Использование таможенными органами информации, содержащейся в единой государственной системе регистрации и учета правонарушений Республики Беларусь

01.01.2007 вступил в силу Закон Республики Беларусь от 09.01.2006 N 94-З «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» (далее — Закон). Разработка и принятие Закона были вызваны необходимостью создания системы государственного статистического наблюдения за состоянием правопорядка, принятия на основе статистической информации о правонарушениях научно обоснованных решений по совершенствованию правоохранительной деятельности. Закон позволяет обеспечивать государственные органы и организации, осуществляющие уголовное преследование и ведущие административный процесс, информацией о правонарушениях, а также применяется в иных целях, вытекающих из функций этих органов.

Закон регулирует вопросы осуществления регистрации и учета правонарушений, унифицирует порядок формирования и использования автоматизированных банков данных о правонарушениях в целях исключения дублирования статистической и справочной информации о правонарушениях и лицах, их совершивших.

Во исполнение статей 10, 11, 12 Закона Советом Министров Республики Беларусь 20.07.2006 принято постановление N 909 «Об утверждении Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений» (далее — постановление N 909).

Положение о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденное постановлением N 909 (далее — Положение), определяет порядок:

  • для органов уголовного преследования, органов, ведущих административный процесс, и судов — присвоения регистрационного номера правонарушению, фиксации сведений о правонарушении и передачи сведений о правонарушениях в органы внутренних дел;
  • для органов, осуществляющих исполнение наказаний, — фиксации сведений о правонарушении и передачи сведений о правонарушениях в органы внутренних дел;
  • для органов внутренних дел — помещения сведений о правонарушениях в единый государственный банк данных о правонарушениях, хранения сведений о правонарушениях в едином государственном банке данных о правонарушениях и их уничтожения, предоставления сведений о правонарушениях, хранящихся в едином государственном банке данных о правонарушениях.

Регистрацию административных правонарушений с 01.01.2007 осуществляют государственные органы и иные государственные организации, должностные лица которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях либо рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также суды.

Регистрацию преступлений — органы предварительного расследования, прокуроры, общие суды и органы, осуществляющие исполнение наказаний.

Учет правонарушений — информационные подразделения органов внутренних дел.

Под регистрацией правонарушения понимается присвоение органами уголовного преследования, органами, ведущими административный процесс, и судами правонарушению регистрационного номера и фиксация сведений о правонарушении.

Учет правонарушений — помещение органами внутренних дел сведений о правонарушениях, зарегистрированных органами уголовного преследования, органами, ведущими административный процесс, и судами, в единый государственный банк данных о правонарушениях.

Таможенные органы Республики Беларусь в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК), Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТмК), Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) являются органами уголовного преследования и органами, ведущими административный процесс.

Согласно статье 37 УПК таможенные органы являются органами дознания по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению. Наряду с положениями статьи 37 УПК, статья 7 ТмК ТС и статья 321 ТмК определяют и конкретизируют таможенные органы как органы дознания по делам:

  • о контрабанде;
  • о незаконном экспорте объектов экспортного контроля (технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов, оборудования, используемых при создании оружия массового поражения);
  • о невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей;
  • об уклонении от уплаты таможенных платежей.

Законами может быть отнесено к ведению таможенных органов производство дознания по иным уголовным делам.

В связи с ведением уголовного процесса таможенные органы используют сведения о правонарушениях, хранящиеся в едином государственном банке данных о правонарушениях. Данная информация используется в целях установления фактов привлечения к уголовной или административной ответственности лиц, подозреваемых в совершении преступлений в сфере таможенного дела, а также для правильной квалификации преступлений, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

В ходе ведения административного процесса также используются сведения о правонарушениях, хранящиеся в едином государственном банке данных о правонарушениях. Например, в целях наложения административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений либо установления факта совершения административного правонарушения повторно в течение года.

В соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» таможенные органы наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях предупреждения, выявления, пресечения преступлений, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Должностные лица таможенных органов, уполномоченные на ведение оперативно-розыскной деятельности, используют сведения о правонарушениях, хранящиеся в едином государственном банке данных о правонарушениях, для получения информации, характеризующей лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

В соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 N 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон N 453-З) таможенные органы осуществляют деятельность по предотвращению и пресечению правонарушений в сфере таможенного дела, выявлению, анализу, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих совершению таких правонарушений, а также выявлению, учету, правовому воспитанию граждан, склонных к противоправному поведению в сфере таможенного дела.

Исходя из задач, установленных Законом N 453-З, таможенные органы используют сведения о правонарушениях, хранящиеся в едином государственном банке данных о правонарушениях, в целях профилактики правонарушений в сфере таможенного дела. Например, в соответствии с нормами статьи 29 Закона N 453-З основанием для постановки на профилактический учет является совершение повторно в течение года умышленного административного правонарушения.

Кроме вышеуказанных случаев сведения о правонарушениях, хранящиеся в едином государственном банке данных о правонарушениях, таможенными органами используются и в таможенных целях.

В соответствии с нормами статьи 276 ТмК при осуществлении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципов целевой направленности таможенного контроля, выборочности отдельных операций и объектов такого контроля.

При определении целей, выборе операций и объектов таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается оцененная таможенными органами возможность несоблюдения таможенного законодательства.

Система управления рисками применяется в целях эффективного использования ресурсов таможенных органов для выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства и заключается в определении товаров, документов и лиц, в отношении которых подлежат применению установленные ТмК операции таможенного контроля.

В соответствии с нормами статьи 128 ТмК ТС таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

В соответствии с пунктом 3 Положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2008 N 419, целью системы управления рисками является создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, оптимального распределения ресурсов таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства:

  • имеющих общественно опасный характер;
  • связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также от соблюдения запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера;
  • способных нанести вред окружающей среде, жизни и здоровью граждан либо существующему порядку таможенного регулирования.

Сведения о правонарушениях, хранящиеся в едином государственном банке данных о правонарушениях, позволяют решать такие задачи, как:

  • выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;
  • создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование системы управления рисками;
  • разработка методик (программ) по выявлению рисков;
  • разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;
  • разработка и внедрение новых программных средств для обработки информации при использовании системы управления рисками;
  • определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений об их оптимальном распределении;
  • разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;
  • контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;
  • накопление и анализ информации о результатах применения отдельных операций таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений;
  • оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и в случае необходимости осуществление корректировки ранее принятых решений.

Исходя из норм ТмК ТС, ТмК, Указа Президента Республики Беларусь от 18.07.2011 N 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах» (далее — Указ N 319) Государственный таможенный комитет Республики Беларусь формирует реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

К таким лицам относятся лица, заинтересованные в осуществлении деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения и владельца таможенного склада, уполномоченных экономических операторов. Кроме этого, таможенными органами выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению.

Нормами Указа N 319 определяются порядок и условия включения соответственно в реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения и реестр владельцев таможенных складов, уполномоченных экономических операторов и исключения из этих реестров, а также порядок выдачи квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и его аннулирования.

Так, заинтересованное лицо на день обращения с заявлением о включении в соответствующий реестр считается в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму двести пятьдесят базовых величин и более. Для подтверждения указанных сведений необходимо получить соответствующую информацию о правонарушениях в сфере таможенного дела.

Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению аннулируется в том числе и в случае, если:

  • вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению в течение определенного срока;
  • специалист по таможенному оформлению неоднократно (два и более раза в течение календарного года) привлекался к административной ответственности за совершение административных таможенных правонарушений.

Кроме этого, лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован, не вправе обращаться с заявлением о получении нового квалификационного аттестата:

  • в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда, предусматривающим наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению в течение определенного срока;
  • в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному взысканию.

Свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов отзывается путем принятия соответствующего решения в связи с совершением уполномоченным экономическим оператором или его должностным лицом административного таможенного правонарушения, повлекшего конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму более двухсот пятидесяти базовых величин, или привлечением должностного лица уполномоченного экономического оператора к уголовной ответственности в соответствии со статьями 228 — 231 Уголовного кодекса Республики Беларусь в связи с осуществлением деятельности уполномоченным экономическим оператором.

Лица, заинтересованные в получении информации о правонарушениях в сфере таможенного дела, могут обратиться в информационно-аналитические подразделения ГУВД, УВД для получения соответствующей информации.

Положением детально регламентирован порядок предоставления сведений о правонарушениях. В частности, определено, что сведения предоставляются органам уголовного преследования, органам, ведущим административный процесс, и судам на безвозмездной основе, физическим лицам (так называемые справки об отсутствии судимости и привлечения к административной ответственности) — за плату в размере 0,5 базовой величины (в течение 15 суток) либо в размере одной базовой величины (в течение 3 суток).

Раздел VI Положения регулирует порядок предоставления сведений о правонарушениях, хранящихся в едином государственном банке данных о правонарушениях.

Гражданам в различных ситуациях требуется информация о наличии / отсутствии фактов привлечения их к уголовной или административной ответственности, а юридическим лицам — о наличии / отсутствии фактов привлечения их к административной ответственности. Как правило, это связано с подачей различных гражданских исков, защитой чести и достоинства, деловой репутации, с выездом за границу и с другими случаями.

