Изменение порядка регулирования закупок, осуществляемых государственными предприятиями и организациями с долей государственной собственности за счет собственных средств

Осуществление государственными предприятиями и организациями с долей государственной собственности закупок за счет собственных средств всегда находилось на особом контроле у органов государственного управления. И это понятно. Государство, как и любой собственник, стремится контролировать эффективность использования принадлежащего ему имущества. В данном случае средств, расходуемых принадлежащими ему предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном фонде которых имеется доля государственного имущества.

Параллельно с созданием и модернизацией в Республике Беларусь системы государственных закупок органами госуправления издавались нормативные акты, регулирующие и порядок осуществления закупок за счет собственных средств предприятий.

Надо сказать, что на первоначальном этапе становления этой системы существовало весьма жесткое регулирование порядка осуществления таких закупок, фактически аналогичное порядку, в соответствии с которым осуществлялись государственные закупки. Однако, как показала практика, такое жесткое регулирование, не учитывающее специфики деятельности самих предприятий, оказалось весьма неэффективным. Впоследствии жесткое регулирование постепенно ослаблялось, пока не сменилось фактически предоставлением предприятиям права самостоятельно определять порядок осуществления таких закупок на основании приказов вышестоящих органов государственного управления. Однако и такой подход имел определенные недостатки, поскольку в некоторых случаях органы государственного управления вообще не регулировали порядок проведения закупок, что влекло отсутствие надлежащего контроля за осуществлением закупок на государственных предприятиях, либо, наоборот, устанавливали очень жесткий порядок проведения закупок, аналогичный действующему в системе государственных закупок, что, как мы говорили выше, значительно снижало их эффективность.

С целью урегулирования порядка проведения закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых государственными предприятиями, 15 марта 2012 г. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление), которое вступит в силу 3 июля 2012 г. Постановлением установлены общие требования, которые будут предъявляться к проведению процедур закупок, осуществляемых государственными предприятиями и органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в государственной собственности, а также хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) находится в государственной собственности (далее — государственные предприятия).

Анализ норм постановления показывает, что с момента вступления его в силу существовавший подход государства к порядку регулирования закупок за счет собственных средств, осуществляемых государственными предприятиями, претерпит серьезные изменения.

Ограничения на участие в процедурах закупок лиц, не являющихся производителями товаров и их официальными представителями

В первую очередь остановимся на нормах постановления, которые сразу после его опубликования вызвали неоднозначную реакцию у лиц, профессионально занимающихся проведением процедур закупок. Дело в том, что постановление содержит ряд норм, устанавливающих некоторые ограничения на участие в процедурах закупок лиц, не являющихся производителями товаров и их официальными представителями. Эти положения вызвали опасения, что такие ограничения породят отсутствие конкуренции между поставщиками и вынудят предприятия проводить закупки по завышенным ценам. Да и само определение понятия «официальный представитель» вызвало определенные вопросы. Попробуем разобраться, имеют ли такие опасения под собой основания.

Нормой части третьей подпункта 2.2 пункта 2 постановления установлено, что закупки государственными предприятиями товаров, работ и услуг с применением процедуры закупки из одного источника могут осуществляться только у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны. Частью четвертой подпункта 2.2 пункта 2 постановления установлено, какие именно субъекты хозяйствования подпадают под определение понятия «сбытовая организация (официальный торговый представитель)». Так, согласно указанной норме к сбытовым организациям (официальным торговым представителям) относятся организации или индивидуальные предприниматели, которые были уполномочены на реализацию товаров одним из следующих документов:

  • договором, заключенным с непосредственно с производителем таких товаров либо с государственным объединением, ассоциацией (союзом), в состав которых входит данный производитель;
  • уставом государственного объединения, ассоциации (союза), в состав которых входят производители приобретаемых товаров;
  • договором с управляющей компанией холдинга, участником которого является производитель приобретаемых товаров.

Надо сказать, что указанная норма содержит некоторые исключения в отношении поставщиков товаров, которые перечислены в пунктах 4, 5, 18 — 68, 70 — 73, 75 — 80 перечня товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 N 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» (далее — постановление N 714). Например, к данным товарам относятся: уголь каменный, кокс и полукокс, чугун, ферросплавы и большой ряд изделий из металла (железа, меди, алюминия). В соответствии с нормами постановления при определении лиц, подпадающих под категорию сбытовых организаций (официальных торговых представителей), реализующих данную продукцию, следует руководствоваться нормой абзаца третьего части четвертой подпункта 2.2 пункта 2 постановления и нормами постановления N 714.

Не вызывает сомнения, что, вводя ограничения на участие в процедуре закупки из одного источника лиц, не являющихся производителями товаров или их официальными представителями, Правительство Республики Беларусь преследует цель сократить количество посредников в торговой цепочке между производителем и непосредственным потребителем товара, с тем чтобы избежать завышения цен при проведении процедуры закупки из одного источника. Причина этого заключается в том, что данная процедура фактически является так называемой неконкурентной процедурой закупки. В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 постановления под процедурой закупки из одного источника понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором организация предлагает заключить договор на закупку только одному поставщику (подрядчику, исполнителю). То есть при проведении процедуры закупки из одного источника организация вправе выбрать поставщика без организации какого-либо конкурентного сравнения имеющихся на рынке предложений.

Разумеется, постановлением ограничен перечень случаев, когда может применяться такая процедура. Частью второй подп. 2.2 п. 2 постановления определено, что процедура закупки из одного источника может применяться, если:

  • возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур закупок невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения;
  • организацией, осуществившей закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве, не превышающем количества первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами, работами или услугами должна быть произведена у того же поставщика, подрядчика или исполнителя;
  • конкурентная процедура закупки либо закупка части предмета процедуры закупки признана несостоявшейся и повторное ее проведение является нецелесообразным.

Что касается второго из вышеперечисленных случаев применения процедуры закупки из одного источника, а именно проведения дополнительной закупки товара для совместимости уже приобретенных товаров с вновь закупаемыми у поставщика, с которым ранее уже был заключен договор, то очевидно, что в данном случае не будет иметь значения, является ли такой поставщик производителем закупаемого товара, его официальным торговым представителем или нет. Даже если этот поставщик не является производителем товара или сбытовой организацией, такая закупка не нарушает норму части третьей подпункта 2.2 пункта 2 постановления, поскольку подпадает под содержащееся в ней исключение. Ведь проведение в данном случае закупки у иного лица будет просто невозможным.

Также не является абсолютным запрет на участие так называемых посредников, то есть лиц, не являющихся производителями товаров или их сбытовыми организациями, и при проведении процедуры закупки из одного источника в остальных, определенных постановлением, случаях закупки из одного источника. Мы говорили выше, что в соответствии с нормой части третьей подпункта 2.2 пункта 2 постановления такая закупка у посредника возможна, но только в случае, когда закупка у производителей или их сбытовых организаций экономически нецелесообразна или невозможна.

На практике это может быть, например, в случае, когда в организацию поступает предложение посредника с ценой, которая ниже, чем цена, предложенная производителем товара или его сбытовой организацией. Очевидно, что в этом случае закупка по более высокой цене у производителя будет являться экономически нецелесообразной. Также возможна закупка у посредника и в случае, когда производители товара и их сбытовые организации вообще не представят на процедуру закупки свои предложения.

Тем не менее очевидно, что в обоих случаях предприятию, проводящему процедуру закупки из одного источника, необходимо будет подтвердить обоснованность заключения договора с посредником. Представляется, что подтверждением такой обоснованности могут быть документы, подтверждающие направление в адрес производителей товаров и их сбытовых организаций приглашений к участию в процедуре закупки из одного источника и отсутствие ответа на такие приглашения, а в случае, если такие предложения поступят, сравнительный анализ предложенных цен.

Надо сказать, что постановлением установлены некоторые ограничения участия посредников и в иных процедурах закупок. Так, в соответствии с частью четвертой подпункта 2.5 пункта 2 постановления при рассмотрении предложений организация обязана отклонить предложение участника, не являющегося производителем или его сбытовой организацией, в случае если в процедуре закупки участвует не менее одного производителя или сбытовой организации и цена предложения посредника не ниже цены таких участников. Однако такое ограничение также не влечет ограничения конкуренции между поставщиками, поскольку предложение посредника, не являющегося сбытовой организацией производителя, может быть отклонено только в том случае, когда оно имеет цену, равную или более высокую, чем цена, предложенная производителем или его сбытовой организацией.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что опасения относительно ограничения постановлением конкуренции между участниками процедур закупок являются необоснованными.

Утверждение локального нормативного акта «Порядок закупок за счет собственных средств»

Следующее важное нововведение, которое содержится в постановлении, касается непосредственно порядка проведения процедур закупок. В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 постановления государственные предприятия вправе осуществлять закупки за счет собственных средств с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника. Также постановлением определено, что виды применяемых процедур, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств, должны быть определены в утверждаемом на предприятии локальном нормативном акте, именуемом «Порядок закупок за счет собственных средств». Следует отметить, что данный документ должен разрабатываться с учетом требований к организации закупок, непосредственно установленных постановлением.

