Первый вид незаконной предпринимательской деятельности, предусмотренный частью 1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), — предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно.
Отдельные виды предпринимательской деятельности могут осуществляться только при наличии специального разрешения (лицензии). Виды деятельности, подлежащие лицензированию, правила и условия их осуществления, указанные в специальных разрешениях (лицензиях), предусмотрены в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение о лицензировании), а также в Положении о порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами), утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 16.02.2012 N 71 «О порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами)» (далее — Положение о порядке лицензирования).
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 и пунктом 3 статьи 45 Гражданского кодекса Республики Беларусь право индивидуального предпринимателя и юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого специального разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено законодательством.
Под предпринимательской деятельностью без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, понимается предпринимательская деятельность определенного вида (видов), осуществлявшаяся без получения специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно для осуществления этого вида (видов) предпринимательской деятельности, либо до момента его получения, либо до наступления или по истечении срока его действия, в том числе когда в продлении срока действия специального разрешения (лицензии) отказано, либо в период приостановления действия специального разрешения (лицензии) по указанным в нем одному или нескольким обособленным подразделениям, в том числе филиалам, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории, либо при прекращении действия специального разрешения (лицензии), либо при его аннулировании, либо при осуществлении вида деятельности, не указанного в специальном разрешении (лицензии), либо в иных случаях постоянного или временного отсутствия специального разрешения (лицензии).
Предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.7 КоАП при условии, что она не была сопряжена с получением дохода в крупном размере. Если полученный от такой незаконной предпринимательской деятельности доход превысит в 1000 и более раз размер базовой величины (крупный размер), установленный на день его получения, то такая деятельность является преступлением и подлежит уголовной ответственности по статье 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Административная ответственность по части 1 статьи 12.7 КоАП наступает также за предпринимательскую деятельность, осуществляемую с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях). Этот вид незаконной предпринимательской деятельности выражается в несоблюдении лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в том числе филиалом) указанных правил и условий, установленных Положением о лицензировании или Положением о порядке лицензирования для лицензируемого вида деятельности, для работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, а также особых лицензионных требований и условий, сведения о которых указываются в лицензии, если они определены указанными положениями.
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.7 КоАП, может быть совершено только умышленно, о чем свидетельствует название статьи 12.7 КоАП, в которой оно характеризуется как незаконная предпринимательская деятельность.
Пример нарушения по части 1 статьи 12.7 КоАП.
При проверке было установлено, что общество в марте, июне, сентябре 2012 г., октябре 2013 г. осуществляло выезды в Российскую Федерацию для участия в ярмарках.
Международные автомобильные перевозки грузов на ярмарки в Российскую Федерацию осуществлялись собственным автотранспортом райпо.
Для перевозки товаров использовались два автомобиля: ГАЗ-3309 (разрешенная максимальная масса 8180 кг, масса без нагрузки 5000 кг), МАЗ-437043 (разрешенная максимальная масса 10100 кг, масса без нагрузки 5260 кг).
Согласно пункту 119 Положения о лицензировании лицензирование деятельности в области автомобильного транспорта (далее — лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Лицензируемая деятельность включает составляющие работы и услуги, указанные в пункте 4 приложения 1 к Положению о лицензировании (часть первая пункта 120 Положения о лицензировании).
Подпунктом 4.5 пункта 4 приложения 1 к Положению о лицензировании установлено, что международные автомобильные перевозки грузов подлежат лицензированию.
Согласно абзацу третьему части второй пункта 120 Положения о лицензировании не требуется получения лицензии для выполнения международных автомобильных перевозок грузов с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны.
С учетом норм законодательства обществу при использовании собственного автотранспорта в 2012 и 2013 годах для перевозки товаров на ярмарки в Российскую Федерацию необходимо было получить специальное разрешение (лицензию) на международные автомобильные перевозки грузов, так как автомашины имели разрешенный максимальный вес, превышающий 3,5 тонны: ГАЗ-3309 (разрешенная максимальная масса 8180 кг, масса без нагрузки 5000 кг) и МАЗ-437043 (разрешенная максимальная масса 10100 кг, масса без нагрузки 5260 кг).
Проверке было представлено специальное разрешение (лицензия) на право осуществления деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд), выданное Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь дочернему предприятию общества, которое было реорганизовано путем слияния.
В соответствии с пунктом 69 Положения о лицензировании в случае реорганизации лицензиата — юридического лица в форме преобразования, слияния, выделения или разделения вновь созданное юридическое лицо при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности реорганизованного юридического лица в месячный срок со дня своей государственной регистрации обязано обратиться за выдачей новой лицензии в порядке, установленном Положением о лицензировании.
Общество после проведения реорганизации не обращалось за выдачей новой лицензии, лицензию на осуществление международных автомобильных перевозок грузов не имело. Следовательно, использование обществом для перевозки грузов в Российскую Федерацию автомобилей, разрешенный максимальный вес которых превышал 3,5 тонны, являлось безлицензионной деятельностью. Проверке были представлены путевые листы грузовых автомобилей, выполняющих перевозки в международном сообщении в указанные периоды.
Обществом был получен доход от осуществления международных автомобильных перевозок грузов без наличия специального разрешения (лицензии) на общую сумму 350000 рос.руб.
В то же время необходимо иметь в виду, что согласно части 2 статьи 2.7 КоАП, если административное правонарушение предусмотрено различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части КоАП, когда статьи состоят из одной части, из которых одна норма является общей, а другая — специальной, совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме.