Комментарий к некоторым статьям главы 20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Жизнедеятельность любого человека связана с тепловой и электрической энергией, начиная с элементарного проживания в квартире и заканчивая организацией производственной деятельности. Однако, несмотря на то, что использование тепловой и электрической энергии настолько естественно для человека, правоотношениям в этой сфере уделяется недостаточно внимания, что влечет, в свою очередь, наступление ответственности.

В данной публикации предлагается комментарий к основным статьям Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), которые применяются в работе органов государственного энергетического надзора. Целью комментария является осуществление превентивных мер воздействия на граждан. Кроме того, этот материал будет полезен и практикующему юристу.

Статья 20.3. Нарушение правил охраны электрических сетей

1. Нарушение правил охраны электрических сетей Республики Беларусь —

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин.

2. Нарушение правил охраны электрических сетей Республики Беларусь, вызвавшее повреждение электрических сетей или перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией либо причинение иного ущерба, —

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.

Комментарий к статье 20.3

Диспозиция ч. 1 ст. 20.3 КоАП выражается в нарушении правил охраны электрических сетей Республики Беларусь. Для раскрытия данной нормы права воспользуемся буквальным способом толкования. Слово «правила» используется в тексте ст. 20.3 КоАП со строчной буквы, т.е. не является именем собственным, указывающим на название конкретного нормативного правового акта.

Таким образом, правила охраны электрических сетей Республики Беларусь в контексте ст. 20.3 КоАП представляют собой не конкретный нормативный правовой акт, а совокупность обязательных для исполнения норм права, конкретизирующих правовое регулирование общественных отношений в сфере охраны электрических сетей по процедурным вопросам.

В настоящее время такая совокупность норм права в сфере охраны электрических сетей выражается в Правилах охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 11.09.1972 N 667 (далее — Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт), и в Правилах охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255 (далее — Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт).

Данные нормативные правовые акты действуют на основании ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28.05.1999 N 261-З «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР».

Кроме того, некоторые особенности охраны электрических сетей установлены Инструкцией о порядке выполнения работ по проведению обследования, учета, вырубки деревьев (насаждений) и реализации древесины, заготовленной в прилегающих к просекам воздушных линий электропередачи полосах леса, ширина которых определяется высотой деревьев, радиус траектории падения которых превышает установленное безопасное расстояние до крайних проводов воздушных линий электропередачи, утвержденной постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь от 22.11.2005 N 44/36.

Родовым объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере использования топливно-энергетических ресурсов. Непосредственным объектом — общественные отношения по поводу обеспечения бесперебойного и безопасного электроснабжения.

Предмет правонарушения — электрические сети.

Электрическая сеть — это совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории (ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей»).

В зависимости от напряжения законодательство разделяет электрические сети напряжением до 1000 В и электрические сети напряжением свыше 1000 В.

К электрическим сетям напряжением до 1000 В можно отнести воздушные, подземные и подводные линии электропередачи, вводные и распределительные устройства.

Линия электропередачи — это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии (ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей»).

Электрическое распределительное устройство — электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики и измерительные приборы (ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей»).

В качестве примера электрических сетей напряжением до 1000 В можно привести кабельную линию 0,4 кВ от трансформаторной подстанции до вводно-распределительного устройства жилого дома, с помощью которой осуществляется электроснабжение жилого дома.

Под электрическими сетями напряжением свыше 1000 В понимаются подстанции, распределительные устройства, токопроводы, воздушные линии электропередачи, подземные и подводные кабельные линии электропередачи и относящиеся к ним сооружения (Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт).

В качестве примера электрических сетей напряжением свыше 1000 В можно привести кабельную либо воздушную линию от трансформаторной подстанции 110/10 кВ до трансформаторной подстанции 10/04 кВ.

Объективная сторона. Диспозиция ст. 20.3 КоАП является бланкетной, поэтому, для того чтобы раскрыть объективную сторону административного правонарушения, необходимо обратиться к Правилам охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт и Правилам охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт.

Охрана электрических сетей предполагает обеспечение сохранности электрических сетей на стадии проектирования, сооружения и эксплуатации воздушных, подземных и подводных линий электропередачи, вводных и распределительных устройств; проектирования, строительства и эксплуатации электрических сетей напряжением свыше 1000 В, а также обеспечение сохранности электрических сетей при производстве работ и осуществлении другой деятельности вблизи электрических сетей.

В связи с этим невыполнение требований законодательства на любой из этих стадий является характеристикой способа совершения административного правонарушения.

Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и в бездействии.

Например, для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земельной и водной поверхностей, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях. Невыполнение данных требований законодательства при проектировании является бездействием.

Наброс на провода, привязывание к проводам посторонних предметов, сбрасывание на провода снега с крыш зданий являются противоправным действием.

Часть 1 ст. 20.3 КоАП имеет формальный состав административного правонарушения. В связи с этим для наступления административной ответственности достаточно совершения противоправного деяния без наступления общественно опасных последствий. Например, согласно п. 4 Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт в пределах охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 В без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы. Виновное невыполнение этого требования влечет наступление административной ответственности, даже несмотря на то, что данное действие не привело на момент его выявления к повреждению электрических сетей.

Часть 2 ст. 20.3 КоАП предполагает материальный состав административного правонарушения. Общественно опасные последствия из-за нарушений правил охраны электрических сетей могут выражаться в повреждении электрических сетей, перерыве в обеспечении потребителей электрической энергией или причинении иного ущерба.

Следует отметить, что понятие «ущерб» в КоАП отсутствует. Если обратиться к Гражданскому кодексу Республики Беларусь (далее — ГК), то под ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (ч. 2 ст. 14 ГК).

Однако правила охраны электрических сетей направлены не только на обеспечение сохранности электрических сетей, но и на предотвращение несчастных случаев. В такой ситуации логично было бы предусмотреть в ч. 2 ст. 20.3 КоАП причинение общественно опасных последствий не в виде ущерба, а в виде вреда. Вред имеет более широкую дефиницию и предполагает физический, имущественный или моральный вред, подлежащий денежному измерению (ст. 1.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП)).

Для наступления административной ответственности по ч. 2 ст. 20.3 КоАП необходимо установить причинную связь — объективную, необходимую, внутренне закономерную связь между общественно опасным деянием и наступившими последствиями.

Например, производство земляных работ на глубине более 0,3 м в пределах охранных зон линий электропередачи без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, повлекло повреждение электрических сетей и, как следствие, перерыв в электроснабжении потребителя.

Субъективная сторона. Правонарушение, предусмотренное ст. 20.3 КоАП, может совершаться умышленно или неосторожно.

Нарушение п. 4 (в) Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, выразившееся в устройстве стоянки экскаватора, находящегося в ведении ПМК-5, в охранной зоне ВЛ-10 кВ между второй и третьей опорами выявлено 23.03.2010. Данное нарушение подтверждается актом обследования от 23.03.2010.