Разработанный на предприятии Порядок закупок за счет собственных средств также должен быть утвержден в предусмотренном постановлением порядке. В частности, в случае если предприятие является республиканским унитарным предприятием, государственным объединением, государственным органом или иным юридическим лицом, имущество которого находится в республиканской собственности, то Порядок закупок за счет собственных средств утверждается руководителем организации. Если же предприятие является хозяйственным обществом, в уставном фонде которого более 25 процентов акций (долей) находится в государственной собственности, то Порядок закупок за счет собственных средств может утверждаться советом директоров, наблюдательным советом, правлением, дирекцией либо директором (генеральным директором) в зависимости от их полномочий, определенных уставом общества.

Утвержденный на предприятии Порядок закупок за счет собственных средств подлежит обязательному размещению в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в течение трех рабочих дней после его утверждения. Надо сказать, что обязательная публикация утверждаемого на предприятии Порядка закупок за счет собственных средств может вызвать некоторые сложности. Опыт разработки локальных нормативных актов, регулирующих порядок проведения на предприятиях закупок за счет собственных средств, показывает, что значительная часть данных документов, как правило, посвящена регулированию внутреннего документооборота, а также правам и обязанностям лиц, ответственных за подготовку документов для проведения закупок. Разумеется, публикация предприятием сведений о своей внутренней структуре и системе управления в открытом доступе не всегда возможна. Более того, на некоторых предприятиях такая информация может быть отнесена к коммерческой тайне, которая в любом случае не подлежит публикации. Однако данная проблема вполне разрешима. Как было указано выше, в соответствии с постановлением публикуемый Порядок закупок за счет собственных средств должен содержать виды применяемых процедур закупок, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением закупок. В то же время вопросы прав и обязанностей работников предприятия, система его управления и внутреннего документооборота могут регулироваться отдельным локальным нормативным актом, не подлежащим публикации.

Обязательные требования, предъявляемые к проведению процедур закупок

Постановлением установлен ряд обязательных требований, предъявляемых к проведению всех без исключения конкурентных процедур закупок за счет собственных средств предприятий. В частности, установлено, что приглашение к участию в любом виде конкурентных процедур закупок размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры». Там же в течение пяти календарных дней после заключения договора на закупку либо принятия организацией решения об ином результате процедуры закупки должно быть опубликовано сообщение о результате такой процедуры закупки.

Кроме того, частью второй подп. 2.3 п. 2 постановления установлено, что кроме публикации приглашения в информационной системе «Тендеры» проводящая закупку организация обязана направить приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки известным ей производителям. Также она вправе направить такие приглашения любым иным известным ей потенциальным поставщикам, подрядчикам, исполнителям или разместить приглашения в любых средствах массовой информации.

В связи с этим следует обратить внимание организаций, во-первых, на необходимость организации учета производителей товаров, работ и услуг, закупку которых осуществляет организация на постоянной основе, для направления им приглашений к участию в процедурах закупки. Также следует учитывать, что в Республике Беларусь существует Регистр производителей товаров (работ, услуг), ведение которого осуществляется информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». Поскольку информация из этого Регистра находится в свободном и открытом доступе, то очевидно, что целесообразно обеспечить направление приглашений к участию в процедурах закупки включенным в него производителям.

Частью первой подп. 2.3 п. 2 постановления также определены единые требования к содержанию приглашения к участию в процедуре закупки.

Подпунктом 2.4 пункта 2 постановления установлены минимальные сроки для подготовки и подачи своих предложений участниками процедур закупок. Так, срок для подготовки и подачи предложений на участие в конкурсе и электронном аукционе должен составлять не менее двадцати календарных дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в открытом доступе в информационной системе «Тендеры». По другим видам конкурентных процедур закупок, повторным процедурам закупок, а также в случае, если стоимость закупки не превышает 3000 базовых величин на день принятия организацией решения о проведении процедуры закупки, данный срок должен быть не менее пяти календарных дней с той же даты.

При необходимости после публикации приглашения к участию в процедуре закупки заказчик вправе внести изменения в данное приглашение, а также в документацию о закупке. Однако в случае, если такие изменения вносятся в течение второй половины срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, такой срок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в информационной системе «Тендеры» указанных изменений до даты окончания срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, такой срок составлял не менее половины первоначального срока.

