 г. и в 2004 г. за это преступление было соответственно осуждено 250 и 256 лиц, что от общего количества осужденных за преступления интересов службы составило 29, 4 % и 28%. Большинство виновных в данном преступлении осуждено к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Превышение власти или служебных полномочий
В системе преступлений против интересов службы серьезную опасность представляет превышение власти или служебных полномочий, предусмотренное ст. 426 УК. В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями данное преступление состоит в совершении действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий должностного лица. При этом такое превышение может заключаться в совершении действий, входящих в компетенцию вышестоящих должностных лиц, либо других лиц или коллегиальных органов. Превышением власти или служебных полномочий будет также совершение действий, которые должностное лицо было не вправе совершать ни при каких условиях (оскорбление, насилие, угрозы и т.п.).
Превышение власти или служебных полномочий признается преступлением только лишь в случае наступления последствий в виде причинения ущерба в крупном размере, существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам. О содержании указанных последствий уже говорилось. Они аналогичны последствиям, образующим признаки злоупотребления властью или служебными полномочиями.
Аналогичны и квалифицирующие признаки данного преступления (совершение из корыстной или иной личной заинтересованности — ч. 2 ст. 426 УК, совершение преступления лицом, занимающим ответственное положение, наступление тяжких последствий — ч. 3 ст. 426 УК).
Однако, если совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряжено с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, уголовная ответственность, и при этом повышенная, наступает независимо от наступления каких-либо последствий. Действия должностного лица потому и считаются превышением власти или служебных полномочий, что они сами по себе преступны.
Под насилием понимается любое физическое или психическое воздействие на лицо. При этом физическим насилием охватывается любое насилие (побои, удары, ограничение или лишение свободы и т.п.). Психическое насилие — это угрозы применением физического насилия.
Под мучениями понимается причинение особых страданий потерпевшему (длительное лишение пищи, питья или тепла, помещение лица во вредные для здоровья условия и т.п.).
Оскорбление — это умышленное унижение чести и достоинства личности потерпевшего, выраженное в неприличной форме.
Применение оружия означает фактическое применение любого вида оружия (огнестрельного, холодного, газового и т.п.), использование его для физического воздействия на потерпевшего, а также для психического воздействия на него (угрозы применением физического воздействия). Применение специальных средств означает фактическое незаконное (то есть в случаях, не вызываемых необходимостью) применение специальных средств, предназначенных для иных, полезных целей (наручники, дубинки, слезоточивый газ и т.п.).
Например, начальник автотранспортного комбината под угрозой применения газового пистолета заставил водителя автобуса, отказывавшегося выехать в рейс по состоянию здоровья, сесть за руль и выехать.
Превышение власти или служебных полномочий считается одним из опасных преступлений против интересов службы. В 2003 и в 2004 гг. по ст. 426 УК было осуждено соответственно 40 и 44 должностных лиц, что составило от общего количества осужденных за преступления против интересов службы 4,7% и 4,8%.
Вышеупомянутым Законом от 22 июля 2003 г. санкции за это преступление были также ужесточены. За преступление, совершенное без отягчающих обстоятельств, максимальный предел наказания в виде лишения свободы был повышен с двух до трех лет, в связи с чем оно перешло из категории преступления, не представляющего большой общественной опасности, в менее тяжкое преступление. За это преступление, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, максимальный срок лишения свободы увеличился с трех до шести лет. А за преступление, совершенное при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 426), максимальный срок лишения свободы увеличен с восьми до десяти лет.
Бездействие должностного лица и служебная халатность
Бездействие должностного лица, ответственность за которое предусмотрена в ст. 425 УК, состоит в умышленном бездействии должностного лица, которое оно допускает вопреки интересам службы, то есть в несовершении им действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей.
Такое бездействие влечет ответственность, если оно было сопряжено с попустительством преступлению либо повлекло указанные в ст. 425 последствия в виде: причинения ущерба в крупном размере, существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (ч. 1 ст. 425 УК).
Чтобы установить наличие в поведении должностного лица преступного бездействия, необходимо, прежде всего, определить, какие конкретно действия оно должно было совершить, исходя из круга его полномочий. Кроме того, необходимо установить, могло ли в конкретной ситуации данное должностное лицо выполнить возложенные на него обязанности и совершить действия, охватываемые его компетенцией.