Согласно п. 23 Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт «должностные лица, виновные в невыполнении требований данных Правил, привлекаются к ответственности в установленном порядке».

К административной ответственности по ч. 1 ст. 20.3 КоАП привлечен начальник участка ПМК-5 гражданин И. Он являлся ответственным за организацию производственных работ на объекте и отвечал за вверенный ему транспорт. Вина гражданина И. подтверждается приказом по предприятию и перечнем должностных обязанностей, прописанными в положении об участке.

Таким образом, гражданин И., обладая специальными познаниями в силу квалификационных требований и локальных правовых актов, сознавал противоправность своего деяния, предвидел его вредные последствия (в виде наступления административной ответственности), не желал, но сознательно допускал наступление этих последствий. Административное правонарушение совершено с косвенным умыслом.

Нарушение п. 4 (г) Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, выразившееся в том, что гражданин К. самовольно производил земляные работы для прокладки канализации, выявлено 15.07.2010. Раскопочные работы производились в охранной зоне КЛ-10 кВ без согласия организации, эксплуатирующей эту линию. В результате этих действий КЛ-10 кВ была повреждена. Данное нарушение подтверждается актом обследования от 15.07.2010.

Согласно п. 23 Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт «граждане, виновные в невыполнении требований Правил, привлекаются к ответственности в установленном порядке».

К административной ответственности по ч. 2 ст. 20.3 КоАП привлечен гражданин К. Его вина характеризуется тем, что он предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния (КЛ-10 кВ была обозначена на придомовом участке опознавательным знаком), но без достаточных оснований рассчитывал на их предотвращение. Административное правонарушение совершено по легкомыслию.

Субъект. Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП может быть физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Физическое лицо должно быть дееспособным, достигшим ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста. В некоторых случаях к административной ответственности по ст. 20.3 КоАП может привлекаться физическое лицо в связи с выполнением (невыполнением, ненадлежащим выполнением) своих должностных обязанностей.

Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица (ч. 1 ст. 4.8 КоАП).

Юридическое лицо подлежит административной ответственности, если установлена его вина, т.е. если установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не приняты все меры по их соблюдению.

Поскольку юридическое лицо является неодушевленным субъектом, то вину юридического лица следует доказывать исходя из действий его органов, ведь согласно ч. 1 ст. 49 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Данные органы являются полномочными представителями юридического лица и совершают от его имени юридически значимые действия. Таким образом, обязанность по соблюдению правил охраны электрических сетей возложена на органы юридического лица. Следовательно, при установлении виновного неисполнения этой обязанности органами юридического лица можно говорить о виновности юридического лица.

В то же время следует учитывать, что согласно ч. 7 ст. 4.8 КоАП наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В понятие «должностное лицо», приведенное в ст. 1.3 КоАП, 23.02.2010 внесены дополнения. Так, должностное лицо — это физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.

Согласно ст. 3.30 ПИКоАП протоколы об административных правонарушениях по ст. 20.3 КоАП имеют право составлять органы, в ведении которых находятся электрические сети, а также органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь.

Должностные лица органов, ведущих административный процесс, наделяются полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению решением соответствующего государственного органа (ч. 2 ст. 3.29 ПИКоАП).

Во исполнение данной нормы вступило в законную силу постановление Министерства энергетики Республики Беларусь от 23.07.2007 N 27 «О предоставлении полномочий на составление протоколов об административных правонарушениях и утверждении форм документов по делам об административных правонарушениях» (далее — постановление N 27).

Согласно подп. 1.1 и 1.2 п. 1 постановления N 27 полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению по делам об административных правонарушениях по ст. 20.3 КоАП предоставлены следующим должностным лицам:

  • Главному государственному инспектору Республики Беларусь по энергетическому надзору (его заместителям);
  • старшим государственным инспекторам по энергетическому надзору;
  • государственным инспекторам по энергетическому надзору;
  • начальнику управления электрических сетей (его заместителю) ГПО «Белэнерго»;
  • должностным лицам энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго», — руководителям (их заместителям), главным инженерам, старшим мастерам, мастерам филиалов «Электрические сети» и их структурных подразделений по эксплуатации электрических сетей.

Протоколы об административных правонарушениях могут составляться либо при непосредственном обнаружении уполномоченными должностными лицами признаков состава административного правонарушения, либо по результатам проверки заявления физического лица, сообщения должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации.

Дело об административном правонарушении по ст. 20.3 КоАП может рассматриваться в течение 15 дней с момента его получения:

  • судом;
  • Главным государственным инспектором Республики Беларусь по энергетическому надзору или его заместителями;
  • старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Согласно п. 7 Положения о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.1998 N 26 (далее — Положение о государственном энергетическом надзоре) статусу Главного государственного инспектора Республики Беларусь по энергетическому надзору соответствует должность начальника управления государственного энергетического и газового надзора и охраны труда Министерства энергетики Республики Беларусь, а статусу его заместителей — заместители начальника управления государственного энергетического и газового надзора и охраны труда Министерства энергетики Республики Беларусь.

Старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору одновременно по должности являются заведующий сектором, консультант, главные специалисты управления государственного энергетического и газового надзора и охраны труда Министерства энергетики Республики Беларусь, начальник, его заместители, начальники отделов, их заместители, главные и ведущие специалисты управления государственного энергетического надзора ГПО «Белэнерго», директора филиалов «Энергонадзор», их заместители, а также начальники энергоинспекций и отделений этих филиалов и их заместители.

Статья 20.10. Нарушение правил пользования электрической или тепловой энергией

Самовольное подключение приемников электрической или тепловой энергии, либо безучетное потребление такой энергии, либо повреждение расчетных приборов учета расхода такой энергии или нарушение схем их подключения, либо самовольный забор сетевой воды из систем теплоснабжения, а равно иные нарушения правил пользования электрической или тепловой энергией —

влекут наложение штрафа в пятикратном размере суммы причиненного ущерба.

Комментарий к статье 20.10

Статья 20.10 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение правил пользования электрической или тепловой энергией. В настоящее время в Республике Беларусь действуют следующие нормативные правовые акты, относящиеся к статье 20.10 КоАП: Правила пользования электрической энергией, утвержденные приказом Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь от 30.04.1996 N 28 «Об утверждении и введении в действие Правил пользования электрической и тепловой энергией и других нормативных документов» (далее — приказ N 28), и Правила пользования тепловой энергией, утвержденные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 19.01.2006 N 9 (далее — Правила пользования тепловой энергией).

Кроме того, п. 1.1 Положения о присоединении систем теплопотребления и теплоустановок потребителей теплоэнергии к тепловым сетям энергосистемы, утвержденного приказом N 28 (далее — Положение о присоединении систем теплопотребления), установлено, что Положение N 28 является неотъемлемой частью Правил пользования тепловой энергией и обязательно для энергоснабжающих организаций Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь и потребителей тепловой энергии независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также для организаций, проектирующих развитие энергосистем, схемы внутреннего и внешнего теплоснабжения потребителей.