Подпункт 2.8 пункта 2 постановления содержит единые требования к документации о закупке, формируемой заказчиком при проведении конкурентных видов процедур закупок. В частности, в указанной норме приведен минимальный перечень сведений, которые должны содержаться в такой документации. Данный перечень является достаточно объемным и содержит всю основную информацию о проводимой процедуре закупки. В частности, он включает в себя:

  • требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям организации;
  • место, условия и сроки поставки (приобретения иным способом) товара (выполнения работы, оказания услуги);
  • форму, сроки и порядок оплаты товара (работы, услуги);
  • порядок формирования суммы договора на закупку (цены предложения) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
  • проект договора на закупку (его условия) и срок его заключения;
  • требования к форме и содержанию предложения участника процедуры закупки и сроку его действия;
  • требования к описанию участниками процедуры закупки предлагаемого ими товара (работы, услуги), его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик;
  • порядок, место, дату окончания срока подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки;
  • требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
  • порядок, дату окончания срока предоставления участникам процедуры закупки разъяснений положений документации о закупке;
  • критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки.

Следует отметить, что в соответствии с частью второй подпункта 2.8 пункта 2 постановления не допускается взимание с участников процедуры закупки платы за документацию о закупке.

Подпунктом 2.9 пункта 2 постановления установлены сроки направления участникам процедуры уведомления о выборе победителя и заключения договора. Так, уведомление о выборе победителя должно быть направлено участникам в течение трех рабочих дней, следующих за днем принятия такого решения. Однако договор на закупку может быть заключен не ранее чем через десять календарных дней после выбора победителя. Таким образом, постановление не содержит ограничения по конечному сроку, в течение которого должен быть заключен договор с победителем процедуры. Однако оно устанавливает срок, до истечения которого заключение такого договора не допускается. Указанный срок установлен для урегулирования споров, которые могут быть вызваны решениями или действиями (бездействием) заказчика, а также членов комиссии, созданной для проведения закупки.

Однако необходимо помнить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 418 Гражданского кодекса Республики Беларусь при проведении аукциона или конкурса договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола, если иное не предусмотрено законодательными актами. Таким образом, при подготовке документов для проведения конкурса или аукциона заказчикам целесообразно в них определять срок, в течение которого будет заключен договор.

Постановлением также установлено, что при осуществлении закупок решения и действия (бездействие) заказчика либо членов комиссии, созданной для проведения закупки, могут быть обжалованы как непосредственно в организации заказчика, так и в судебном порядке.

В соответствии с подпунктом 2.10 пункта 2 постановления организация, проводящая процедуру закупки, обязана в течение пяти календарных дней после заключения договора либо принятия решения об ином результате процедуры закупки разместить соответствующее сообщение в информационной системе «Тендеры». Такое сообщение должно содержать:

  • вид и предмет процедуры закупки;
  • наименование и местонахождение поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • дату заключения договора на закупку;
  • сумму договора на закупку;
  • сведения об ином результате процедуры закупки в случае, если договор на закупку не заключен.

Еще одно нововведение содержится в части второй подпункта 2.10 пункта 2 постановления. В соответствии с указанной нормой ежегодно не позднее 1 февраля организации, осуществляющие закупки за счет собственных средств, обязаны размещать в информационной системе «Тендеры» сведения о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), заключенных ими в предыдущем году. Исключение составляют сведения о таких закупках, как:

  • закупки товаров (работ, услуг), сведения о которых относятся к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательными актами;
  • закупки специфических товаров (работ, услуг);
  • закупки валютных ценностей, ценных бумаг в белорусских рублях у резидентов Республики Беларусь;
  • закупки товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки.

Публикации также подлежат сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве), закупки товаров на биржевых торгах и аукционах, а также о количестве и общей стоимости договоров на закупки, заключенных по результатам конкурентных процедур закупок.

Ограничение участия в процедурах закупок лиц, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам

В соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 постановления не допускается не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки. При этом участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке.

Исключением из этого правила являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам. Формирование и ведение данного реестра осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь. Указанный реестр подлежит размещению в открытом доступе в информационной системе «Тендеры». В него на один год будут включаться:

  • участники процедур закупок, определенные в качестве их победителей и уклонившиеся от заключения договоров на закупки;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели по факту невыполнения либо выполнения ненадлежащим образом обязательств по договорам на закупки, подтвержденному соответствующим судебным (арбитражным) решением, за исключением договоров на закупки, обязательства по которым не выполнены в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, невозможностью исполнения либо на основании акта государственного органа;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, работники которых совершили установленное вступившим в силу приговором суда преступление против интересов службы, в том числе дачу взятки членам комиссии или ответственному лицу организации, на которых в соответствии с должностными обязанностями возлагалось обеспечение закупок.

