Особенности правового статуса банков в государствах — участниках ЕврАзЭс

В статье проанализированы доктринальные и легальные дефиниции термина «банк». Рассмотрены особенности правового статуса банков и иных кредитных организаций в законодательстве государств — участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Особое внимание уделено изучению признаков банка, характеризующих его как субъекта, обладающего специальной правоспособностью. Выявлены особенности правового регулирования деятельности банков в постсоветских странах, а также в государствах — участниках Европейского союза. Сформулированы авторские определения понятий «банк» и «кредитная организация», рекомендуемые для закрепления в Основах банковского законодательства ЕврАзЭС.

В условиях расширения возможностей взаимного доступа на финансовые рынки субъектов государств, участвующих в интеграционных объединениях, важно обеспечить единство в легальном закреплении и понимании терминов «банк», «кредитная организация».

Дефиниция банка традиционно основывается на тех функциях, которые выполняет данный субъект. Вместе с тем дать исчерпывающее и точное определение непросто.

В начале XX в. М.М.Агарков выделял три основные функции, присущие рассматриваемым организациям: «1) собирание чужих средств, 2) оказание кредита и 3) содействие платежному обороту» [1, с. 7]. Проанализировав исследования современников, посвященные банковской деятельности, ученый отмечал, что «нет такого логически правильно построенного определения, которое в точности соответствовало бы тому понятию, которое имеют в виду, пользуясь термином «банк»» [1, с. 9].

На современном этапе развития права в национальном законодательстве большинства государств дана дефиниция данного понятия. Доктрина также уделяет ему достаточное внимание [2, 3, 4, 5]. Однако вопрос о том, насколько полно раскрыто его содержание и логически правильно построено, остается открытым. Более того, толкование указанного термина различается в национальном праве государств — участников ЕврАзЭС и заключенных ими международных договорах.

При анализе проблемы мы будем исходить из базового положения, что с помощью закрепления понятий «банк», «кредитная организация» государство решает стоящие перед ним задачи по обеспечению стабильности банковской системы и укреплению национальной валюты [2].

Понятие «банк» в международных договорах и иных документах ЕврАзЭС

Обратимся к анализу понятия «банк» в международных договорах и иных документах, подписанных на различном уровне в рамках ЕврАзЭС и других интеграционных объединений, поскольку некоторые из них были разработаны около 10 лет назад и законодатели имели возможность включить соответствующие нормы в национальное право.

Согласно модельному закону «Основы банковской деятельности» от 19 апреля 2001 года N 12-13, принятому постановлением Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан [6], банк — это юридическое лицо, созданное с целью привлечения депозитов и размещения денежных средств от своего имени на условиях возвратности, срочности, платности. При этом для такой деятельности необходима лицензия.

Модельный закон запрещает банкам осуществлять операции и сделки, не относящиеся к банковским операциям, за исключением случаев, установленных национальным законодательством.

Концепция Основ банковского законодательства ЕврАзЭС, одобренная постановлением Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС от 6 апреля 2010 года N 8 [7] (далее — Концепция), исходит из того, что банки — это юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, которые имеют право проводить банковские операции, в том числе (если иное не предусмотрено национальным законодательством государства — члена ЕврАзЭС) исключительное право:

  • на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты);
  • размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В Концепции отмечено, что небанковские кредитные организации должны быть определены в Основах банковского законодательства ЕврАзЭС как юридические лица, являющиеся коммерческими организациями и имеющие право на проведение отдельных банковских операций, кроме операций, исключительное право на осуществление которых в совокупности принадлежит банкам. При этом допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций могут устанавливаться центральным (национальным) банком государства — члена ЕврАзЭС.

Государства — члены ЕврАзЭС вправе выделить банки с особым статусом (банки развития и т.п.), а также межгосударственные банки, правовое положение которых устанавливается специальным законодательством и международными договорами.