Соединяя данные нормативные правовые акты, законодатель исходил из широкого понимания пользования энергией и неразрывности процессов присоединения новых потребителей тепловой энергии, подключения объектов, теплопроводов и систем теплопотребления, оформления договорных отношений, отпуска тепловой энергии, потребления тепловой энергии, прекращения правоотношений между энергоснабжающей организацией и потребителем.

Положение о присоединении систем теплопотребления регулирует следующие вопросы: присоединение новых потребителей тепловой энергии к тепловым сетям энергоснабжающей организации, подключение реконструируемых и ранее отключенных объектов, теплопроводов и систем теплопотребления, установка и эксплуатация приборов учета тепловой энергии у потребителей, изменение количества потребляемой тепловой энергии или параметров теплоносителей.

Таким образом, в случае нарушения норм Положения о присоединении систем теплопотребления может наступить ответственность по ст. 20.10 КоАП.

При использовании электрической энергии действует Положение о присоединении электроустановок потребителей к электрическим сетям энергосистемы, утвержденное приказом N 28 (далее — Положение о присоединении электроустановок). Положение о присоединении электроустановок носит характер самостоятельного нормативного правового акта.

В то же время в диспозиции ст. 20.10 КоАП прямо указаны такие нарушения, которые раскрываются в Положении о присоединении электроустановок. Например, самовольное подключение приемников электрической энергии. Порядок подключения приемников электрической энергии регламентирован Положением о присоединении электроустановок, в Правилах пользования электрической энергией, утвержденных приказом N 28 (далее — Правила пользования электрической энергией), предусмотрены лишь последствия.

Следует отметить, что в Правилах пользования электрической энергией уже предусмотрена ответственность за выявленные нарушения. Например, п. 2.20.11 Правил пользования электрической энергией установлено, что при обнаружении у бытового потребителя нарушения схемы подключения расчетного электросчетчика, его повреждения или срыва пломб, устройства электропроводок, не предусмотренных проектом, самовольного подключения электроприборов и оборудования с потребителя взыскивается штраф в пятикратном размере от суммы причиненного ущерба. Данная норма законодательства нашла продолжение в первоначальной редакции Указа Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 N 109 «О мерах по повышению эффективности использования электрической и тепловой энергии» (далее — Указ N 109). Так, в п. 2 Указа N 109 было закреплено, что с виновных лиц взыскивается штраф в пятикратном размере от суммы причиненного ущерба. В настоящее время эта норма утратила силу.

В связи с тем, что ч. 2 ст. 1.1 КоАП установлено, что КоАП является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь, и нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в КоАП, административная ответственность за нарушение правил пользования электрической или тепловой энергии наступает только по ст. 20.10 КоАП. При возникновении споров между энергоснабжающей организацией и потребителем, в том числе и материального характера, разногласия решаются в соответствии с гражданским законодательством и Правилами пользования электрической энергией или Правилами пользования тепловой энергией.

Родовым объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере использования топливно-энергетических ресурсов. Непосредственным объектом — общественные отношения по поводу использования электрической или тепловой энергии, в том числе условия и правила снабжения электрической или тепловой энергией, взаимоотношения потребителей с энергоснабжающими организациями по заключению, исполнению, изменению, продлению и прекращению договоров электроснабжения и теплоснабжения.

Предмет правонарушения — электрическая или тепловая энергия.

Электрическая энергия — это вид энергии, представляющий собой совокупность явлений, обусловленных существованием, движением и взаимодействием заряженных тел или частиц — носителей электрических зарядов.

Тепловая энергия — это вид энергии, носителем которой являются пар, горячая вода, нагретый воздух и другие газы, а также технологические среды промышленных производств, используемые для отопления помещений, нужд горячего водоснабжения, вентиляции, а также для технологических нужд промышленности (п. 7 Правил пользования тепловой энергией).

Объективная сторона ст. 20.10 КоАП выражается в следующих деяниях.

1. Самовольное подключение приемников электрической энергии.

Приемник электрической энергии — это аппарат, агрегат, механизм, предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии (п. 3.34 ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей»).

Приемник электрической энергии является разновидностью электроустановки. Соответственно правила использования электроустановки соразмерно распространяются и на использование приемников электрической энергии.

Положением о присоединении электроустановок установлены случаи и порядок допуска в эксплуатацию электроустановок потребителей. Однако следует иметь в виду, что в случае самовольного подключения новых или реконструированных электроустановок (без допуска органов государственного энергетического надзора) в зависимости от квалификационных признаков ответственность может наступить по ст. 20.12 КоАП.

Таким образом, самовольное подключение приемников электрической энергии как объективная сторона административного правонарушения по ст. 20.10 КоАП присутствует, в случае если, например, сварочный аппарат был самовольно подключен до установки прибора учета.

Приемник тепловой энергии — это тепловая установка для приема теплоносителя, преобразования его тепловой энергии в другие виды энергии или теплообмена с окружающей средой.

При использовании тепловой энергии безучетно путем эксплуатации самовольно подключенных приемников тепловой энергии ответственность наступает по ст. 20.10 КоАП. Однако при эксплуатации трубопроводов, предназначенных для передачи и использования тепловой энергии, без допуска органов государственного энергетического надзора образуется объективная сторона правонарушения по ст. 20.11 КоАП.

2. Безучетное потребление электрической энергии — потребление электрической энергии без расчетных приборов учета такой энергии, либо через приборы учета, не зарегистрированные в Государственном реестре средств измерений Республики Беларусь и не прошедшие метрологическую аттестацию, или не соответствующие требованиям главы «Учет электроэнергии» Правил устройства электроустановок, утвержденных решением Главного технического управления и государственного энергетического надзора Министерства энергетики СССР от 20.10.1977 (действие данного документа в энергетике Республики Беларусь подтверждено письмом концерна «Белэнерго» от 02.06.1999 N 31/54) и Инструкции по организации учета электрической энергии, утвержденной приказом N 28, либо помимо расчетного прибора учета;

безучетное потребление тепловой энергии — потребление тепловой энергии без расчетных приборов учета такой энергии, либо через приборы учета, не зарегистрированные в Государственном реестре средств измерений Республики Беларусь и не прошедшие метрологическую аттестацию, или не соответствующие требованиям Правил учета отпуска тепловой энергии, утвержденных решением Главного технического управления по эксплуатации энергосистем Министерства энергетики СССР от 22.07.1985 и государственного энергетического надзора Министерства энергетики СССР от 31.07.1985 (действие данного документа в энергетике Республики Беларусь подтверждено указанием Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь от 24.04.1997 N 9), либо помимо расчетного прибора учета.

3. Повреждение расчетных приборов учета расхода электрической и (или) тепловой энергии — нарушение целостности корпуса расчетного прибора учета расхода такой энергии, повреждение механизмов, торможение диска расчетного прибора учета посторонним предметом, использование понижающего трасформатора, наклон расчетного прибора учета (верхний винт крепления расчетного прибора учета вывернут), вскрытие расчетного прибора учета, повреждение или срыв установленных пломб, а также иные действия по проведению манипуляций с механизмом расчетного прибора учета.

