Договор строительного подряда в Республике Беларусь и Российской Федерации: сравнительный анализ

Договор строительного подряда является одним из наиболее распространенных на практике видов договоров подряда. Договор строительного подряда, в отличие от иных гражданско-правовых договоров, характеризуется длительным сроком действия (срок строительства объекта и его гарантийный срок эксплуатации), высокой стоимостью строительно-монтажных работ, входящих в предмет договора.

Договор строительного подряда, являясь видом договора подряда, обладает всеми родовыми признаками, присущими последнему. Во-первых, договор строительного подряда направлен на выполнение работ в соответствии с заданием заказчика; во-вторых, договор строительного подряда направлен на выполнение только таких работ, которые влекут получение результата, отделимого от самой работы; в-третьих, результат работ имеет индивидуальный характер. Кроме названных признаков договор строительного подряда обладает рядом видовых отличий: во-первых, работы выполняются на недвижимом объекте, неразрывно связанном с землей; во-вторых, выполнение работ направлено на повышение прочности, устойчивости, надежности здания и сооружения и (или) монтаж оборудования на указанных объектах [1, с. 8].

Договор строительного подряда в современной теории гражданского права рассматривается как разновидность договора подряда, наряду с бытовым подрядом, подрядом на выполнение проектных и изыскательских работ и др.

Правовое регулирование отношений, возникающих из договора строительного подряда в Республике Беларусь, осуществляется множеством нормативных правовых актов. Перечислим основные:

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  2. Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 N 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»;
  3. Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 591 «О проведении процедур закупок при строительстве»;
  4. Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 N 1450.

В Российской Федерации эти же правоотношения регулируются такими нормативными правовыми актами, как:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК);
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.10.2008 N 116н;
  4. Методические рекомендации по разработке условий договоров подряда на строительство по гарантиям и поручительствам, утвержденные протоколом Министерства строительства Российской Федерации от 20.02.1996 N 6.

Каждая из сторон, заключая договор строительного подряда, преследует свои интересы: заказчик — своевременное получение качественного результата работ, подрядчик — получение вознаграждения. Чтобы договор стал выгодным для обеих сторон, необходимо уделить внимание согласованию всех существенных условий и включению их в подписываемый договор [2].

В Российской Федерации к существенным условиям договора строительного подряда относят условия о цене, предмете, сроке строительства объекта [3, с. 123].

В Республике Беларусь перечень существенных условий намного шире. К ним относятся: предмет договора (наименование и местонахождение объекта, виды строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы); указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков; сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (по согласованию сторон могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки)); договорная (контрактная) цена или способ ее определения; порядок и сроки представления проектной документации, ее содержание и состав, количество представляемых экземпляров; порядок расчетов за выполненные строительные работы; источники и объемы финансирования по каждому из источников, в том числе с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств; обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора; форма обеспечения исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в соответствии с законодательством [4].

Предметом договора подряда является строительство объекта или выполнение строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ и возмездная передача объекта, результата строительно-монтажных работ заказчику [5, с. 16]. Анализ доктринальных взглядов и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что, чтобы предмет договора строительного подряда был согласованным, сторонам необходимо включить в договор следующие элементы: наименование (вид) работ, содержание и объем работ, объект, на котором должны выполняться работы, и конкретизацию его месторасположения, результат, к которому должны привести подрядные работы [2].

Сторонами рассматриваемого договора как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации являются заказчик и подрядчик.

Итак, подрядчик в строительной деятельности — это юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, имеющее право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившее договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности [6].

В Российской Федерации аналогичные требования к подрядчику. В качестве подрядчика в договоре строительного подряда могут выступать физические и юридические лица, обладающие необходимыми познаниями, умениями и навыками для выполнения соответствующих строительных работ [3, с. 483].

Кроме того, в Республике Беларусь предусмотрено, что отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в установленном порядке [7].

Осуществление видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений без аттестата соответствия действующим законодательством запрещается.

Таким образом, в Республике Беларусь активно используются два механизма допуска к осуществлению строительной деятельности: аттестация специалистов и аттестация организаций.

Однако необходимо отметить, что Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 N 216, предусматривает создание института саморегулируемых организаций в отдельных секторах экономики [8].

В Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ [9].

Таким образом, законодательство рассматриваемых государств выдвигает критерии, которым должен соответствовать подрядчик, для того чтобы осуществлять строительную деятельность.

Заказчик в строительной деятельности — это юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора [6].

В Российской Федерации в роли заказчика может выступать любой субъект гражданского права: физическое или юридическое лицо, а также соответствующее публично-правовое образование в лице его уполномоченного органа [3, с. 483].

П.С.Озеров в своем исследовании классифицировал договоры строительного подряда по цели их заключения: договоры строительного подряда, результат которых предназначен для использования в предпринимательских целях; договоры строительного подряда, результат которых предназначен для использования некоммерческой организацией в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью; договоры строительного подряда, направленные на удовлетворение потребностей муниципального образования; договоры строительного подряда, направленные на удовлетворение бытовых и иных личных потребностей заказчика-гражданина; договоры строительного подряда, направленные на удовлетворение потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации [10, с. 15].

Таким образом, являясь разновидностью договора подряда, договор строительного подряда обладает рядом присущих только ему характеристик.

Во-первых, предметом данного договора является перечень работ, входящих в определение строительной деятельности.

Во-вторых, для осуществления строительной деятельности подрядчику необходимо соответствовать некоторым критериям. В Российской Федерации организация должна быть включена в Государственный реестр саморегулируемых организаций, в Республике Беларусь — быть аттестованной организацией и иметь соответствующие сертификаты, подтверждающие право выполнения определенных работ. В Республике Беларусь, в отличие от Российской Федерации, намного шире перечень существенных условий договора строительного подряда.

Следует отметить, что прогрессивным в Республике Беларусь является такое существенное условие, как форма обеспечения исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения. На наш взгляд, данное существенное условие является дополнительной гарантией для заказчика и одновременно дисциплинирующим фактором для подрядчика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Корень, Т.А. Договор строительного подряда: понятие, правовое регулирование, характеристика основных элементов [Электронный ресурс] / Т.А.Корень.

2. Бежан, А.В. Заключение договора строительного подряда на выгодных условиях [Электронный ресурс] / А.В.Бежан, С.А.Киракосян.

3. Российское гражданское право: учеб.: в 2 т. / отв. ред. Е.А.Суханов. — 2-е изд., стер. — М.: Статут, 2011. — Т. II: Обязательственное право. — 1208 с.

4. Об утверждении правил заключения и исполнения договоров строительного подряда: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 сент. 1998 г., N 1450: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 01.04.2014 N 301 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

5. Настольная книга начальника сметно-договорного отдела: практ. пособие: в 2 ч. / А.П.Быковская [и др.]. — Минск: Издательский дом Гревцова, 2014. — Ч. 1. — 128 с.

6. Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 5 июля 2004 г., N 300-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2014 N 229-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

7. Петрушина, А.М. Аттестация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в строительстве / А.М.Петрушина // Юрист в строительстве. — 2014. — N 4 (24). — С. 6 — 10.

8. Об утверждении программы деятельности правительства Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 февр. 2011 г., N 216: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 09.07.2015 N 573 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

9. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Комитет по строительству и архитектуре. — Режим доступа: http://www.kgainfo.spb.ru/img/flash/gradostroi_kodeks.pdf. — Дата доступа: 20.01.2015.

10. Озеров, П.С. Гражданско-правовое регулирование отношений строительного подряда: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / П.С.Озеров; Краснодарский государственный университет. — Краснодар, 2007. — 20 с.