К вопросу о конституционно-правовом статусе республиканских органов государственного управления, осуществляющих регулирование информационной сферы

Информация является на сегодняшний день важнейшим ресурсом, обеспечивающим естественное функционирование и развитие органов государственной власти. Республиканские органы государственного управления, являющиеся составным звеном органов государственной власти, осуществляют непосредственное регулирование информационной сферы. Основополагающими источниками, регламентирующими конституционно-правовой статус республиканских органов государственного управления в информационной сфере, являются Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон об информации), Указ Президента Республики Беларусь от 03.02.2003 N 56 «О некоторых вопросах Национальной академии наук Беларуси» (далее — Указ N 56), постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2004 N 302 «Об утверждении Положения о Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (далее — постановление N 302), постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 N 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь» (далее — постановление N 1585) и некоторые другие.

Конституцией Республики Беларусь в ст. 34 закреплено положение, касающееся организации информационных отношений между органами государственной власти и гражданами Республики Беларусь. В части 1 статьи 34 Конституции Республики Беларусь подчеркнуто, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, к которым относятся и республиканские органы государственного управления. Таким образом, деятельность республиканских органов государственного управления должна носить гласный, открытый, публичный характер.

В соответствии с указанной нормой Конституции Республики Беларусь и составлены другие акты законодательства, в частности Закон об информации. Из анализа ст. 8 Закона об информации следует, что республиканскими органами государственного управления, осуществляющими государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации, являются Министерство связи и информатизации Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь и иные республиканские органы государственного управления. При этом не совсем верным с логической точки зрения является определение полномочий Министерства связи и информатизации Республики Беларусь исключительно в области информатизации, а полномочий Национальной академии наук Беларуси — информации, информатизации и защиты информации.

Согласно ст. 13 Закона об информации Министерство связи и информатизации Республики Беларусь уполномочено реализовывать единую государственную политику, устанавливать требования совместимости информационных ресурсов и так далее. В свою очередь, Положение о Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь, утвержденное постановлением N 302, уточняет и конкретизирует нормы Закона об информации.

Согласно ст. 11 Закона об информации Национальная академия наук Беларуси осуществляет научно-методическое обеспечение развития информатизации, реализации государственных программ; участвует в разработке проектов нормативных правовых актов; осуществляет иные полномочия. Как и в случае с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь, эти полномочия конкретизируются в Уставе Национальной академии наук Беларуси, утвержденном Указом N 56 (далее — Устав). В частности, в п. 1 Устава указано, что Национальная академия наук Беларуси выступает в качестве головной организации республики по научно-методическому обеспечению развития информатизации. В задачах Национальной академии наук Беларуси подчеркивается, что Национальная академия наук Беларуси создает собственные и участвует в формировании государственных ресурсов научно-технической информации, ее распространении, то есть является головной организацией, отвечающей на общереспубликанском уровне за один из видов информации.

Как видно из выполняемых функций, определенных статьей 12 Закона об информации, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь представляет собой государственный орган, отвечающий за «техническое сопровождение» информационной политики государства. При этом акцент на технической и криптографической защите информации отводит этой структуре определяющую роль в вопросе государственного регулирования защиты информации и информационной безопасности.

Под иными республиканскими органами государственного управления понимаются, прежде всего, министерства и государственные комитеты. В качестве примера можно привести Министерство финансов Республики Беларусь. Согласно ст. 14 Закона об информации иные республиканские органы государственного управления, под которыми понимается и Министерство финансов Республики Беларусь, осуществляют следующие полномочия: участвуют в реализации единой государственной политики, создают и развивают информационные системы и сети и так далее. Указанные полномочия дополнены в Положении о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденном постановлением N 1585 (далее — Положение N 1585). Так, подп. 4.14, 4.45 и 4.68-1 п. 4 Положения N 1585 определяют, что Министерство финансов Республики Беларусь анализирует и обобщает информацию об исполнении республиканского бюджета, иных бюджетов; изучает, анализирует и обобщает информацию о конъюнктуре внешнего и внутреннего рынков драгоценных металлов; предоставляет в пределах компетенции необходимую информацию государственным органам для проведения криминологической экспертизы нормативных актов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в структуре республиканских органов государственного управления, осуществляющих регулирование информационной сферы, сложилась двухзвенная система управления: профильные органы (Министерство связи и информатизации Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси) и иные (непрофильные) органы (иные республиканские органы государственного управления). При этом необходимо отметить, что государственное управление информационной сферой всегда будет носить важный характер. Именно поэтому, прежде всего, соответствующие республиканские органы государственного управления должны обратить особое внимание на научно обоснованное разграничение и законодательное закрепление своих полномочий. От качества проделанной работы в указанном направлении будет зависеть дальнейшее развитие процесса электронизации государственных органов, а также общества в целом.