4. Нарушение схем подключения расчетных приборов учета расхода электрической и (или) тепловой энергии — подключение расчетных приборов учета расхода электрической и (или) тепловой энергии с отступлениями от проекта электроснабжения и (или) теплоснабжения, утвержденного и согласованного в установленном порядке.

5. Самовольный забор сетевой воды из систем теплоснабжения — разбор сетевой воды из закрытой системы теплоснабжения.

6. Иные нарушения правил пользования электрической или тепловой энергией. Поскольку перечень нарушений диспозиции ст. 20.10 КоАП открытый, под действие ст. 20.10 КоАП подпадают все нарушения нормативных правовых актов, составляющих содержание ст. 20.10 КоАП. В этом случае органы, уполномоченные выявлять нарушения правил пользования электрической и тепловой энергией, руководствуются Инструкцией о порядке составления актов о нарушении правил пользования электрической и тепловой энергией, утвержденной приказом государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» от 10.01.2008 N 6 (далее — Инструкция N 6). В Инструкция N 6 указан перечень видов нарушений правил пользования электрической и тепловой энергией. Нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией фиксируется соответствующим актом.

Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и в бездействии.

Согласно п. 5.6 Положения о присоединении систем теплопотребления потребитель несет ответственность за сохранность и эксплуатацию приборов и устройств коммерческого учета, целостность пломб, комплектность эксплуатационной документации и своевременность проведения их ремонта и госпроверок.

Согласно п. 5.11 Положения о присоединении систем теплопотребления потребитель обязан осуществлять ежедневный контроль за работой приборов учета специального подготовленным персоналом.

При обнаружении повреждения приборов учета тепловой энергии, выхода из строя, возникновения сомнений в точности их показаний, нарушения пломб потребитель обязан немедленно сообщить об этом энергоснабжающей организации. В случае несообщения потребитель считается безучетным (п. 5.12 Положения о присоединении систем теплопотребления).

Таким образом, если на предприятии вышел из строя расчетный прибор учета тепловой энергии и потребитель не сообщил об этом в энергоснабжающую организацию, как того требует законодательство, то объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 20.10 КоАП, выражается в бездействии.

В качестве примера совершения административного правонарушения по ст. 20.10 КоАП путем действия можно привести следующий случай. При проверке бытового абонента 30.06.2010 выявлено нарушение Правил пользования электрической энергией, которое выразилось в устройстве электропроводки, не предусмотренной проектом, и подключении электроустановок вне расчетного прибора учета электрической энергии.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.10 КоАП, материальный. Ответственность по ст. 20.10 КоАП наступает только тогда, когда противоправное деяние в виде нарушения правил пользования электрической или тепловой энергией повлекло (объективно и закономерно) причинение ущерба.

Расчет причиненного ущерба осуществляется на основании Методических указаний «Методические указания по применению Порядка определения размера ущерба, причиненного при нарушениях в использовании электрической и тепловой энергии, согласованного Минюстом, Минфином и Минэкономики и утвержденного 17 апреля 1997 г. заместителем министра Минтопэнерго Республики Беларусь», утвержденных вице-президентом Белорусского государственного энергетического концерна.

Причиненный ущерб потребитель оплачивает энергоснабжающей организации в добровольном или судебном порядке.

В случае, если были нарушены правила пользования электрической или тепловой энергией и физическое лицо в результате обмана причинило ущерб энергоснабщающей организации на сумму 40 базовых величин и больше, наступает уголовная ответственность по ст. 216 «Причинение имущественного ущерба без признаков хищения» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).

Так, 25.06.2009 судом Пружанского района Брестской области гражданин К. был привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 216 УК в виде штрафа в размере 30 базовых величин. Гражданин К. в период с 16 мая 2007 г. по 5 мая 2009 г. путем наброса проводов нагрузки на ввод жилого дома с подключением электроустановок вне расчетного прибора учета безучетно потреблял электрическую энергию, в результате чего причинен ущерб энергоснабжающей организации на сумму 1417390 руб.

Субъективная сторона. Правонарушение, предусмотренное ст. 20.10 КоАП, может совершаться умышленно или по неосторожности.

12.07.2010 выявлено нарушение Правил пользования электрической энергией, которое выразилось в нарушении работы расчетного прибора учета расхода электрической энергии, а именно была установлена перемычка между первой клеммой прибора учета и цоколем предохранителя (прокол изоляции фазового провода). Данными действиями энергоснабщающей организации причинен ущерб. Нарушение подтверждается соответствующим актом, выпиской из лицевого счета, расчетом по акту.

Установлена вина бытового абонента В. На основании п. 4.8 Положения о присоединении электроустановок, согласно которому владелец жилого дома несет ответственность за сохранность и целостность расчетного прибора учета электрической энергии, бытовой абонент В. путем заключения договора на электроснабжение принял на себя обязательства по соблюдению данной нормы. Ежемесячно снимая показания расчетного прибора учета для оплаты электрической энергии, он видел, что установлена перемычка, и знал, что показания расчетного прибора учета не соответствуют мощности включенных в электросеть электроустановок.

Таким образом, бытовой абонент В. сознавал противоправность своего деяния, предвидел его вредные последствия, не желал, но сознательно допускал наступление этих последствий. Административное правонарушение совершено с косвенным умыслом.

15.06.2010 было выявлено нарушение Правил пользования электрической энергией, которое выразилось в повреждении корпуса расчетного прибора учета электрической энергии. При опросе бытового абонента К. выявлено, что 10.06.2010 он делал ремонт в коридоре, где установлен прибор учета. В процессе ремонта на прибор учета упала стремянка, и его корпус треснул, выпало смотровое стекло. Бытовой абонент К. убедился, что прибор учета работает, и в энергоснабжающую организацию не сообщил.

Актом о нарушении Правил пользования электрической энергией были зафиксированы неточности в показаниях прибора учета.

Согласно п. 2.14 Правил пользования электрической энергией, п. 5.9.1 Положения о присоединении электроустановок, а также согласно договорным обязательствам бытовой абонент обязан немедленно сообщить в энергоснабжающую организацию обо всех нарушениях схемы учета и неисправностях расчетного прибора учета.

Таким образом, бытовой абонент К. предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния (т.к. принимал на себя обязательства по обеспечению сохранности прибора учета), но без достаточных оснований рассчитывал на их предотвращение (он исходил из того, что прибор учета все же работает). Административное правонарушение совершено по легкомыслию.

Субъект. Нормативные правовые акты, регламентирующие использование электрической и тепловой энергии, определяют, что субъектами правоотношений выступают физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они дифференцируются на потребителей, абонентов (в том числе бытовых абонентов) и энергоснабжающие организации.

В отношении использования электрической энергии действует следующая терминология.

Энергоснабжающая организация — организация, осуществляющая снабжение электрической энергией потребителя (абонента) через присоединенную сеть.

