Комментарий к статье 21.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 21.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного (например, культурно-бытового) назначения, в том числе жилых домов, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. Опасность самовольного (без разрешения) строительства состоит в том, что в результате таких действий затрудняется осуществление планов архитектурной планировки и застройки городов и иных поселений, искажается их облик, нарушаются права и интересы других граждан, создается угроза общественной, в частности экологической, пожарной безопасности.

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без разрешения.

В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) самовольное строительство — деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена:

  • на самовольно занятом земельном участке;
  • на земельном участке, используемом не по целевому назначению либо предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, и (или) предоставленном с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется его проведение;
  • без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Недвижимое имущество, созданное в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой. Самовольное строительство должно быть незамедлительно приостановлено.

Последствия самовольного строительства перечислены в пунктах 2 — 10 статьи 223 ГК.

Согласно статьям 21 и 23 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон N 300-З) проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации, состав, порядок подготовки и выдачи которой устанавливаются с учетом требований законодательных актов Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается на бесплатной основе в течение срока, установленного законодательством, заказчику, застройщику органами государственного строительного надзора, определенными законодательными актами, при наличии документов, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Срок действия разрешения на производство строительно-монтажных работ ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта. Срок действия разрешения на производство строительно-монтажных работ может быть продлен на основании заявления, поданного заказчиком, застройщиком в орган государственного строительного надзора, выдавший такое разрешение, с обоснованием необходимости его продления.

Пунктом 4 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 N 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности», установлено, какие документы включаются в разрешительную документацию на строительство:

  • при предоставлении земельного участка в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 N 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ N 667);
  • при предоставлении земельного участка в случае, если необходимо предварительное согласование места его размещения в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом N 667 (далее — Положение N 667);
  • при предоставлении земельного участка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в случае, если не требуется предварительное согласование места его размещения в соответствии с Положением N 667;
  • при возведении, реконструкции (за исключением жилых помещений в многоквартирных жилых домах, одноквартирных, блокированных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории), реставрации, капитальном ремонте на предоставленном земельном участке;
  • при возведении гражданами одноквартирного, блокированного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 N 1387 утвержден перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ. Согласно подпункту 1.4.3 пункта 1 перечня функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства, установленного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 N 4 «Об установлении перечня функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства и утверждении Инструкции о порядке осуществления деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта», функцией заказчика, застройщика в области обеспечения проектно-сметной документацией и организации строительства является получение разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ в установленном порядке. Пунктом 4 Инструкции о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 N 11 (далее — Инструкция N 11), определено, что производство строительно-монтажных работ на объектах строительства может быть начато только после получения заказчиком, застройщиком разрешения в органах государственного строительного надзора, за исключением объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ.

Субъектами правонарушения являются физическое лицо (как правило, должностное), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению обязательных требований законодательства при строительстве, реконструкции (пристройке, надстройке, перестройке) капитального строения (здания, сооружения) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Основными субъектами доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.12 КоАП, являются органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы, осуществляющие государственный строительный надзор, сельские, поселковые, районные, городские и областные исполнительные комитеты, администрации районов в городах, которые уполномочены на ведение административного процесса соответственно на основании:

Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;

Закона N 300-З, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 981 «Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.1999 N 1860 «Об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь»;

Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Закона N 300-З.

Процессуальная компетенция органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь определена статьей 3.7 и пунктом 16 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП); органов, осуществляющих государственный строительный надзор, — пунктом 49 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП; сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах — пунктом 2 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП.

Примеры нарушений:

1. Согласно пункту 17 Инструкции N 11 в случае прекращения действия разрешения выдача нового разрешения производится в порядке, установленном Инструкцией N 11.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение абзаца 2 пункта 2 статьи 2 Закона N 300-З, пунктов 4 и 17 Инструкции N 11 на объекте «Реконструкция существующей молочно-товарной фермы» в сентябре — декабре 2013 г. общество допустило производство строительно-монтажных работ без наличия разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ (действие предыдущего разрешения истекло 31.08.2013, новое разрешение не получено). Таким образом, обществом в сентябре — декабре 2013 г. было допущено самовольное строительство объекта.

2. В соответствии с разделом 1 технического кодекса установившейся практики «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (ТКП 45-1.01-4-2005 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2005 N 172 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — ТКП 45-1.01-4-2005), ТКП 45-1.01-4-2005 определяет цели, принципы построения и общую структуру Национального комплекса технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в строительстве, действующего в составе Системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь, и устанавливает объекты технического нормирования и стандартизации в строительстве, виды технических нормативных правовых актов, требования к их содержанию, а также ответственность за разработку этих актов и контроль за их соблюдением.

Требования ТКП 45-1.01-4-2005 обязательны для субъектов технического нормирования и стандартизации, участвующих в процессе технического нормирования и стандартизации в строительстве.

В соответствии с подпунктом 3.3.4 пункта 3.3 ТКП 45-1.01-4-2005 капитальный ремонт объекта строительства (capital repairs) — совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации и (или) улучшению конструктивных, инженерных технических, эстетических качеств объекта строительства, осуществленных путем восстановления, улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования, элементов объекта строительства.

В соответствии с подпунктом 3.3.9 пункта 3.3 ТКП 45-1.01-4-2005 реконструкция объекта (reconstruction) — совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них.

В соответствии с подпунктом 3.3.10 пункта 3.3 ТКП 45-1.01-4-2005 ремонт объекта (repairs) — совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации и (или) улучшению конструктивных, инженерных, технических, эстетических качеств объекта, в том числе по устранению его мелких повреждений и неисправностей, а также предупреждению его износа, не относящихся к реконструкции объекта.

В соответствии с подпунктом 3.3.19 пункта 3.3 ТКП 45-1.01-4-2005 текущий ремонт объекта (running repairs) — совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта.

В нарушение статьи 21 Закона N 300-З обществом не была получена разрешительная документация на выполнение в январе — феврале 2014 г. работ по капитальному ремонту, реконструкции коридора третьего этажа инженерного корпуса общества: по изменению конструкций пола (с деревянного на плиточный), стен (зашивка стен листами из гипсокартона по каркасу), устройству подвесного потолка типа «Армстронг», замене заполнений внутренних дверных проемов, отделочным работам (оштукатуривание, окрашивание).