Например, законодательство Российской Федерации регламентирует деятельность подобных банков: согласно Федеральному закону от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» [8] Внешэкономбанк — государственная корпорация, созданная Российской Федерацией, действующая в целях обеспечения повышения конкурентоспособности ее экономики, диверсификации, стимулирования инвестиций путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации в Российской Федерации и за рубежом проектов (в том числе с участием иностранного капитала), направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров (работ, услуг), а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Интересная конструкция использована в законодательстве Республики Беларусь. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. N 261 [9] в целях совершенствования финансирования государственных программ и социально значимых инвестиционных проектов создано открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь», учредители которого — Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь. При этом данное акционерное общество не является банком, небанковской кредитно-финансовой организацией в значении ст. 8, 9 Банковского кодекса Республики Беларусь [17] (далее — БК); при его создании, реорганизации и ликвидации не применяются требования законодательства, предусмотренные для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Интерес для исследования вопроса о статусе банка представляет регламентация соответствующих отношений в европейских государствах. Например, законодательство Франции определяет кредитную организацию как юридическое лицо, профессионально и постоянно осуществляющее банковские операции (по привлечению средств, предоставлению кредитов, платежных средств в распоряжение клиентуры или под управление) [11].

Детально проанализировав как теоретико-прикладные проблемы определения термина «кредитная организация», так и легальную дефиницию понятия «банк» в иностранном законодательстве, Л.Г.Ефимова пришла к выводу о том, что банком признается «финансовый посредник на рынке капиталов, выполняющий основные банковские операции, круг которых зависит только от соображений публичного порядка и может отличаться в разных странах. Однако постоянно усиливающаяся интернационализация банковского дела обеспечивает в этом вопросе некоторую унификацию» [2].

Положительный опыт гармонизации банковского законодательства может быть почерпнут в Европейском союзе. Важнейшим этапом развития законодательства в данной сфере стало принятие Директивы Совета Европейских сообществ 77/780/ЕЕС от 12 декабря 1977 года «О координации законодательства, правил и административных положений, регулирующих порядок организации и деятельности кредитных организаций» (обычно ее называют Первой банковской директивой) [13]. Исходя из указанной Директивы, которая предусматривает возможность создания различных кредитных организаций, кредитный институт — это предприятие, принимающее депозиты или иные средства с обязательством их возврата от неопределенного круга лиц и предоставляющее кредиты за свой счет [14].

Вторая банковская директива 89/646/ЕЕС от 15 декабря 1989 года «О координации законодательства, правил и административных положений, регулирующих порядок создания и деятельности кредитных организаций, и внесении изменений в Директиву 77/780/ЕЕС» указывает на такой признак банка, как наличие выданного компетентным органом разрешения на деятельность.

Более того, согласно ст. 3 Директивы Европейского парламента и Совета 2000/12/ЕС от 20 марта 2000 года «О допуске и осуществлении деятельности кредитных учреждений» организации, не имеющие статуса кредитного учреждения, не вправе заниматься деятельностью по приему вкладов или других активов на возвратной основе от неопределенного круга лиц [15].

Таким образом, в международных документах, как и в европейском праве, преобладает подход к банку как к организации, привлекающей депозиты и предоставляющей кредиты за счет этих средств на основании лицензии компетентного национального органа.

Понятие «банк» в национальном праве Республика Беларусь

В силу ст. 8 БК банк — юридическое лицо, имеющее исключительное право выполнять в совокупности три банковские операции (привлечение и размещение денежных средств физических и юридических лиц, открытие и ведение их банковских счетов). Банк вправе осуществлять иные банковские операции и виды деятельности согласно ст. 14 БК.

Банки могут создаваться только в форме акционерного общества и унитарного предприятия.

Белорусское право выделяет также небанковские кредитно-финансовые организации — юридические лица, имеющие право на осуществление отдельных банковских операций (за исключением в совокупности вышеуказанных трех банковских операций) и видов деятельности, предусмотренных ст. 14 БК.