Потребитель электрической энергии — физическое или юридическое лицо, электрические сети и электроустановки которого присоединены к сетям энергоснабжающей организации.

Абонент энергоснабжающей организации — потребитель, электрические сети и электроустановки которого непосредственно присоединены к сетям энергоснабжающей организации, имеющий границу балансовой принадлежности электрических сетей и заключенный договор на энергоснабжение. Для бытовых потребителей — квартира, строение или группа территориально объединенных строений личной собственности.

В отношении использования тепловой энергии действует следующая терминология.

Энергоснабжающая организация — юридическое лицо, осуществляющее продажу тепловой энергии абонентам на договорной основе.

Абонент (потребитель) — юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие пользование тепловой энергией и система теплопотребления которых непосредственно присоединена к тепловым сетям энергоснабжающей или транспортирующей организации, имеющие с ней границу балансовой принадлежности и заключенный договор теплоснабжения.

Таким образом, логично предположить, что виновными за нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией могут быть физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Однако ч. 2 ст. 4.8 КоАП установлено, что юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП. Аналогичное положение действует и в отношении индивидуальных предпринимателей.

В связи с тем что в ст. 20.10 КоАП прямо не указано, что по ст. 20.10 КоАП может наступать административная ответственность юридического лица или индивидуального предпринимателя, субъектом данного правонарушения является физическое лицо. Физическое лицо должно быть дееспособным, достигшим ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста.

В случае обнаружения нарушения правил пользования электрической или тепловой энергией у юридического лица или индивидуального предпринимателя устанавливается виновное должностное лицо. Вина подлежит установлению исходя из должностных инструкций, локальных правовых актов, приказов, объяснений и других доказательств.

Например, на предприятии осуществлялась реконструкция цеха, в результате которой подключалась новая теплоустановка. Ответственным за организацию реконструкции и ввод в эксплуатацию объекта приказом по предприятию ООО «А» назначен начальник производственного отдела И. После осуществления монтажных работ он, как полномочный представитель потребителя, подписал приемо-сдаточные документы.

Представителями энергоснабжающей организации 14.07.2010 на предприятии ООО «А» было выявлено нарушение Правил пользования тепловой энергии, которое выразилось в недостатках монтажа теплоустановки, отступлении от согласованной проектной документации и самовольной эксплуатации теплоустановки (без допуска органов энергетического надзора). Данными действиями причинен ущерб.

Начальник производственного отдела И. при опросе свою вину признал, признание вины не являлось вынужденным.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП протоколы об административных правонарушениях по ст. 20.10 КоАП имеют право составлять органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь.

Согласно подп. 1.1 п. 1 постановления N 27 полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению по делам об административных правонарушениях по ст. 20.10 КоАП предоставлены следующим должностным лицам:

Главному государственному инспектору Республики Беларусь по энергетическому надзору (его заместителям);

  • старшим государственным инспекторам по энергетическому надзору;
  • государственным инспекторам по энергетическому надзору.

Дело об административном правонарушении по ст. 20.10 КоАП может рассматриваться в течение 15 дней с момента его получения:

  • административными комиссиями;
  • Главным государственным инспектором Республики Беларусь по энергетическому надзору или его заместителями;
  • старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Статья 20.11. Нарушение правил эксплуатации тепловых сетей

Прокладка и подключение трубопроводов, не предусмотренных утвержденными проектами теплоснабжения, без допуска органов государственного энергетического надзора либо непринятие мер по подготовке теплоиспользующего оборудования для работы в осенне-зимний период, а равно иные нарушения правил эксплуатации тепловых сетей, которые вызвали или могли вызвать повреждение тепловых сетей, или перерыв в подаче тепловой энергии потребителям, или причинение иного ущерба, —

влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.

Комментарий к статье 20.11

Для уяснения диспозиции ст. 20.11 КоАП необходимо обратиться к постановлению Министерства энергетики Республики Беларусь от 11.08.2003 N 31 «Об утверждении Правил технической эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей» (далее — постановление N 31).

При этом следует обратить внимание на две особенности.

Во-первых, ст. 20.11 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил эксплуатации тепловых сетей, в то время как Правилами технической эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей, утвержденными постановлением N 31 (далее — Правила технической эксплуатации), регулируется техническая эксплуатация. Таким образом, содержание ст. 20.11 КоАП в этой части выходит за рамки норм, установленных Правилами технической эксплуатации.

Для определения границ действия ст. 20.11 КоАП можно воспользоваться дефиницией термина «эксплуатация». Согласно п. 10 Правил технической эксплуатации эксплуатация — это использование, техническое обслуживание и ремонт теплоиспользующих установок и тепловых сетей.

Кроме того, в диспозиции ст. 20.11 КоАП прямо указано нарушение, которое связано с выполнением подготовительных мероприятий к эксплуатации тепловых сетей, в частности прокладка и подключение трубопроводов, не предусмотренных утвержденными проектами теплоснабжения, без допуска органов государственного энергетического надзора. Учитывая это, а также основываясь на том, что перечень нарушений, подпадающих под действие ст. 20.11 КоАП, открытый, под эксплуатацией тепловых сетей применительно к ст. 20.11 КоАП следует понимать процесс подготовки тепловых сетей к использованию, непосредственно использование, в том числе техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей, а также плановое выведение тепловых сетей из эксплуатации.

Во-вторых, ст. 20.11 КоАП применяется, только если выявлено нарушение эксплуатации тепловых сетей. В случае же нарушения правил эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок применяется ст. 20.12 КоАП. Однако, если проанализировать подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие данные вопросы, можно убедиться, что законодатель не разделяет отдельно правового регулирования тепловых сетей и правового регулирования теплоиспользующих установок, поскольку это технически взаимосвязанные составляющие. В связи с этим при квалификации конкретного нарушения необходимо особое внимание обращать на квалификационные признаки ст. 20.11 и ст. 20.12 КоАП.

Кроме того, диспозиция ст. 20.11 КоАП затрагивает частный случай нарушения эксплуатации теплоиспользующего оборудования и включает такое правонарушение как непринятие мер по подготовке теплоиспользующего оборудования для работы в осенне-зимний период.

Подготовка теплоиспользующего оборудования для работы в осенне-зимний период регламентирована Правилами подготовки и проведения осенне-зимнего периода энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.06.2003 N 25/20 (далее — Правила подготовки и проведения осенне-зимнего периода).

Родовым объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере использования топливно-энергетических ресурсов.

Непосредственным объектом — общественные отношения по поводу безопасной, надежной и бесперебойной эксплуатации трубопроводов, предназначенных для передачи и использования тепловой энергии.

Предмет правонарушения — тепловые сети. Дополнительный предмет — теплоиспользующее оборудование.

Тепловая сеть — это совокупность трубопроводов и устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии.

Теплоиспользующее оборудование — это комплекс трубопроводов и устройств, использующих тепловую энергию для отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологических нужд (Правила технической эксплуатации).