С учетом данного ограничения организациям, осуществляющим закупки, следует обеспечить проверку всех участников, подавших свои предложения на процедуру закупки, на предмет отсутствия данных участников в вышеуказанном реестре.

Требования к составу комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок

Подпунктом 2.7 пункта 2 постановления определен ряд требований к составу комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок. В частности, членами такой комиссии не могут быть:

  • физические лица, лично заинтересованные в результатах закупок, в том числе физические лица, подавшие предложения на участие в процедуре закупки;
  • работники и иные лица, входящие в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в процедуре закупки;
  • физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в том числе физические лица, являющиеся участниками, учредителями (собственниками имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • работники кредиторов организации;
  • должностные лица контролирующих (надзорных) органов.

С учетом того, что не всегда организации, проводящей процедуру закупки, известна вся информация о лицах, включаемых в состав создаваемой комиссии, целесообразно обязать членов комиссии, в случае если они попадают в категорию лиц, которым в соответствии с подпунктом 2.7 пункта 2 постановления запрещено входить в состав комиссии, уведомлять об этом, например, председателя комиссии или иное уполномоченное лицо.

Отмена процедуры закупки и признание ее несостоявшейся

Подпунктом 2.11 пункта 2 постановления организациям, проводящим закупки за счет собственных средств, предоставлено право отменить процедуру закупки на любом этапе ее проведения. При этом постановлением установлено, что организация, отменившая процедуру закупки, не несет за это ответственности перед участниками.

Однако в соответствии с нормой подп. 2.11 п. 2 постановления отмена процедуры закупки допускается только в следующих случаях:

  • отсутствия финансирования;
  • утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг);
  • изменения предмета закупки или требований к квалификационным данным участников процедуры закупки.

В случае отмены процедуры закупки по иным основаниям организация, проводящая закупку, несет ответственность перед участниками процедуры закупки в соответствии с законодательством.

Подпунктом 2.12 пункта 2 постановления определены случаи, когда конкурентная процедура закупки признается несостоявшейся. В соответствии с ним процедура закупки признается несостоявшейся, если:

  • поступило менее двух предложений на участие в процедуре закупки;
  • в результате отклонения предложений их осталось менее двух;
  • отклонены все предложения;
  • победитель процедуры закупки не подписал договор на закупку;
  • до заключения договора на закупку проверкой уполномоченных органов (организаций) были выявлены нарушения в проведении процедуры закупки и результаты проверки не обжалованы организацией в установленном порядке.

Особенности осуществления закупок, устанавливаемые государственными органами. Ответственность за необеспечение выполнения требований законодательства о закупках за счет собственных средств

В соответствии с подпунктом 2.13 пункта 2 постановления республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, иные государственные органы (организации), государственные объединения с учетом специфики осуществления деятельности организаций вправе определять для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств. При этом устанавливаемые особенности должны соответствовать требованиям постановления и размещаться в открытом доступе в информационной системе «Тендеры».

Устанавливаемые особенности могут предусматривать:

  • предоставление преимущества участникам процедуры закупки, предлагающим товары (работы, услуги), произведенные организациями общественных объединений инвалидов;
  • централизацию закупок товаров (работ, услуг). При этом организатор процедур централизованных закупок должен определяться на конкурентной основе, за исключением случая, когда организатором определяется одна из организаций, закупки которых централизуются;
  • согласование с государственным органом (государственной организацией) решений о выборе поставщиков, предложивших импортные товары и не являющихся импортерами таких товаров, а также решений о выборе иностранных подрядчиков (исполнителей) с учетом обязательств международных договоров Республики Беларусь, а также договоров, заключенных государственным органом (государственной организацией) с иностранным юридическим лицом, международной организацией, организацией, не являющейся юридическим лицом.

Пунктом 3 постановления персональная ответственность за необеспечение выполнения требований законодательства о закупках за счет собственных средств, в том числе требований постановления, возложена на руководителей государственных органов (государственных организаций), а также руководителей организаций.

Надо сказать, что постановление весьма выгодно отличается от ранее принимавшихся в этой сфере аналогичных нормативных актов. Большинство установленных постановлением требований к организации и проведению закупок за счет собственных средств не препятствуют организации эффективной системы закупок, предоставляя при этом организациям право самостоятельно определять порядок их проведения с учетом специфики собственной деятельности.