Допустимые сочетания банковских операций, которые могут выполнять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь (к настоящему времени в стране не создано ни одной такой организации и допустимые сочетания банковских операций для указанных субъектов не устанавливались).

Как видим, законодательство Республики Беларусь исключает комплексное оказание банковских услуг иными субъектами, нежели банки.

Российская Федерация

Статья 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности» [17] дает собирательное определение кредитной организации, под которой понимается юридическое лицо, имеющее право для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации осуществлять предусмотренные данным Законом банковские операции. Кредитная организация может создаваться только в форме хозяйственного общества. Закон называет два вида кредитных организаций: банк и небанковскую кредитную организацию.

Банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц; размещать данные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открывать и вести банковские счета указанных лиц.

Небанковские кредитные организации различаются в зависимости от перечня банковских операций, которые они вправе совершать.

Российский законодатель выделяет банк, руководствуясь теми же критериями, что и белорусский. Однако при регламентации небанковских кредитных организаций российское право более детально: оно предполагает возможность создания специализированных организаций подобного рода.

Республика Казахстан

Статья 1 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года N 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» [18] под банком понимает юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, в соответствии с Законом правомочное осуществлять банковскую деятельность.

В данном Законе отмечено, что официальный статус банк приобретает после государственной регистрации и получения лицензии.

Таким образом, законодательство Казахстана, в отличие от российского и белорусского, не считает необходимым выделять именно три основополагающие операции, отграничивая банки от иных субъектов на основе того, что именно банк — субъект, который вправе проводить банковские операции вообще.

В то же время выделяется исламский банк — банк второго уровня, осуществляющий банковскую деятельность, предусмотренную отдельной главой вышеупомянутого Закона.

Исламский банк не вправе взимать вознаграждение в виде процентов, гарантировать возврат инвестиционного депозита или доход по нему, финансировать деятельность, связанную с производством или торговлей табачной, алкогольной продукцией, оружием и боеприпасами, игорным бизнесом, а также иные виды предпринимательской деятельности, финансирование которой запрещено советом по принципам исламского финансирования.

К банковским операциям исламского банка относится:

  • прием беспроцентных депозитов до востребования физических и юридических лиц, открытие и ведение их банковских счетов;
  • прием инвестиционных депозитов физических и юридических лиц;
  • банковские заемные операции (предоставление кредитов в денежной форме без взимания вознаграждения);
  • агентская деятельность при проведении банковских операций;
  • финансирование предпринимательской деятельности, в частности торговой, в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита; производственной и торговой путем участия в уставных капиталах юридических лиц и (или) на условиях партнерства;
  • инвестиционная деятельность на условиях лизинга (аренды).

Финансирование предпринимательской деятельности и инвестиционную деятельность на условиях лизинга (аренды) исламский банк осуществляет за счет собственных денег и (или) денег, привлеченных на инвестиционные депозиты.

Исламским банкам запрещается совершать факторинговые и форфейтинговые операции.

Помимо банков, выделяются организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. Это не являющиеся банками юридические лица, которые на основании лицензии либо в соответствии с законодательным актом правомочны проводить отдельные виды банковских операций.

Республика Таджикистан

Статья 1 Закона Республики Таджикистан от 19 мая 2009 года N 524 «О банках и банковской деятельности» [19], как и законодательство Российской Федерации, закрепляет и общее определение кредитной организации, и дефиницию банка и небанковской кредитной организации.

Кредитные организации — это юридические лица (банки и небанковские кредитные организации), осуществляющие на основании лицензии Национального банка Таджикистана все или отдельные банковские операции, предусмотренные упомянутым Законом, основная цель которых — получение прибыли.

Банк — кредитная организация, имеющая право на выполнение хотя бы трех следующих операций: привлечение депозитов и сбережений, выдача кредитов, открытие и ведение банковских счетов.