Объективная сторона ст. 20.11 КоАП выражается в следующих деяниях.

1. Прокладка и подключение трубопроводов, не предусмотренных утвержденными проектами теплоснабжения, без допуска органов государственного энергетического надзора, в частности введение в эксплуатацию тепловых сетей без выполнения требований технического кодекса установившейся практики «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения» (ТКП 45-1.03-59-2008 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2008 N 433 «Об утверждении и введение в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — ТКП 45-1.03-59-2008 (02250)), требований отраслевых правил приемки, Правил технической эксплуатации.

В случае если при осмотре системы теплопотребления, теплоустановки и тепловых сетей законченного нового строительства либо после реконструкции и капитального ремонта органами государственного энергетического надзора будет выявлено, что прокладка трубопроводов осуществлена без согласованной проектной документации либо с отступлениями от нее, в акте осмотра смонтированных систем теплопотребления, теплоустановок и тепловых сетей делается запись о выявленных нарушениях. Ввод в эксплуатацию таких объектов запрещен.

Если, несмотря на то, что органами государственного энергетического надзора не было выдано заключение о возможности ввода в эксплуатацию обследуемого объекта, трубопроводы все же будут включены, то в данном деянии присутствует состав административного правонарушения по ст. 20.11 КоАП. Также административная ответственность по ст. 20.11 КоАП наступит, если субъект вообще не обращался в органы государственного энергетического надзора за допуском в эксплуатацию тепловых сетей в случаях, когда это предусмотрено законодательством.

2. Непринятие мер по подготовке теплоиспользующего оборудования для работы в осенне-зимний период — это невыполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих включение систем теплоснабжения, прохождение и завершение отопительного сезона, обеспечение отпуска тепловой энергии потребителям в осенне-зимний период.

В соответствии с Правилами подготовки и проведения осенне-зимнего периода подготовка к осенне-зимнему периоду осуществляется в отношении теплоисточников ГПО «Белэнерго», подчиненного Министерству энергетики Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также теплоисточников юридических лиц негосударственной формы собственности. Кроме того, подготовительные мероприятия к работе в осенне-зимний период должны осуществлять потребители тепловой энергии всех форм собственности и подчиненности, включая жилищный фонд, находящийся на их балансе.

Теплоисточник — энергоустановка или комплекс энергоустановок, предназначенные для производства тепловой энергии (п. 3 Правил подготовки и проведения осенне-зимнего периода).

Работы по подготовке теплоисточников к осенне-зимнему периоду должны быть завершены:

  • для обеспечения работы систем горячего водоснабжения — в сроки в соответствии с согласованными с местными исполнительными и распорядительными органами планами-графиками отключения теплоисточников и тепловых сетей;
  • для обеспечения работы систем отопления — к 1 октября текущего года (п. 10 Правил подготовки и проведения осенне-зимнего периода).

Потребитель тепловой энергии должен принять все меры по подготовке к работе в осенне-зимний период до 1 октября текущего года.

Перечень необходимых мероприятий по проведению субъектами подготовки к работе в осенне-зимний период установлен Правилами подготовки и проведения осенне-зимнего периода.

Невыполнение этого положения законодательства составляет объективную сторону административного правонарушения по ст. 20.11 КоАП.

Проверка готовности теплоисточников к работе в осенне-зимний период и проверка надежности систем теплоснабжения потребителей тепловой энергии к работе в осенне-зимний период должны быть произведены не позднее 15 октября текущего года специальной комиссией, назначаемой в установленном порядке.

Единогласное решение всех членов комиссии о готовности обследуемого объекта к работе в осенне-зимний период оформляется соответствующим актом проверки.

Акт является неотъемлемой частью паспорта готовности теплоисточника или потребителя к работе в осенне-зимний период, который регистрируется в органах государственного энергетического надзора.

Отсутствие в органах государственного энергетического надзора зарегистрированного паспорта готовности теплоисточника либо потребителя тепловой энергии к работе в осенне-зимний период свидетельствует о невыполнении требований законодательства по подготовке к работе в осенне-зимний период.

3. Иные нарушения правил эксплуатации тепловых сетей. Перечень нарушений диспозиции ст. 20.11 КоАП открытый, и под действие ст. 20.11 КоАП подпадают все нарушения нормативных правовых актов, составляющих содержание ст. 20.11 КоАП. Например, в нарушение п. 4.12.6 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, утвержденных Министром энергетики и электрификации СССР 20.02.1989 (действие данного документа в Республике Беларусь осуществляется на основании приказа ГПО «Белэнерго» от 30.12.2008 N 563) (далее — Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей), ОАО «N» осуществляло раскопку вблизи трассы трубопроводов тепловой сети без разрешения организации, на балансе которой находится данная тепловая сеть. В результате была повреждена тепловая сеть и произошел перерыв в подаче тепловой энергии потребителям.

Несмотря на то, что ОАО «N» не являлось субъектом, непосредственно занимающимся эксплуатацией тепловых сетей, его противоправными действиями были нарушены правила эксплуатации тепловых сетей и осуществлено посягательство на непосредственный объект административного правонарушения по ст. 20.11 КоАП, а именно безопасную, надежную и бесперебойную эксплуатацию трубопроводов, предназначенных для передачи и использования тепловой энергии.

Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и в бездействии.

Например, ввод в эксплуатацию тепловых сетей после окончания строительства или капитального ремонта без наружного антикоррозийного покрытия труб и металлических конструкций (в нарушение п. 123 Правил технической эксплуатации) является противоправным действием.

Невыполнение потребителем тепловой энергии условий подготовки систем теплоснабжения до 1 октября текущего года, указанных в п. 31 Правил подготовки и проведения осенне-зимнего периода, является противоправным бездействием.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.11 КоАП, может быть:

  • формальным, когда общественно опасные последствия в виде повреждения тепловых сетей, перерыва в подаче тепловой энергии потребителям или причинение иного ущерба не наступили в результате совершения противоправного деяния, но объективно и закономерно (т.е. с учетом причинной связи) могли наступить;
  • материальным, когда неблагоприятные общественно опасные последствия наступили в результате нарушения правил эксплуатации тепловых сетей.

Субъективная сторона. Статья 20.11 КоАП не содержит указания на конкретную форму вины субъекта. Однако анализ нормативных правовых актов, регулирующих данное направление деятельности, и правоприменительной практики свидетельствует о том, что правонарушения по ст. 20.11 КоАП совершаются умышленно.

Например, предприятие ОАО «ТМ» на основании решения Брестского областного исполнительного комитета должно было осуществить подготовку к работе в осенне-зимний период и до 15.10.2008 оформить паспорт готовности к работе в осенне-зимний период на 2008-2009 год.

