Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, являются индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения. Субъективная сторона правонарушения характеризуется непринятием всех необходимых мер по соблюдению требований порядка проведения расчетов юридическим лицом. Объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком проведения расчетов. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении следующих действий (бездействия): нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Порядок использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов регламентирован Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (далее — Положение N 924/16).
В соответствии с пунктом 13 Положения N 924/16 кассовое оборудование применяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при условии установки на нем средств контроля. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие кассовое оборудование, обязаны обеспечить сохранность и целостность средств контроля, установленных на нем.
В соответствии с частями 1, 3, 5 пункта 14 Положения N 924/16 на каждую единицу кассового оборудования (за исключением кассового оборудования, используемого в своей деятельности банками, индивидуальными предпринимателями — плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, кассового оборудования, встраиваемого в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, и специальных компьютерных систем) ведется книга кассира по форме согласно приложению 2 к Положению N 924/16, наличие которой должно быть обеспечено в месте установки кассового оборудования. Книга кассира предназначена для ежедневной контрольной записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием, и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя юридического лица и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью юридического лица либо подписью индивидуального предпринимателя. В начале рабочего дня (смены) производится запись даты, показаний нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены) и суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций. По окончании рабочего дня (смены) заполняются остальные реквизиты, предусмотренные в форме книги кассира согласно приложению 2 к Положению N 924/16.
Законодательство запрещает использование кассового оборудования: модели (модификации) которого не включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, либо исключены из него; если истекли 6 лет с даты первой регистрации кассового оборудования в налоговом органе; если кассовое оборудование не зарегистрировано в налоговом органе; если модель (модификация) кассового оборудования используется не в соответствии со сферой его применения; если при использовании кассового оборудования не заполняется книга кассира; если в кассовом оборудовании отсутствуют средства контроля или они повреждены; если лицо, использующее кассовое оборудование, не заключило договор на его техническое обслуживание и ремонт (кроме специальных компьютерных систем); если кассовое оборудование не соответствует технической документации и эталонному образцу его модели (модификации) и некоторые другие.
Примеры нарушений.
- ОАО «О» на момент проверки не было обеспечено книгой кассира по форме согласно приложению 2 к Положению N 924/16 к кассовому суммирующему аппарату (КСА) «Миника 1102Ф», установленному в магазине общества. В магазине общества велась книга кассира-операциониста по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.09.2004 N 103 (утратившей силу с 14.10.2011). В нарушение частей 5 и 6 пункта 14 Положения N 924/16 в книге кассира имелись помарки и исправления при записи даты, не были указаны суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций.
- На момент проверки магазин не был оснащен платежным терминалом для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек. Тем самым были нарушены требования пункта 9 Положения N 924/16. Установка платежных терминалов дает потребителям возможность проведения расчетов с использованием банковских пластиковых карточек и предоставляет им право выбора способа оплаты товаров, работ, услуг. Кроме того, позволяет обеспечить дополнительный способ оплаты за реализуемый товар (оказанную услугу) и может способствовать увеличению выручки за счет обеспечения для потребителя возможности расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, когда у него нет с собой наличных денежных средств либо их недостаточно для оплаты; наилучшему удовлетворению запросов потребителей, формированию положительного имиджа субъекта хозяйствования, привлечению постоянных клиентов.
- В ходе проверки было установлено, что в доме быта КСА ЭКР 3110Ф использовался с поврежденным средством визуального контроля (голограммой) центра технического обслуживания. Указанное средство визуального контроля имело повреждение в виде разрыва в средней части, что является нарушением требований части 4 пункта 13, абзаца 7 пункта 24 Положения N 924/16, в соответствии с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие кассовое оборудование, обязаны обеспечить сохранность и целостность средств контроля, установленных на нем.