Как определить страну происхождения товара, произведенного в таможенной процедуре свободной таможенной зоны на территории свободной экономической зоны «Минск» ее резидентом из комплектующих, произведенных за пределами Евразийского экономического союза?

Следует обратить внимание, что определение термина «страна происхождения товаров» дано в пункте 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС). В частности, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

С учетом того что по условию вопроса товары произведены в свободной экономической зоне (далее — СЭЗ), необходимо дать определение термина «СЭЗ». В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (далее — Соглашение о СЭЗ) под СЭЗ следует понимать часть территории государства — члена Таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства — члена Таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. В связи с этим полагаем, что территория СЭЗ «Минск» для целей определения страны происхождения товаров является частью территории Республики Беларусь.

Далее следует обратить внимание, что по условию вопроса в отношении товаров применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. В связи с этим необходимо отметить, что:

  • товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, приобретают статус иностранных товаров (определение термина «иностранные товары» дано в подпункте 10 пункта 1 статьи 4 ТмК ТС), за исключением особенностей определения статуса данных товаров при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны их вывозом за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (части 2 и 3 пункта 2 статьи 10 Соглашения о СЭЗ);
  • товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования (пункт 3 статьи 9 Соглашения о СЭЗ).

Принимая во внимание изложенное, при определении страны происхождения товара, произведенного в таможенной процедуре свободной таможенной зоны на территории СЭЗ из комплектующих, произведенных за пределами ЕАЭС, необходимо руководствоваться в совокупности:

  • статусом произведенного товара;
  • фактом того, будет ли данный товар при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны вывозиться за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Для целей определения страны происхождения товара возможны следующие случаи:

  1. изготовленный товар приобретает статус товара Таможенного союза;
  2. изготовленный товар приобретает статус иностранного товара и вывозится за пределы таможенной территории ЕАЭС;
  3. изготовленный товар приобретает статус иностранного товара и ввозится на таможенную территорию ЕАЭС.

Для пунктов 1 и 2 в настоящее время в соответствии с частями 1 и 2 пункта 3 статьи 23 Соглашения о СЭЗ действуют переходные положения о статусе товаров, согласно которым для Республики Беларусь предусмотрены следующие две особенности:

  • в целях признания товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товарами Таможенного союза применяются критерии достаточной переработки, установленные национальным законодательством (статьи 87, 88 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 N 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон));
  • в качестве документа, на основании которого товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, признаются товарами Таможенного союза, используется сертификат о происхождении товара формы СТ-1 согласно приложению 2 к Правилам определения страны происхождения товаров (Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (заключено в г. Ялте 20.11.2009)), выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой.

Указанные особенности будут действовать до вступления в силу всех решений Евразийской экономической комиссии, предусмотренных статьей 19 Соглашения о СЭЗ.

Для пункта 3 в соответствии с положениями статьи 85 Закона определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Республику Беларусь осуществляется в соответствии с Соглашением о единых Правилах определения страны происхождения товаров (заключено в г. Москве 25.01.2008) и главой 7 ТмК ТС.

Кроме прочего, не стоит забывать о возможности получения предварительного решения о стране происхождения товаров. Порядок принятия данного решения закреплен в статье 91 Закона. Уполномоченным органом в Республике Беларусь является Минская центральная таможня. Ставка таможенного сбора за принятие указанного решения установлена в соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 N 443 «О таможенных сборах» и составляет в эквиваленте 20 евро.