Согласно письму ОАО «ТМ» просило согласовать работу комиссии по проверке готовности систем теплоснабжения к работе в осенне-зимний период на 16.09.2008. Просьба ОАО «ТМ» была удовлетворена, срок регистрации паспорта готовности к осенне-зимнему периоду ОАО «ТМ» установлен графиком подготовки к осенне-зимнему периоду на 2008-2009 год, утвержденным председателем Брестского горисполкома, на 16.09.2008.

Органами государственного энергетического надзора 16.10.2008 установлено, что акт проверки субъекта к работе в осенне-зимний период на 2008-2009 год в органах государственного энергетического надзора не зарегистрирован. При обследовании ОАО «ТМ» было выявлено, что необходимые меры по подготовке теплоиспользующего оборудования для работы в осенне-зимний период не приняты.

Таким образом, административное правонарушение совершено с косвенным умыслом: лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Субъект административного правонарушения по ст. 20.11 КоАП общий: физическое лицо — дееспособное лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста; юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В связи с виновным невыполнением или ненадлежащим выполнением своих обязанностей к административной ответственности по ст. 20.11 КоАП могут привлекаться должностные лица.

При обследовании 20.07.2010 ООО «Т» органами государственного энергетического надзора выявлено нарушение п. 105 Правил технической эксплуатации. В частности, в месте прокладки теплопроводов на расстоянии менее 2 м от проекции на поверхность земли края бесканального трубопровода по распоряжению директора было организовано временное складирование фундаментных блоков. Вина директора подтверждалась его распоряжением, объяснениями и актом проверки государственного инспектора по энергетическому надзору.

Решением общего собрания ЗАО «N» была включена в работу вновь построенная котельная административного здания. При проверке органами государственного энергетического надзора установлено, что трубопроводы котельной подключены без допуска органов государственного энергетического надзора. Данными действиями нарушена норма ТКП 45-1.03-59-2008 (02250), поскольку эксплуатация объектов, не принятых приемочными комиссиями в установленном порядке, не допускается. Данное деяние подпадает под действие ст. 20.11 КоАП. Таким образом, ЗАО «N» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 базовых величин.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП протоколы об административных правонарушениях по ст. 20.11 КоАП имеют право составлять органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь.

Согласно подп. 1.1 п. 1 постановления N 27 полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению по делам об административных правонарушениях по ст. 20.11 КоАП предоставлены следующим должностным лицам:

  • Главному государственному инспектору Республики Беларусь по энергетическому надзору (его заместителям);
  • старшим государственным инспекторам по энергетическому надзору;
  • государственным инспекторам по энергетическому надзору.

Дело об административном правонарушении по ст. 20.11 КоАП может рассматриваться в течение 15 дней с момента его получения:

  • Главным государственным инспектором Республики Беларусь по энергетическому надзору или его заместителями;
  • старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Статья 20.12. Нарушение правил эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок

Нарушение правил эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок, создающее угрозу жизни и здоровью людей, гибели животных, возникновения пожара или аварии, —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от тридцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — от тридцати до пятисот базовых величин.

Комментарий к статье 20.12

Статья 20.12 КоАП содержит два самостоятельных состава административных правонарушений: один выражается в нарушении правил эксплуатации электрических установок, другой — в нарушении правил эксплуатации теплоиспользующих установок.

Электрическая установка — это совокупность шин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии (п. 3.63 ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей»).

Вопросы эксплуатации электрических установок регламентируются ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей.

Электростанция — это электроустановка, предназначенная для производства электрической или электрической и тепловой энергии, состоящая из строительной части, оборудования для преобразования различных видов энергии в электрическую или электрическую и тепловую энергию, вспомогательного оборудования и электрических распределительных устройств (п. 3.62 ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей»).

Однако указанными нормативными правовыми актами правовое регулирование эксплуатации электрических установок не исчерпывается, поскольку они регулируют только техническую эксплуатацию, а не эксплуатацию в целом.

Теплоиспользующая установка — это комплекс трубопроводов и устройств, использующих тепловую энергию для отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологических нужд (п. 10 Правил технической эксплуатации).

Нормативными правовыми актами, регулирующими эксплуатацию теплоиспользующего оборудования, являются Правила технической эксплуатации и Правила техники безопасности при эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей, утвержденные постановлением N 31 (далее — Правила техники безопасности).

Следует обратить внимание, что некоторые нарушения правил эксплуатации теплоиспользующих установок выделены в отдельный состав административного правонарушения и указаны в диспозиции ст. 20.11 КоАП. Так, прокладка и подключение трубопроводов (трубопроводы являются частью теплоиспользующего оборудования), не предусмотренных утвержденными проектами теплоснабжения, без допуска органов государственного энергетического надзора, а также непринятие мер по подготовке теплоиспользующего оборудования для работы в осенне-зимний период составляют объективную сторону административного правонарушения по ст. 20.11 КоАП.

Родовым объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере использования топливно-энергетических ресурсов. Непосредственным объектом — общественные отношения по поводу безопасной, надежной и бесперебойной эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

Предмет правонарушения — электрические и теплоиспользующие установки.

Объективная сторона административного правонарушения по ст. 20.12 КоАП выражается в действии или бездействии, направленном на нарушение норм законодательства, регулирующего эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок.

Например, при обследовании СПК «N» было выявлено нарушение п. 5.3.4 ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», в частности, отсутствовали ограждения и защита от случайных прикосновений на открытых токоведущих частях электропроводки. Данное противоправное деяние совершено путем бездействия должностного лица, ответственного за электрохозяйство.

Главным энергетиком СПК «М» было допущено нарушение п. 6.12.4.16 ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» путем противоправного действия — эксплуатации неисправных устройств выравнивания электрических потенциалов. Напряжение прикосновения для животных превышало 12 В.

Квалифицирующим признаком ст. 20.12 КоАП является угроза жизни и здоровью людей, гибели животных, возникновения пожара или аварии.

Под угрозой применительно к ст. 20.12 КоАП следует понимать создание таких условий, при которых нарушается безопасность и надежность эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок и создается реальная возможность вследствие этого (причинная связь) причинения вреда жизни или здоровью людей, гибели животных, возникновения пожара или аварии.

В случае, если выявлены нарушения правил эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок, которые непосредственно не создают угрозы жизни и здоровью людей, гибели животных, возникновения пожара или аварии, государственный инспектор по энергетическому надзору выдает предписание об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок его исполнения. Согласно п. 4.1.3 ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» и п. 18 Правил технической эксплуатации предписания органов государственного энергетического надзора являются обязательными для исполнения. Если выданное предписание не выполнено в установленный срок, то наступает административная ответственность по ст. 23.1 КоАП.

Следует отметить, что ст. 20.12 КоАП не содержит часть вторую, которая предусматривала бы административную ответственность при наступлении тяжких общественно опасных последствий. Следовательно, если в результате нарушения правил эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок наступила, например, смерть, то ответственность будет определяться в соответствии с УК.

Субъективная сторона. Административное правонарушение по ст. 20.12 КоАП может быть совершено умышленно или по неосторожности.