Неисполнение должностным лицом действий, сопряженных с попустительством преступлению, означает умышленное невоспрепятствование готовящемуся или совершаемому преступлению. При этом за данное деяние подлежит ответственности не любое должностное лицо, а лицо, обязанное в силу своей компетенции противодействовать преступной деятельности (например, работники милиции, начальники военных подразделений, руководители предприятий, учреждений, организаций и т.п.). Например, директор мясокомбината, зная, что с его предприятий систематически похищается продукция их работниками, не предпринимает никаких мер в целях пресечения преступной деятельности этих лиц, боясь, например, огласки, падения авторитета и т.п. При этом не требуется наступления каких-либо последствий, указанных в ст. 425 УК (причинение ущерба в крупном размере, существенного вреда правам и интересам граждан и др.). В данном случае само совершение преступления делает преступным бездействие должностного лица, не воспрепятствовавшего его совершению.
В других случаях бездействие должностного лица (если оно не сопряжено с попустительством преступлению) влечет ответственность лишь при наличии указанных выше последствий. Они аналогичны последствиям применительно к ранее рассмотренным преступлениям против интересов службы.
Аналогичны и квалифицирующие признаки данного преступления: бездействие из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 ст. 425 УК), совершение лицом, занимающим ответственное положение, и наступление тяжких последствий (ч. 3 ст. 425 УК).
Сходным в некоторой степени с бездействием должностного лица является служебная халатность, предусмотренная в ст. 428 УК.
Она заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих служебных обязанностей. Но такие бездействие (неисполнение) либо действие (ненадлежащее исполнение) являются не умышленными, а неосторожными, как следствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Ответственность за служебную халатность связывается с наступлением последствий в виде причинения ущерба в особо крупном размере, а также в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
В качестве квалифицирующего признака указанного состава преступления закон устанавливает наступление тяжких последствий, особо выделяя при этом смерть человека. К иным тяжким последствиям следует также отнести причинение одному или более лицам тяжких телесных повреждений, причинение менее тяжких телесных повреждений большому количеству людей и т.п.
В 2003 и 2004 гг. за служебную халатность было осуждено соответственно 70 и 50 должностных лиц, что от общего количества преступлений против интересов службы составило 10,6% и 5,5%. В это число вошло 24 лица, осужденных за служебную халатность при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 428 УК).
Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Законом от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» установлены определенные ограничения для государственных служащих, что вытекает из их особого статуса как лиц, уполномоченных государством на выполнение соответствующих функций. В качестве одного из ограничений, связанных с государственной службой, в ст. 22 Закона предусмотрено, что государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение. Данная норма призвана обеспечить равенство граждан в реализации своего права на занятие предпринимательской деятельностью, исключить «обходные пути» для этого, выражающиеся в льготах, покровительстве, предоставлении преимущества для тех лиц, которые, имея доступ к государственной службе, могут успешно решать свои личные проблемы. Но лица, находящиеся на государственной службе, но не относящиеся к должностным лицам, уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности не несут.
В ст. 429 УК предусмотрена такая ответственность лишь должностных лиц, находящихся на государственной службе.
Преступными признаются следующие альтернативные действия должностного лица:
- учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность;
- участие в управлении организацией, осуществляющей такую деятельность.
Учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, означает создание любой коммерческой организации или некоммерческой организации, но осуществляющей предпринимательскую деятельность.
Участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, — это осуществление должностным лицом лично или через доверенное лицо каких-либо управленческих функций в этой организации (например, участие в коллективных управленческих органах организации в качестве их члена, работа по совместительству в качестве сотрудника организации, выполняющего функции по ее управлению).
Ответственность за указанные действия наступает лишь в том случае, если должностное лицо, используя свои служебные полномочия, предоставило организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льготы и преимущества либо покровительство в иной форме (например, обеспечило льготное кредитование или налогообложение).
Субъектом данного преступления является должностное лицо, находящееся на государственной службе. Понятие должностного лица и государственной службы мы рассмотрели ранее.
Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.
Указанным выше Законом от 22 июля 2003 г. ответственность за это преступление также усилена. Теперь за его совершение может быть назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (такое наказание осталось без изменений), ограничение свободы на срок до трех лет (ранее было — до двух) или лишение свободы на срок до пяти лет (ранее было — до двух).
Таким образом, анализ преступлений против интересов службы показывает, что уголовный закон устанавливает под угрозой весьма строгих наказаний запреты на совершение различных деяний, способных причинить существенный вред общественным отношениям, обеспечивающим нормальную деятельность как государственных, так и негосударственных органов и организаций, их авторитету.
Должностные лица, а также иные лица, находящиеся на службе, ответственны за выполнение доверенных им функций и в силу ст. 59 Конституции Республики Беларусь обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
В группу преступлений против интересов службы входят также получение взятки (ст. 430), дача взятки (ст. 431), посредничество во взяточничестве (ст. 432) и получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433). Но эти преступления требуют самостоятельного анализа.