Небанковские кредитные организации — кредитные организации, имеющие право выполнять отдельные банковские операции. Перечень банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливает Национальный банк Республики Таджикистан.

Республика Узбекистан

В силу ст. 1 Закона Республики Узбекистан от 25 апреля 1996 года N 216-I «О банках и банковской деятельности» [20] банк — это юридическое лицо — коммерческая организация, осуществляющая совокупность видов деятельности, определяемой в качестве банковской, а именно:

  • принятие вкладов от юридических и физических лиц и использование принятых средств для кредитования или инвестирования на собственный страх и риск;
  • выполнение платежей.

В силу названного Закона банк, в том числе иностранный, осуществляет деятельность в Республике Узбекистан на основании лицензии. Банковская деятельность без лицензии считается незаконной, полученный в ее результате доход подлежит изъятию в государственный бюджет.

Кыргызская Республика

Банк в Кыргызской Республике — финансово-кредитное учреждение, созданное для привлечения депозитов юридических и физических лиц и других денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности, а также для проведения расчетов по поручениям клиентов согласно ст. 1 Закона Кыргызской Республики от 29 июля 1997 года N 60 «О банках и банковской деятельности» [21].

Банки могут создаваться в форме акционерного общества и должны осуществлять деятельность в соответствии с законодательством на основании лицензии.

Как и в Республике Казахстан, рассматриваемый Закон дает определение исламского банка. Кроме того, он выделяет специализированные финансово-кредитные учреждения: кредитные союзы, финансово-кредитные корпорации (компании), ссудные кассы, общества взаимного кредитования и иные, действующие на основании лицензии Банка Кыргызстана и правомочные выполнять отдельные банковские операции.

Специализированные финансово-кредитные учреждения вправе осуществлять ограниченный перечень сделок (договоров), соответствующих исламским принципам банковского дела и финансирования в порядке, предусмотренном Национальным банком Республики Кыргызстан.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что законодательство государств — участников ЕврАзЭС имеет существенное сходство в регулировании правового статуса банков и много общего с регламентацией данного вопроса в Европейском союзе.

Исходя из опыта других интеграционных образований, целесообразно дать легальное определение банка, общее для всех государств — участников ЕврАзЭС, и установить общие требования к капиталу таких организаций и лицензированию их деятельности. Без принятия этих мер говорить о гармонизации законодательства в данной сфере преждевременно.

Вместе с тем необходимо выделить фундаментальные признаки банка, на основе которых должно строиться евразийское право:

1) банк — это юридическое лицо (физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, не может заниматься деятельностью, относящейся к банковской), обладающее специальной правоспособностью.

Законодательно должны быть определены виды деятельности, которыми вправе заниматься только банки; закреплены виды деятельности, совместимой с банковской, и предусмотрен запрет на осуществление банками некоторых видов деятельности;

2) банк — это коммерческая организация, его основная цель — извлечение прибыли;

3) перечень операций, которые вправе осуществлять только банки, является исчерпывающим (закрытым);

4) банки ведут профильную деятельность на основании лицензии, выданной центральным (национальным) банком государства либо наднациональным органом интеграционного образования.

Основное отличие небанковской кредитной организации от банка должно состоять в перечне банковских операций, которые вправе совершать эти субъекты.

На основании изложенного предлагаем дать в Основах банковского законодательства ЕврАзЭС следующие определения банка и небанковской кредитной организации:

«Банк — коммерческая организация, которая имеет право на основании лицензии, выданной уполномоченным органом государства (наднациональным органом, осуществляющим лицензирование банковской деятельности в ЕврАзЭС), осуществлять банковские операции, в том числе исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты);
  • размещение привлеченных и собственных денежных средств от своего имени на условиях возвратности, срочности, платности;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — коммерческая организация, которая имеет право на основании лицензии, выданной уполномоченным органом государства (наднациональным органом, осуществляющим лицензирование банковской деятельности в ЕврАзЭС), осуществлять отдельные банковские операции, перечень которых определяется национальным законодательством государств — участников ЕврАзЭС».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Агарков, М.М. Основы банкового права. Учение о ценных бумагах / М.М.Агарков. — 2-е изд. — М.: БЕК, 1994. — 349 с.