16.08.2010 было проведено обследование электроустановок индивидуального предпринимателя. В результате обследования государственным инспектором по энергетическому надзору выявлены нарушения. В нарушение п. 5.13.31 ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» не были своевременно выполнены профилактические испытания электроустановок, отсутствовал контроль за своевременностью проверок и испытаний средств защиты. В связи с тем, что данные нарушения создавали угрозу жизни и здоровью людей, возникновения пожара, на индивидуального предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении по ст. 20.12 КоАП.

При установлении вины индивидуального предпринимателя учитывалось следующее. Согласно п. 4.1.8 ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» у потребителей, установленная мощность электроустановок которых не превышает 30 кВА, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В связи с тем, что индивидуальный предприниматель не занимался производственной деятельностью, а использовал гараж в качестве складского помещения, мощность его электроустановок не превышала 30 кВА. Ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок индивидуальный предприниматель возложил на себя. Он имел 1-ю группу по электробезопасности. При опросе индивидуальный предприниматель свою вину признал и пояснил, что совершил данное нарушение по незнанию.

Таким образом, административное правонарушение совершено по небрежности, т.е. индивидуальный предприниматель не предвидел возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.

При обследовании ООО «П» государственным инспектором по энергетическому надзору выявлены следующие нарушения: на ректификационной колонне был неисправен предохранительный клапан от повышения давления; отсутствовали две шпильки крепления крышки смотрового люка. Согласно п. 133 Правил техники безопасности эксплуатация таких теплоиспользующих установок запрещена, поскольку создает угрозу жизни и здоровью людей, возникновения пожара или аварии. В соответствии с приказом по ООО «П» ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплоиспользующего оборудования несет главный энергетик Б.

Таким образом, главный энергетик Б. в силу своего должностного положения сознавал противоправность своего деяния, предвидел его вредные последствия, не желал, но сознательно допускал наступление этих последствий либо относился к ним безразлично, т.е. административное правонарушение совершено с косвенным умыслом.

Субъект административного правонарушения по ст. 20.12 КоАП общий: физическое лицо — дееспособное лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста; юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В связи с виновным невыполнением или ненадлежащим выполнением своих обязанностей к административной ответственности по ст. 20.12 КоАП могут привлекаться должностные лица.

Например, согласно п. 14 Правил технической эксплуатации руководитель организации должен обеспечить содержание теплоиспользующих установок в исправном состоянии и безопасную их эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ведомственного надзора. При обследовании ОАО «Х» государственным инспектором по энергетическому надзору установлено, что теплоиспользующие установки эксплуатировались без участия подготовленного теплотехнического персонала, отсутствовало лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплоиспользующих установок и прошедшее проверку знаний Правил технической эксплуатации и Правил техники безопасности. Эксплуатация теплоиспользующих установок в таких условиях создает угрозу жизни и здоровью людей, возникновения аварии. На основании изложенного установлена вина директора ОАО «Х» в совершении административного правонарушения по ст. 20.12 КоАП.

При обследовании СПК «А» выявлено следующее нарушение: эксплуатация реконструированной фермы осуществлялась без допуска электроустановок в эксплуатацию органами государственного энергетического надзора. Решение о досрочном вводе в эксплуатацию фермы было принято в связи с производственной необходимостью — требовалось переместить рогатый скот из помещения, находящегося в непригодном состоянии после урагана.

В результате деяния СПК «А» были нарушены п. 4.4.1, 4.4.16 ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» (реконструированные электроустановки должны быть приняты в эксплуатацию в установленном законодательством порядке). Данное противоправное деяние создает угрозу жизни и здоровью людей, гибели животных, возникновения пожара или аварии. На основании изложенного установлена вина СПК «А» в совершении административного правонарушения по ст. 20.12 КоАП.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП протоколы об административных правонарушениях по ст. 20.12 КоАП имеют право составлять органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь.

Согласно подп. 1.1 п. 1 постановления N 27 полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению по делам об административных правонарушениях по ст. 20.12 КоАП предоставлены следующим должностным лицам:

  • Главному государственному инспектору Республики Беларусь по энергетическому надзору (его заместителям);
  • старшим государственным инспекторам по энергетическому надзору;
  • государственным инспекторам по энергетическому надзору.

Дело об административном правонарушении по ст. 20.12 КоАП может рассматриваться в течение 15 дней с момента его получения:

  • судом;
  • Главным государственным инспектором Республики Беларусь по энергетическому надзору или его заместителями;
  • старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Статья 23.35. Умышленные повреждение или срыв печати (пломбы)

Умышленные повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной уполномоченным должностным лицом, за исключением действий, предусмотренных статьей 18.34 настоящего Кодекса, —

влекут наложение штрафа в размере от шести до десяти базовых величин.

Комментарий к статье 23.35

В компетенцию органов государственного энергетического надзора входит составление протоколов об административных правонарушениях по ст. 23.35 КоАП. Статья 23.35 КоАП является общей для многих контролирующих органов. В правоприменительной практике органов государственного энергетического надзора ст. 23.35 КоАП наиболее часто применяется в нескольких случаях.

1. В соответствии с п. 8 Положения о государственном энергетическом надзоре государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставлено право требовать от потребителей незамедлительного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, угрожающих возникновением аварий, пожаров либо представляющих угрозу жизни людей. Данное полномочие реализуется путем опломбировки отключенных электрических и теплоиспользующих установок и установления запрета на их эксплуатацию до устранения выявленных нарушений.

В случае если пломба государственного инспектора по энергетическому надзору будет сорвана и оборудование, несмотря на запрет, будет эксплуатироваться, то в деянии физического лица образуется состав административного правонарушения по ст. 23.35 КоАП. Умысел на повреждение или срыв пломбы подтверждается восстановлением эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

2. В соответствии с п. 2.16 Правил пользования электрической энергией энергоснабжающая организация имеет право отключать от источников электрической энергии юридических и физических лиц, допустивших: самовольное присоединение оборудования, устройств и приборов к сети энергоснабжения; присоединение оборудования, устройств и приборов к сети энергоснабжения без использования средств учета расхода энергии или нарушение схем подключения этих средств; устройство электропроводок, не предусмотренных утвержденными проектами энергоснабжения.

Отключение потребителя от источников электрической энергии может осуществляться представителями энергоснабжающей организации в расчетном приборе учета электрической энергии. Это выполняется путем опломбировки расчетного прибора учета электрической энергии специальной пломбой энергоснабжающей организации.

В случае, если наложенная пломба будет сорвана, ответственность за данное правонарушение наступит по ст. 23.35 КоАП. Умышленная форма вины подтверждается целью совершенного противоправного деяния — пломба сорвана для восстановления электроснабжения, причем потребление электрической энергии осуществляется через расчетный прибор учета.

Протоколы об административных правонарушениях, составленные государственными инспекторами по энергетическому надзору по ст. 23.35 КоАП, могут рассматриваться Главным государственным инспектором Республики Беларусь по энергетическому надзору (его заместителями); старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору либо судом.