Сведения о правонарушениях, затрагивающие тайну личной жизни физических лиц либо коммерческую или иную охраняемую законом тайну юридических лиц, предоставляются другим государственным органам и иным организациям Республики Беларусь только с согласия указанных лиц.

Согласие физического или юридического лица на предоставление сведений о правонарушениях, затрагивающих тайну личной жизни физических лиц либо коммерческую или иную охраняемую законом тайну юридических лиц, другими государственными органами и иными организациями Республики Беларусь оформляется письменно, заверяется руководителем или уполномоченным им должностным лицом государственного органа или иной организации либо нотариально и приобщается к запросу, направляемому в информационно-аналитическое подразделение органа внутренних дел.

Сведения о правонарушениях, хранящиеся в едином государственном банке данных о правонарушениях, предоставляются государственным органам и иным государственным организациям Республики Беларусь, финансируемым из республиканского и (или) местного бюджетов, бесплатно, другим организациям — на платной основе, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Если другой государственный орган или иная организация является гражданским истцом по уголовному делу либо потерпевшим по делу об административном правонарушении, сведения о правонарушениях по этим делам, хранящиеся в едином государственном банке данных о правонарушениях, предоставляются указанным организациям безвозмездно.

Глава 23 Положения устанавливает порядок предоставления сведений о правонарушениях физическим лицам.

Так, сведения о правонарушениях, хранящиеся в едином государственном банке данных о правонарушениях, предоставляются информационно-аналитическими подразделениями ГУВД, УВД физическому лицу на платной основе при его личном обращении в указанные подразделения с письменным заявлением не позднее пятнадцати суток со дня принятия заявления.

При обращении с заявлением физическое лицо представляет документ, подтверждающий оплату за предоставление сведений о правонарушениях, а также документ, удостоверяющий личность, или свидетельство о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь (в случае отсутствия документа, удостоверяющего личность).

В заявлении физическим лицом указываются:

  • его фамилия, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения, место жительства;
  • серия (при наличии), номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего документ, удостоверяющий личность, или свидетельство о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь (в случае отсутствия документа, удостоверяющего личность), идентификационный номер (при наличии);
  • сведения об изменении им в установленном порядке анкетных данных, а также места жительства (область) за истекшие пятнадцать лет;
  • запрашиваемый объем сведений о правонарушениях.

Если физическим лицом в заявлении недостоверно указаны перечисленные сведения, то начальник информационно-аналитического подразделения ГУВД, УВД принимает решение об отказе в предоставлении сведений о правонарушениях, о чем уведомляется заявитель. Денежные средства, уплаченные физическим лицом за предоставление сведений о правонарушениях, в случае отказа в их предоставлении заявителю не возвращаются.

Сведения о правонарушениях физическому лицу предоставляются в виде справки, подписанной начальником или заместителем начальника информационно-аналитического подразделения ГУВД, УВД и заверенной печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь, в которой указываются предоставляемые сведения о правонарушениях либо подтверждается их отсутствие в едином государственном банке о правонарушениях.

Справка вручается лично заявителю при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или свидетельства о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо свидетельства о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь (в случае отсутствия документа, удостоверяющего личность).

Физическое лицо не вправе запрашивать сведения о правонарушениях, затрагивающие тайну личной жизни других физических лиц либо коммерческую или иную охраняемую законом тайну юридических лиц, за исключением случаев обращения за данными сведениями на основании нотариально заверенной доверенности.

Если физическое лицо является потерпевшим по уголовному делу либо делу об административном правонарушении, сведения о правонарушениях по этим делам, хранящиеся в едином государственном банке данных о правонарушениях, предоставляются указанному лицу безвозмездно.

Заявления физических лиц по вопросам предоставления сведений о правонарушениях, хранящихся в едином государственном банке данных о правонарушениях, поступившие в органы внутренних дел по почте, удовлетворению не подлежат.

Физические лица, находящиеся за пределами Республики Беларусь, для получения сведений о правонарушениях, помещенных в единый государственный банк данных о правонарушениях, обращаются в консульские учреждения и дипломатические представительства Республики Беларусь в порядке, установленном Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

Исходя из изложенного нормативные правовые акты в сфере единой государственной системы регистрации и учета правонарушений позволяют соблюсти законные интересы физических и юридических лиц в части сведений, затрагивающих тайну личной жизни физических лиц либо коммерческую или иную охраняемую законом тайну юридических лиц.