2. Ефимова, Л.Г. Банковское право. Банковская система Российской Федерации: в 2 т. / Л.Г.Ефимова. — М.: Статут, 2010. — Т. 1.

3. Гейвандов, Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации / Я.А.Гейвандов // КонсультантПлюс: Версия Проф. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — М., 2012.

4. Кавелина, Н.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (постатейный) / Н.Ю.Кавелина // КонсультантПлюс: Версия Проф. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — М., 2012.

5. Бородина, Н.М. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (постатейный) / Бородина Н.М. [и др.] // КонсультантПлюс: Версия Проф. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — М., 2012.

6. О модельном законе «Основы банковской деятельности»: постановление Межпарламент. Ком. Респ. Беларусь, Респ. Казахстан, Кыргыз. Респ., Рос. Федерации, Респ. Таджикистан, 19 апр. 2001 г., N 12-13 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2012.

7. Концепция основ банковского законодательства ЕврАзЭС: [одобр. постановлением Бюро Межпарламент. Ассамблеи ЕврАзЭС, 6 апр. 2010 г., N 8] [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ipaeurasec.org/docsdown/concept_bank_zakon.pdf. — Дата доступа: 03.12.2011.

8. О банке развития: федер. Закон Рос. Федерации, 17 мая 2007 г., N 82-ФЗ // КонсультантПлюс: Версия Проф. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — М., 2012.

9. О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»: Указ Президента Респ. Беларусь, 21 июня 2011 г., N 261 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2012.

10. Соглашение об учреждении Межгосударственного банка: [заключено 22 янв. 1993 г. в г. Минске] // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2012.

11. Code monetaire et financier [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lexinter.net/Legislation/droit_au_compte.htm. — Дата доступа: 03.01.2012.

12. Гавальда, К. Банковское право. Учреждения — Счета — Операции — Услуги / К.Гавальда, Ж.Стуфле. — М.: Финстатинформ, 1996. — 580 с.

13. Линников, А.С. Правовое регулирование банковской деятельности и банковский надзор в Европейском союзе // КонсультантПлюс: Версия Проф. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — М., 2012.

14. Вишневский, А.А. Банковское право: курс лекций / А.А.Вишневский. — М.: Статут, 2002. — 269 с.

15. Кредитные организации в России: правовой аспект / О.А.Беляева, А.А.Вишневский, Л.Г.Ефимова [и др.]; под ред. Е.А.Павлодского. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — 624 с.

16. Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 12 окт. 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 14 июня 2010 г. // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2012.

17. О банках и банковской деятельности: федер. Закон Рос. Федерации, 2 дек. 1990 г., N 395-1 // КонсультантПлюс: Версия Проф. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — М., 2012.

18. О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан: Закон Респ. Казахстан, 31 авг. 1995 г., N 2444: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.government.kz/docs/z950002444_20110721.htm. — Дата доступа: 03.01.2012.

19. О банках и банковской деятельности: Закон Респ. Таджикистан, 19 мая 2009 г., N 524: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nbt.tj/files/Laws/law_banks_ru.pdf. — Дата доступа: 03.01.2012.

20. О банках и банковской деятельности: Закон Респ. Узбекистан, 25 апр. 1996 г., N 216-I // Bank.uz [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bank.uz/publish/doc/text49353_zakon_respubliki_uzbekistan_o_bankah_i_bankovskoy_deyatelnosti. — Дата доступа: 03.01.2012.

21. О банках и банковской деятельности: Закон Кыргыз. Респ., 29 июля 1997 г., N 60 // Нац. банк Кыргыз. Респ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nbkr.kg/index1.jsp?item=41&lang=RUS. — Дата доступа: 03.01.2012.